Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:56, курсовая работа
Возрастающее значение института частной собственности, расширение сфер деятельности экономических субъектов и усложнение условий хозяйствования создали в Республике Казахстан потребность в организации новых, присущих исключительно рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности, наиболее перспективным из которых в настоящее время является аудиторский (иногда его называют – финансовый) контроль.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
1.1. Становление и развитие аудиторского контроля в Казахстане…… ……..5
1.2. Проблемы и пути решения аудиторского контроля………...………..……8
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
2.1. Организация деятельности аудиторов и аудиторских фирм…….……….13
2.2. Аудиторская проверка, как средство аудиторского контроля………..….18
2.3. Аудиторское заключение, как результат аудиторского контроля....….....22
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В КАЗАХСТАНЕ.
3.1. Правовое регулирование аудиторского контроля……………………………..25
3.2. Перспективы развития аудиторского контроля в Казахстане……………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34
подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- также оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудиторское заключение должно содержать заявление аудитора
относительно того, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Республики Казахстан. При этом в заключении должны указать принципы и методы ведения бухучета и подготовки финансовой отчетности аудируемого лица. Основные принципы и методы бухучета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности определяются соответствующими нормативными правовым актами Республики Казахстан. Помимо мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности может возникнуть необходимость выразить в аудиторском заключении мнение по поводу соответствия этой отчетности другим требованиям, а также относительно иных документов и сделок, относящихся к финансово- хозяйственной деятельности аудируемого лица, если они подлежат обязательной аудиторской проверке в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Так, аудитор должен указать в заключении дату, когда был завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на финансовую (бухгалтерскую) отчетность события и операции, имевшие место с даты окончания проведения аудита до даты подписания аудиторского заключения.
Поскольку аудитор должен составить аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной и представленной руководством аудируемого лица, аудитор не должен указывать в своем заключении дату, предшествующую дате подписания или утверждения финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица (организации).
Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора и лицом, проводившим аудит, с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором. К аудиторскому заключению прилагается финансовая отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства относительно подготовки отчетности. Аудиторское заключение и отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в том количестве экземпляров, которое согласованно аудитором и аудируемым лицом.
Следовательно, аудиторское заключение является необходимым официальным документом удостоверяющим проведение аудиторского контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В КАЗАХСТАНЕ.
3.1. Правовое регулирование аудиторского контроля.
В настоящее время аудиторский контроль просто незаменим в условиях рыночной экономики и на переходном этапе развития Республики Казахстан, в связи с этим необходимо правильное его правовое регулирование. Согласно ст. 3 Закона РК «Об аудиторской деятельности» – аудиторская деятельность в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с этим законом и принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности на территории Республики Казахстан. При этом нормы законодательства РК об аудиторской деятельности, содержащиеся в других законах, должны соответствовать статьям настоящего закона. Следует отметить, что отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться указами Президента Республики Казахстан, которые не должны противоречить законам. На основании и во исполнение закона РК «Об аудиторской деятельности» и иных законов, указов Президента Республики Казахстан – Правительство РК вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности
Правовые основы аудиторской деятельности в Республике Казахстан определяются Законом РК «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 г. N 304, в котором определены основные направления аудита в Республике Казахстан– дано понятие аудиторской деятельности, определено законодательство и иные акты об аудиторской деятельности; также дано понятие аудитора и аудиторской организации, определены их права и обязанности; определены права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг; дано понятие обязательного аудита и определен перечень лиц, подвергающихся обязательному аудиту; дано понятие аудиторской тайны и определено ее содержание; дано понятие правил (стандартов) аудиторской деятельности; определено понятие и содержание аудиторского заключения и его видов; а также определена ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об аудите и т.д. и т.п.
Согласно ст. 4 Закона РК «Об аудиторской деятельности» в Республике Казахстан устанавливаются правила (стандарты) аудиторской деятельности, как единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. При этом правила аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; и внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских
организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Указанные стандарты являются основными правилами или основополагающими принципами аудиторских процедур, проводимых при осуществлении аудиторской деятельности в Казахстане. Стандарты (правила) аудиторской деятельности должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит. В то же время стандарты предполагают выражение аудитором собственного мнения. Стандарты аудита необходимы для того, чтобы поддерживать аудиторскую деятельность в Казахстане на должном уровне, отвечающем требованиям международных стандартов. Они способствуют повышению знаний и квалификации аудиторов, обеспечивают сравнимость качества работы аудиторских фирм, а также облегчают аудиторскую работу. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил аудиторской деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности. При этом требования стандартов аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил аудиторской деятельности и внутренних правил аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.
Наряду со стандартами в аудиторской деятельности широко применяются нормы аудита, которые содержат руководство по процедурам, которые могут применяться при проверке специфических вопросов, при подготовке неаудиторских отчетов. Нормы аудита должны быть убедительными, но при этом они не имеют директивного характера. Отклоняясь от них, аудитор должен объяснить причины их несоблюдения. В то же время было бы неразумным стремиться установить аудиторские нормы для всех возможных ситуаций - это бы сдерживало развитие аудита в целом. Аудиторские стандарты и нормы могут использоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и работы аудитора.
Государственное регулирование аудиторской деятельности в Казахстане осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан. Основные его функции: организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов; системы надзора за соблюдением аудиторами лицензионных требований и условий; контроль за соблюдением аудиторами федеральных правил аудита и т.д.
Таким образом, предстоящее совершенствование управления экономикой, становление рыночных отношений, использование различных форм собственности, создание предприятий с участием иностранных партнеров, ориентация на Международные бухгалтерские стандарты предполагают дальнейшее повышение роли и значения аудиторского контроля в Казахстане.
3.2. Перспективы развития
аудиторского контроля в
Принимая во внимание период современного этапа развития отрасли аудиторских услуг в Республике Казахстан и сравнивая с аудитом в западных странах можно предположить, что в скором будущем развитие аудита шагнет на совершенно новый этап развития
При создании аудиторских организаций в Республике Казахстан не ограничивались лишь одной организационной формой как «Казахстанаудит», а существует их разнообразие. Аудиторские фирмы здесь были образованы в виде представительств иностранных аудиторских фирм, совместных предприятий, акционерных обществ, малых частных и индивидуальных предприятий. Совместная деятельность в одной фирме казахстанских и зарубежных аудиторов взаимно обогащает и служит надежной гарантией высокого качества аудита, отвечающего самым придирчивым мировым стандартам.
Перспективы развития аудита в ближайшем будущем видятся нам в следующих направлениях.
Первое - это расширение сети международных аудиторских фирм, как первый тип - представительства иностранных компаний. Практически вся «большая шестерка» начала свою деятельность в Казахстане. Ее фирмы начали участвовать в крупных тендерах и их клиентами в Казахстане выступили крупные международные, совместные н казахстанские компании и банки. Например компании «Филип Моррис» в Алматы и «Тенгиз-Шеврон», нефтяные компании мира, входящих в консорциум «Каз-каспийшельф», «АгШиг Апдегзеп» - «Дрезднер-банк» и «Альбарака банк», Национальный и коммерческие банки республики и т. д.
Следующее направление - создание совместных аудиторских предприятий с аудиторскими фирмами стран СНГ. Первая международная аудиторская фирма в Казахстане была организована на базе небольшой аудиторской фирмы «Бюро Жанат» одной из крупнейших мировых аудиторских фирм — КРМG, зарегистрированной в Нидерландах. В феврале 1996 года создано совместное предприятие «КРМG» и стало в Казахстане таким образом первой международной аудиторской фирмой.
Генеральным директором фирмы стали Жанат Бердалина, а партнерами Майкл Роберте и Брайн Рус, имеющие сертификат государственного бухгалтера США и большой опыт работы в офисе КРМG в Москве. Первый является крупным специалистом в области международного налогообложения, а второй - едущий международный аудитор. Штат фирмы насчитывает всего 45 человек, четверо из которых имеют квалификационное свидетельство аудитора Республики Казахстан, еще четверо — сертификаты иностранных аудиторов. Кроме того, в фирме работают высококвалифицированные эксперты-бухгалтеры, консультанты по налогообложению и бизнесу, юристы и другие специалисты. Сотрудники фирмы владеют казахским, русским, английским и французским языками.
Следует подчеркнуть, что, помимо аудита, консалтингового менеджмента и проблем налогообложения, профессионалы фирмы проводят экспертизу местных рынков, что позволяет сосредоточить внимание на тех аспектах и направлениях, которые оказывают существенное влияние на развитие промышленности и укрепление рыночных отношений. Кроме того, фирма предоставляет консультации, связанные с бизнесом местного уровня и законодательными прогнозами, знание которых необходимо бизнесменам для принятия наиболее оптимальных решений. В своей деятельности фирма тесно сотрудничает с Палатой аудиторов Республики Казахстан, от которой всегда получает поддержку.
Третья группа направления развития аудита - это крупные межотраслевые аудиторские компании (для промышленности, сельского хозяйства, строительства, торгово-снабженческой и других отраслей). Они могли бы работатьпо специфической тематике, иметь практическую направленность деятельности, оказывать достаточно широкий спектр услуг отечественным предприятиям.
Четвертой организационной формой развития является формирование самостоятельных малых аудиторских фирм, в состав которых входило бы несколько аудиторов. Диапазон деятельности таких групп по содержанию оказываемых ими услуг может быть достаточно широким. При объединении небольшой группы высококвалифицированных специалистов обеспечиваются концентрация и гибкость основной деятельности, непосредственный контакт с заказчиками - клиентами, возможность маневрирования услугами и человеческими ресурсами. Усилия для внутренней координации деятельности группы также невелики. Все это позволяет повысить целенаправленность и оперативность услуг, снизить их стоимость. Например, частный консультационно-аудиторский Центр «Ержанов и К» является одной из ведущих аудиторских фирм в республике. Центр был выбран в качестве консультанта Главной налоговой инспекции Республики Казахстан и Госстрахнадзора Республики Казахстан. Генеральный директор Центра - Ержанов Мухтар Салтаевич, имеющий свидетельство аудитора № 0004, доктор экономических наук, вице-президент Палаты аудиторов РК, консультант Главной налоговой инспекции РК.
Специалистами Центра являются:
- консультанты-аудиторы, имеющие опыт работы в известных зарубежных аудиторских фирмах (Артур Андерсен и Прайс Уотерхаус), прошедшие обучение по международным стандартам учета в Англии, Шотландии, Голландии, Турции и владеющие иностранными языками;
- практики, имеющие большой опыт работы в иностранных компаниях и казахстанских акционерных обществах различных отраслей народного хозяйства;