Развитие финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 06:55, курсовая работа

Описание

Цель работы рассмотреть теоретические и практические аспекты финансовой системы России

В связи с этим необхоимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие финансовой системы страны. Ее состав и структуру;
Произвести анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ;
Наметить направления развития финансовой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……5

1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ.

ЕЕ СОСТАВ И СТРУКТУРА…………………………………………………..8

1.1 Экономическое содержание финансовой системы государства………...8

1.2 Состав и структура финансовой системы развитых стран………………10

1.3 Состояние государственных и муниципальных финансов в

условиях реформирования государственного сектора……………….………15

2 АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ

ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………….. 17

2.1 Анализ федерального бюджета РФ……………………………………….17

2.2 Децентрализованные финансы в условиях конструктивного развития..21

2.3 Анализ деятельности государства в регулировании финансов хозяйствующих субъектов……………..……………………….……………..26

3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………..30

3.1 Основные задачи в области стабилизации финансовой системы……...30

3.2 Решение проблем развития финансовой системы РФ…………………..33

3.3 Основные рекомендации по решению проблем развития

хозяйствующих субъектов…………………………….………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..……40

Работа состоит из  1 файл

финансовая система РФ.doc

— 322.00 Кб (Скачать документ)

      В соответствии с конституцией и законами местные органы власти ведут свое бюджетное хозяйство самостоятельно и независимо, т.е. несут ответственность  за планирование и исполнение своих  бюджетов, а также осуществляют контроль за этими процессами [12, c. 84].

      Состав  и структура местных финансов. Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, специальные  фонды местного значения, финансы  предприятий, находящихся в собственности  местных органов управления. Главное звено местных финансов - местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти. В США к ним относятся бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, тауншипов; во Франции - регионов, департаментов, округов, коммун; в Германии - земель, уездов, городов, общин; в Великобритании - графств, округов; в Италии - областей, провинций, коммун; в Японии - префектур и муниципалитетов.

      В современных условиях все в большей  степени местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие территорий, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.

      Доходы  местных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Соотношение между этими источниками зависит от функций, возложенных на местные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям. Международный опыт свидетельствует о том, что в более экономически развитых странах доля доходов региональных бюджетов в общем объеме ресурсов государства выше. Так, если в Португалии она составляет - 3% в ВНП, то в Норвегии - 15%, в Швеции - 31%.

      Налоги  являются главным источником доходов  местных бюджетов. В соответствии с налоговым законодательством  каждой страны они закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, местными органами власти. Число таких налогов в разных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов - от 30 до 70%.

      Различают три основные группы местных налогов. Местные прямые и косвенные налоги, применяемые практически во всех странах. Широко распространенными прямыми местными налогами являются поимущественные, промысловые, поземельные и налоги на автомобили, а в ряде стран - на жителей и на профессию (Франция). К местным косвенным налогам относятся налоги на покупки, акцизы на бензин, табак, спиртные напитки, потребление электричества и газа. В Великобритании местное косвенное налогообложение, по существу, отсутствует.

      Вторую  группу местных налогов можно  назвать налогами, которые взимаются как надбавки к общегосударственным налогам или как отчисления от них (к примеру, в Италии — к поземельному и сельскохозяйственному налогам). Эти налоги устанавливаются в определенном проценте к государственным, собираемым на территории местных органов власти. В частности, в Германии 42,5% поступлений от подоходного налога с физических лиц направляются в федеральный бюджет; 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет, налог на прибыль корпораций делится в пропорции 50 на 50% между федеральным и земельным бюджетами.

      Прочие  местные налоги составляют особую группу местных налогов. Это налоги на зрелища, собак, занятие торговлей, на владение транспортными средствами, на выдачу лицензий, на игорный бизнес (Испания) и др. Как правило, эти налоги большого финансового значения не имеют для доходов местных бюджетов.

      Определенное  место в формировании местных  бюджетов занимают и неналоговые  доходы. К ним относятся доходы от собственности, управляемой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи земли, лесных массивов, доходы от эксплуатации водоемов, коммунальных предприятий, от поступлений судебных пошлин, штрафов, различных сборов. Во Франции во многих коммунах установлен налог на коммунальный общественный транспорт. Обычно он вводится в коммунах с населением более 30 тыс. жителей. Его уплачивают все предприятия, на которых число занятых превышает 9 наемных рабочих. Местные органы власти по согласованию с населением могут вводить и другие постоянные или временные налоги - налог на мощение дорог, укладку тротуаров, уборку улиц и др.

      Одной из существенных статей местных бюджетных  расходов являются затраты, связанные  с погашением полученных займов и  выплат процентов по ним. К примеру, во Франции на выплату процентов  по займам и ссудам приходится выделять более 10%, а на погашение полученных займов - около 20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.  
Следующим звеном местных финансов развитых зарубежных государств являются специальные местные фонды, имеющие, как правило, целевой характер. Например, за счет специальных кредитных фондов местные органы проводят займовые операции, за счет фондов социального страхования финансируют целевые социальные программы. В некоторых странах из специальных фондов покрываются временные кассовые "разрывы", которые образуются при исполнении местных бюджетов. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, специальные сборы (страховые), поступления из централизованных внебюджетных фондов (пенсионного) и др. Специальные фонды имеют определенную самостоятельность, отделены от местных бюджетов.

      Самостоятельным звеном местных финансов являются местные  государственные предприятия. К  ним относятся муниципальные, дорожные, транспортные предприятия, предприятия  газо-, энерго- и водоснабжения, а  также жилищное хозяйство. Местные предприятия занимаются обслуживанием населения, оказывают помощь частному капиталу в сооружении новых объектов.  

