Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа
Цель исследование обусловлена изучением взаимоотношения конкретного предприятия с фондом социальной защиты.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность социального обеспечения;
- изучить источники формирования и использования средств фонда;
- изучить оперативную работу по контролю за правильностью исчисления отчислений в фонд.
Средний размер пенсии не превышал прожиточного минимума в среднем на душу населения и составлял около 70 % его величины. Соотношение среднего размера пенсий со средней заработной платой в 2000 г. составило 42 % (в 1995 г. — 38 %). По сравнению с экономически развитыми государствами, где коэффициент замещения равен 60—70 %, это низкий уровень.
Достаточно сложным было состояние системы пенсионного обеспечения и в 2001—2004 гг., что в значительной степени обусловлено общей экономической ситуацией. Солидарные пенсионные системы зависят от показателей, влияющих на формирование финансовых ресурсов, — доходов населения, численности плательщиков страховых взносов, платежеспособности и платежной дисциплины предприятий и организаций. Пенсионный фонд недобирает значительную часть страховых взносов. Среди главных причин — большое число финансово неустойчивых и убыточных предприятий, нецелевое использование средств, увеличение нагрузки на пенсионную систему в результате ухудшения соотношения работников — плательщиков страховых взносов и пенсионеров (в 2004 г. оно составило 1,66).
С целью обеспечения своевременности выплаты пенсий Декретом Президента Республики Беларусь изменены порядок и периодичность их перерасчета в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих. Введено обязательное государственное страхование для индивидуальных предпринимателей. Эти меры позволили стабилизировать финансовое положение Фонда социальной защиты населения и обеспечить своевременность пенсионных выплат.
Соотношения, характеризующие уровень пенсионного обеспечения, в 2001—2004 гг. сложились следующим образом:
• средний размер пенсии вырос с 65 тыс. р. в 2001 г. до 173 тыс. р. в 2004 г., или в 2,66 раза;
• минимальный потребительский бюджет пенсионера увеличился за этот период с 88 до 191 тыс. р., или в 2,2 раза;
• возросла доля пенсии в МПБ пенсионера с 74 до 90 %, а также соотношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы с 39 до 40 %;
• если негативные процессы в пенсионной сфере выражались концентрированно в снижении темпов роста реального размера месячной пенсии: 122 % в 2001 г., 102 % в 2002 г. и 101,4 % в 2003 г., то в 2004 г. этот темп возрос до 132,4 %.
Для решения проблемы бедности, чрезмерного социального расслоения в Беларуси реализуются ежегодные программы занятости населения, государственные программы занятости населения, «Дети Беларуси» и др.
Действует система социальной защиты, социального страхования, где наряду с традиционными инструментами используются и дополнительные меры защиты (оказание натуральной помощи, рост денежных пособий и др.). В последние годы (200-2005) доля бедного населения, получившего социальные льготы и дотации, составила 61-65%. Это льготы и дотации на питание, оплату услуг общественного транспорта, оплату жилья, коммунальных услуг, отдыха, на лекарства, на содержание детей, на обучение детей и другие цели.
4. ФОРИМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Фонд социальной защиты населения - это самостоятельное финансово-кредитное учреждение в структуре Министерства социальной защиты и подчиняется непосредственно правительству страны.
Его денежные средства не входят в состав государственного бюджета, не полежат изъятию и хранятся в учреждениях банка на счетах, открываемых на балансовом счете 3500 «Средства Фонда социальной защиты населения»[2].
Главными задачами фонда являются:
1. Финансирование расходов на пенсии, пособия и др. социальные выплаты
2. Сбор страховых взносов
3. Расширенное воспроизводство средств на принципах самофинансирования
4. Международное сотрудничество в области социального страхования
Плательщиками взносов в ФСЗН являются все предприятия, учреждения, организации, общества, кооперативы, независимо от наименования и форм собственности, граждане, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками, а также работающие граждане.
Бюджет фонда социальной защиты образуется за счет:
- обязательных страховых взносов граждан;
- ассигнований из республиканского бюджета (на выплату пенсий и пособий военнослужащим срочной службы и их семьям и иных расходов);
- добровольных пожертвований;
- средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий;
Объектами начисления обязательных страховых взносов служат:
- для работодателей и работающих граждан — все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников по всем основаниям не зависимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам;
- для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств — определяемый ими доход.
Совет Министров Республики Беларусь утверждает Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения[1]. В него входят:
- выходное пособие при прекращении трудового договора;
- государственные пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и бюджета государственного социального страхования;
• компенсации и выплаты в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
• суммы, выплачиваемые в возмещение командировочных расходов в пределах установленных норм;
• стоимость выдаваемых работникам в соответствии с установленными нормами специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания или сумма денежного возмещения затрат по их приобретению;
• единовременные выплаты (стоимость подарков) в связи с юбилейными датами рождения работников (40, 50, 60 и т. д. лет) и при увольнении в связи с выходом на пенсию;
• суммы средств, выдаваемые работникам, нуждающимся в улучшение жилищных условий, на строительство (реконструкцию), покупку жилых помещений, а также на полное или частичное погашение кредитов (ссуд), полученных на указанные цели;
• материальная помощь, оказываемая в соответствии с действующим законодательством РБ, а также в связи с чрезвычайными обстоятельствами;
• стоимость приобретенных за счет нанимателя путевок в детские оздоровительные учреждения;
• доходы по акциям и иные доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью предприятия (дивиденды, проценты), и некоторые другие выплаты [2].
С августа 2003 г. в Беларуси установлено раздельное начисление обязательных страховых взносов на пенсионное страхование и социальное страхование. Это обусловлено введением с 2003 г. в системе государственного социального страхования индивидуального (персонифицированного) учета и установлением прямой зависимости будущего размера пенсий от страхового стажа и размера уплачиваемых взносов (табл. 4.1)
Таблица 4.1
Тарифы страховых взносов на пенсионное и социальное страхование, %
Плательщики | Пенсионное страхование | Социальное страхование |
Работодатели, занятые производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50% общего объема произведенной продукции | 24 | 6 |
Коллегия адвокатов | 8 | 2 |
Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы | 30 | 6 |
Члены крестьянских (фермерских) хозяйств | 25 | 6 |
Все остальные работодатели | 29 | 6 |
Работающие граждане, кроме членов КФХ | 1 | - |
5. ПОРЯДОК УПЛАТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ БООО «ОМЕГА-ЛЮКС» В ФОНД
БООО «Омега-Люкс» зарегистрировано в Фонде социальной защиты населения по месту своего нахождения в 15-дневный срок начала осуществления свой деятельности. Где получило письменное извещение о размере и сроках уплаты страховых взносов и присвоен регистрационный номер № 1139.
БООО «Омега–Люкс» был создан в результате преобразования сельскохозяйственного коллективного предприятия «22 съезда КПСС» в июне 2001 года и был зарегистрирован Могилевским облисполкомом в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700015981 от 27.06.2001 г. В качестве налогоплательщика зарегистрирован в инспекции государственного налогового комитета по Бобруйскому району. Вышестоящее ведомство - Управление сельского хозяйства и продовольствия Бобруйского исполнительного комитета.
Уплата страховых взносов в Фонд социальной защиты населения на пенсионное и социальное страхование производится БООО «Омега-Люкс» в размере 30% единым платежом. Также хозяйство производит уплату 1% в пенсионный фонд от заработной платы каждого работника [18].
Об отсутствие задолженности фонд оповещает хозяйство специальной справкой (приложение 1).
По данным таблицы 5.1 и рис. 5.1 проведем анализ уплачиваемых платежей хозяйством в ФСЗН за три года
Таблица 5.1
Платежи в ФСЗН
Показатели | 2004г. | 2005г. | 2006г. | Отклонение, % | |
к 2004г. | к 2005г | ||||
Фонд оплаты труда, млн. руб. | 1289 | 1390 | 1420 | 110,2 | 102,2 |
Ставка отчислений в ФСЗН, % | 30 | 30 | 30 | 100,0 | 100,0 |
Сумма отчислений в ФСЗН, млн. руб. | 387 | 417 | 426 | 110,1 | 102,2 |
Рис. 5.1 Динамика изменения платежей в ФСЗН
Анализируя проведенные расчеты отметим, что в связи с ростом фонда заработной платы возрастаем размер отчислений в фонд социальной защиты населения. Так в 2006году по отношению к 2004 г. он возрос на 10,1%, а по отношению к 2005 году на 2,2%.
6. НАПРАВЛЕНИЯ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА
Средства ФСЗН расходуются на следующие цели:
- пособие по временной нетрудоспособности
- пособие по беременности и родам
- пособие в связи с рождением ребенка
- пособие женщине ставшей на учет в медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности
- пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет
- пособие но уходу за ребенком в возрасте от 3-х до 16 (18) лет
- пособие на погребение
- на оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери, воспитывающей ребенка инвалида в возрасте до 18 лет, свободного от работы дня
- на выплату пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, социальных пенсий [1].
6.1 Виды пособий по временной нетрудоспособности и порядок их расчета
При начислении пособий, выплачиваемых из ФСЗН на предприятии руководствуются Законом Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. № 176-З[2].
Выплачиваемые пособия по временной нетрудоспособности в хозяйстве подразделяются на следующие виды:
• утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы;
• ухода за больным членом семьи;
• ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
• санаторно-курортного лечения;
• протезирования с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия;
• карантина;
• временного перевода на нижеоплачиваемую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием [15].
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается на основании листка нетрудоспособности плательщиком страховых взносов в счет начисленных страховых взносов в ФСЗН (см. Приложение 2)
При утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, пособие выплачивается за весь период с первого дня нетрудоспособности и до ее восстановления или установления инвалидности, но не более 4 месяцев подряд либо с перерывами не более 5 месяцев в календарном году при повторных заболеваниях (при одном и том же заболевании), а при заболевании туберкулезом - не более 6 месяцев при непрерывной временной нетрудоспособности и 8 месяцев с перерывами - за последние 12 месяцев.
Информация о работе Расчеты с фондом социальной защиты населения