Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:11, курсовая работа
0дной из главных особенностей современной банковской системы является бурное развитие компьютерных, а также телекоммуникационных средств. Развитие средств коммуникации, сокращение времени обработки информации и развитие сетевых технологий позволили кредитным организациям провести общую автоматизацию всей своей деятельности, разработать механизмы удаленного обслуживания клиентов и, тем самым, предложить новый ассортимент услуг. Информационные системы стали оказывать значительное влияние на прибыльность банков, их конкурентоспособность и привлекательность для клиентов.
Введение…………………………………………………………………………………...………3
1. Основы применения интернет - технологий в банковской сфере ………………………….4
1.1. Возникновение банковских услуг в Интернет……………………………………………...4
1.2. История развития Интернет – банкинга…………………………………………………….7
1.3. Преимущества Интернет - банкинга перед общепризнанными банковскими услугами……………………………………………………………………… …………………11
2. Анализ развития интернет - банкинга в России…………………………………………….14
2.1. Рынок Интернет - технологий и тенденции его развития………………………………..14
2.2. Возможности использования зарубежного опыта для развития Интернет - банкинга в России…………………………………………………………………………………………….19
2.3. Проблемные стороны Интернет - банкинга……………………………………………….22
2.4. Перспективы развития Интернет - банкинга в России…………………………………...25
3аключение……………………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………………………………………...…31
Как видно из вышеуказанной таблицы, за 2006 год было внедрено 138 систем интернет-банкинга в банках и их филиалах от сторонних разработчиков.
Общее количество внедрений за год выросло на 45% и составило 448. В будущем данная тенденция должна продолжиться. В настоящий момент система «Интернет -Клиент» от Банк ’с Софт Системс внедряется в 28 банках и филиалах, кроме того, в 32 банках система находится в опытной эксплуатации. Систему от R – Style Softlab в блuжайшее время планирует внедрить шесть банков.
В небольших и средних банков отечественные программные продукты для интернет-банкинга оказываются предпочтительнее, так как в этом случае необходимость доработок сведена к минимуму, а стоимость решения невысока. Для действительно крупных проектов стоит обратить внимание на иностранные продукты, положившись на опыт их поставщиков и технологическую базу. Тем не менее важно взвесить все «за» и «протuв». Многие российские решения практически не уступают иностранным по функциональному наполнению. Они изначально изготовлены с учётом российского законодательства. В любом случае, при выборе программного обеспечения нужно учесть очень большое количество факторов. Ключевые из них — это учёт российского законодательства, технологические и функциональные возможности решения, а также совокупная стоимость владения системой.
Обратимся к зарубежному опыту развития Интернет – банкuнга, который поможет российским банкам применить его на практике, с учётом особенностей банковской системы России.
Интернет – банкинг наиболее
динамичными темпами
Интернет – банки
Можно сказать, что в Европе, США и Японии интернет-банкинг уже прижился. В Европе услугами интернет-банкинга пользуются сейчас около 60 млн. человек, в США - 25 млн., а в 2000 году своими финансами через Интернет управляли менее 23 млн. человек в Европе и 17 млн. в США. Наибольшей популярностью этот вид финансовой деятельности пользуется в Швеции. Более 50% активных пользователей Интернета здесь проводят банковские трансакции с помощью удалённого доступа. За Швецией следуют США - от 40 % до 47 % активных пользователей Интернета, Австралия - 39,8 %, Франция - 38,6 %, Нидерланды - 38,3 %, и Великобритания - менее 30 %. Всего в мире около 38 % активных пользователей Интернета проводят трансакции через всемирную сеть.
В США онлайн - банкинг развивался постепенно. Например, Сuтибанк, который всегда отличался стремлением к инновациям (первый в мире банкомат был введён в эксплуатацию как раз Ситибанком) запустил собственную систему Home Bank еще в 1984 году. Через год она была переименована в Direct Acсess, и дo 1995 года этой услугой могли пользоваться только жители Нью-Йорка. Доступ к счетам через интернет был предоставлен пользователям Ситибанка в 1997 году, причём спектр предоставляемых услуг с тех пор постоянно расширяется. В 2000 году система получила название Citibank Online. За десять лет система прошла огромный путь развития. У Ситигрупп большие масштабы использования интернет – технологий. В США количество пользователей Citibank Online превышает 1,6 миллиона человек, а данный банк работает в 103 странах мира.
