Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:56, курсовая работа
Возрастающее значение института частной собственности, расширение сфер деятельности экономических субъектов и усложнение условий хозяйствования создали в Республике Казахстан потребность в организации новых, присущих исключительно рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности, наиболее перспективным из которых в настоящее время является аудиторский (иногда его называют – финансовый) контроль.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
1.1. Становление и развитие аудиторского контроля в Казахстане…… ……..5
1.2. Проблемы и пути решения аудиторского контроля………...………..……8
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
2.1. Организация деятельности аудиторов и аудиторских фирм…….……….13
2.2. Аудиторская проверка, как средство аудиторского контроля………..….18
2.3. Аудиторское заключение, как результат аудиторского контроля....….....22
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В КАЗАХСТАНЕ.
3.1. Правовое регулирование аудиторского контроля……………………………..25
3.2. Перспективы развития аудиторского контроля в Казахстане……………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34
- специалисты, имеющие опыт работы в коммерческих банках, страховых компаниях и налоговых инспекциях;
- ученые в области аудита, финансов и учета, авторы работ по ценным бумагам, бухгалтерскому учету и аудиту.
Специалисты Центра оказывают консультационные и аудиторские услуги:
- иностранным фирмам и представительствам (аудит, подготовка налоговых деклараций, консультации и помощь в ведении бухгалтерского учета, обучение);
- казахстанским предприятиям (консультации по подготовке документов и финансовых отчетов при акционировании, аудит с предоставлением аудиторских заключений, аудит вкладов в уставной фонд, консультации по налогам и бухгалтерскому учету, обучение).
- коммерческим банкам (аудит финансовой отчетности и консультации по налогообложению).
Организация аудиторства в виде малых предприятий могла бы стать в будущем одной из самых эффективных, Однако более приемлемы небольшие фирмы с разными возможностями объединения в интересах решения задания, получаемого от клиента. Такая фирма в состоянии гибко маневрировать своими действиями, хотя и предъявляет повышенные требования и координирование при выполнении договоров и т. п. Только на основе подобной организации постепенно будут формироваться корпоративные типы, которые со временем образуют более крупные аудиторские фирмы.
Пятое направление - это создание условий для получения лицензий (сертификатов) на аудиторскую деятельность в других государствах. Требование при этом к соискателю такого документа должно предъявляться одно - он должен сдать дополнительный экзамен на знание законодательства и государственного языка этой страны.
Шестой организационной возможностью является консультирование в одиночку. Речь здесь идет не о консультировании по совместительству, а об основной работе консультанта-профессионала. Стоимость услуг такого консультанта из-за отсутствия накладных расходов относительно низка. Оплата его услуг - это, по существу, выплата заработной платы за консультационные услуги плюс возмещение некоторых дополнительных расходов (транспорт, командировочные расходы и т. д.). Но услуги консультанта-профессионала несколько ограничены: в случае его болезни, специфичности профиля деятельности, затрат времени и сил на работы вспомогательного характера и т. д. Надо сказать и еще об одном. В условиях Казахстана, где рыночная экономика только-только встает на ноги, аудитору-одиночке успешно работать практически невозможно. Поэтому целесообразно, чтобы аудит проводили фирмы. Для заказчика это выгодно: гарантий качества и надежности у юридического лица значительно больше, чем у физического, а это обстоятельство сегодня является актуальным. Вместе с тем есть типы людей, которые наиболее результативно работают именно в одиночку. Такое консультирование предоставляет им хорошую возможность проявить себя. К примеру, численность большинства зарубежных консультативных фирм невелика - один-три консультанта, а в Дании из 400 действующих консультантов 75% работают в одиночку.
Реализация вышеперечисленных направлений должна быть усилена и
законодательным закреплением признания всеми государствами в качестве юридического документа аудиторского заключения любой страны, составленного надлежащим лицом и оформленного соответствующим образом.
