Развитие финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 06:55, курсовая работа

Описание

Цель работы рассмотреть теоретические и практические аспекты финансовой системы России

В связи с этим необхоимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие финансовой системы страны. Ее состав и структуру;
Произвести анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ;
Наметить направления развития финансовой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……5

1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ.

ЕЕ СОСТАВ И СТРУКТУРА…………………………………………………..8

1.1 Экономическое содержание финансовой системы государства………...8

1.2 Состав и структура финансовой системы развитых стран………………10

1.3 Состояние государственных и муниципальных финансов в

условиях реформирования государственного сектора……………….………15

2 АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ

ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………….. 17

2.1 Анализ федерального бюджета РФ……………………………………….17

2.2 Децентрализованные финансы в условиях конструктивного развития..21

2.3 Анализ деятельности государства в регулировании финансов хозяйствующих субъектов……………..……………………….……………..26

3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………..30

3.1 Основные задачи в области стабилизации финансовой системы……...30

3.2 Решение проблем развития финансовой системы РФ…………………..33

3.3 Основные рекомендации по решению проблем развития

хозяйствующих субъектов…………………………….………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..……40

Работа состоит из  1 файл

финансовая система РФ.doc

— 322.00 Кб (Скачать документ)
 

      При этом планируется привлечение значительного  объема финансовых ресурсов с внутреннего  финансового рынка: в 2011 году - 1 709,9 млрд. рублей, в 2012 году - 2 023,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2 101,9 млрд. рублей. Объем планируемых заимствований на 2011 — 2013 годы беспрецедентен для российского рынка внутреннего государственного долга он превысит в 2013 году фактические объемы размещения облигаций федерального займа 2009 года (515,9 млрд. рублей) более чем в 4 раза.

      Дефицит консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации прогнозируется в 2011 году в сумме 296,7 млрд. рублей, или 0,6 % ВВП, с постепенным снижением  до 136 млрд. рублей, или до 0,2 % ВВП, в 2013 году. В 2004 - 2007 годах консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в целом были исполнены с профицитом. В 2008 году дефицит составил 0,13 % ВВП, в 2010 году ожидается его увеличение до 0,9 % ВВП.

      Основными источниками финансирования дефицитов  консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации являются использование остатков денежных средств на счетах региональных бюджетов, привлечение кредитов федерального бюджета и банков, выпуск государственных облигаций.

      Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом погашения и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих банков оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 923,9 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - в сумме 827,1 млрд. рублей, на 1 января 2013 года - в сумме 700,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - в сумме 597,4 млрд. рублей.

      Риски в обеспечении устойчивости региональных и местных бюджетов связаны с  существенным объемом долговых обязательств и необходимостью привлечения бюджетных кредитов на их обслуживание. Это может привести к увеличению расходов федерального бюджета на финансовую поддержку субъектов Российской Федерации.

Таблица 3 - Основные показатели по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации.(млрд. рублей)

Показатели 2010 год оценка Темп роста  к 2009г. % 2011 год Темп роста  к 2010г. % 2012 год

прогноз

Доходы, всего 6144,8 103,7 6 497,8 105,6 6 828,4
в том  числе:          
налоговые и неналоговые доходы 4 811,4 108,4 5 238,3 108,8 5 804,8
межбюджетные  трансферты 1 333,4 89,6 1 259,5 94,4 1 023,6
Расходы, всего 6 562,4 114,5 6 794,5 103,5 7106,2
Дефицит -147,6 126,9 -296,7 71,0 -277,8

      Анализ  оценки основных показателей консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  за 2010 год и прогнозных показателей на очередной бюджетный период свидетельствуют о положительной динамике доходной части бюджетов и снижении их дефицита. Кроме того, предусматривается рост собственной доходной базы субъектов Российской Федерации темпами, опережающими увеличение расходов в 2011 году на 5,3 процентного пункта, в 2012 году - на 6,2 процентного пункта, в 2013 году - на 4,6 процентного пункта. Поэтому исполнение расходных обязательств в очередном бюджетном цикле в значительной степени будет зависеть от собственных доходов субъектов Российской Федерации.

      Обеспечение сбалансированности пенсионной системы  является одной из наиболее серьезных  проблем - в 2011 - 2013 годах сохраняется  тенденция устойчивого роста  расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд).

