Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 06:55, курсовая работа
Цель работы рассмотреть теоретические и практические аспекты финансовой системы России
В связи с этим необхоимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие финансовой системы страны. Ее состав и структуру;
Произвести анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ;
Наметить направления развития финансовой системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……5
1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ.
ЕЕ СОСТАВ И СТРУКТУРА…………………………………………………..8
1.1 Экономическое содержание финансовой системы государства………...8
1.2 Состав и структура финансовой системы развитых стран………………10
1.3 Состояние государственных и муниципальных финансов в
условиях реформирования государственного сектора……………….………15
2 АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ
ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………….. 17
2.1 Анализ федерального бюджета РФ……………………………………….17
2.2 Децентрализованные финансы в условиях конструктивного развития..21
2.3 Анализ деятельности государства в регулировании финансов хозяйствующих субъектов……………..……………………….……………..26
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………..30
3.1 Основные задачи в области стабилизации финансовой системы……...30
3.2 Решение проблем развития финансовой системы РФ…………………..33
3.3 Основные рекомендации по решению проблем развития
хозяйствующих субъектов…………………………….………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..……40
При
этом планируется привлечение
Дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации прогнозируется в 2011 году в сумме 296,7 млрд. рублей, или 0,6 % ВВП, с постепенным снижением до 136 млрд. рублей, или до 0,2 % ВВП, в 2013 году. В 2004 - 2007 годах консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в целом были исполнены с профицитом. В 2008 году дефицит составил 0,13 % ВВП, в 2010 году ожидается его увеличение до 0,9 % ВВП.
Основными источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации являются использование остатков денежных средств на счетах региональных бюджетов, привлечение кредитов федерального бюджета и банков, выпуск государственных облигаций.
Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом погашения и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих банков оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 923,9 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - в сумме 827,1 млрд. рублей, на 1 января 2013 года - в сумме 700,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - в сумме 597,4 млрд. рублей.
Риски в обеспечении устойчивости региональных и местных бюджетов связаны с существенным объемом долговых обязательств и необходимостью привлечения бюджетных кредитов на их обслуживание. Это может привести к увеличению расходов федерального бюджета на финансовую поддержку субъектов Российской Федерации.
Таблица 3 - Основные показатели по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации.(млрд. рублей)
|
Анализ оценки основных показателей консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2010 год и прогнозных показателей на очередной бюджетный период свидетельствуют о положительной динамике доходной части бюджетов и снижении их дефицита. Кроме того, предусматривается рост собственной доходной базы субъектов Российской Федерации темпами, опережающими увеличение расходов в 2011 году на 5,3 процентного пункта, в 2012 году - на 6,2 процентного пункта, в 2013 году - на 4,6 процентного пункта. Поэтому исполнение расходных обязательств в очередном бюджетном цикле в значительной степени будет зависеть от собственных доходов субъектов Российской Федерации.
Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной из наиболее серьезных проблем - в 2011 - 2013 годах сохраняется тенденция устойчивого роста расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд).
Для выполнения
в полном объеме принятых обязательств
по пенсионному и социальному
обеспечению населения из федерального
бюджета бюджету Пенсионного
фонда предусматривается
При
этом сбалансированность бюджета Пенсионного
фонда в основном обеспечивается
за счет выделения межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета на покрытие его
дефицита, объем которых составит в 2011
году 875,9 млрд. рублей, в 2012 году - 959,4 млрд.
рублей и в 2013 году - 1 084,4 млрд. рублей (1,7
% ВВП).
2.2 Децентрализованные
финансы в условиях конструктивного развития
Основу системы финансов РФ составляют децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.
Сфера децентрализованных финансов включает в себя:
• финансы коммерческих организаций (предприятий);
• финансы некоммерческих организаций;
• финансы финансовых посредников;
• финансы домохозяйств.
Ключевое
место в системе
Попутно заметим, что коммерческая деятельность официально представлена в национальной экономике юридическими лицами (предприятиями и организациями) и физическими лицами (предпринимателями без образования юридического лица) и охватывает два рыночных сектора экономики: нефинансовый и финансовый. В нефинансовый сектор — самый большой сектор рыночной экономики — входят реальный сектор, производящий товары, и сектор оказания рыночных нефинансовых услуг (торговля, Услуги транспорта и др.).
Важнейшая составляющая системы финансов РФ — финансы организаций (предприятий), именно здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. В институциональном плане основу сферы финансов организаций (предприятий) составляют финансы хозяйствующих субъектов (юридических лиц).
