Прогнозирование показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 02:45, контрольная работа

Описание

Целью анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является оценка его текущего финансового состояния, а также определение того, по каким направлениям нужно вести работу по улучшению этого состояния. При этом желательным полагается такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению. Таким образом, внутренними по отношению к данному предприятию пользователями финансовой информации являются работники управления предприятием, от которых зависит его будущее финансовое состояние.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы прогнозирования показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия 5
1.1. Понятие, задачи финансового прогнозирования 5
1.2. Методы прогнозирования 6
1.3. Точность прогнозов
Выводы 18
Практическая часть 22
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

прогнозирование показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.docx

— 65.27 Кб (Скачать документ)

    ТТА = Д/ ОбТА = <ТА>*Д / В (19),

    где Д - длительность отчетного периода.

    С другой стороны:

    <ТА> = (ТА(n) + ТА(n+1))/2 (20)

    Из (19) и (20) имеем:

    ТА(n+1) = 2* В*ТТА/ Д - ТА(n) (21)

    Подставляя  уже известные нам величины в  правую часть формулы (21), мы определим  прогнозную величину текущих активов  ТА(n+1) (детерминированный метод).

    Для окончательного построения прогнозных форм отчетности в укрупненной номенклатуре статей необходимо определить величины кредиторской задолженности и кредитов в пассиве баланса. Это делается по следующей схеме. Определяем величину валюты баланса как сумму величин текущих и внеоборотных активов. Затем рассматриваем определенную нами ранее по формуле (16) максимальную величину кредиторской задолженности КЗn+1. В зависимости от ее величины, прогнозирование завершается одним из двух вариантов:

    Если  сумма КЗn+1 и величины собственного капитала превышает валюту баланса, то величина кредиторской задолженности уменьшается и принимается равной разности между валютой баланса и величиной собственного капитала. В этом случае предприятию достаточно собственных источников финансирования, поэтому в строке "Кредиты и займы" ставим нуль. Здесь нами снова используется базовый балансовый метод увязки показателей, являющийся составной частью описываемого комбинированного метода.

    Если  же собственных источников недостаточно для удовлетворения потребности  в финансировании (сумма КЗn+1 и величины собственного капитала меньше валюты баланса), то погашние обязательств перед кредиторами возможно лишь при условии привлечения дополнительных финансовых ресурсов - кредитов банка. Это отразится на длительности производственно-коммерческого цикла. Замедлится оборачиваемость средств из-за роста себестоимости, в которую теперь будут входить и банковские проценты за пользование кредитом. Это приведет к увеличению разрыва между сроком оборота текущих активов и периодом погашения кредиторской задолженности. Следовательно, увеличится совокупная потребность в финансировании ПФ, представленном собственным капиталом и банковскими кредитами. Величина ПФ может быть определена по формуле:

    ПФ = ТА*(ТТА - ТКЗ) / ТА (22)

    Значение  строки "Кредиты и займы" определяется как разность между совокупной потребностью в финансировании ПФ и по формуле (11) величиной собственного оборотного капитала в прогнозном периоде ПСОК. По строке "Кредиторская задолженность и прочие пассивы" отражается величина, доводящая суммарный пассив баланса до величины валюты баланса, определенной по активным статьям (балансовый метод).  

    1.3. Точность прогнозов 

    Основными критериями при оценке эффективности  модели, используемой в прогнозировании, служат точность прогноза и полнота  представления будущего финансового  состояния предприятия. С точки  зрения полноты, безусловно, наилучшими являются методы, позволяющие построить прогнозные формы отчетности. В этом случае будущее состояние предприятия можно проанализировать не менее детально, чем его настоящее положение. Вопрос с точностью прогноза несколько более сложен и требует более пристального внимания. Точность или ошибка прогноза - это разница между прогнозным и фактическим значениями. В каждой конкретной модели эта величина зависит от ряда факторов.

    Чрезвычайно важную роль играют исторические данные, используемые при выработке модели прогнозирования. В идеале желательно иметь большое количество данных за значительный период времени. Кроме  того, используемые данные должны быть "типичными" с точки зрения ситуации. Стохастические методы прогнозирования, использующие аппарат математической статистики, предъявляют к историческим данным вполне конкретные требования, в случае невыполнения которых не может быть гарантирована точность прогнозирования. Данные должны быть достоверны, сопоставимы, достаточно представительны  для проявления закономерности, однородны  и устойчивы.

    Точность  прогноза однозначно зависит от правильности выбора метода прогнозирования в  том или ином конкретном случае. Однако это не означает что в каждом случае применима только какая-нибудь одна модель. Вполне возможно, что в  ряде случаев несколько различных  моделей выдадут относительно надежные оценки. Основным элементом в любой  модели прогнозирования является тренд  или линия основной тенденции  изменения ряда. В большинстве  моделей предполагается, что тренд  является линейным, однако такое предположение  не всегда закономерно и может  отрицательно повлиять на точность прогноза. На точность прогноза также влияет используемый метод отделения от тренда сезонных колебаний - сложения или умножения. При использовании  методов регрессии крайне важно  правильно выделить причинно-следственные связи между различными факторами  и заложить эти соотношения в  модель.