Для выполнения в полном объеме принятых обязательств по пенсионному и социальному  обеспечению населения из федерального бюджета бюджету Пенсионного  фонда предусматривается увеличить межбюджетные трансферты с 2 341,7 млрд. рублей в 2011 году до 2 803,3 млрд. рублей в 2013 году, что составляет около 45 % общих доходов Фонда.

      При этом сбалансированность бюджета Пенсионного  фонда в основном обеспечивается за счет выделения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на покрытие его дефицита, объем которых составит в 2011 году 875,9 млрд. рублей, в 2012 году - 959,4 млрд. рублей и в 2013 году - 1 084,4 млрд. рублей (1,7 % ВВП). 

    2.2 Децентрализованные финансы в условиях конструктивного развития 

      Основу системы финансов РФ составляют децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.

      Сфера децентрализованных финансов включает в себя:

      •   финансы коммерческих организаций (предприятий);

      •   финансы некоммерческих организаций;

      •   финансы финансовых посредников;

      •   финансы домохозяйств.

      Ключевое  место в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам коммерческих организаций (предприятии), поскольку именно здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги и формируется прибыль, которая является главным источником производственного и социального развития общества.

      Попутно заметим, что коммерческая деятельность официально представлена в национальной экономике юридическими лицами (предприятиями и организациями) и физическими лицами (предпринимателями без образования юридического лица) и охватывает два рыночных сектора экономики: нефинансовый и финансовый. В нефинансовый сектор — самый большой сектор рыночной экономики — входят реальный сектор, производящий товары, и сектор оказания рыночных нефинансовых услуг (торговля, Услуги транспорта и др.).

      Важнейшая составляющая системы финансов РФ —  финансы организаций (предприятий), именно здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. В институциональном плане основу сферы финансов организаций (предприятий) составляют финансы хозяйствующих субъектов (юридических лиц).

        Доля  прибыльных  предприятий   поднялась  с  64,5  до  65,6 %,  увеличилась и их  доходность. Прибыль рентабельных  организаций выросла на  34,6 %,  составив 3273,8  млрд  руб.,  а сумма убытка  по  убыточным предприятиям  снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 27,4 % и составила 556,5 млрд руб.

        Экономический  кризис  повлиял   на  структуру  налога:  снижение  налога 

      с  доходов,  полученных  в  виде  дивидендов,  (на  1,3  п.  п.)  повлекло  за  собой   увеличение  доли  налога  на  прибыль  организаций,  зачисляемого  в бюджеты различного уровня по соответствующим ставкам, (на 1,2 п. п.).

        Налог  на  прибыль  больше  других  налогов  пострадал   от  кризиса,  и  поэтому,  несмотря  на  высокий  рост  поступлений  в  I  полугодии  2010  г.,  ему  все  еще   не  удается  подняться  до  докризисного  уровня  соответствующего  периода  (рисунок 3).

      

      Рисунок 3

      Поступление налога на прибыль организаций  в  бюджетную систему РФ в 2008–2010 гг.

       

      Поступление  налога  на  добычу  полезных  ископаемых  (НДПИ)  достигло  677,4  млрд  руб.,  увеличившись  по  сравнению  с  соответствующим  периодом  предыдущего года более  чем в 1,6 раза. Доля поступлений налога на добычу нефти  в  составе  НДПИ  выросла  по  сравнению  с  I  полугодием  2009  г.  на  3,6  п.  п.  и составила 89,7 %.

      Налога  на  доходы  физических  лиц  поступило  794,1  млрд  руб.,  что  на  7,3 % больше,  чем  за тот же период прошлого года. Основным фактором увеличения  его объема  явился рост среднемесячной номинальной  начисленной заработной платы, которая  выросла  за  этот  период  на  11,2 %  и  составила  20 145  руб.  Положительное влияние оказали также увеличение численности занятых в экономике и сокращение задолженности  по  заработной  плате.  Рост  имущественных  налоговых  вычетов  по НДФЛ отрицательно повлиял на сумму поступлений данного налога. В связи с рос-

      том внешнеторгового оборота (на 41,5 %) отмечается увеличение поступлений НДС и  акцизов по товарам, ввозимым на территорию Российской  Федерации, –  соответственно на 21,3 и 43,5 %, но докризисный уровень не достигнут.

