Развитие финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 06:55, курсовая работа

Описание

Цель работы рассмотреть теоретические и практические аспекты финансовой системы России

В связи с этим необхоимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие финансовой системы страны. Ее состав и структуру;
Произвести анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ;
Наметить направления развития финансовой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……5

1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ.

ЕЕ СОСТАВ И СТРУКТУРА…………………………………………………..8

1.1 Экономическое содержание финансовой системы государства………...8

1.2 Состав и структура финансовой системы развитых стран………………10

1.3 Состояние государственных и муниципальных финансов в

условиях реформирования государственного сектора……………….………15

2 АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ

ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………….. 17

2.1 Анализ федерального бюджета РФ……………………………………….17

2.2 Децентрализованные финансы в условиях конструктивного развития..21

2.3 Анализ деятельности государства в регулировании финансов хозяйствующих субъектов……………..……………………….……………..26

3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………..30

3.1 Основные задачи в области стабилизации финансовой системы……...30

3.2 Решение проблем развития финансовой системы РФ…………………..33

3.3 Основные рекомендации по решению проблем развития

хозяйствующих субъектов…………………………….………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..……40

Работа состоит из  1 файл

финансовая система РФ.doc

— 322.00 Кб (Скачать документ)

      Что  касается  снижения  налога  на  прибыль,  то  надо  иметь  в  виду,  что  в  условиях  кризиса  предприятия  работают  с  нулевой  рентабельностью  или  убытком.  Многие  предприятия  находятся  на  грани  банкротства,  поэтому  снижение  налога  на  прибыль  ничего  не  даст  отраслям,  переживающим  спад  и  свертывающим  объемы  производства  и  сокращающим  рабочие  места. 
 

      3.2 Решение проблем развития финансовой системы РФ 
 

      Развитие  финансовой системы Российской Федерации  на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться различные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Ликвидирована государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

      Есть  и достаточно оригинальные предложения  по стабилизации и развитию финансовой системы РФ. Например:

      а)  Ревизия  и  предельно  рациональная  стратегия  использования  оставшихся  резервов  (оценка  реально  возможного  резерва  для  мобилизации  2-3  трлн  рублей  –  100  млрд  долларов,  кроме  того  за  счет  корректировки  плана  Правительства  и переориентации  еще неизрасходованных средств на  другие  цели  можно перераспределить  еще 1-1,5  трлн  рублей).

      б)  Переориентация  политики на  вложения  в  реальную  экономику  внутри  страны  и  сохранение  рабочих  мест. 

      в)  Направленность всех  мер на  изменение структуры экономики в пользу  инновационных отраслей. 

      г)  Гарантии  социальной  защиты  наиболее  уязвимых  слоев  населения  (частичное  восстановление  натуральных  льгот). 

      Первоочередные  меры  

      1.Предложения   по  экстренному  снижению  налогов:

      1)      Снижение  налога  на  добавленную стоимость до  10%  с четвертого  квартала  2008  года  в режиме  налоговых каникул на  один  год.

      Стоимость  –  в  расчете  на  год  –  1 090  млрд  рублей.[26]

      2)  Налоговые  каникулы  для  субъектов  малого  предпринимательства,  начиная  с  1  января  2009  года  по  1  января  2010  года  по  налогу  на  прибыль,  единому  налогу  по  упрощенной  системе  налогообложения  для  субъектов  малого  предпринимательства,  земельному  налогу  и  налогу  на  имущество  с  полной  компенсацией  выпадающих  доходов  субъектам  Российской  Федерации.   

      Максимальный  объем  выпадающих  доходов  для  субъектов  РФ  составит  до  50  млрд  рублей  в  квартал.  Все  выпадающие  доходы  бюджетов  субъектов РФ  должны  компенсироваться  из  федерального  бюджета. 

      3)      принять пакет законов по  налоговому  стимулированию  инновационного  бизнеса (льгота  по  земельному  налогу  и налогу  на  имущество для учреждений  образования,  науки  и инновационных предприятий,  пониженная  ставка  единого социального налога  для инновационных предприятий,  особые  условия для перехода  на  упрощенную  систему налогообложения для инновационных предприятий).  Выпадающие  доходы  – 30  млрд  рублей,  для  субъектов  РФ  выпадающие  доходы  компенсируются  из  федерального  бюджета.

