Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты функционирования прямого и косвенного налогообложения;
Проанализировать системы налогообложения в РФ;
Рассмотреть пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты функционирования прямого и косвенного налогообложения……………………………………….5
1.1 Прямые налоги в Российской Федерации……………………………...5
Косвенные налоги в Российской Федерации………………………...11
1.3 Соотношение прямого и косвенного налогообложения в развитых странах………………………………………………………………………15
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….18
2.1 Анализ динамики поступлений косвенных и прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации…………………………………..18
2.2 Налоговое поступление в бюджет РФ 2011 год…………………….23
3 Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета РФ…………………………………………….27
3.1 Достоинства и недостатки преобладания косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации……………………………27
3.2 Проблемы в налоговой сфере РФ……………………………………...29
3.3 Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета РФ…………………………………………………………………………………33
4 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………….41
Заключение……………………………………………………………….....44
Библиографический список………………………………………46
Как видно из табл. 2.2 и рис. 2.1, большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2010 г. была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (39.5% от общего объема налоговых доходов), таможенных пошлин (31.7%), платежей за пользование природными ресурсами (16.0%), налога на прибыль организаций (7.6%), акцизов (4.3%).
Рис. 1. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2010 г.
Превышение фактического поступления
налоговых доходов над
Таблица 3. Исполнение федерального бюджета в 2010 году по основным налоговым сборам млн. рублей
Факт за 2010 год |
Факт за 2009 год |
% роста 2010 г. к 2009г |
% исполнения 2010 г к годовым бюджетным назначениям |
Доля в общем объеме налоговых доходов в 2010 г(%) | |
Налоговые доходы всего |
2712122.7 |
2029566.5 |
133.6 |
103.8 |
100 |
из них: |
|||||
Налог на прибыль |
205719.7 |
170935.9 |
120.3 |
109.9 |
7.6 |
НДС |
1069691.6 |
882063.5 |
121.3 |
104.5 |
39.5 |
Акцизы по товарам, производимым на территории России |
109738.6 |
248109.7 |
44.2 |
99.3 |
4.0 |
Акцизы по товарам, ввозимым на территорию России |
7466.4 |
4421.7 |
168.8 |
136.9 |
0.3 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
434252.6 |
249507.7 |
174.0 |
103.6 |
16.0 |
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
859736.8 |
452789.2 |
189.9 |
102.2 |
31.7 |
Прочие налоги, пошлины и сборы |
23702.4 |
7069,4 |
101.7 |
0.9 |
Факторы, не связанные с изменением макроэкономических показателей (в т.ч. за счет изменения структуры налогооблагаемой базы), увеличили поступления налоговых доходов на 42.5 млрд.рублей.
Поступления в федеральный бюджет доходов от уплаты налога на прибыль организаций составили в 2010 г. 205.7 млрд. рублей, или 109.9% от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2003 г. они выросли на 34.8 млрд.руб., или на 20.3%, несмотря на снижение ставки с 6 до 5 % в с 1 января 2010 года. Превышение объема поступлений по налогу на прибыль организаций против утвержденных федеральным законом составило 18.5 млрд.руб.
Одним из основных факторов, повлиявших
на рост поступлений налога на прибыль
организаций, явилось улучшение
результатов финансово-
Поступления доходов от уплаты налога на игорный бизнес составили в 2010 г. 264,6 млн.руб., или 101.8 % от годовых бюджетных назначений. Превышение плановых показателей связано с изменением налогооблагаемой базы.
Поступления в федеральный бюджет по налогу на операции с ценными бумагами в 2010 г. составили 121.2 млн. руб., или 14,7% от годовых бюджетных назначений на 2010 г. Отклонение от плановых назначений составило 702.8 млн.руб. и вызвано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2009 г. № 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 закона РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" ставка налога на операции с ценными бумагами была снижена с 0.8% номинальной суммы выпуска до 0.2% номинальной суммы выпуска.
Поступления доходов от уплаты налога
на добавленную стоимость в
Поступление доходов от акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, составило 109,7 млрд. руб., или 99.3% к бюджетным назначениям на 2010 г.
Следует отметить, что поступления по акцизам по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в 2004 г. оказались на 0.78 млрд.руб. ниже годовых бюджетных назначений и на 55.8% ниже соответствующего показателя 2009 г. Удельный вес акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в общем объеме поступлений налогов и сборов в бюджет составил в 2010 г. 4.1% (в 2003г. – 12.2%).
Поступления от уплаты налога на операции с ценными бумагами в 2004 г. составило 0.12 млрд. руб., или 14.7% к годовым бюджетным назначениям. Причиной уменьшения поступлений является снижение ставки налога с 0.8 % от номинальной суммы выпуска до 0.2 % номинальной суммы выпуска, но не более 100 тыс. руб.
Поступление платежей за пользование природными ресурсами составило 434.3 млрд. рублей, или 103.6 % к годовым бюджетным назначениям. Основную долю платежей составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поступление по которому в 2010 г. составило 424.1 млрд.руб., или 103.3% к годовым бюджетным назначениям. На перевыполнение плановых показателей по НДПИ в сумме 13.6 млрд. руб. по экспертной оценке повлияли следующие факторы:
Более 10 % всех платежей за пользование природными ресурсами составляют платежи за пользование лесным фондом, поступления по которым в 2010 г составили 4.5 млрд.руб. (113.0% к годовым бюджетным назначениям). Дополнительные поступления по указанным платежам составили 0.5 млрд.руб.
