Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотреть пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты функционирования прямого и косвенного налогообложения;
Проанализировать системы налогообложения в РФ;
Рассмотреть пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты функционирования прямого и косвенного налогообложения……………………………………….5
1.1 Прямые налоги в Российской Федерации……………………………...5
Косвенные налоги в Российской Федерации………………………...11
1.3 Соотношение прямого и косвенного налогообложения в развитых странах………………………………………………………………………15
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….18
2.1 Анализ динамики поступлений косвенных и прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации…………………………………..18
2.2 Налоговое поступление в бюджет РФ 2011 год…………………….23
3 Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета РФ…………………………………………….27
3.1 Достоинства и недостатки преобладания косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации……………………………27
3.2 Проблемы в налоговой сфере РФ……………………………………...29
3.3 Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета РФ…………………………………………………………………………………33
4 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………….....44
Библиографический список………………………………………46

Работа состоит из  1 файл

налог курсач.docx

— 80.24 Кб (Скачать документ)

Однако если налог на вмененный  доход ориентирован на учет ряда факторов, существенных для определения потенциального дохода, то налог на игорный бизнес взимается по ставке, единой для  всех игорных заведений, расположенных  на территории субъекта РФ.

Таким образом, группу прямых реальных налогов образуют земельный, транспортный налоги, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес. В группу прямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на наследование или дарение.

 

1.2 Косвенные налоги в Российской  Федерации

 

Косвенные налоги – это те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций. 

Государство предпочитает косвенное  обложение из-за его скрытности, простоты взимания.

Каждый критерий, положенный в основу классификации, не является универсальным  и ограничен в примечании. Применение комплекса критериев и принципов  для разделения налогов на прямые и косвенные свидетельствует  о сложной экономической природе  косвенных налогов.

В недалеком прошлом, косвенные  налоги рассматривались лишь с негативной точки зрения. Но характеризовать  косвенные налоги только лишь как  финансовое бремя на население –  бессмысленно, так как токовым  являются все налоги. Речь может  идти только об одном: насколько они  затрагивают интересы разных слоев  населения и как выполняют  свое бюджетное назначение.

Преимущества косвенных налогов  связаны в первую очередь с  их ролью в формировании доходов  бюджета. Однако это нисколько не означает, что они не выполняют  регулирующей функции. При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования  экономики.

Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась  реализация - проводится перечисление налога на добавленную стоимость  и акцизного сбора в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для  финансирования расходов.

Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления  и услуги, то достаточно высокой  есть вероятность их полного или  почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров  и услуг невозможно, так как  без этого невозможна сама жизнь. А, например, прибыль то или другое предприятие может и не получить.

В-третьих, потребление более-менее  равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают  напряжение в межрегиональном распределении  доходов. Если доходы бюджета базируются на доходах предприятия, то вследствие неравномерности экономического развития возникает проблема неравноценности  доходной базы разных бюджетов. Так  как нигде в мире до сих пор  не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования  косвенных налогов возникают  трудности в сбалансировании  местных бюджетов.

В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности  и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для  развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для  акцизного налогообложения. С одной  стороны, якобы лучше установить акциз на товары не первой необходимости, например, алкогольные напитки. А  с другой, тогда для государства  выгоднее продавать именно эти изделия. Такое противоречие полностью природное  и выражает диалектику нашей жизни.

В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании  государство может регулировать процесс потребления, сдерживая  его в одних направлениях и  стимулируя в других. Такое регулирование  должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства  совпадают с интересами общества. Такое регулирование также никогда  не сможет удовлетворить все слои населения.

При всех своих преимуществах косвенные  налоги имеют и определенные недостатки.

Первый недостаток косвенных налогов  заключается в их обратной пропорциональности платежеспособности потребителей, другими  словами - в их регрессивном характере.

Во-вторых, косвенные налоги отличаются тем, что требуют больших расходов на взимание. Государству необходимо содержать большой персонал для  наблюдения за производством и реализацией  налогооблагаемых товаров, чтобы товары не проникли на рынок без налогообложения. Так, таможенные пошлины требуют  содержания целой армии таможенной стражи по всей границе государства  для надзора за тем, чтобы не провозились  и не проносились контрабандные  товары.

И, в-третьих, взимание косвенных налогов  зачастую противоречит интересам предпринимателей и всегда невыгодны конечным потребителям. Кроме того, налоги на потребление  заставляют государство вмешиваться  в приемы производства и обмена. Для того, чтобы с успехом изыскивать налоги государству приходится в  различных отношениях ограничивать и стеснять обязательными правилами  производство и продажу, затрагивая иногда саму технику производства. [25, С.45]

Несмотря на минусы косвенных налогов, высокая доходность в любых экономических  условиях в дополнении с возможностью наряду с прямыми налогами воздействовать на экономические процессы обеспечивает им значительное место в налоговых  системах различных стран. К тому же необходимость существования  косвенного обложения в качестве составного элемента налоговой системы  любого государства демонстрирует  многовековая история существования  косвенных налогов.

С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано  с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в  разных базах налогообложения: прибыли  или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления  – при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.

С точки зрения влияния на экономическое  развитие прямые налоги традиционно  связывают со стимулами и антистимулами  для трудовой и предпринимательской  деятельности, косвенные – с их влиянием на цены. Очевидно, что косвенные  налоги осуществляют тем большее  влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов  свидетельствуют то, что введение непрямых налогов или увеличение их ставок может привести к повышению  общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических  факторов. Поэтому, как свидетельствует  зарубежный опыт, их пытаются вводить  только в период экономической стабильности.

При некоторых условиях косвенные  налоги, в отличие от прямых, благоприятнее  влияют на процессы накопления, так  как они в меньшей степени  затрагивают прибыль предприятий, который является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощью государство  может изменять соотношение между  потреблением и накоплением, если израсходует  средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.

Косвенные налоги при умелом их использовании  – эффективные финансовые инструменты  регулирования экономики. Они характеризуются  быстрыми поступлениями, что в свою очередь дает возможность использовать эти средства на финансирование расходов. Так как косвенными налогами облагаются товары народного потребления и услуги, а отсюда и вероятность их полного или почти полного поступления, так как товары народного потребления пользуются постоянным спросом.

Кроме того, вследствие более-менее  равномерного потребления, косвенные  налоги снимают напряжение в межрегиональном  распределении доходов местных  бюджетов.

Косвенные налоги имеют непосредственное влияние на само государство. Используя  все свои возможности, оно должно способствовать развитию производства и тем самым увеличить объем  реализации, а следовательно и  поступлений в бюджет. То есть, можно  утверждать, что косвенные налоги играют стимулирующую роль. Государство  посредством косвенных налогов  может регулировать процесс потребления. [10, 57]

 

    1. Соотношение прямого и косвенного налогообложения в развитых странах

 

Сущность налогов проявляется  в их фискальной функции. Она обеспечивает формирование доходов бюджета. В  результате практического использования  налоги исполняют очень важную роль в перераспределении ВВП между  участниками производства и государством, а также регулирующую и контрольную  роль. Вводя налоги, государство  преследует следующие цели: 1) изъятие  у предприятий и населения  части их доходов в свою пользу; 2) воздействие через налоговый  механизм на процессы производства и  обращения.

Воздействие налогов на экономику  происходит не прямо, а опосредовано. Причем влияние проявляется с  некоторым опозданием, поскольку  осуществляется через участие государства  в распределении и перераспределении  ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом, способствующим антицикличности в  экономике, и регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического процесса отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах производства. Мировая практика выработала и использует множество форм налогов, среди которых выделяются прямые и косвенные налоги. Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики.

Применительно к проблемам макроэкономического  регулирования роли прямых и косвенных  налогов разнятся. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов: они достаточно чутко реагируют на смену фаз  экономической конъюнктуры и  поэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные  налоги в целом, также следуя за фазами экономического цикла, более устойчивы  к колебаниям конъюнктуры. В фазах  экономического спада объем прибыли  снижается весьма существенно (вплоть до нуля), тогда как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигнет нулевой  отметки. Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся  на объемы поступлений косвенных  налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов  прямо не связана с темпами  инфляции: поступления налога на прибыль  и подоходного налога могут как  отставать от темпов инфляции, так  и опережать их в зависимости  от динамики объектов обложения и  характера установленных ставок.

Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки  зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика  с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для  государства эти налоги имеют  еще и потому, что их поступления  в казну прямо не привязаны  к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения использует и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Таким образом, преобладание прямых налогов  характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. Прямые налоги преобладают в Голландии, Дании, Канаде, Швейцарии, Австрии, США, Японии, а косвенные – в Норвегии, Франции, Австралии, Италии, Греции, Испании  и России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Анализ динамики поступлений косвенных и прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации

 

На протяжении ряда лет наибольшую долю в фактическом объеме доходов  федерального бюджета составляют налоговые доходы (табл. 2.):

 

Таблица 2. Структура доходов федерального бюджета

Доходы  федерального бюджета

В % к  фактическому объему доходов

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Налоговые доходы

79.4

77.7

82.8

85.2

91.6

76.9

78.5

79.1

Неналоговые доходы

12.4

13.3

8.0

6.6

7.3

6.9

6.8

6.5

Доходы  целевых бюджетных фондов

11.3

8.1

9.2

8.2

0.9

0.8

0.6

0.4


 

Налоговых доходов в федеральный  бюджет в 2010 году поступило в сумме 2712.1 млрд. руб. (103.8% к годовым бюджетным  назначениям). Их доля в общей сумме  доходов бюджета составила 79.1 % (в 2002-2003 г.г. их доля в общей сумме  доходов была меньше – соответственно 76.9 % и 78.5 %).

Информация о работе Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета РФ