      Внести  поправку  в  ст.  18  п.1  закона  о  защите  конкуренции,  сокращающую  перечень  предприятий,  являющихся  субъектами  естественных  монополий,  на  которые  распространяется  требование  проведения  конкурса  при  получении  финансовых  услуг.  Круг  ограничить  предприятиями,  для  которых  виды  деятельности,   в которых они признаны  монополистами,  являются  основными (доля  этих  видов деятельности  в  выручке  должна  быть  больше  10%).  Уточнить  критерии  определения  доли  на  рынке. 

      Изменение  оценок  рыночной  стоимости–  в  связи  с  тем,  что  балансовые  цены  и  цены  сделок  на  фондовых  рынках  не  дают  разумных  оценок,  форсированно  перейти  на  используемые  в  МСФО  «справедливые  стоимости»,  что  позволит  проводить  разумные  экономические  измерения,  включая  оценки  в  целях  налогообложения. 
 

    3.3. Основные рекомендации по решению проблем развития хозяйствующих субъектов 

      Для большинства хозяйствующих субъектов продолжает оставаться актуальным решение следующих острых проблем:

      ·     увеличивающийся износ основных фондов,

      ·     недостаточность инвестиционного потенциала, необходимого для эффективного и своевременного перевооружения производственных мощностей,

      ·     отсутствие действенных механизмов снижения себестоимости выпускаемой продукции (ресурсосберегающие технологии),

      ·     применение недостаточно отработанных механизмов обеспечения качества продукции.

      Такое положение дел приводит к обострению противоречий между необходимостью сохранения и развития производства и сферы услуг в регионах, как в объёмных, так и качественных показателях выпускаемой продукции, усилением конкуренции импортных производителей, с одной стороны, и недостаточно эффективным управлением производством конкурентоспособной продукции, с другой.

      Указанные негативные тенденции в развитии экономики и необходимость их преодоления актуализирует потребность  повышения конкурентоспособности  хозяйствующих субъектов в новых экономических условиях.

      Во  многом, именно построение правильных механизмов, обеспечивающих эффективное  взаимодействие с элементами внешней  среды, могут оказывать превалирующее  влияние на перспективы развития хозяйствующих субъектов и повышение их конкурентоспособности.

      Одним из критериев, обеспечивающих эффективность  функционирования хозяйствующего субъекта на рынке, является проводимая им финансовая и инвестиционная политика. По нашему мнению, в условиях отсутствия возможности  использования внутренних источников финансирования и необходимости привлечения заёмных, последние, даже те, которые являются эффективными (т.е. подтверждены расчетами), зачастую не могут быть реализованы на практике в силу следующих причин:

      1) отсутствие у большинства хозяйствующих субъектов необходимого обеспечения возврата заемных средств;

      2) несоответствие финансового состояния  требованиям, предъявляемым институциональными  инвесторами.

      Вследствие  этого необходимо, чтобы действовали  определенные государственные и региональные регуляторы - формы и методы законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Только сочетанием административных и рыночных механизмов, на наш взгляд, можно обеспечить необходимый уровень развития региональной экономики. Причем административные методы, по нашему мнению, должны выражаться в законодательной проработке механизмов, обеспечивающих возможность “тиражирования” возможных форм финансирования предприятий (напр., возможность предоставления гарантий субъектами федерации за заказчиков перед инвесторами, решение вопросов о приеме векселей в счет оплаты региональных долей налогов, компенсирование определенной части коммерческой ставки заемщику из средств бюджетов).

      Важным  элементом в процессе взаимодействия хозяйствующих субъектов и региона является принятие и исполнение бюджета. При этом необходимо отметить, что косвенные государственные рычаги поддержки должны быть преобладающими над прямыми (административными). Большое значение имеет координация деятельности в этой сфере.

      Определяющую  роль во взаимодействии  предприятий и региона должна играть государственная поддержка инвестиционной деятельности на региональном уровне, в которую следует включать следующие элементы:

      ·     обоснование стратегических и тактических целей инвестирования;

      ·     формирование мер по привлечению и аккумулированию на территории региона финансовых ресурсов, достаточных для реализации соответствующих инвестиционных проектов;

      ·     обеспечение согласованности принятых региональных мер с федеральными программами;

      ·     создание системы координации и контроля за ходом реализации принятых мер, направленных на развитие экономики региона.

      Другое  направление финансовой поддержки  хозяйствующих субъектов – финансирование на конкурсной основе наиболее экономически эффективных и социально-значимых проектов. Безусловно, на условиях софинансирования со стороны исполнителя.

