Расчеты с фондом социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание

Цель исследование обусловлена изучением взаимоотношения конкретного предприятия с фондом социальной защиты.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность социального обеспечения;
- изучить источники формирования и использования средств фонда;
- изучить оперативную работу по контролю за правильностью исчисления отчислений в фонд.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

 

Средний размер пенсии не превышал прожиточного мини­мума в среднем на душу населения и составлял около 70 % его величины. Соотношение среднего размера пенсий со средней за­работной платой в 2000 г. составило 42 % (в 1995 г. — 38 %). По сравнению с экономически развитыми государствами, где ко­эффициент замещения равен 60—70 %, это низкий уровень.

Достаточно сложным было состояние системы пенсионного обеспечения и в 2001—2004 гг., что в значительной степени обусловлено общей экономической ситуацией. Солидарные пен­сионные системы зависят от показателей, влияющих на формирование финансовых ресурсов, — доходов населения, численности плательщиков страховых взносов, платежеспособности и платежной дисциплины предприятий и организаций. Пенсионный фонд недобирает значительную часть страховых взносов. Среди главных причин — большое число финансово неустойчивых  и  убыточных  предприятий,  нецелевое  использование средств, увеличение нагрузки на пенсионную систему в результате ухудшения соотношения работников — плательщиков страховых взносов и пенсионеров (в 2004 г. оно составило   1,66).

С целью обеспечения своевременности выплаты пенсий Декретом Президента Республики Беларусь изменены порядок и периодичность их перерасчета в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих. Введено обязательное государ­ственное страхование для индивидуальных предпринимателей. Эти меры позволили стабилизировать финансовое положение Фонда социальной защиты населения и обеспечить своевремен­ность пенсионных выплат.

Соотношения, характеризующие уровень пенсионного обеспечения, в 2001—2004 гг. сложились следующим образом:

•    средний размер пенсии вырос с 65 тыс. р. в 2001 г. до 173 тыс. р. в 2004 г., или в 2,66 раза;

•    минимальный потребительский бюджет пенсионера увеличился за этот период с 88 до 191 тыс. р., или в 2,2 раза;

•    возросла доля пенсии в МПБ пенсионера с 74 до 90 %, а также соотношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы с 39 до 40 %;

•    если негативные процессы в пенсионной сфере выража­лись концентрированно в снижении темпов роста реального размера месячной пенсии: 122 % в 2001 г., 102 % в 2002 г. и 101,4 % в 2003 г., то в 2004 г. этот темп возрос до 132,4 %.

Для решения проблемы бедности, чрезмерного социального расслоения в Беларуси реализуются ежегодные программы занятости населения, государственные программы занятости населения, «Дети Беларуси» и др.

Действует система социальной защиты, социального страхования, где наряду с традиционными инструментами используются и дополнительные меры защиты (оказание натуральной помощи, рост денежных пособий и др.). В последние годы (200-2005) доля бедного населения, получившего социальные льготы и дотации, составила 61-65%. Это льготы и дотации на питание, оплату услуг общественного транспорта, оплату жилья, коммунальных услуг, отдыха, на лекарства, на содержание детей,  на обучение детей и другие цели.

 

 

 

4. ФОРИМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 

Фонд социальной защиты населения - это самостоятельное финансово-кредитное учреждение в структуре Министерства социальной защиты и подчиняется непосредственно правительству страны.

Его денежные средства не входят в состав государственного бюджета, не полежат изъятию и хранятся в учреждениях банка на счетах, открываемых на балансовом счете 3500 «Средства Фонда социальной защиты населения»[2].

Главными задачами фонда являются:

1.     Финансирование  расходов   на  пенсии,   пособия  и  др. социальные выплаты

2.     Сбор страховых взносов

3.     Расширенное   воспроизводство   средств   на   принципах самофинансирования

4.     Международное сотрудничество в области социального страхования

Плательщиками взносов в ФСЗН являются все предприятия, учреждения, организации, общества, кооперативы, независимо от наименования и форм собственности, граждане, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками, а также работающие граждане.

Бюджет фонда социальной защиты образуется за счет:

- обязательных страховых взносов граждан;

- ассигнований из республиканского бюджета (на выплату пенсий и пособий военнослужащим срочной службы и их семьям и иных расходов);

- добровольных пожертвований;

- средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий;

Объектами начисления обязательных страховых взносов служат:

- для работодателей и работающих граждан — все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников по всем основаниям не зависимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам;

- для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств — определяемый ими доход.

Совет Министров Республики Беларусь утверждает Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения[1]. В него входят:

- выходное пособие при прекращении трудового договора;

- государственные  пособия,   выплачиваемые  за  счет средств  республиканского бюджета  и бюджета государственного социального страхования;

•     компенсации и выплаты в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

•     суммы, выплачиваемые в возмещение командировоч­ных расходов в пределах установленных норм;

•     стоимость выдаваемых работникам в соответствии с установленными нормами специальной одежды, специаль­ной обуви, других средств индивидуальной защиты, лечеб­но-профилактического питания или сумма денежного воз­мещения затрат по их приобретению;

•     единовременные выплаты (стоимость подарков) в связи с юбилейными датами рождения работников (40, 50, 60 и т. д. лет) и при увольнении в связи с выходом на пенсию;

•     суммы средств,  выдаваемые работникам,  нуждаю­щимся в улучшение жилищных условий, на строительство (реконструкцию), покупку жилых помещений, а также на полное или частичное погашение кредитов (ссуд), получен­ных на указанные цели;

•     материальная помощь, оказываемая в соответствии с действующим законодательством РБ, а также в связи с чрезвычайными обстоятельствами;

•     стоимость приобретенных за счет нанимателя путе­вок в детские оздоровительные учреждения;

•     доходы по акциям и иные доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью пред­приятия (дивиденды, проценты), и некоторые другие вы­платы [2].

С августа 2003 г. в Беларуси установлено раздельное начисление обя­зательных страховых взносов на пенсионное страхование и социальное страхование. Это обусловлено введением с 2003 г. в системе государственного социального страхова­ния индивидуального (персонифицированного) учета и ус­тановлением прямой зависимости будущего размера пенсий от страхового стажа и размера уплачиваемых взносов (табл. 4.1)

Таблица 4.1

Тарифы страховых взносов на пенсионное и социальное страхование, %

Плательщики

Пенсионное страхование

Социальное страхование

Работодатели, занятые производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50% общего объема произведенной продукции

24

6

Коллегия адвокатов

8

2

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы

30

6

Члены крестьянских (фермерских) хозяйств

25

6

Все остальные работодатели

29

6

Работающие граждане, кроме членов КФХ

1

-

 

 


5. ПОРЯДОК УПЛАТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ БООО «ОМЕГА-ЛЮКС» В ФОНД

 

БООО «Омега-Люкс» зарегистрировано в Фонде социальной защиты населения по месту своего нахождения в 15-дневный срок начала осуществления свой деятельности. Где получило письменное извещение о размере и сроках уплаты страховых взносов и присвоен регистрационный номер № 1139.

БООО «Омега–Люкс» был создан в результате преобразования сельскохозяйственного коллективного предприятия «22 съезда КПСС» в июне 2001 года и был зарегистрирован Могилевским облисполкомом в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700015981 от 27.06.2001 г. В качестве налогоплательщика зарегистрирован в инспекции государственного налогового комитета по Бобруйскому району. Вышестоящее  ведомство - Управление сельского хозяйства и продовольствия Бобруйского исполнительного комитета.

Уплата страховых взносов в Фонд социальной защиты населения на пенсионное и социальное страхование производится БООО «Омега-Люкс» в размере 30% единым платежом. Также хозяйство производит уплату 1% в пенсионный фонд от заработной платы каждого работника [18].

Об отсутствие задолженности фонд оповещает хозяйство специальной справкой (приложение 1).

По данным таблицы 5.1 и рис. 5.1 проведем анализ уплачиваемых платежей хозяйством в ФСЗН за три года

Таблица 5.1

Платежи в ФСЗН

Показатели

2004г.

2005г.

2006г.

Отклонение, %

к 2004г.

к 2005г

Фонд оплаты труда, млн. руб.

1289

1390

1420

110,2

102,2

Ставка отчислений в ФСЗН, %

30

30

30

100,0

100,0

Сумма отчислений в ФСЗН, млн. руб.

387

417

426

110,1

102,2

 

Рис. 5.1 Динамика изменения платежей в ФСЗН

Анализируя проведенные расчеты отметим, что в связи с ростом фонда заработной платы возрастаем размер отчислений в фонд социальной защиты населения. Так в 2006году по отношению к 2004 г. он возрос на 10,1%, а по отношению к 2005 году на 2,2%.

 


6. НАПРАВЛЕНИЯ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА

 

Средства ФСЗН расходуются на следующие цели:

- пособие по временной нетрудоспособности

- пособие по беременности и родам

- пособие в связи с рождением ребенка

- пособие   женщине   ставшей   на   учет   в   медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности

- пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет

- пособие но уходу за ребенком в возрасте от 3-х до 16 (18) лет

- пособие на погребение

- на оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери, воспитывающей ребенка инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня

- на   выплату   пенсии   по   возрасту,   инвалидности,   за выслугу лет, социальных пенсий [1].

 

 

6.1 Виды пособий по временной нетрудоспособности и порядок их расчета

 

При начислении пособий, выплачиваемых из ФСЗН на предприятии руководствуются Законом Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 176-З[2].

Выплачиваемые пособия по временной нетрудоспособности в хозяйстве подразделя­ются на следующие виды:

• утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы;

• ухода за больным членом семьи;

• ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществля­ющего уход за ребенком;

• санаторно-курортного лечения;

• протезирования с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия;

• карантина;

• временного перевода на нижеоплачиваемую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессио­нальным заболеванием [15].

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается на основании листка нетрудоспособности плательщиком страховых взносов в счет начисленных страховых взносов в ФСЗН (см. Приложение 2)

При утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, в случае болез­ни матери либо другого лица, фактически осуществляюще­го уход за ребенком, пособие выплачивается за весь период с первого дня нетрудоспособности и до ее восстановления или установления инвалидности, но не более 4 месяцев подряд либо с перерывами не более 5 месяцев в календарном году при повторных заболеваниях (при одном и том же за­болевании), а при заболевании туберкулезом - не более 6 месяцев при непрерывной временной нетрудоспособности и 8 месяцев с перерывами - за последние 12 месяцев.

Информация о работе Расчеты с фондом социальной защиты населения