Несмотря на рост популярности интернет -банкинга, пока этот вид услуг уступает традиционным методам работы банков с клиентами. Этот вывод можно сделать исходя из того, что банки продолжают развивать свои филиалы, несмотря на связанные с этим затраты. Так, с 2003-го по 2005 годы, рост инвестиций банков в строительство и обновление своих филиалов составит почти 10 % в год.
Одним из тормозящих факторов является психологическая неготовность населения осуществлять крупные финансовые операции без живых денег и бумаг. Многие банки сообщают, что их клиенты активно интересуются наличием услуг интернет - банкинга, но на деле продолжают оформлять крупные сделки при личном визите в банк, не доверяя виртуальным трансакциям.
В ряде развивающихся стран услуги интернет-банкинга также довольно популярны, хотя и в меньшей степени, чем в развитых странах Запада. По данным мексиканских СМИ, количество клиентов интернет-банкинга в стране в период с 2000-го по 2001 годы увеличилось более чем втрое - с 700 тыс. до 2,4 млн. человек. По прогнозам, к 2005 году их количество может вырасти до 4,5 млн. Крупнейший чилийский банк Santander планирует в текущем году на 30% увеличить объём своих трансакций, проводимых через Интернет. Бразильский банк Itau в феврале 2007 года установил на своем сайте чат для онлайнового общения клиентов с персоналом банка. Теперь клиенты Itau могут консультироваться по поводу своих платежей, не прибегая к помощи телефона.
Интернет-банкинг постепенно завоёвывает позиции и на финансовых рынках Азии. В Малайзии интернет-банкингом пользуются менее 2% клиентов банков, на Тайване аналогичный показатель равен 7%, в Гонконге - 8%. Лидируют Япония, Сингапур и Южная Корея - по 9%. Однако существуют опасения, что бум интернет-банкинга в некоторых развивающихся странах связан не столько с развитием банковских услуг, сколько с ростом мошенничества в сети. В некоторых странах правовые нормы интернет-банкинга и системы контроля находятся в стадии формирования. Это способствует проведению незаконных финансовых операций. Так, в мошеннических «электронных письмах из Нигерии» довольно часто предлагается вложить деньги именно в интернет-банки и проводить финансовые операции через Интернет.
Центробанк Нигерии в середине 2006 года объявил о приостановке на некоторое время открытия в стране виртуальных банков. Однако банки, физически присутствующие в стране, могут продолжать работать в сфере интернет-банкинга. Местные чиновники всерьёз опасаются, что популярность виртуальных банковских операций ведет к росту финансовых махинаций, связанных с отмыванием денег. МВФ предупредил Центробанк Нигерии, что запретительные меры не являются достаточно эффективными в борьбе с финансовыми преступлениями. Для предотвращения подобных махинаций необходимо уделять больше внимания закoнодательству, регулирующему этот сегмент финансового рынка, и усиливать государственный контроль за проведением операций, а не просто прекращать деятельность интернет-банков.
Система проведения фuнансовых операций в глобальной сети постоянно совершенствуется. В Японии, например, с целью привлечения клиентов к интернет-банкингу ведутся активные разработки технологий, упрощающих проведение интерактивных финансовых операций. Так, в июле 2006 года компания Matsushita Electric Industrial и Исследовательский институт Японии (Japan Research Institute) сообщили о разработанной ими технологии Application Service Provider (ASP). Модель ASP не требует от пользователя покупки специального программного обеспечения для проведения операций интернет-банкинга - оно устанавливается на серверах банка или сервис-центра, обслуживающего банк. Клиент получает к нему доступ с помощью стандартного интернет-браузера. В Японии интернет-банкинг по ASP введён в эксплуатацию к октябрю 2007 года.
Ещё один способ упростить операции дистанционного банкинга - мобильный банкинг. Клиент может посылать запросы об изменении своего банковского счета и оплате мелких счетов посредством SMS-сообщений со своего мобильного телефона.
Хотя до полноценного интернет - банкинга в России ещё далеко, банкиры старательно изучают опыт зарубежных коллег. Основная проблема - соблюсти баланс между защищенностью системы и простотой совершаемых операций. Идеально защищенная система будет столь сложной, что ей никто не будет пользоваться. Однако главное уязвимое звено - человек, и, как признают банкиры, заниматься надо не только обеспечением безопасности, но и «образованием» клиентов. Таким образом, передовой зарубежный опыт развития Интернет - банкинга поможет российским банкам применить его на практике, с учётом особенностей банковской системы России.
2.3. Проблемные стороны Интернет – банкинга.