      Практика  показывает, что для экономики  не так страшны высокие проценты, которые предлагаются институциональными инвесторами. Гораздо важнее - оперативность предоставления кредита и простота механизма его гарантийного обеспечения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

      Понятие финансовой системы является развитием  более общего определения "финансы". Финансовая система представляет собой  совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

     Финансовая  система состоит из финансовых организаций (институтов) различных типов и уровней. Особенностью финансов как сферы государственной деятельности является первичное значение нормативной базы, так как любой финансовый институт создается на основе нормативных актов и действует в ее пределах. Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет «как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

      В роли финансовых посредников выступают кредитно-финансовые институты. Данные институты определены как государственные и частные коммерческие организации, уполномоченные осуществлять финансовые операции по кредитованию, депонированию вкладов, ведению расчетных счетов, купле-продаже валюты и ценных бумаг, оказанию финансовых услуг Как показывает мировой опыт, в реальной экономике особую роль играют коммерческие организации (предприятия), т.е. организации, основная цель деятельности которых — извлечение прибыли. Именно эти организации обслуживают сферу материального производства, где создается валовой национальный продукт и национальный доход — источник финансовых ресурсов для других звеньев системы финансов — государственных бюджетов (внебюджетных фондов) различных уровней, бюджетов домашних хозяйств (физических лиц), бюджетов других юридических лиц.

      Фундаментальной  причиной  кризиса  является  сырьевой  вариант  развития  страны  с  неизбежной  корреляцией  с  кризисом  в  развитых  странах,  потребляющих  сырье.  В  связи с этим  любые антикризисные меры,  включая аварийные (форс-мажорные),  должны  работать  на  диверсификацию  экономики и противодействовать  начинающейся  рецессии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

      
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, №145 ФЗ от  31.08.1998г.  ЮНИТИ - ДАНА, 2010 г.
  2. Баранов Л.   Г.   Бюджетный процесс   в РФ:   Учебное   пособие. - М.: Издательство «Перспектива»: ИНФРА - М, 2008 г.
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие -М.: Юнити, 2007. – 651 с. : ил.
  4. Дробозина Л.А., Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова   Финансы.    Денежное    обращение.    Кредит:    Учебник    для    вузов; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
  5. Дробозина Л.А.Финансы. Бюджетная система РФ: - М.: ЮНИТИ, 2009. – 631 с. : ил.
  6. Горбунова О.Н.- Финансовое право: Учебник М.: Юристъ, 2009.- 587 с.
  7. Колосов А. С. Бюджетный процесс: сущность и совершенствование/ Финансы № 11 2003 г.
  8. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации.- М.: КНОРУС, 2008.- 208 с.
  9. Кучеров И.И. Бюджетное право России.- М.: ЦентрЮрИнфоР, 2007.- 317 с.
  10. Ковалева A.M.    ,    Н.П.    Баранникова, В.Д. Богачева   Финансы:    Учебное    пособие.; Под ред. проф. A.M. Ковалевой.  - М.:  Финансы и статистика, 2008.
  11. Пшенникова Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации.- С-Пб.: Питер, 2009.- 196 с.
  12. Панова Г. С. Предстоит реформирование бюджетного процесса Финансы № 5 2008 г.
  13. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007 г.
  14. Поляк Г.Б.  Финансы. Денежное обращение и кредит. М., 2007. – 491 с.
  15. Романовский М. В.  Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 544 с.
  16. Тедееев А.А. Бюджетная система России.- М.: ЭКСМО, 2005.- 416 с.
  17. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: ЮНИТИ, 2008.- 367 с.
  18. Химичев Н.И. Финансовое право: Учебник.- М.: Юристъ, 2006.- 749 с.
  19. Ковалевой А.М. Финансы: Учеб. пособие/. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 384с.: ил.
  20. Ещенко Г. А. Участие общественности в бюджетном процессе/ Финансы №8 2007 г.
  21. Осин А.А. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства //Финансы.- 2008.- № 12.- с. 12-15
  22. Официальный сайт Правительства РФ - www.government.ru
  23. Официальный сайт Президента РФ - http://archive.kremlin.ru/
  24. Официальный сайт Госкомстата РФ - http://www.gks.ru/
  25. Официальный сайт партии Справедливая Россия http://www.spravedlivo.ru/news/anews/7762.php#

Информация о работе Развитие финансовой системы РФ