Несмотря на относительно короткий срок функционирования, анализ деятельности аудиторских организаций позволяет выявить основные направления их деятельности и формы взаимосвязи с предприятиями разного типа. Анализ содержания заказов на проведение аудиторских проверок показывает, что среди них преобладали:
- проверки финансово-хозяйственной отчетности и правильности начисления налоговых платежей хозяйствующими субъектами;
- оценка стоимости недвижимого имущества и прав на результаты
интеллектуальной деятельности, вносимых в качестве долей в уставные фонды акционерных обществ и других видов хозяйственных товариществ;
- подтверждение баланса и составление налоговых деклараций.
Наиболее развитой и традиционной формой деятельности аудиторских фирм является выполнение традиционных управленческих функций (составление бухгалтерского баланса, введение учета и т. д.).
Следующей традиционной и по-прежнему актуальной функцией аудиторских фирм является экспертно-аналитическая. В условиях расширения хозяйственной самостоятельности предприятий и повышения их интереса к экономическим результатам своей деятельности все больше внимания уделяется вопросам комплексного анализа результатов последней и оценке эффективности направлений развития.
Еще одна из весьма важных
функций аудиторских
Принимает активное участие
в казахстанском аудите международные
аудиторские фирмы и
Безусловно, что в условиях развития и установления основ рыночной экономики требования к качеству аудиторской деятельности будут с каждым днем возрастать, и это вполне объяснимо. Понимая это, АО «Казахстанаудит» и Палата аудиторов РК, используя накопленный опыт не только Казахстана, но и других стран ближнего и дальнего зарубежья, разрабатывают свои стандарты и придерживаются МСА для того, чтобы в Казахстане престиж аудита был высоким, на уровне мировых стандартов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении исследуемой курсовой работы, хотелось бы отметить, что за последние годы в Казахстане получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства.
По мере развития аудиторского контроля, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.
По результатам исследований данной работы можно сделать вывод о том, что аудиторский контроль дает большие возможности для развития экономико-правового контроля, задача которого заключается в защите возникающих экономических отношений от недобросовестного предпринимательства, в борьбе и профилактике с правонарушениями в сфере экономики, а также в формировании общественного правосознания на более высоком уровне. Возникновение института независимых аудиторов устраняет проблему несовпадения интересов составителей информации и пользователей, приводящую к необъективности информации. Таким образом, аудит устраняет возможность принятия хозяйственных решений, основанных на недостоверной информации, что может повлечь для субъекта предпринимательства негативные экономические последствия.
В Республике Казахстан появление аудита, как независимого финансового контроля стало важным шагом в удовлетворении потребностей правоохранительных органов в широком выборе специалистов при назначении экспертиз. Появление независимых аудиторов позволяет решать экспертные вопросы более своевременно и качественно, так как большинство из них обладает высоким уровнем квалификации. В основе профессии аудитора лежат глубокие познания в области бухучета, специфики отчетной финансовой документации, управления и менеджмента, отличное знание гражданского, финансового права. Аудиторы могут давать заключение по вопросу достоверности бухгалтерской отчетности, а также заниматься постановкой бухучета на предприятии. Целесообразность услуг аудиторов диктуется также тем, что они обязаны всесторонне проводить анализ предприятий и давать руководителям практические советы.
Следует отметить, что дальнейшее развитие аудита в Казахстане требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. И это в настоящее время основная проблема аудита, решение которой не зависит ни от одного работника этой сферы услуг. О том, что аудиторскому рынку нужен закон, говорится уже десятилетие. Блуждание проекта по коридорам власти стало притчей во языцех. Профессионалы же давно испытывают острую потребность в более четком и эффективном регулировании аудита. Однако при решении этой проблемы нужно учитывать специфику нынешней экономической реальности и особенности сложившейся практики аудита в стране. На эту главную трудность роста аудита в Республики Казахстан как снежный ком наворачиваются другие проблемы, сопутствующие этой, либо те, которые призван разрешить Закон «Об аудиторской деятельности»: контроль качества аудиторских услуг, страхование ответственности, обеспечение конфиденциальности информации и т.д.