    Важно помнить, что ошибки прогноза строк  отчетности и ошибки определения  по ним результативных показателей (финансовых коэффициентов) в большинстве случаев не совпадают. Действительно, пусть какой-либо коэффициент F определяется следующим образом:

    F = ( x + y ) / z (23),

    где x, y, z - некоторые строки бухгалтерского или аналитического баланса.

    Это достаточно типичный вид для финансовых показателей. И пусть абсолютные ошибки прогноза строк составляют соответственно dx, dy, dz. Тогда абсолютная ошибка прогноза F будет равна:

         (24)

    Для относительной ошибки на основании  формул (23) и (24) получим:

         (25)

    То  есть, если, например, точность прогноза каждой из строк x, y и z составила 10%, то, положив x=y, из формулы (25) получим точность определения F:

    

    Таким образом, точность прогноза финансовых коэффициентов в методах, основывающихся на построении прогнозной отчетности, всегда ниже точности, с которой  определяются сами прогнозные значения строк отчетности. Поэтому, если аналитик, как это и должно быть, имеет  определенные требования к точности определения финансовых коэффициентов, то должен быть выбран метод, обеспечивающий еще более высокую точность прогноза строк отчетности.

    Прежде  чем использовать модель для составления  реальных прогнозов, ее необходимо проверить  на объективность, с тем чтобы обеспечить точность прогнозов. Этого можно достичь двумя разными путями:

  1. Результаты, полученные с помощью модели, сравниваются с фактическими значениями через какой-то промежуток времени, когда те появляются. Недостаток такого подхода состоит в том, что проверка "беспристрастности" модели может занять много времени, так как по-настоящему проверить модель можно только на продолжительном временном отрезке.
  2. Модель строится исходя из усеченного набора имеющихся исторических данных. Оставшиеся данные можно использовать для сравнения с прогнозными показателями, полученными с помощью этой модели. Такого рода проверка более реалистична, так как она фактически моделирует прогнозную ситуацию. Недостаток этого метода состоит в том, что самые последние, а следовательно, и наиболее значимые показатели исключены из процесса формирования исходной модели.

    Для того, чтобы уменьшить ожидаемые ошибки, придется вносить изменения в уже существующую модель. Такие изменения вносятся на протяжении всего периода применения модели в реальной жизни.

    Таким образом, процесс оформления модели включает в себя несколько этапов: сбор данных, выработку исходной модели, проверку, уточнение - и опять все  сначала на основе непрерывного сбора  дополнительных данных с целью обеспечения  надежности модели в качестве источника  прогнозной информации о финансовом положении предприятия.

    Вывод: Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления.

    Финансовый прогноз – это научно обоснованное предвидение возможных направлений и результатов развития субъектов хозяйствования и их структурных подразделений. Основной задачей финансового прогнозирования является  предвидение наиболее вероятных проблем финансового развития в ближайшей и отдалённой перспективе, поиск возможных направлений финансового роста, обоснование наиболее предпочтительной стратегии развития в будущем. Результаты прогноза используются для выбора альтернатив развития, разработки рекомендаций для реализации оптимального варианта.

Практическая  часть

Таблица 1 (т.р.)

Период  времени Планируемые объемы отгрузки (т.р.) Планируемые объемы закупки товаров у поставщика ООО «Зенит» т.р. Планируемые объемы закупки товаров у поставщика ОАО «Спутник» т.р.
январь 100 30 50
февраль 120 70 30
март 140 100 30

    По  условиям договора расчет за отгруженную  продукцию: 55% дебиторской задолженности  покупатель погашает сразу, а оставшиеся 45% дебиторской задолженности –  в следующем месяце.

    По  условиям договора расчет за полученную продукцию от ООО «Зенит»: 40% кредиторской задолженности предприятие погашает сразу, а оставшиеся 60% кредиторской задолженности – в следующем месяце.

    По  условиям договора расчет за полученную продукцию от ООО «Спутник»: 50% кредиторской задолженности предприятие погашает сразу, а оставшиеся 50% кредиторской задолженности – в следующем месяце.

    Предприятие ежемесячно производит следующие выплаты:

  1. Заработная плата персоналу предприятия – 4 т.р.
  2. Аренда оборудования – 2 т.р.
  3. Коммунальные услуги – 1,5 т.р.
  4. Прочие расходы – 1,3 т.р.

На начало года у предприятия имелся остаток  денежных средств 10 т.р. Дебиторская задолженность 10 т.р., кредиторская задолженность 70 т.р.

Срок  погашения дебиторской задолженности наступает в январе, а кредиторской – в феврале. 
 
 
 
 

    Таблица 2 (т.р.)

Задолженность покупателя (дебиторская) Покупатель Задолженность поставщику (кредиторская) Поставщик ООО «Зенит» Поставщик ОАО «Спутник»
отгрузка оплата отгрузка оплата отгрузка оплата
январь 100 55 январь 30 12 50 25
февраль 120 45+66 февраль 70 18+28 30 25+15
март 140 54+77 март 100 12+40 30 15+15
    63     60   15
 

    Таблица 3 (т.р.)

Информация о работе Прогнозирование показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия