Расходы Федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание

С переходом к рынку одним из важных факторов достижения рациональной структуры экономики должно стать достаточное финансирование конверсионных отраслей. Через такой финансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений. Этому же должна служить отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, их закрытие или перепрофилирование. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки призвано стимулировать научные открытия и достижения, т.е. служить катализатором ускорения научно-технического прогресса
Целью работы является проведение анализа изменения динамики структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации в 2006-2007 году, а также определение современного взгляда на формирование расходов федерального бюджета и роль средств нижестоящих бюджетов Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические организации расходов Федерального бюджета Российской Федерации……………………………………………………………………………6
1.1. Понятие и сущность федерального бюджета Российской Федерации……...6
1.2. Классификация расходов федерального бюджета Российской Федерации...9
1.3. Методы предоставления средств из бюджета ……………………………….11
2. Анализ финансовых расходов федерального бюджета Российской Федерации…………………………………………………………………………..14
2.1. Анализ изменения динамики структуры расходов бюджета……………….14
2.2. Современный взгляд на формирование расходов федерального бюджета и роль средств нижестоящих бюджетов…………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы……………………………...33

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

     Итак, в результате реформы в ведение  муниципальных органов власти была передана ведомственная сеть социальных учреждений (дворцы культуры, библиотеки, детские сады,  поликлиники, жилой фонд и др.). В бывшем Союзе расходы на них финансировались из бюджетов отраслевых министерств и ведомств и средств предприятий. Спад производства, ухудшение финансового состояния большинства предприятий и организаций, приватизация,  структурные изменения вынудили предприятия освободиться от выполнения непроизводственных функций и передать социальные учреждения на баланс муниципалитетов (в странах с рыночной экономикой они находятся в государственной или частной собственности). Процесс передачи расходов в региональные бюджеты продолжается до сих пор.

     Итак, вследствие перемещения расходов из федерального бюджета в бюджеты  низших уровней изменилось содержание принципов распределения расходов между бюджетами, которые сложились на территории Российской Федерации за много лет. Действовавшие ранее принципы:

  • обеспечение общегосударственных интересов;
  • значимости;
  • экономической целесообразности;
  • территориальной принадлежности,

     не  утратили своего значения, но произошла  их трансформация, и те расходы, которые раньше финансировались из центрального бюджета по принципу ведомственной принадлежности, государственной значимости и т.д., были переданы в территориальные бюджеты, но уже в соответствии с принципом территориальной принадлежности.

     Все эти мероприятия привели к нарушению принципов распределения расходов между бюджетами. Появилась возможность перемещения бюджетных расходов сверху вниз, не подкрепленная структурными изменениями в государственном устройстве и не оформленная законодательно. В этих условиях важно было определить, какими принципами нужно руководствоваться при распределении расходов между бюджетами, уточнить содержание каждого принципа и на этой основе установить, какие расходы должны осуществляться из бюджетов разного уровня, какие принципы на том или ином уровне являются основополагающими.  Дело в том, что принципы распределения расходов между бюджетами позволяют предельно ограничить сферу бюджетных отношений каждого уровня, препятствуют бессистемному перераспределению расходов между бюджетами, вот в чем заключается важность данного вопроса. 

     Представляется, что в основу распределения расходов между бюджетами могут быть положены перечисленные выше принципы, много лет применявшиеся в бюджетной практике на территории Российской Федерации; они адаптированы к современным условиям и не нарушают основ построения расходной части бюджета. Что касается принципа ведомственной подчиненности, то он утратил свое былое значение в связи с самостоятельностью бюджетов, которая обусловила необходимость выполнения бюджетами различных уровней тех функций,  которые отведены им в системе государственного устройства. 

     Принимая  во внимание тот факт, что каждый уровень управления выполняет свои административные функции, соответствующие его месту в системе государственного устройства, к уже названным принципам следует также отнести принцип соответствия функциям, выполняемым каждым уровнем управления в системе государственного устройства. Выделение этого принципа в самостоятельный диктуется тем, что вопросы регулирования цен, структурной перестройки, перераспределения доходов населения и другие, связанные с осуществлением государством распределительной функции, традиционно оставались прерогативой государства и осуществлялись из центрального бюджета. Этим обеспечивалось проведение единой государственной политики на территории Российской Федерации. 

     Разграничение расходов между бюджетами в соответствии с предложенными принципами выдвигает проблему финансового обеспечения этих расходов, которая может быть решена путем изменения системы распределения доходов между бюджетами. Эти процессы должны быть тесно взаимосвязаны, причем распределение доходов должно осуществляться не до, а после разграничения расходов между бюджетами (к слову сказать, что в действующей практике бюджетного планирования это делается наоборот).

     Но  от перемещения бюджетных средств  с одного уровня бюджетной системы  на другой их совокупная величина не возрастает, следовательно, для обеспечения  бюджетных расходов средствами необходимо проводить работу по совершенствованию состава и структуры расходов бюджета, привлечению дополнительных источников финансирования расходов,  особенно в социальную сферу. Совершенствование состава и структуры расходной части бюджета требует правильного определения приоритетных направлений расходов.

     Именно  этим направлениям в первую очередь  должна оказываться государственная  поддержка.  В сложившихся условиях приоритетными должны быть социальные расходы, так как именно государство обязано обеспечить социальную поддержку незащищенных слоев населения, а также расходы, определяющие жизнеспособность государства на данном этапе и в перспективе. Помимо социальных приоритетными должны стать расходы на поддержку жизнеобеспечивающих отраслей экономики, а также ее структурную перестройку. Поскольку ресурсы бюджета ограничены, предпочтение этим отраслям может быть оказано за счет сужения других расходов, выведения из состава расходов бюджета тех направлений, которые должны осуществляться за счет собственных источников и привлеченных средств, и корректировки состава расходов внутри основных направлений в целях их рационализации. Таким образом,  в связи со сказанным следует сделать акцент на том, что поддержка приоритетных отраслей экономики не должна быть обезличенной, пассивной. Для этого нужно последовательно сокращать дотации и субсидии ТЭК, аграрному сектору и переходить к адресной поддержке инвестиций под эффективные проекты. [15]

     В сложившейся в настоящее время  ситуации необходимо учитывать тот  факт, что с развитием различных  форм собственности должна происходить децентрализация инвестиционных процессов, целесообразно ориентироваться на финансирование капитальных вложений за счет бюджетных средств только объектов социального назначения. При долевом участии (бюджетные средства и собственные средства отрасли), которое считается наиболее перспективным, финансирование инвестиций в объекты производственного назначения следует осуществлять только на возвратной и платной основе. Поддержка должна оказываться в основном тем инвестиционным проектам, которые дают заказы отечественной промышленности, формируют спрос на ее продукцию. Использование бюджетных средств на приобретение импортной продукции возможно только в том случае, если это обеспечивает повышение качества отечественной продукции, расширяет возможности ее сбыта на внутреннем и внешнем рынке. [3, с.6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     Федеральный бюджет, являясь центральным звеном системы государственных финансов, придает финансам всеобщий характер. С помощью такого инструмента, как федеральный бюджет, государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через бюджет государство организует перераспределение общественного продукта (к примеру, между производственной и непроизводственной сферой), следовательно, такой централизованный фонд в лице бюджета необходим государству для осуществления своих основных функций. Важнейшими из функций государства в современной экономике принято считать обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение социально-культурных потребностей населения, обеспечение национальной обороны, покрытие общих издержек управления.

      Бюджет  выполняет следующие функции:

      - перераспределение ВВП;

      - государственное регулирование и стимулирование экономики;

      - финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление         

         социальной политики государства;

      - контроль над образованием и  использованием централизованных  

        фондов денежных средств.