Представляется правильным, что к настоящему времени созрели условия для усиления роли в регулировании аудиторской деятельности профессиональных объединений аудиторов. (Характерно, что на Западе существует именно такая ситуация: одна профессиональная общественная организация, приобретшая достаточный вес в обществе, разрабатывает и корректирует профессиональные стандарты, контролирует качество аудиторских услуг или даже играет ведущую роль в регулировании аудиторской деятельности в целом.) Во всяком случае вопросы подготовки и аттестации аудиторов, разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности, осуществления в значительной части контроля за качеством работы аудиторов могут и должны решаться такими объединениями.
В целом же истекшее десятилетие рыночных преобразований в Казахстане заставило экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал предприятий и практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе, международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок Казахстана развивается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, немалый казахстанский опыт в области управления и контроля, при этом опираясь на положительные примеры Запада.
Подытожив ко всему вышесказанному хотелось бы подчеркнуть, что аудиторский контроль в Республике Казахстан все-таки состоялся. Поэтому от того, насколько грамотно и быстро будут решаться проблемы, связанные с аудиторской деятельностью, будет напрямую зависеть «здоровье» экономики Казахстана в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Республики
Казахстан Об аудиторской
1998 г. N 304 «Казахстанская правда», от 24.11.98г., N 220; Ведомости
Парламента РК, 1998 г., N 22, ст. 309 (с изм. на 12 января 2007 года N 222)
2. Методические указания к Стандартам бухгалтерского учета. Приказ
Министерства финансов Республики Казахстан и департамента Методологии
бухгалтерского учета и аудита от 21 мая 2007 г., № 7.
3. Абленов Д.О. Основы аудита: Учебное пособие. – Алматы: Экономика
2007. – 294 с.
4. Ажибаева З.Н. Аудит: Учебник – Алматы: Экономика, 2004.
5. Адамс Р. Основы аудита. Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. - М.:
Аудит. ЮНИТИ, 2005.
6. Аренс А,, Лоббек Дж. Аудит: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика,
2005 – 560 с.
7. Дюсембаев К. Ш., Егембердиева С. К., Дюсембаева Е. К. Аудит и анализ
финансовой отчетности. - Алматы. 2008.
8. Данилевский Ю.А. Проблемы становления аудита – наше общее дело //
Бухгалтерский учет. – 2008. - № 8. – С.8-11
9. Нурсеитов Э.О. Аудит: краткое руководство / Алматы, ТОО
«Издательство LEM», - 2007. – 220 с.
10. Лабынцев Н.Т. Аудит: теория и практика: учебное пособие / Н.Т.
Лабынцев, О.В. Ковалева. – М.: ПРИОР, 2006. – 358 с.
11. Мельников В.Д. Основы финансов: Учебник. – Алматы: ТОО
«Издательство LEM», 2005. – 560 с.
12. Мельников В.Д. Финансы: Учебник. – Алматы: ТОО
«Издательство LEM», 2009. – 362 с.
13. Мельников В.Д. Ильсов К.К. «Финансы»: Учебник, Алматы 2007-512 с.
14. Мадиева К.С. «Бухгалтерский учет и аудит». Учебно-практическое
пособие. Караганда, 2007.
15. Соколова Я.В. / Основы аудита: учебно-методическое пособие. – М.:
НОРМА-ИНФРА-М, 2007. – 269 с.
16. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский,
страховой. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 556с
17. Темиржан-Ильхан, Г. Финансы в контексте общей экономической теории.
//Финансы Казахстана. – 2008. – N3. – С.16.
18. Торшаева Ш. М. Основы аудита: Учебное пособие: Караганда: 2009 г. -
60 с.
19. Шеремет А.Д. Аудит: учебник. / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. – М.: