Развитие Пенсионной реформы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века. Этапы формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования. Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. было утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), которым ПФР до настоящего времени руководствуется в своей деятельности. Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы.

Содержание

1. Этапы развития Пенсионной реформы в Российской Федерации…3
2. Задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации…..14
3. Современное состояние и задачи Пенсионной реформы в Российской Федерации………………………………………………….19
4. Заключение……………………………………………………………….27
5. Список литературы……………………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 57.87 Кб (Скачать документ)

Таким образом, созданная в 1990-1991 гг. новая российская пенсионная система в значительной мере унаследовала от складывавшейся десятилетиями централизованно  регламентируемой экономики социально-иждивенческий  характер. Первый этап пенсионной реформы  утвердил систему пенсионирования, которая в конкретных экономических  условиях (не управления инфляцией) не могла быть полностью реализована  и была обречена на моральное старение.

К 1995 г. ситуация характеризовалась низким размером выплачиваемых пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. При исчислении размера пенсии заработная плата уже перестала играть сколько-нибудь заметную роль. Практически исчезла  дифференциация пенсий тремя минимальными размерами пенсии. Меры по поэтапному осовремениванию прошлых заработков для исчисления размера пенсий, направленные на увеличение дифференциации их размеров, привели лишь к сокращению финансовых возможностей по повышению минимальных  пенсий, что еще более усугубило  ситуацию.

Пенсионная система  была поставлена перед необходимостью постоянно решать практически не решаемую задачу - одновременно довести  минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить  дифференциацию размеров пенсий в зависимости  от прошлого трудового вклада.

Однако в связи  с отсутствием ресурсов в пенсионной системе на повышение минимального размера пенсии до социально приемлемого  уровня способом линейной индексации вынужденно перешли к применению механизма выплаты компенсационной  надбавки к минимальному размеру  пенсии, увеличивающей все пенсии на фиксированную величину, что, по вполне понятным причинам, вызвало  недовольство пенсионеров, получающих относительно высокие пенсии.

Более того, из-за недостаточности средств, позволяющих  повышать размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, стало практически невозможным  проводить какую-либо социально  приемлемую политику в области пенсионного обеспечения. Переход к рыночным отношениям все больше вскрывал противоречия и недоработки, заложенные в законодательно утвержденной модели пенсионной системы, без устранения которых стало уже невозможно ее устойчивое развитие и повышение уровня пенсионного обеспечения в будущем.

С 1995 г. начался  второй этап пенсионной реформы. В августе 1995 г. постановлением Правительства  РФ №790 была утверждена Концепция реформы  системы пенсионного обеспечения  в Российской Федерации, которая  определила общие тенденции дальнейшего  реформирования государственного пенсионного  страхования и очертила контуры  будущей пенсионной системы. Важнейшей  тенденцией, в соответствии с Конституцией, является интеграция Российской Федерации  в мировую систему хозяйства  и переход к рыночной экономике, что потребует сближения пенсионного  законодательства РФ с пенсионным законодательством  других стран.

Другая тенденция  заключается в усилении процесса старения населения, что потребует  более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных  гарантиях по пенсионному обеспечению.

В развитие Концепции  реформы пенсионного обеспечения  был принят Федеральный закон  №27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”.

Одним из важнейших  шагов по обеспечению более тесной увязки размера пенсии с трудовым вкладом работника явилось принятие Федерального закона №113-ФЗ “ О порядке  исчисления и увеличения государственных  пенсий”. Указанный Закон предусматривает  переход на новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, основанный на определении индивидуального  коэффициента для каждого пенсионера. Он предполагает гибкий порядок отказа от использования пенсионных льгот  отдельными категориями пенсионеров  по исчислению стажа, а также рационализацию выплаты пенсий в период работы.

Однако введение данного Закона в действие в полном объеме в настоящее время невозможно из-за недостатка финансовых средств, в связи с чем сохраняются  ограничения на соотношение заработка  пенсионера и среднего заработка  по стране.

Кроме того, начиная  с 1995 г., происходило накопление государственных  долгов по выплате пенсий, что стало  одной из основных причин дестабилизации ситуации. В рассматриваемом периоде  продолжили свое влияние тенденции, характерные для дореформенного периода. В результате к концу 1997 г. возникла настоятельная потребность  в разработке принципиально новой модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и уточняющей положения ранее утвержденной Программы пенсионной реформы, которая ознаменовала начало нового - третьего этапа пенсионной реформы.

За полтора  десятилетия истории ПФР трижды предпринимались попытки реформирования пенсионной системы. Первые две (в 1994 и 1997-98 годах) не удались из-за финансовой нестабильности - и самой пенсионной системы, и макроэкономической среды, в которой ей приходилось работать. И только к 1999-2000 годах сложились  необходимые финансово-экономические  предпосылки для успешного реформирования пенсионного обеспечения.

В конце 1997 начале 1998 годах был принят и вступил  в действие первый закон о трудовых пенсиях, основанный на страховых принципах, - “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” № 113-ФЗ. Принятием данного закона и развитием  вводимых им норм был предопределен  дальнейший курс на переход от системы  государственного пенсионного обеспечения  к государственному пенсионному  страхованию.

Появились и  информационно-технологические и  организационные предпосылки для  успешного проведения реформы. В 1992 году в ряде регионов страны был  начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату  государственных пенсий. К осени 2000 года единые пенсионные службы уже  функционировали в 24 регионах страны. Логическим продолжением этой работы стал Указ Президента Российской Федерации  от 27 сентября 2000 года № 1709 “О мерах  по совершенствованию управления государственным  пенсионным обеспечением в Российской Федерации”. Указом было рекомендовано  органам исполнительной власти субъектов  Российской Федерации заключить  с Пенсионным фондом Российской Федерации  соглашения о передаче территориальным  органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате, накануне реформы удалось унифицировать  принципы и формы работы органов  пенсионного обеспечения по всей территории Российской Федерации, объединив  в их руках назначение пенсий, до той поры бывшее прерогативой органов  социальной защиты, и их выплату. Одновременно органы ПФР взяли в свои руки и  ведение учета пенсионных прав, чем  до той поры занимались кадровые службы работодателей.

В 1996 году был  принят, а с 1997 года вступил в силу федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  государственного пенсионного страхования” № 27-ФЗ . В соответствии с ним, изменялись принципы и порядок учета пенсионных прав работающих граждан. Основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой  стаж. И, одновременно, - размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В 1997 году в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учета, который обеспечивает оперативное взаимодействие со всеми территориальными отделениями ПФР по каналам телефонной и спутниковой связи, ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня. К настоящему времени в системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 110 млн. граждан Российской Федерации (из них свыше 62 млн. работающих и 38,2 млн. пенсионеров), с ней информационно взаимодействуют 5,5 млн. работодателей, а также управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды, участвующие в инвестировании средств пенсионных накоплений.

Наличие всех этих принципиально новых элементов  позволило в конце 2000 года поставить  в практическую плоскость задачу реформирования пенсионной системы. В 2001-2002 годах был принят целый блок новых пенсионных законов - “О государственном  пенсионом обеспечении в Российской Федерации” № 166-ФЗ , “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” № 167-ФЗ и “О трудовых пенсиях  в Российской Федерации” № 173-ФЗ, “Об  инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” № 111-ФЗ. Это  позволило уже с 2002 года начать практическую работу по реформированию пенсионной системы. И к 2004-2005 года, после трех лет пенсионной реформы и системы  пенсионного обеспечения, и системы  Пенсионного фонда России претерпели глубокие качественные изменения.

Из выше изложенного  следует, что история развития пенсионного  страхования в Российской Федерации  с 1990 по 2005 годы включает в себя три  этапа реформирования российской пенсионной системы (табл 1.1).

Таблица 1.1 - Этапы  реформирования российской пенсионной системы за 1990 - 2005 гг.

1 этап 

1990-1995 гг.

Закон РФ “О государственных  пенсиях в РФ” от 20 ноября 1990 г. №340-1

Создание ПФР

Выделение пенсионной системы из бюджетов системы социального  обеспечения Расширение льготных пенсий

II этап

1995-2000 гг.

Концепция реформы  системы пенсионного обеспечения

Эксперимент по персонификации и начало первичной  регистрации плательщиков страховых  взносов в ПФР

Создание единых пенсионных служб в региональных отделениях

Завершение персонификации застрахованных

Переход на назначение пенсий по данным персонифицированного учета

Введение индивидуального  коэффициента исчисления пенсии (Закон  РФ№113-ФЗ)

Формирование  тарифной политики ПФР

Локальные финансовые кризисы ПФР

Разработка программы  пенсионной реформы

III этап 

2001-2012 гг.

Программа пенсионной реформы в РФ

Переходный период к формированию страховой комбинированной  пенсионной системы

Пересмотр формулы  индивидуального коэффициента, применяемого при исчислении пенсий Формирование трехуровневой пенсионной системы

 

 

Первый этап пенсионной реформы начался в 1990 г. принятием нового российского  закона “О государственных пенсиях  в РСФСР” от 20 ноября 1990 г. №340-.

В целях реализации норм Закона РСФСР “О государственных  пенсиях в РСФСР” постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. №442-1 был сформирован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в качестве органа, обеспечивающего формирование автономного от государственного пенсионного  бюджета и осуществляющего управление этим бюджетом. Это стало вторым по важности мероприятием первого этапа  реформы. Таким образом, к концу 1990 г. из консолидированной системы  социального обеспечения была выделена организационно- и финансово-самостоятельная  ветвь — пенсионная система, которая  постепенно стала приобретать черты  страховой.

С 1995 г. начался  второй этап пенсионной реформы. В августе 1995 г. постановлением Правительства  РФ №790 была утверждена Концепция реформы  системы пенсионного обеспечения  в Российской Федерации, которая  определила общие тенденции дальнейшего  реформирования государственного пенсионного  страхования и очертила контуры  будущей пенсионной системы.

В развитие Концепции  реформы пенсионного обеспечения  был принят Федеральный закон  №27-Ф “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”.

Одним из важнейших  шагов по обеспечению более тесной увязки размера пенсии с трудовым вкладом работника явилось принятие Федерального закона №113-ФЗ “О порядке  исчисления и увеличения государственных  пенсий”.

В 1996 году был  принят, а с 1997 года вступил в силу федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  государственного пенсионного страхования” № 27-ФЗ возникла настоятельная потребность  в разработке принципиально новой  модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и  уточняющей положения ранее утвержденной Программы пенсионной реформы, которая  ознаменовала начало нового — третьего этапа пенсионной реформы. В 2001-2002 годах  был принят целый блок новых пенсионных законов - “О государственном пенсионом  обеспечении в Российской Федерации” № 166-ФЗ, “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” № 167-ФЗ, и “О трудовых пенсиях в  Российской Федерации” № 173-ФЗ, “Об  инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” № 111-ФЗ. Это позволило уже с 2002 года начать практическую работу по реформированию пенсионной системы. И к 2004-2005 года, после трех лет пенсионной реформы и система пенсионного обеспечения, и система Пенсионного фонда России претерпели качественные изменения.

2. Задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых  им пенсионных платежей в 2004 году вплотную приблизился к одному триллиону  рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров. В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и  свыше 38 миллионов пенсионеров. С  Фондом сотрудничает 5,5 млн. работодателей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства  перед ними более чем 42 миллионам  застрахованных, имеющим в структуре  пенсии накопительную часть, 18 миллионам, имеющим только страховую часть  и 6 миллионам работающих пенсионеров  для перерасчета пенсий. По масштабу решаемых задач деятельность ПФР  не имеет прецедентов в истории  России.

Информация о работе Развитие Пенсионной реформы в Российской Федерации