Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:54, курсовая работа
Целью работы является анализ бюджетного процесса в Российской Федерации.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы:
Изучить понятие, сущность и принципы бюджетного процесса;
Анализ бюджетного процесса в России и за рубежом (т.е. дать характеристику основных этапов бюджетного процесса);
Выявить проблемы проведения бюджетного процесса в Российской Федерации и пути их устранения.
Введение 2
I.Теоретические вопросы реализации бюджетного процесса
Понятие, сущность и принципы бюджетного процесса 4
II.Анализ бюджетного процесса в России и за рубежом
2.1. Характеристика основных этапов бюджетного процесса в России 12
2.2. Характеристика основных этапов бюджетного процесса в США 20
III.Проблемы проведения бюджетного процесса в Российской Федерации и пути их устранения 25
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложения
Содержание
Введение
I.Теоретические вопросы реализации бюджетного процесса
II.Анализ бюджетного процесса в России и за рубежом
2.1. Характеристика основных этапов бюджетного процесса в России 12
2.2. Характеристика основных этапов бюджетного процесса в США 20
III.Проблемы проведения
бюджетного процесса в Российской
Федерации и пути их устранения
Заключение
Список используемой
литературы
Приложения
Введение
В последние годы важнейшей задачей органов государственной власти Российской Федерации, как и ее субъектов, стало обеспечение устойчивого экономического роста, развитие финансового федерализма, совершенствование бюджетной политики. Бюджетная политика должна быть ориентирована на поддержку и стимулирование инвестиционной деятельности , создание обстановки максимального благоприятствования для частных капиталовложений, на надежные гарантии прав собственника, строжайшую экономику расходов на всех уровнях. Назрела необходимость существенного снижения уровня бюджетно-финансового неравенства.
Целью реформирования управления бюджетным процессом является создание условий и предпосылок для эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Бюджетная политика, проводимая государством, должна быть ориентирована на создание системы межбюджетных отношений, способной нивелировать сложившиеся диспропорции социально-экономического развития регионов не только за счет механизма выравнивания, но и механизма разграничения полномочий между органами власти различных уровней. Сбалансированное разграничение доходных и расходных полномочий составляет основу формирования межбюджетных отношений и является одним из принципиальных вопросов государственного устройства, базирующегося на принципах бюджетного федерализма.
Эффективное расходование бюджетных средств подразумевает их согласование с приоритетами государственной политики по принципу «соответствие результату», основным инструментом реализации которого является модель бюджетного планирования – бюджетирование, ориентированное на результат. Данная модель предполагает как повышение самостоятельности субъекта бюджетного планирования, так и ужесточение ответственности субъекта бюджетного планирования после сопоставления полученных результатов и затраченных ресурсов.
Проводимая реформа бюджетного процесса направлена на создание условий для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
Одним из основных направлений повышения эффективности управления общественными финансами является создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами. Именно систему межбюджетных отношений можно рассматривать в качестве одного из инструментов для решения указанных задач.
Целью работы является анализ бюджетного процесса в Российской Федерации.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы:
I.Теоретические вопросы реализации бюджетного процесса
1.1. Понятие, сущность и принципы бюджетного процесса
Главным
звеном финансовой системы государства
является бюджетная система. Бюджетная
система – это совокупность бюджетов
государства, административно-
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства. Схема построения бюджетной системы бюджетной системы приведена в приложении 1.
Статья 10 БК РФ закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:
Каждый
из бюджетов на своем уровне служит
финансовой базой для деятельности
соответствующих
Выполнение
государством возложенных на него функций
связано с наличием у него необходимых
финансовых ресурсов, а это в свою
очередь требует концентрации в
бюджете части денежных средств,
создаваемых в государстве. В ходе
мобилизации в бюджете этих средств и
их использования возникают финансовые
отношения между государством, налогоплательщиками
и получателями бюджетных ассигнований.
Эти отношения строятся в соответствии
с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой
и осуществляемой органами власти.
Финансово-бюджетная
политика государства ежегодно определяется
в Бюджетном послании Президента
Российской Федерации Правительству
Российской Федерации. На территориальном
уровне она определяется решениями
соответствующих органов
В российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнение бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.
Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – это совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.1
Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю над их исполнением (ст. 6 БК РФ). Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, является перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.2
Бюджетный
процесс предусматривает
Бюджетный процесс обладает следующими чертами.
Во-первых,
бюджетный процесс является важнейшим
направлением финансовой деятельности
государства и муниципальных
образований. Аккумулирование, распределение
и использование денежных фондов публичных
образований производится только в процессуальном
форме. Бюджетный процесс включает в себя
правотворческую (законотворческую) деятельность
по подготовке проектов (решений) о бюджете,
их рассмотрению и утверждению, составлению,
рассмотрению и утверждению отчетов об
исполнении бюджетов, организационно-
Во-вторых,
бюджетный процесс
В-третьих, бюджетный процесс разделен на стадии, последовательно сменяющие друг друга и направленные на решение определенных задач.
Бюджетный процесс состоит из следующих стадий:
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: Президент РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Минфин России, Федеральное казначейство, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, Банк России, Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ (Администрация Президента РФ); Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ); Правительство РФ; Минфин России; Федеральное Казначейство; Федеральная Налоговая Служба (ФНС России);Федеральная Таможенная служба (ФТС России) 4.
Бюджетный процесс в Российской Федерации основан на следующих принципах: