Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:56, курсовая работа
Возрастающее значение института частной собственности, расширение сфер деятельности экономических субъектов и усложнение условий хозяйствования создали в Республике Казахстан потребность в организации новых, присущих исключительно рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности, наиболее перспективным из которых в настоящее время является аудиторский (иногда его называют – финансовый) контроль.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
1.1. Становление и развитие аудиторского контроля в Казахстане…… ……..5
1.2. Проблемы и пути решения аудиторского контроля………...………..……8
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
2.1. Организация деятельности аудиторов и аудиторских фирм…….……….13
2.2. Аудиторская проверка, как средство аудиторского контроля………..….18
2.3. Аудиторское заключение, как результат аудиторского контроля....….....22
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В КАЗАХСТАНЕ.
3.1. Правовое регулирование аудиторского контроля……………………………..25
3.2. Перспективы развития аудиторского контроля в Казахстане……………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34
Таким образом,
ученые и практики в своих
научных трудах пытались
1.2. Проблемы и пути решения аудиторского контроля.
В период развития аудиторского контроля в Казахстане, Министерство финансов СССР не оставляло без внимания проблемы создания в стране хозрасчетных форм контроля. В частности, по поручению коллегии министерства контрольно-ревизионное управление совместно со Сводным отделом государственных доходов и налогов и Управлением бухгалтерского учета и отчетности изучили вопрос о целесообразности создания хозрасчетных форм проведения ревизий, проверок и консультаций по финансовым вопросам. В целом было признано оправданным внедрение хозрасчетных форм финансового контроля, так как это способствовало резкому сокращению расходов государственного бюджета на содержание контролирующих органов, установлению экономических взаимоотношений между проверяемыми и проверяющими. Министерствам финансов союзных республик было поручено рассмотреть вопрос о создании при финансовых органах хозрасчетных организаций, оказывающих помощь предприятиям в постановке финансовой работы, анализа, учета, ведомственного контроля, оздоровлении финансового положения.
Развитие аудиторских фирм в Республике Казахстан осуществляется, как отмечено выше, с 1988 года. Созданная в 1988 году, хозрасчетная ревизионная группа, затем на ее базе в 1990 году Постановлением Совета Министров Казахской ССР от 15.02.1990 г. № 60 были организованы в первую аудиторскую фирму «Хозрасчетный аудиторский центр» и с территориальными отделениями при Министерстве финансов республики. Накопленный опыт, постоянно увеличивающийся объем аудиторских услуг, а также в известной мере рекомендации мировой аудиторской практики позволили в 1992 году преобразовать хозрасчетный центр в крупную аудиторскую независимую акционерную компанию «Казахстанаудит». В настоящее время акционерная компания «Казахстанаудит» является единственным влиятельным партнером Палаты аудиторов, который безвозмездно способствует становлению и развитию аудиторского дела в Республике Казахстан, формированию структуры Палаты аудиторов, ее целей и задач. Акционерная компания «Казахстанаудит» была основным разработчиком проекта закона об аудиторской деятельности в республике и главным консультантом при его обсуждении в министерствах, на правительственном уровне и парламентских комитетах, который был принят Верховным Советом Республики Казахстан 18 октября 1993 г., и также был принят: устав Палаты аудиторов Казахстана, зарегистрированный в мае 1994г. Этот закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан» регулирует отношения, связанные с осуществлением аудиторской деятельности в Республике Казахстан. В соответствии с Законом, в целях аттестации претендентов-аудиторов, в том числе и иностранных, желающих занижаться аудиторской деятельностью в Республике Казахстан, создана квалификационная комиссия при Министерстве финансов, подготовлено Положение о квалификационной комиссии, которая формируется из равного числа представителей аудиторов и работников государственных органов сроком на 5 лет. В соответствии с положением, лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью, допускаются к аттестации, если имеют высшее или среднеспециальное образование, а также опыт экономической, финансовой, учетно-аналитической, контрольно-ревизионной или правовой работы.
Наличие определенных знаний по вопросам аудита определяется путем проведения соответствующего экзамена. Аттестованные квалификационной комиссией получают квалификационные свидетельства (удостоверения). Лица, не сдавшие экзамен, имеют право повторно сдать его не раньше, чем через год после принятия решения квалификационной комиссией. Аудиторы и аудиторские фирмы независимы от государственных органов и своих заказчиков, поэтому аудиторы не могут состоять на службе в государственных органах и общественных организациях за исключением лиц, занимающихся научной или преподавательской деятельностью.