      Поступление  акцизов  по  подакцизным  товарам  (продукции),  производимым  на  территории  Российской  Федерации,  в  I  полугодии  2010  г.  составило  209,3 млрд руб., что на 36,3 % больше соответствующего периода предыдущего года.

      Основной  прирост  обеспечили  акцизы  на  табачную  продукцию,  автомобильный  бензин,  пиво,  алкогольную  продукцию  с  объемной  долей  этилового  спирта  свыше  25  %  (за  исключением вин).  В качестве  главных факторов  роста следует назвать повышение налоговых ставок  и совершенствование порядка (изменение сроков)  уплаты акцизов.  

      

      Рисунок 4

      Поступление налогов на имущество в бюджетную систему РФ в 2008–2010 гг.

       

      Задолженность по налогам и сборам (без учета  задолженности по единому социальному  налогу,  уплате  пеней  и  налоговых  санкций)  возросла  за  I  полугодие  2010  г.  на  13,2 %  и  составила  764,8  млрд  руб.  Рост  наблюдается  по  всем ее  составляющим

      Большую  часть  в  структуре  задолженности  по  налоговым  платежам  и  сборам  по-прежнему  составляет  урегулированная  задолженность  (54,1 %),  которая  на  1 июля 2010 г. достигла 414,0 млрд руб. По сравнению  с 1 января текущего года она увеличилась на 13,9 %. Основная часть урегулированной задолженности приходится на  задолженность,  приостановленную  к  взысканию  в  связи  с  введением  процедур банкротства,  – 172,7  млрд  руб.  (41,7 %)  и  задолженность,  взыскиваемую судебными приставами, – 128,4 млрд руб. (31,0 %).

        Недоимка  по  налоговым  платежам  увеличилась  на  12,8 %,  составив  342,1 млрд руб. Рост ее связан  с увеличением недоимки по  НДС (11,3 %) и налогу на прибыль  (9,1 %).  По  акцизам и  налогу  на  добычу  полезных  ископаемых  недоимка уменьшилась на 11,2 и 0,7 % соответственно.

        По  сравнению  с  I  полугодием  2009  г.  задолженность  по  налоговым  платежам  и  сборам  выросла  на  26,0 %,  что   ненамного  опережает  рост  налоговых  доходов. 

      Задолженность  по  уплате  пеней  и  налоговых  санкций  (штрафов)  по  налоговым  платежам  и  сборам  на  1  июля  2010  г.  составила  471,1  млрд  руб.,  увеличившись  по сравнению с 1 января на 6,2 %.

        Общая  оценка  ситуации  с   поступлением  налоговых  платежей  в  бюджетную  систему  Российской  Федерации  свидетельствует  о  постепенном  преодолении  кризисных явлений в реальном секторе экономики. 
 

      2.3 Анализ деятельности государства  в регулировании финансов хозяйствующих  субъектов 

      Финансы предприятий — важнейшая составная часть единой системы финансов государства. Это предопределяется, прежде всего, тем, что они обслуживают сферу материального производства, в котором создаются валовой внутренний продукт, национальный доход и национальное богатство. По своей сущности финансы предприятий являются специфической частью финансовой системы. Их отличие от государственных финансов обусловлено функционированием в разных сферах общественного производства.

      Наличие финансов предприятий обусловлено  существованием товарно-денежных отношений и действием законов стоимости и спроса и предложения. Реализация продукции и услуг осуществляется путем купли и продажи за деньги по ценам, отражающим стоимость товара. Но сами деньги не являются финансами. Это особый товар, посредством которого определяется и выражается стоимость всех остальных товаров и происходит их обращение. Финансы — это экономические отношения, осуществляемые посредством оборота денег, то есть денежные отношения.

      Финансы предприятий характеризуются теми же чертами, что в целом и категория финансов. Вместе с тем им присущи особенности, обусловленные их функционированием в сфере материального производства, где органически связаны все сферы воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен и потребление.

      Так как финансы предприятий связаны  непосредственно с производством  и отражают закономерности развития экономики, они являются категорией, входящей в состав экономического базиса.

      Для обеспечения воспроизводственного процесса с помощью финансов на предприятиях всех отраслей народного хозяйства формируются денежные фонды целевого назначения, используемые для производственных нужд и для удовлетворения социальных и личных потребностей работающих.  

Таблица 4 - Динамика финансового результата организаций Российской Федерации

млр. руб. 
 
 

Информация о работе Развитие финансовой системы РФ