Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа
Цель исследование обусловлена изучением взаимоотношения конкретного предприятия с фондом социальной защиты.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность социального обеспечения;
- изучить источники формирования и использования средств фонда;
- изучить оперативную работу по контролю за правильностью исчисления отчислений в фонд.
35
ВВЕДЕНИЕ
Труд работающего является необходимой составной частью процесса производства, потребления и распределения созданного продукта.
Основным источником удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей трудящихся является оплата труда. Установление более тесной зависимости между оплатой труда и конечным результатом производства рассматривается на современном этапе как одна из наиболее актуальных задач совершенствования хозяйственного механизма.
Социальная сфера охватывает многие стороны человеческого бытия. Ключевым моментом его развития является повышение жизненного уровня людей. Понятие «уровень жизни» имеет широкое и узкое толкование. В широком смысле уровень жизни - это комплексная характеристика внимания общества к человеку. Она синтезирует объем и структуру потребления; экономические и производственно-технические условия труда; количество и качество свободного времени; протекание демографических процессов, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, имеющих иждивенцев, размеры и состав собственности граждан, перспективы ее расширения, которые общество предоставляет для всестороннего развития личности каждому иждивенцу. В узком (конкретном) значении уровень жизни представляет собой систему количественных показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека.
Уровень жизни населения определяют не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования уровня инфляции, размеров дотирования и социальных выплат.
Эту неэквивалентность государство старается компенсировать, используя особый механизм – социальное обеспечение. Одним из видов гарантированных государственных выплат является пособие по временной нетрудоспособности.
Этими пособиями обеспечиваются лица, на которых распространяется государственное социальное страхование.
Рабочая сила, как трактуется в курсе экономики, - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях рыночных отношений «способность к труду» делает рабочую силу товаром. Но это не обычный товар. Его отличие от других товаров состоит в том, что он, во-первых, создает стоимость больше чем стоит сам, во-вторых, без его привлечения невозможно осуществить любое производство, в-третьих, от него во многом зависит эффективность использования основных и оборотных производственных фондов.
Так как же заставить рабочую силу работать наиболее эффективно? Ответ на этот вопрос лежит в основе любой кадровой политики. И на первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность использования рабочей силы, стоит система оплаты труда и социального обеспечения работников. Именно эти факторы являются той причиной, которая приводит человека на его рабочее место. Значение данной проблемы трудно переоценить. Это и обусловило выбор мной темы курсовой работы: «Взаимоотношения предприятия с Фондом социальной защиты населения».
Цель исследование обусловлена изучением взаимоотношения конкретного предприятия с фондом социальной защиты.
Объект исследования – БООО «Омега-Люкс».
Задачи исследования:
- раскрыть сущность социального обеспечения;
- изучить источники формирования и использования средств фонда;
- изучить оперативную работу по контролю за правильностью исчисления отчислений в фонд.
Теоретической и методологической основой работы явились специальная литература по экономическим дисциплинам, научные труды ученых-экономистов и практиков, данные, первичных и сводных документов по учету расчетов с ФСЗН БООО «Омега-Люкс».
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Многие социальные системы в мире переживают в настоящее время процесс локального или революционного реформирования. С точки зрения охвата эвентуальных рисков и населения они носили всесторонний характер, однако оказались неадекватны и неэффективны в новых условиях. Создание устойчивых и всеохватывающих, но малоэффективных социальных гарантий в нашей стране также не стимулирует к свободной самореализации граждан, у которых отсутствует убеждение в реальности попыток опираться на собственные силы и способности. В связи с этим, считает Алешкевич И.Н., возникает необходимость научного обоснования и разработки практических мер по совершенствованию основных структурообразующих элементов социальной защиты населения, в частности пенсионного и социального страхования, создания их целостного механизма, отвечающего современным условиям [4, С.21].