В последнее время наблюдается
отток клиентов из банков. Оказалось,
что главное их преимущество - виртуальность
- является одновременно и главным
недостатком. Основной причиной, заставляющей
расставаться с таким банком, клиенты
называют невозможность человеческого
общения. По общему признанию западных
экспертов, "ахиллесовой пятой" виртуальных
банков является то, что они в силу своей
"виртуальности" не могут полностью
удовлетворить потребности клиента в
общении с банковскими работниками и естественное
"право" клиента на индивидуальный
подход. Как правило, автоматические ответы
виртуального банка на сообщения по электронной
почте мало кого устраивают, а ответов
от клиентской службы приходится ждать
довольно долго. То есть, несмотря на те
удобства, которые может предоставить
клиентам онлайн - банкинг, общество пока
не готово отказаться от живого общения
при решении своих финансовых вопросов.
Специалисты считают, что виртуальные
банки ни в коем случае не заменят полностью
традиционные банковские филиалы в ближайшие
десять лет, хотя технический прогресс
и заставит предпринять определенные
шаги по совершенствованию системы филиалов.
Банковские услуги состоит из стандартных
продуктов, а также решений, для пользования
которыми необходимы дополнительные разъяснения.
В таких случаях персональный компьютер
пока не рассматривается как средство
предложения услуг.
В России существуют серьёзные проблемы
для развития дистанционного банковского
обслуживания. Можно выделить две основные
причины, сдерживающие развитие и использование
электронных денег:
1) невысокая степень доверия
к электронным деньгам со
Также существуют недостатки в области
безопасности транзакций, хотя Интернет
более безопасен по сравнению с другими
способами связи и транспорта информации.
С точки зрения безопасности транзакций,
во всех случаях могут использоваться
одинаковые механизмы криптозащиты. Но
ситуацию осложняет тот факт, что изначально
Интернет не проектировался как защищенная
сеть. Поэтому данные, передаваемые через
интернет-банк, могут быть легко перехвачены
с помощью достаточно быстрых и доступных
средств. Кроме того, при проведении транзакций
через Интернет возникает дополнительный
риск компании, предоставляющей клиенту
доступ в Сеть (провайдера). Этот риск может
проявиться, например, когда у провайдера
отключат электроэнергию или возникнут
неисправности с компьютерным оборудованием.
Главным фактором риска остается безопасность
сетевых операций с банковским счётом.
Для обеспечения высокого уровня информационной
безопасности вычислительных систем специалисты
рекомендуют проводить следующие процедуры
при организации работы собственного
персонала:
5) постоянно повышать квалификацию сотрудников,
знакомить их с новейшими методами обеспечения
информационной безопасности;
6) создать базу данных для фиксирования
попыток несанкционированного доступа
к конфиденциальной информации;
7) проводить служебные расследования
в каждом случае нарушения политики безопасности.
1. Сосредоточиться на нуждах потребителей.
Одно из главных преимуществ операций
в Интернете - возможность легко и быстро
собирать огромное количество информации
о клиентах. Однако для достижения настоящего
успеха в Интернете банкам необходимо
научиться обрабатывать эти данные, а
также быстро реагировать на результаты
исследований.
2. Использовать преимущества традиционных
видов деятельности. Создание полностью
автономной компании в Интернете - зачастую
самый простой, но не лучший выход.
В России рынок банковских услуг для частных
лиц пока достаточно узок и рост его сдерживается
как высокой для массового потребителя
стоимостью компьютера, так и общим недовернем
к банковской системе. Чтобы завоевать
сейчас клиента электронных услуг, банку
требуется изобретательность.
Исследования, осуществленных в области
электронных технологий, показали, что
затраты на приобретение новых клиентов
значительно превышают выгоды от снижения
себестоимости банковских операций, то
есть затраты на маркетинг и приобретение
нового клиента могут в несколько раз
превышать уровень доходов от бизнеса,
приносимого в банк этим клиентом. Частные
клиенты банков, на которых изначально
был ориентирован интернет-банкинг, еще
не проявляют к этой услуге интереса, ожидаемого
финансовым сообществом. Тем не менее
online -банкинг оказался весьма удобным
коммуникационным средством для такого
сектора экономики, как малый и средний
бизнес.
Оценить развитие Интернет -банкинга однозначно
не представляется возможным. В любом
случае, несмотря на то, что Интернет -банкинг
не оправдал те надежды, которые на него
были возложены финансовыми кругами на
заре Интернета, подобный вид сервиса
признан перспективным. Дискуссии ведутся
только о том, насколько активно банкам
надо развивать сервис online -банкинга, но
в необходимости его развития сомнений
нет.
Информация о работе Развитие интернет - технологий в банковской деятельности