В порядке реализации статьи Закона «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан» в помощь аудиторам было подготовлено Положение о порядке разрешения споров между аудиторами (аудиторскими организациями) и их заказчиками. 29 - 31 октября 1996 года была проведена трехдневная учеба аудиторов, по окончании которой все они приняли присягу аудитора Республики Казахстан. После прохождения учебного курса на специальных занятиях и сдачи дополнительных экзаменов 15 аудиторов и три фирмы, в том числе АО «Казахстанаудит», получили лицензии Национального банка республики на право проведения аудита банковской деятельности.
По данным Палаты аудиторов
Республики Казахстан Лицензию Национального
банка Республики Казахстан на право
проведения аудиторской проверки банковской деятельности по состоянию по 1 июня
1997 г. получили: Аудиторские фирмы: АОЗТ
«Артур Андерсен»; АОЗТ «АК Казахстан»;
СП «Казахстанаудит — Коспек»; ТОО «Акмола-аудит»;
ТОО «Карагандааудит»; ТОО «КПМГ «Жанат»;
ТОО «Артель»; ТОО «Делойт и Туш».
Существенное влияние на положение дел
аудиторских услуг оказали образования
Национальной комиссии РК по бухгалтерскому
учету и аудиту Минфина и процесс принятия
решения выдачи лицензий на осуществление
аудиторской деятельности. Лицензиатором
по аудиту, то есть органом выдающим лицензии,
правительство определило Национальную
комиссию РК по бухгалтерскому учету.
Принятие первых 20 бухгалтерских стандартов
внесло соответствующие коррективы в
учебные планы курсов по подготовке аудиторов
и учебные программы университетских
и институтских кафедр бухгалтерского
учета и аудита. В лице Национальной комиссии
Республики Казахстан по бухгалтерскому
учету приобретает мощного покровителя
и аудит. Комиссии предстоит утвердить
еще отсутствующие стандарты и нормы
аудита, способствовать дальнейшему
развитию аудиторской
деятельности в Республики Казахстан.
Продолжает оставаться актуальной и проблема подготовки качественных учебников по казахстанскому аудиту, создания учебной базы, отвечающей высоким международым требованиям. Выпущены в Казахстане первые книги: Сейткасымова Г. С., Сейткасымовой А. Г. «Становление и развитие аудиторской деятельности», (г. Караганда, КарГУ, 1993 г.) и Ержанова М. С. «Теория и практика аудита», (г. Алматы: Гылым, 1994 г.) — посвященные одной из наиболее актуальных областей рыночной экономики — аудиту. Авторы, используя свой опыт работы в зарубежной и местной аудиторских компаниях, рассматривают теоретические и практические аспекты аудита. Эти книги предназначены для аудиторов, бухгалтеров, налоговых инспекторов, менеджеров, преподавателей, аспирантов и студентов.
Помимо их доцентом Казахской
государственной академии управления
К. Ш. Дюйсебаевым подготовлен
Вообще любая проблема всегда имеет несколько сторон. Проблема становления аудита в Казахстане – не исключение. Спорные вопросы происходят здесь не из-за незнания или какого-то недопонимания теоретиками его (аудита) сущности, а ввиду спорности же, заложенной в истории появления и начальных этапах развития аудиторской деятельности, которые нам сейчас предстоит рассмотреть (Таблица №1).
Принятие Закона об аудиторской деятельности определило перспективы развития аудиторского дела в Казахстане и позволило привлечь в республику крупные международные аудиторские компании.
Самой крупной аудиторской организацией в Республике Казахстан является акционерная компания «Казахстанаудит» с около 40 дочерними аудиторскими фирмами и филиалами, накопившей определенный опыт в проведении аудита. В портфеле заказов на услуги — широкий и постоянный круг клиентуры. Компания и ее фирмы располагают солидной нормативной базой, что позволяет им не только успешно проводить аудиторские проверки, ревизии и анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценку платежеспособности, кредитоспособности, ликвидности предприятий и банков, но и давать консультации (письменные и устные, в том числе с выездом эксперта, консультанта на место) по всем вопросам бухгалтерского учета, отчетности, анализа финансовой деятельности, налогообложения, приватизации, оценки имущества, аудиторской деятельности, права и другим финансовым и юридическим вопросам.
Таблица №1.
Этапы развития аудиторского контроля в Республике Казахстан.