Доля прибыльных предприятий поднялась с 64,5 до 65,6 %, увеличилась и их доходность. Прибыль рентабельных организаций выросла на 34,6 %, составив 3273,8 млрд руб., а сумма убытка по убыточным предприятиям снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 27,4 % и составила 556,5 млрд руб.
Экономический кризис повлиял на структуру налога: снижение налога
с доходов, полученных в виде дивидендов, (на 1,3 п. п.) повлекло за собой увеличение доли налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты различного уровня по соответствующим ставкам, (на 1,2 п. п.).
Налог на прибыль больше других налогов пострадал от кризиса, и поэтому, несмотря на высокий рост поступлений в I полугодии 2010 г., ему все еще не удается подняться до докризисного уровня соответствующего периода (рисунок 3).
Рисунок 3
Поступление налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ в 2008–2010 гг.
Поступление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) достигло 677,4 млрд руб., увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года более чем в 1,6 раза. Доля поступлений налога на добычу нефти в составе НДПИ выросла по сравнению с I полугодием 2009 г. на 3,6 п. п. и составила 89,7 %.
Налога на доходы физических лиц поступило 794,1 млрд руб., что на 7,3 % больше, чем за тот же период прошлого года. Основным фактором увеличения его объема явился рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, которая выросла за этот период на 11,2 % и составила 20 145 руб. Положительное влияние оказали также увеличение численности занятых в экономике и сокращение задолженности по заработной плате. Рост имущественных налоговых вычетов по НДФЛ отрицательно повлиял на сумму поступлений данного налога. В связи с рос-
том внешнеторгового оборота (на 41,5 %) отмечается увеличение поступлений НДС и акцизов по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, – соответственно на 21,3 и 43,5 %, но докризисный уровень не достигнут.
Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в I полугодии 2010 г. составило 209,3 млрд руб., что на 36,3 % больше соответствующего периода предыдущего года.
Основной
прирост обеспечили акцизы на
табачную продукцию, автомобильный
бензин, пиво, алкогольную продукцию
с объемной долей этилового
спирта свыше 25 % (за исключением
вин). В качестве главных факторов
роста следует назвать повышение налоговых
ставок и совершенствование порядка
(изменение сроков) уплаты акцизов.
Рисунок 4
Поступление налогов на имущество в бюджетную систему РФ в 2008–2010 гг.
Задолженность по налогам и сборам (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций) возросла за I полугодие 2010 г. на 13,2 % и составила 764,8 млрд руб. Рост наблюдается по всем ее составляющим
Большую часть в структуре задолженности по налоговым платежам и сборам по-прежнему составляет урегулированная задолженность (54,1 %), которая на 1 июля 2010 г. достигла 414,0 млрд руб. По сравнению с 1 января текущего года она увеличилась на 13,9 %. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства, – 172,7 млрд руб. (41,7 %) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами, – 128,4 млрд руб. (31,0 %).
Недоимка по налоговым платежам увеличилась на 12,8 %, составив 342,1 млрд руб. Рост ее связан с увеличением недоимки по НДС (11,3 %) и налогу на прибыль (9,1 %). По акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых недоимка уменьшилась на 11,2 и 0,7 % соответственно.
По сравнению с I полугодием 2009 г. задолженность по налоговым платежам и сборам выросла на 26,0 %, что ненамного опережает рост налоговых доходов.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) по налоговым платежам и сборам на 1 июля 2010 г. составила 471,1 млрд руб., увеличившись по сравнению с 1 января на 6,2 %.
Общая оценка ситуации с
поступлением налоговых платежей
в бюджетную систему Российской
Федерации свидетельствует о
постепенном преодолении кризисных
явлений в реальном секторе экономики.
2.3
Анализ деятельности
Финансы предприятий — важнейшая составная часть единой системы финансов государства. Это предопределяется, прежде всего, тем, что они обслуживают сферу материального производства, в котором создаются валовой внутренний продукт, национальный доход и национальное богатство. По своей сущности финансы предприятий являются специфической частью финансовой системы. Их отличие от государственных финансов обусловлено функционированием в разных сферах общественного производства.
Наличие финансов предприятий обусловлено существованием товарно-денежных отношений и действием законов стоимости и спроса и предложения. Реализация продукции и услуг осуществляется путем купли и продажи за деньги по ценам, отражающим стоимость товара. Но сами деньги не являются финансами. Это особый товар, посредством которого определяется и выражается стоимость всех остальных товаров и происходит их обращение. Финансы — это экономические отношения, осуществляемые посредством оборота денег, то есть денежные отношения.
Финансы
предприятий характеризуются
Так
как финансы предприятий
Для
обеспечения
Таблица 4 - Динамика финансового результата организаций Российской Федерации
млр. руб.