     Федеральный бюджет позволяет государству сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, что позволяет использовать федеральный бюджет как инструмент государственного регулирования экономики. Изменяя величину и структуру расходов федерального бюджета государство способно достаточно гибко маневрировать в выборе целей проводимой социально-экономической политики. Однако не только государство может управлять величиной и структурой расходов федерального бюджета: на эти показатели могут оказывать влияние внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, уровень благосостояния населения и многие другие факторы. Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, ведь расходы государства способствуют ускоренному обновлению производственных фондов, стимулированию разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Нельзя также забывать и огромный вклад расходов федерального бюджета в решение проблемы социально-культурного обеспечения, ведь используя инструмент расходов федерального бюджета на социально-культурные нужды, государство может проводить достаточно гибкую социальную политику.

     Исследуя  динамику бюджетных показателей, легко  заметить, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, тогда как его социальная функция не получила необходимого финансового подкрепления для своей реализации. Именно поэтому в настоящее время наблюдается тенденция усиления социальной функции государства, но нехватка средств в бюджете, условия спада производства и инфляции, поэтому ощутимое увеличение средств, направляемых на социально-культурные нужды, вряд ли предвидится. К тому же при переходе к рыночным отношениям в федеральном бюджете Российской Федерации произошло резкое возрастание расходов, рост внутреннего и внешнего долга. Федеральный бюджет явно не справлялся с растущим количеством статей расходов и все возрастающих расходов на поддержку регионов.

      Расходы федерального бюджета постоянно  увеличиваются. В 2007 году по сравнению с 2006 годом произошло увеличение расходов на 1110,4 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета Российской Федерации приходится на межбюджетные трансферты: в 2006 году -  33,3 млрд. руб., в 2007 году – 33,4 млрд. руб. Значительный удельный вес в структуре расходов федерального бюджета занимают расходы на национальную оборону (15,2 %. в 2006 году, 15 %  в 2007 году), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (12,5 % в 2006 году, 12,1 % в 2007 году).

     Огромную  роль федеральный бюджет играет в  решении социальных проблем, которые  принимали наиболее радикальные  формы в нашей стране, а во времена  перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения. Важную роль расходы федерального бюджета играют в нивелировании социальных последствий расслоения граждан по их материальному достатку, что было вызвано переходом к рыночной экономике. Таким образом, расходы федерального бюджета, направленные на социальные нужды, представляют собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране.

     В целом, структура расходов федерального бюджета в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась. Однако для решения  первоначальных задач государство  использует не все имеющиеся у  него ресурсы, хотя реально имеет  такую возможность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список использованных источников и литературы: 

  1. Абрамова  М.А., Александрова Л.С. Финансы и  кредит: Учебное пособие.- М.:ИД Юриспруденция, 2003.-448с 
  2. Вахрин П.И, Нешитой А.С Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник.- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2002.- 656 с
  3. Кудрин А.Л. Экономическая политика и федеральный бюджет 2006 года// Финансы.-2006.-№2.-79 с.
  4. Фетисов В.Д Финансы: Учеб пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003.- 335 стр
  5. Финансы и кредит: учебник/М.Л.Дьяконова, Т.М. Ковалева,Т.Н. Кузьменко; под ред. профессора Т.М. Ковалевой.-2-е изд., перераб. и доп.: КНОРУС, 2006.- 376 с.
  6. Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/ Под ред. Проф. В.В. Ковалева.- М.: ООО «ТК Велби», 2003.-512 с.
  7. Финансы и кредит: Учебник / Под редакцией профессора М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой.- М.: Юрайт-Издат, 2004, 2004.- 575 с.
  8. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной.- М.: ЮНИТИ, 2002.-527 с.
  9. Финансы денежное обращение кредит: Учебник / Под ред. Проф. Н.Ф. Самсонова.- М.:ИНФРА-М, 2001.-448 с.
  10. Финансы и кредит: Учеб Пособие / Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 512 с
  11. Финансы: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/ Под ред. Проф. В.В. Ковалева.- М.: «ТК Велби», 2006.-640 с.
  12. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие (с применением структурно- логических схем).- 2-е изд., испр. и доп.- М.:Издательский Дом «Дашков и К», 2001.- 452 с.
  13. http://duma-er.ru
  14. www.minfin.ru
  15. http://national.invur.ru
  16. http://regministry.ru

Информация о работе Расходы Федерального бюджета РФ