Этап |
Характерные особенности |
Подготовительный |
Создание хозрасчетных
ревизионных групп при |
Первый 1990 г. |
Организована первая
аудиторская фирма « |
Второй 1992 г. |
Появление первой аудиторской фирмы АО «Казахстанаудит». |
Третий 18 декабря 1993 г. – 1994г. настоящее время |
Принятие федерального Закона «Об аудиторской деятельности» устав Палаты аудиторов Казахстана. |
Четвертый этап 1 июня 1997 |
Получение лицензии Национального банка республики на право проведения аудита банковской деятельности. |
АК «Казахстан аудит» является первой в Республике Казахстан независимой профессиональной акционерной компанией по оказанию аудиторских и консультационных услуг, основанной на частной форме собственности и имеющей лицензию на право проведения аудита от правительства республики. Численный состав аудиторских фирм перевалил за 1000 человек. Это высококвалифицированные специалисты: аудиторы, эксперты, консультанты, финансисты, экономисты, бухгалтера-аналитики, ревизоры, юристы, подготовленные к работе в условиях рыночной экономики. Для выполнения вспомогательной работы при проведении аудита аудиторы фирмы имеют помощников из числа лиц с высшим или среднеспециальным образованием, хотя помощники не имеют права подписи на аудиторском, а также экспертном заключении, справке или ином официальном документе о проведении аудита.
Все фирмы являются юридическими
лицами, прошли государственную регистрацию
в качестве хозяйствующего субъекта
в местных администрациях, входят
в общественное объединение профессионалов
— Палату аудиторов Республики Казахстан.
В высшем органе Палаты аудиторов — Совете
Палаты — 14 представителей компании и
ее аудиторских фирм, что составляет более
50% общей численности.
Значительная работа была проведена
по созданию филиалов Палаты аудиторов
РК во всех областях республики, улучшению
взаимодействия с Национальной комиссией
РК по ценным бумагам, Комитетам валютно-финансового
контроля при Министерстве финансов и
Государственным налоговым комитетом
РК, Другими органами государственного
управления.
Для улучшения контроля за качеством проведения аудиторских проверок и
оказания методической помощи аудиторами при Совете Палаты аудиторов РК были образованы три постоянных комитета:
а) по методическому обеспечению аудиторской деятельности;
б) по правовым вопросам и этике аудиторов;
в) по разработке и внедрению казахстанских стандартов аудита.
Палата аудиторов РК планирует самое серьезное внимание уделить повышению квалификации работающих аудиторов. Дело в том, что практически на всех направлениях хозяйственной деятельности аудитор сталкивается с вопросами, которые требуют неординарных решений. Чтобы своевременно и грамотно на них ответить, необходимо понимать положение дел в хозяйственном и финансовом законодательстве, знать его противоречия, уметь аргументировано доказывать свои выводы. Следует принимать во внимание и то, что по мере набора опыта предпринимательства к аудитору все чаще и чаще будут обращаться не как к финансовому контролеру, а как консультанту, советнику по управлению финансами предприятия. И не только тогда, когда финансовое состояние предприятия устойчивое, но и тогда, когда оно находится в критическом состоянии, т. е. на грани банкротства. Поэтому в работе с аудиторами приоритетными должны быть определены такие направления, как:
а) толкование действующих законодательных и нормативных актов;
б) представление финансовых и правовых консультаций;
в) разработка методических рекомендаций по аудиту учета внешнеторговых и валютных операций, бизнес-планов и инвестиционных проектов, финансовому менеджменту;
г) деловые разборы конкретных хозяйственных ситуаций, возникающих в ходе аудиторских проверок;
д) организация краткосрочных курсов повышения квалификации аудиторов.
Таким образом, в Казахстане 1996 год был первым годом работы по казахстанским стандартам аудита и Кодексу этики аудиторов Республики Казахстан, принятым в сентябре 1995 года. В условиях, когда в республике происходила активная передача крупных промышленных объектов и целых отраслей в доверительное управление иностранным инвесторам, завершалась в основном приватизация государственной собственности, и десятки предприятий становились банкротами, введение «Казахстанские стандарты по аудиту и Кодекс этики аудиторов Республики Казахстан» явилось актуальным в связи, с чем аудиторам работы хватало. Более того, приходилось работать с большим напряжением. Вышеназванные документы были разработаны АК «Казахстанаудит» при поддержке программы ЮСАИД «Рынка капитала», являющейся официальным спонсором консультантов «Прайс Уотерхаус ЛЛП». Кодекс этики аудиторов и стандарты по аудиту в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» в республике Казахстан» имеют силу нормативных актов и обязательны для исполнения всеми аудиторскими фирмами и аудиторами на территории Казахстана.
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
2.1 Организация деятельности аудиторов и аудиторских фирм.
В настоящее время возникший в Республике Казахстан аудиторский контроль, является новым видом финансового контроля. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния. Основными задачами аудиторского контроля являются установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Казахстане, также проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов. Различают внутренний и внешний аудит.
Внутренний - инициативный аудит, проводится по инициативе руководителя, с целью анализа финансово-хозяйственной деятельности и прогнозирования работы на перспективу. При этом аудитор дает заключение, которое не подлежит огласке. В договоре между руководителем и аудитором оговаривается ряд моментов, какие вопросы рассматривать аудитором и какие рекомендации предусматриваются по улучшению работы предприятия.