Расходы государства и местных бюджетов РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:31, контрольная работа

Описание

Государственный бюджет является планом доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.

Работа состоит из  1 файл

Расходы государства и местных бюджетов РБ.docx

— 26.49 Кб (Скачать документ)

Расходы государства  и местных бюджетов РБ.

Финансовое оздоровление экономики, пути и меры.

 

Государственный бюджет является планом доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления .

Именно  с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких  элементов как организация  и принципы построения бюджетной  системы, бюджетного процесса, взаимоотношения  между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав.

В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства.

Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве.

Она основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь.

В настоящее  время бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский  бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты.

 

Бюджетная система Республики Беларусь

Государственный бюджет Республики Беларусь


 

 

республиканский  бюджеты областей бюджет г. Минска


 

 

областной        бюджеты районов   бюджеты городов            областного подчинения


 

 

районный сельские и поселковые  бюджеты городов          бюджеты  районного подчинения

 

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы.

Все названные  элементы бюджетного устройства функционируют  в их единстве и взаимосвязанности  и обеспечивают проведение единой бюджетной  политики государства через республиканский и местные бюджеты.[5, 136-137]

 

 

1.2 Понятие бюджетной  классификации

Бюджетная классификация Республики Беларусь является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных  бюджетов, государственных целевых  бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных  учреждений и организаций с присвоением  объектам классификации группировочных кодов, основанной на их экономической характеристике, и обеспечивает республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства [2].

Бюджетная классификация является единой и  используется при составлении, утверждении  и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.

Бюджетная классификация включает:

    • классификацию доходов;
    • классификацию расходов, включающую функциональную, экономическую (предметную), ведомственную и программную классификацию расходов;
    • классификацию источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов;
    • классификацию источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;
    • классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь;
    • классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

Классификация расходов государственного бюджета Республики Беларусь определяется Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. N 158-З «О бюджетной классификации Республики Беларусь».

В соответствии с этим законом расходы бюджета  классифицируются по:

- функциональной  классификации;

- ведомственной  классификации;

- экономической  классификации;

- программной  классификации.

Функциональная  классификация расходов – это  группировка средств бюджета, отражающая их направление на выполнение основных функций государства.

Функциональная  классификация расходов состоит  из четырех уровней.

Первым  уровнем функциональной классификации  расходов являются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства.

Вторым  уровнем функциональной классификации  расходов являются подразделы, конкретизирующие в пределах разделов направление  средств на осуществление деятельности государства в определенной области.

Третьим уровнем функциональной классификации  расходов являются виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление  деятельности государства в определенной области в пределах подразделов.

Четвертый уровень функциональной классификации  расходов образует классификация по параграфам, которая применяется  для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности [1, ст.3].

Таблица 1. Функциональная классификация расходов государственного бюджета Республики Беларусь

Раздел

Подраздел

Наименование разделов и подразделов        
функциональной классификации расходов     

04 

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА             

04 

01   

Общие экономические вопросы                     

04 

02   

Сельское хозяйство, рыбохозяйственная             
деятельность                                    

04 

03   

Лесное хозяйство                                

04 

04   

Промышленность, энергетика, строительство  и       
архитектура                                     

04 

05   

Транспорт                                       

04 

06   

Дорожное хозяйство                              

04 

07   

Связь                                           

04 

08   

Другие отрасли национальной экономики           

04 

09   

Прикладные научные исследования, научно-          
технические программы и проекты, связанные с      
национальной экономикой                         

04 

10   

Другие расходы в области национальной экономики 


Функциональная  классификация расходов является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций.

Ведомственная классификация расходов отражает распределение  средств по государственным органам  и организациям, являющимся распорядителями  средств, в соответствии с законодательством  Республики Беларусь. Ведомственная  классификация расходов утверждается, как правило, как классификационная система, состоящая из одного уровня, - глава, которая имеет трехзначный код.

Группировка расходов бюджета по их экономическому содержанию называется экономической классификацией. По влиянию на процесс расширенного воспроизводства выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением  бюджетных средств юридическим  лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы  включают затраты на государственное  потребление (содержание экономической  и социальной инфраструктуры, государственных  отраслей народного хозяйства, закупки  товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы  государственных учреждений), текущие  субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов  по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы, в основном, соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете  или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением  в основной капитал и прирост  запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли  народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные  кредиты государственным и частным  предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в  бюджете капитальных расходов и  доходов государства.

В экономической  классификации применяется четыре уровня классификационной структуры:

- категория  расходов (текущие расходы, капитальные  расходы, кредитование минус погашение  и резервные средства);

- статья (закупки товаров и оплата услуг,  капитальные вложения в основные  фонды и другие);

- подстатья  (заработная плата рабочих и  служащих, приобретение оборудования  и предметов длительного пользования,  предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов внутри страны  и другие);

- элемент  расходов (основной оклад гражданских  служащих, приобретение непроизводственного  оборудования и предметов длительного  пользования для государственных  учреждений, бюджетные ссуды, бюджетные  займы другим бюджетам и другие).

Программная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям). Программная классификация расходов применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу.

В конце 2011года расходы Республики Беларусь составили 106,755 трлн.бел.руб, из них расходы в республиканский бюджет 51,950 трлн.руб,

 

млрд. рублей

Показатели

Уточненный  план  
2011 года

Исполнено  
  за январь-декабрь 

В % к уточненному  
годовому плану

 

Всего

Республиканский бюджет

Всего

Республиканский бюджет

Всего

Республиканский бюджет

Всего доходов

110177,8 

51312,0

115020,0 

54190,2 

104,4 

105,6 

из них:

           

- налог на прибыль

8243,0 

2589,1

8688,9 

2812,3 

105,4 

108,6 

- налог на добавленную  стоимость

25494,3 

17921,5

26498,5 

18701,4 

103,9 

104,4 

- акцизы

5470,2 

5467,8

5599,5 

5597,0 

102,4 

102,4 

- доходы от внешнеэкономической  деятельности

14456,5

14456,5

15146,9 

15146,9 

104,8 

104,8 

- поступления в  Фонд социальной защиты населения

28681,6

x

29573,5 

x

103,1 

x

Всего расходов

108004,7 

52112,0 

106766,5 

51950,5 

98,9 

99,7 

из них:

           

- общегосударственная  деятельность

16129,0 

24863,1 

15842,8 

24995,0 

98,2 

100,5 

- национальная экономика

15732,6 

9466,5

15517,2 

9310,8 

98,6 

98,4 

- расходы на финансирование  социальной сферы (социальная  политика, образование, здравоохранение,  физическая культура, спорт, культура  и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения)

62252,2 

10565,7

61626,6 

10486,0 

99,0 

99,2 

Превышение доходов  над расходами (+),  
Дефицит (-)

2173,1 

 

 

 

-800,0 

8253,5  

2239,7  

 

 
   

Информация о работе Расходы государства и местных бюджетов РБ