При формировании пенсионно-страхового капитала в нашей республике, полагает Стульский В.Ф., было бы целесообразно начать постепенный переход к равному участию нанимателя и работника в этом процессе, предварительно восстановив полную стоимость рабочей силы посредством обоснованного увеличения оплаты труда, а также повышения удельного веса зарплаты в общих доходах населения [16, С.224]
Значительным скрытым резервом увеличения доходов бюджета ФСЗН остается сокращение «теневой» составляющей заработной платы, анализирует Глухов В.В. Наличие значительной численности неработающего официально и, соответственно, не уплачивающего страховые взносы трудоспособного населения также уменьшает группу активных доноров системы фонда. Несмотря на огромную проделанную работу по персонифицированному учету, большое число граждан остается за рамками государственного пенсионного и социального страхования в нарушение принципа всеобщности и обязательности. В связи с этим, автор считает необходимым ужесточить условия обязательной регистрации в системе персонифицированного учета плательщиков страховых взносов для всех граждан РБ [6, С.281].
По нашему мнению, представляется правомерным установление обязательных, минимально допустимых фиксированных взносов на пенсионное и социальное страхование для фермеров, представителей свободных профессий и предпринимателей, для которых этот вид деятельности является основным. Действующий в настоящее время минимальный размер взносов для данной категории плательщиков - 36% от БПМ - не отвечает реальной ситуации, так как трудно представить, что предприниматель «существует» на заработанный доход, не превышающий 70 долларов в месяц. Размер страховых взносов для «самозанятого» населения можно было бы увязать с показателем средней заработной платы в республике. В противном случае многие плательщики данной категории, не имея необходимого страхового стажа и соответственно накопленных страховых взносов, рискуют в недалеком будущем примкнуть к категории получателей социальных пенсий и пособий, резко снизив личный и семейный уровень жизненных стандартов.
До настоящего времени система пенсионного и социального страхования в республике не соответствует страховым принципам, о чем свидетельствуют данные государственного социального страхования [14]. Страховые взносы в фонд и отношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, т.к. тарифы взносов устанавливаются государством и являются облигаторными платежами, при этом объем страховых выплат не совпадает с размером страховых взносов. Страховые тарифы установлены произвольно, без необходимой оценки социальных рисков и актуарных расчетов. Тогда как страховые платежи должны быть строго целевыми, связанными с социальными рисками, возмездными, максимально эквивалентными и выплачиваться только при наступлении страховых событий,
Роик В.Д. считает, что для действия подлинного механизма страхования необходимо установить жесткие и точные правовые отношения между страховщиком в лице фонда, страхователями и застрахованными для обеспечения наиболее полного соответствия между размерами страховых взносов и обязательствами фонда. В связи с возможностью резких колебаний в количестве социальных рисков фонду необходимо формировать финансовый резерв, средства которого должны инвестироваться в высоколиквидные вложения [16].
Прямое установление государством страховых тарифов без подробного анализа обширных статистических данных и актуарных расчетов крайне нерационально. Введение частичной дифференциации тарифа на пенсионное и социальное страхование, а также создание автономной системы страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний стало важным шагом в нужном направлении. Однако произошедшие перемены в системе уже нельзя считать своевременными. Давно назрела необходимость создания полноценной разветвленной системы пенсионного страхования с введением обязательного государственного накопительного страхования с равнозначным участием социальных партнеров.
Система социального страхования также требует глубокой трансформации, которая обусловлена необходимостью более справедливого распределения страховой нагрузки между получателями социальных выплат и пособий [15]. Более жесткое равновесие между суммой уплаченных страховых взносов и системой выплат должно быть достигнуто через подвижную дифференциацию тарифов на социальное страхование относительно базового тарифа. В перспективе считаем возможным и необходимым осуществить более детальную увязку составляющих тарифных ставок совокупного страхового тарифа по отдельным видам социального страхования (по болезни застрахованного; страхования родителей от болезни детей; в связи со смертью застрахованного; на санаторно-курортное лечение и др.) и суммам страховых выплат. Особое внимание государства необходимо срочно привлечь к проблемам ранней диагностики серьезных заболеваний застрахованных. С этой целью необходимо в рамках государственного социального страхования рассмотреть возможность введения нового вида страхования -диагностического. Подобное государственное социальное страхование существует во многих цивилизованных странах и предусматривает выплаты на медицинское обследование каждые два года для застрахованных, достигших 35-летнего возраста; а также ежегодное обследование по раннему распознаванию рака у женщин с 20-летнего возраста, у мужчин -с 45 лет. В нашей стране такой вид страхования будет особенно актуальным для лиц, не получающих выплат по временной нетрудоспособности в течение нескольких лет подряд и долговременно не посещающих амбулаторно-поликлинические учреждения.
