Развитие Пенсионной реформы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века. Этапы формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования. Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. было утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), которым ПФР до настоящего времени руководствуется в своей деятельности. Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы.

Содержание

1. Этапы развития Пенсионной реформы в Российской Федерации…3
2. Задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации…..14
3. Современное состояние и задачи Пенсионной реформы в Российской Федерации………………………………………………….19
4. