Прямые налоги, их виды и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:12, реферат

Описание

Целью работы является анализ и изучение прямых налогов, их роль и место в налоговой системе РФ.
Задачи:
1. Дать характеристику налогов и их функций;
2. Дать определение прямых налогов и описать их виды;
3. Дать характеристику подоходному налогу и налогу на прибыль юридических лиц.
.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Понятие прямого налогообложения...................................................................5
1.1.Виды прямых налогов......................................................................................7
1.2. Роль и значение налогов в экономике современной России........................9
1.3. Субъекты и объекты налогообложения........................................................12
1.4.Классификация прямых налогов....................................................................14
2.Подоходный налог..............................................................................................17
3.Налог на прибыль юридических лиц................................................................19
3.1.Ставки и льготы по налогу на прибыль. Порядок исчисления и сроки уплаты налога............................................................................................21
3.2.Плательщики налога на прибыль..................................................................31
Заключение...........................................................................................................33
Библиографический список.................................................................................35
Практическая часть.............................................................................................36
1. Краткая экономическая характеристика ООО "Магнум".............................36
2. Характеристика элементов налогообложения по налогу на доходы физических лиц...................................................................................................36
3. Расчет и отчетность по налогу на доходы физических лиц..........................43

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 74.96 Кб (Скачать документ)

Региональные налоги и сборы  устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом, вводятся в  действие законами субъектов Федерации  и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним  относятся:

- налог на имущество организаций;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в  действие с НК РФ, нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к  уплате на территории соответствующих  муниципальных образований. К местным  налогам и сборам относятся [2;c.125]:

- земельный налог;

- налог на имущество физических  лиц.

Итак, налоговые платежи в экономике  государства выполняют следующие  функции:

1.Обеспечение финансирования государственных  расходов (фискальная функция);

2.Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция);

3.Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

Таким образом, налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

1.3.Субъекты и  объекты налогообложения

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. 
По российскому законодательству налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. В ст. 19 НК указано, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и подразделения осуществляют функции организации.

Налог может быть уплачен непосредственно  самим налогоплательщиком или удержан  у источника выплаты дохода. Поэтому  следует отличать налогоплательщика  и носителя налога.

Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге.

Именно за счет носителя налога налоговый платеж уплачивается в бюджет. Российское законодательство запрещает использование налоговых оговорок, по которым обязанность по уплате налога перекладывается на иное лицо. Например, при взимании НДФЛ работодатель (налоговый агент) не может включать в договоры оговорки, в соответствии с которыми он принимает на себя обязанность нести расходы, связанные с уплатой налога за своего работника (как носителя налога). В противном случае на них налагаются соответствующие штрафные санкции.

Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налогоплательщик может  в налоговых отношениях через  законного представителя (по закону) или уполномоченного представителя (представительство по доверенности). Примером первого может служить  обязанность родителей уплатить подоходный налог с доходов, полученных ребенком. Примером представительства по доверенности выступает юридическое или физическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы во всех взаимоотношениях, регулируемых НК. Например, налогоплательщик может поручить третьему лицу уплатить налог в бюджет в счет погашения долга.

Экономические отношения  налогоплательщика и государства  определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства).

Резиденты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, прожившие не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Их доходы, полученные на территории РФ и за рубежом, подлежат налогообложению (полная налоговая обязанность).

Нерезиденты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, прожившие менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены на территории РФ.

Налоговый статус физических лиц определяется с помощью теста  физического присутствия, а при  необходимости дополнительные критерии: место расположения привычного местожительства, гражданство, место обычного проживания, а так же по договоренности налоговых  органов. 
Для юридических лиц – место центрального управления компанией, юридический адрес и др.

Все юридические лица, зарегистрированные в России, являются резидентами и  несут по налогу на прибыль полную налоговую обязанность. 
Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. К ним относятся:

-совершение оборота по реализации товара;

-владение имуществом;

-совершение сделки купли-продажи;

-получение дохода и др.

Например, предметом является земельный участок, который не порождает никаких  налоговых последствий, объектом же налога является право собственности  на землю.

В общетеоретическом аспекте  объекты налогообложения можно  подразделить на виды:

1.права имущественные (право собственности на имущество, право пользования) и неимущественные (право пользования, право на вид деятельности);

2.действия (деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз и вывоз товаров на территорию страны);

-результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль) (ст. 38 НК).

Объект налогообложения  необходимо отличать от источника налога.  
Источник налога – это резерв, используемый для уплаты налога (доход или капитал налогоплательщика).

 

1.4.Классификация прямых налогов 

 

Выделяют 2 категории прямых налогов:

1) налоги на доходы

2) налоги на источники доходов.

Прямые налоги в свою очередь  подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика.

Группу прямых реальных налогов  образуют поземельный, подомовой налоги, налоги на доходы от денежных капиталов на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают подоходный налог с физических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество и налог на наследство и дарение. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества. Иногда возникают сложности по поводу отнесения налога с наследств к той или иной подгруппе. Налогом на наследство может облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. В этом случае налог следует относить к подгруппе личных налогов. Налогом может облагаться и само наследство целиком, а доля каждого из наследников уже не подлежит налогообложению. Такой налог следует относить к реальным налогам.

Каждый из этих видов налогов, в  свою очередь, распадается на несколько  отдельных налогов, именно личные налоги могут простираться на способность  человека к физическому труду, на его специальные познания, т. е. способность  к труду профессиональному и  т. д., - имущественные налоги могут  простираться: 1) на недвижимые имущества, т. е. на земли и дома, 2) на движимые имущества.

По способу взимания различаются  раскладочные и окладные прямые налоги.

Первые назначаются в определенной сумме с целой группы плательщиков, а эти последние распределяют их между собой. Иногда для всего  государства назначается сумма, какая должна быть собрана налогом, затем эта сумма распределяется между отдельными провинциями или  губерниями, потом между более  мелкими административными делениями  и, наконец, между отдельными плательщиками.

Раскладочный способ взимания налогов  часто бывает соединен с круговой ответственностью плательщиков за их поступление.

Этот способ взимания налогов обеспечивает казне верный доход, но он нарушает определенность обложения по отношению  к отдельным плательщикам.

Окладные или долевые налоги взимаются с каждого плательщика  в отдельности.

Окладной способ взимания налогов  требует более сложной организации, но зато он дает возможность достигнуть большей равномерности в обложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Подоходный  налог

Подоходный  налог – один из важнейших налогов, формирующих бюджеты современных  государств, охватывает различные источники  доходов граждан, так как связан с различными сферами их деятельности.

Плательщиками подоходного налога, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Закона, являются физические и юридические  лица - нерезиденты, которые получают подлежащий налогообложению доход. 
Плательщиками подоходного налога, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Закона, являются работодатели - физические лица, юридические лица - резиденты, нерезиденты, имеющие постоянное место деятельности предоставляющие облагаемые налогом специальные льготы. 
Плательщиками подоходного налога, указанного в части 3 статьи 1 настоящего Закона, являются - юридические лица - резиденты. 
Налогооблагаемые периоды.

Периодом обложения подоходным налогом, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, является календарный  год.

Периодом обложения подоходным налогом, указанным в частях 2 - 4 статьи 1 настоящего Закона, является календарный  месяц. 
Налоговые ставки.

Ставка подоходного налога, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Закона, составляет 26 процентов за исключением  случаев, предусмотренных частью 2 настоящей  статьи, а также частью 4 статьи 43 настоящего Закона. 
Ставка подоходного налога c дохода, указанного в статье 21 настоящего Закона, составляет 10 процентов.

Ставка подоходного налога, указанного в частях 2 - 4 статьи 1 настоящего Закона, составляет 26/74.

Поступление налога.

Подоходный налог, указанный в  части 1 статьи 1 настоящего Закона, поступает  следующим образом:

1) подоходный налог, уплаченный  нерезидентном или удержанный с него, поступает государству;

2) из суммы подоходного налога, уплаченной физическим лицом  - резидентом или удержанной с  него, 44 процента поступают государству  и 56 процентов - единице местного  самоуправления по местожительству  налогоплательщика.

Местожительством налогоплательщика  в календарном году считается  место жительства, зарегистрированное по состоянию на 1 января того же календарного года в Государственном регистре налогоплательщиков и сборщиков  налогов, который ведется Налоговым департаментом. Если в Налоговом департаменте отсутствуют данные о месте жительства физического лица, 56 процентов подоходного налога распределяется между единицами местного самоуправления пропорционально их расчетной доле. Порядок перечисления подоходного налога единицам местного самоуправления и исчисления их расчетной доли устанавливается постановлением министра финансов." (Закон от 06.12.2000 вст. в силу 01.01.2001.)

 

 

 

 

 

 

 

3.Налог на прибыль юридических лиц 
В экономике любого государства налог на прибыль играет существенную регулирующую роль благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученной налогоплательщиком прибыли через механизм предоставления льгот или их отмены, регулированию ставки, так как государство может наиболее активно влиять на экономику, стимулировать или ограничивать инвестиционную активность в различных отраслях и регионах.

Значительную роль в  регулировании экономики играет амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций. При превышении допустимого предела налоговых  изъятий из прибыли снижается  деловая активность хозяйствующих  субъектов и инвестиционная деятельность, развивается теневая экономика. Снижение налоговых ставок стимулирует  развитие деловой активности, приводит к повышению поступлений в  бюджет за счет обоснованного увеличения налоговой базы вследствие роста  производства.

Информация о работе Прямые налоги, их виды и характеристика