     1.3. Состояние государственных и  муниципальных финансов в условиях  реформирования государственного  сектора 

     Финансовая система состоит из финансовых организаций (институтов) различных типов и уровней. Особенностью финансов как сферы государственной деятельности является первичное значение нормативной базы, так как любой финансовый институт создается на основе нормативных актов и действует в ее пределах. Следовательно, рассмотрение финансовой системы начнем с нормативно-законодательных институтов и их нормативных актов:

     Федеральное Собрание - Федеральные Конституционные  законы, федеральные законы;

     Президент РФ – Указы Президента РФ;

     Правительство РФ – Постановления Правительства  РФ;

     Федеральное Министерство – приказ и т.д. [9, c. 195]

     В современных условиях в системе  государственного управления выделяются федеральные органы исполнительной власти – финансовые, полуфинансовые, нефинансовые.

     Финансовый  блок Правительства (расширенного, так  как ЦБ РФ формально не входит в  Правительство РФ):

     1. Центральный Банк РФ (Центральный  аппарат (ЦА) + территориальные учреждения: Главные управления, национальные  банки, расчетно-кассовые центры);

     2. Министерство финансов РФ (ЦА + Контрольно-ревизионные  управления + Управления Федерального  Казначейства по субъектам РФ + органы страхового надзора + органы валютного контроля + подведомственные  организации)

     3. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ЦА + региональное отделение)

     4. Министерство имущественных отношений (ЦА + региональное отделение)

     5. Разные финансовые органы, в т.ч. государственные внебюджетные фонды

     Полуфинансовый  блок:

     1. Министерства: по антимонопольной  политике РФ, природных ресурсов РФ, труда и социального развития РФ, экономического развития и торговли РФ, юстиции РФ

     2. Федеральная энергетическая комиссия 

     3. Федеральная служба финансового  оздоровления

     4. Российское агентство по государственным  резервам

     Все остальные федеральные органы исполнительной власти входят в нефинансовый блок.

      Я считаю, что каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. 
Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
  1. АНАЛИЗ  И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

         

      2.1 Анализ федерального бюджета  РФ 

      Формирование  федерального бюджета на 2011 - 2013 годы осуществлено в условиях начала реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности  бюджетных расходов на период до 2012 года, предусматривающей создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ.

Таблица 1 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации в 2009- 2011 годах

  2009 год 2010 год 2011 год
млрд. рублей доля в ВВП,

%

млрд. рублей доля в ВВП,

%

млрд. рублей доля в ВВП,

%

   Доходы  бюджетной системы 13 286,8 34,0 14 978,8 33,2 17 520,1 34,8
   в том числе:            
   федерального  бюджета 7 337,8 18,8 7 860,9 17,4 8 844,6 17,6
   консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 4 437,5 11,3 4 808,5 10,6 5 238,3 10,3
   государственных внебюджетных фондов 1 390,7 3,6 2 182,4 4,8 3 057,6 6,0
   территориальных фондов обязательного медицинского страхования 120,8 0,3 127,0 0,3 379,6 0,7
   Расходы бюджетной системы 15 987,0 40,9 17 801,6 39,4 19 620,3 38,9
   в том числе:            
   федерального  бюджета 9 660,1 24,7 10 232,8 22,7 10 658,6 21,2
   консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 5 983,6 15,3 6 267,8 13,9 6 469,7 12,8
   государственных внебюджетных фондов 3 446,4 8,8 4 705,7 10,4 5 394,4 10,7
   территориальных фондов обязательного медицинского страхования 479,1 1,1 502,8 1,1 789,7 1,6
   Дефицит (профицит) бюджетной системы -2 700,2 -6,9 -2 822,8 -6,2 -2 100,2 -4Д
 

      Динамика  основных параметров бюджетной системы  Российской Федерации на 2011 - 2013 годы характеризуется снижением доходов  с 34,8 % до 33,2 % ВВП, общего объема расходов - с 38,9 % до 36,3 % ВВП и дефицита - с 4,1 % до 3,1 % ВВП.

      По  сравнению с предыдущим бюджетным  циклом в 2011 году доходы бюджетной системы  по отношению к ВВП увеличены  на 2,7 процентного пункта, в 2012 году - на 3,1 процентного пункта, расходы  по отношению к ВВП увеличены  на 2,3 и 3,5 процентного пункта соответственно.

      При этом дефицит бюджетной системы  в 2011 году снижен на 0,4 процентного пункта, в 2012 году увеличен на 0,4 процентного  пункта и основном обусловлен дефицитом  федерального бюджета, который составит в 2011 году 3,6 % ВВП, в 2012 году - 3,1 % ВВП, в 2013 году-2,9% ВВП. 

Таблица 2 - Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2010 - 2013 годы

Наименование 2010 год

(уточн.  оценка)

2011 год  2012 год  прогноз 2013 год  прогноз
млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП
Источники финансирования дефицита, в том числе: 2 371,9 5,3 1 814,0 3,6 1 734,4 зд 1 795,7 2,9
Резервный фонд 1 419,3 3,2 284,4 0,6 0 0 0 0
Фонд  национального благосостояния 2,5 0,0 5,0 0,0 7,5 0,0 10,0* 0,0
Иные  источники финансирования федерального бюджета 950,1 2,1 1 524,6 3,0 1 726,9 зд 1 785,7 2,9

Информация о работе Развитие финансовой системы РФ