Поступление сборов за пользование объектами водных биоресурсов составило 4.2 млрд.руб. Бюджетное задание выполнено на 108.6%, перевыполнение произошло за счет повышения удельного веса квот на вылов водных биоресурсов.
Доходы от налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции составили 859.7 млрд. руб., или 102.2% к бюджетным назначениям на 2010 г. При этом доходы от взимания ввозных таможенных пошлин составили 204.2 млрд. руб. (100.7% к бюджетным назначениям на 2010 г.) и от вывозных таможенных пошлин – 655.6 млрд. руб. (102.7% к бюджетным назначениям на 2010 г.).
Доходы по прочим налогам, пошлинам и сборам сложились на уровне 23.7 млрд. руб. и составили 101.7 % к бюджетным назначениям на 2010 г, что на 0.4 млрд.руб., или на 1.7 % больше, чем утверждено законом. Перевыполнение бюджетных назначений отмечается по государственной пошлине, по сборам за использование наименований "Россия", "Российская Федерация".
Рассмотри структуру и динамику поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-октябре 2011 года.[12]
2.2 Налоговое поступление в бюджет РФ 2011 год
Доходные операции обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах и предоставления государственных кредитов за счет имеющихся ресурсов без привлечения заемных средств или средств, накопленных за предыдущие периоды. Доходы являются невозвратными поступлениями в бюджет независимо от того, относятся ли они к возмездным или безвозмездным.
В соответствии с рекомендациями МВФ средства зачисляются в доходы бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому методу).
В России порядок зачисления определен ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой "денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда".
Поступления всех налогов в федеральный бюджет РФ за январь-февраль 2011 года, по предварительным данным, составили 632,6 млрд рублей, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Поступления всех налогов в федеральный бюджет РФ за январь-февраль 2011 года, по предварительным данным, составили 632,6 млрд рублей, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом премьер-министру РФ Владимиру Путину доложил глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин.[12]
В частности, по его словам, "поступление
налога на прибыль в консолидированный
бюджет Российской Федерации составило
в абсолютной цифре 67,4 млрд рублей,
что на 60% больше, чем в аналогичный
период – в январе-феврале прошлого
года". "А поскольку он рос
в течение всего года поступательно
на 40%, можно сделать вывод, что
мы постепенно выходим из кризиса. Это
оживляет, соответственно, предприятия,
больше платится соответствующих налогов
на доходы физических лиц, больше налога
на прибыль, и мы стали меньше зависеть
от нефтегазовой конъюнктуры. Это тоже
мы видим из поступления", — подчеркнул
Мишустин, слова которого приводит
правительственная пресс-
Глава ФНС также отметил, что "имеется
большой потенциал
Он также доложил премьеру, что по итогам 2010 года в консолидированный бюджет РФ поступило 7,7 трлн рублей налогов, что на 22% больше, чем за прошлый год. "И всего 3% мы не дотянули до 2008 года, что было историческим максимумом по сбору налогов и сборов, в связи с тем что и нефтяная конъюнктура была высокая. Если сравнивать сценарные условия, то средняя цена на нефть в 2008 году составила 94 доллара за баррель, а в предыдущем году она составила 77 долларов за баррель, что, естественно, влияло на сбор налога на добычу полезных ископаемых. Также на 4 процентных пункта во время кризиса понизилась ставка налога на прибыль", — констатировал Мишустин.
По его словам, "в 2008 году имущественные
налоги составили 6% всего в консолидированном
бюджете страны, а во время кризиса
они вели себя устойчиво: в абсолютном
выражении повысились, и доля их
в 2009 году во время кризиса составила
9%". "Естественно, снижались другие
налоги. И мы эту тенденцию видим
в 2010 году, она также осталась: 8% —
теперь доля сбора имущественных
налогов всего в
Кроме того, указал он, "налог на доходы физических лиц в абсолютном выражении вырос, в относительном – чуть понизился". "Если говорить по 2008 году, то его доля была 21%, в 2009 году – 26% (ну потому что снизились все налоги, там еще удельный вес был) и в этом году – 23%, и он растет. Но если взять абсолютную цифру, то он в 2009 году составил 1 трлн 665 млрд рублей, а в 2010-м – 1 трлн 790 млрд рублей, то есть повысился", — сообщил Мишустин.
3 Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета РФ
3.1 Достоинства и недостатки
преобладания косвенных
Снижение налогового бремени на производство и сферу услуг наиболее эффективно путем уменьшения прямых налогов, так как именно прямое налогообложение в отличие от косвенного в большей степени носит безвозвратный характер. Снижение ставок налога на прибыль организации, налога на доходы физических лиц позволяет экономическому субъекту получить больше средств в собственное распоряжение и соответственно возможность маневрирования ими.
Косвенные налоги имеют привлекательность по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей; и стабильный источник поступлений в бюджетную систему страны.
Противники косвенного налогообложения
утверждают, что оно тормозит продвижение
товара от продавца к покупателю. Однако
косвенные налоги имеют индифферентный
характер по отношению к производителю
и продавцу, при условии качества,
спроса и разумного подхода к
ценообразованию продукта. Безусловно,
данные налоги утяжеляют цену товара
или услуги, но при реализации происходит
возмещение начисленного налога. В
данном случае можно говорить о стимулирующей
функции косвенных налогов, так
как хозяйствующий субъект
Информация о работе Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета РФ