Все выше сказанное Мельников сводит к тому, что Беларусь должна сформировать социальную политику, позволяющую избежать негативных явлений в обществе и способствовать духовному развитию нации. Причем ее мерой должны послужить степень обогащения материальной и духовной жизни людей, повышение ее качества. Это обусловливает необходимость изменения, как; приоритетов социальной политики, так и способов; ее выработки, поскольку человек, его творческие качества выдвигаются в разряд ключевых факторов всех концепций и моделей развития.
Однако Неверова З.А. считает [13, С. 207], что нет единых ответов на вопросы разработки эффективной социальной политики и обеспечения надежной социальной защиты граждан. И выдвигает актуальную задачу обновления социальной политики – не пассивное приспособление к нынешним ограниченным финансово-материальным ресурсам, а сбалансированный подход к обеспечению соответствия этих ресурсов потребностям страны, человека.
2. ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА
БООО «Омега-Люкс» Бобруйского района Могилёвской области расположено в центральной части района (в пригородной зоне города Бобруйска). Административный и хозяйственный центр хозяйства находится в городе Бобруйске. БООО «Омега-Люкс» находится в подчинении управления сельского хозяйства Бобруйского райисполкома и расположен в зоне молочного животноводства. БООО «Омега-Люкс» является пригородным хозяйством и продукцию реализует через заготовительные организации и торговые пункты города Бобруйска, продукцию животноводства хозяйство сдаёт на Бобруйский мясокомбинат и гормолзавод. Снабжение БООО «Омега-Люкс» и производится через железнодорожную станцию Бобруйск. Обслуживается «Омега-Люкс» Бобруйским отделением «Сельхозтехника». Общее направление развития хозяйства - мясомолочное. В состав хозяйства входит 11-населённых пунктов: Каменка, Березовичи, Затишье, Лекерта, Грабово, Залесье, Уболотье, Кр.лес, Писчани, Вороновичи, Кончаны.
Несмотря на низкое естественное плодородие почвы хозяйства, в полях севооборотов, большое распространение избыточно увлажняемых почв, задача - получить среднереспубликанский урожай основных с\х культур - вполне выполнима для хозяйства. Для этого необходимо увеличить внесение минеральных и органических удобрений.
Климатические условия, рельеф местности, растительный покров, почвообразующие породы, гидрография и хозяйственная деятельность человека оказывают определяющее значение на формирование почвенного покрова. Поэтому характеристика природных условий является необходимым условием для понимания закономерности распространения тех или иных типов почв на территории хозяйства.
Климат - Бобруйского района, а следовательно и БООО «Омега-Люкс» - умеренно -континентальный. Период активной вегетации может значительно сокращается в результате наступления поздних весенних или ранних осенних заморозков. Снеготаяние на территории Бобруйского района обычно начинается в первой половине марта. Длительность снеготаяния во многом зависит от высоты снежного покрова, который оказывает большое влияние на перезимовку озимых культур. Итак, климатические условия территории вполне благоприятны для возделывания районированных с\х культур.
Земельный фонд колхоза является важнейшей составной частью производственных ресурсов сельского хозяйства, а также базой для функционирования и развития всех отраслей хозяйства. Состав и структуру земельного фонда можно проанализировать по таблице 2.1.
Таблица 2.1
Состав и структура землепользования БООО «Омега-Люкс»