Структура расходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе я хочу рассмотреть общие положения расходов федерального бюджета, и их классификацию, проанализировать расходы федерального бюджета за последние годы.

Изучение темы моей курсовой работы актуально тем, что именно эффективное расходование бюджетных средств является гарантом стабильного и динамичного роста экономики страны в целом

Содержание

Введение

Глава 1 Классификация расходов государственного бюджета

Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета РФ за последние годы

2.1 Проблемы финансирования социальных расходов и пути их решения

2.2 Факторы, определяющие динамику расходов

2.3 Анализ проекта бюджета на ближайшие три года

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Структура расходов государственного бюджета.doc

— 720.00 Кб (Скачать документ)

 Содержание

 Введение

 Глава 1 Классификация расходов государственного бюджета

 Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета  РФ за последние годы

 2.1 Проблемы  финансирования социальных расходов  и пути их решения

 2.2 Факторы, определяющие динамику расходов

 2.3 Анализ проекта бюджета на ближайшие три года 

 Заключение

 Список  литературы 
 

 Введение

 Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей  деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам). [ 1, C.95].

 Как  экономическая категория государственный  бюджет РФ представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования. [2, C. 213].

 Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства.

 Бюджетная система Российской Федерации состоит  из трех звеньев и включает в себя:

 -  федеральный бюджет;

 - бюджеты  субъектов РФ  (21 республиканский  бюджет в составе Российской  Федерации, 55 краевых и областных  бюджетов, городские бюджеты Москвы  и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);

 - местные  бюджеты (около 29 тысяч местных  бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

 Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. [3].

 Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

 Доходная  часть показывает, откуда поступают  средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.

 Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

 Расходы  государственного бюджета – это  экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован  с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину. [4,C.112].

 Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона,  поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга. [3].

 В своей  курсовой работе я хочу рассмотреть  общие положения расходов федерального бюджета, и их классификацию, проанализировать расходы федерального бюджета за последние годы.

 Изучение  темы моей курсовой работы актуально тем, что именно эффективное расходование бюджетных средств является гарантом стабильного и динамичного роста экономики страны в целом 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 1.Классификация расходов государственного бюджета

 Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

 Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

 природой  и функциями государства;

 уровнем социально-экономического развития страны;

 разветвленностью  связей бюджета с народным хозяйством;

 административно-территориальным  устройством государства;

 формами предоставления бюджетных средств  и т.п.

 Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

 Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

 1. По роли в общественном производстве расходы бюджета  делят на:                                    расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

 расходы  на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы

 (текущие  затраты государства – расходы  на управление, военные расходы,  расходы на пенсии и пособия  и т.п.);

 расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и  обслуживание страховых и резервных фондов). 

 С помощью  этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

 2. В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

 расходы на народное хозяйство и поддержку  экономики;

 расходы на социально-культурные нужды;

 военные расходы;

 расходы на управление.

 Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

 3. Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

 - в  производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

 - в  непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

 Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

 4. Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. [6, C. 117-121].

 Одновременно  с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

 Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.) 

   Классификация видов расходов  бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация  отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и его полномочных  представителей, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.

Информация о работе Структура расходов государственного бюджета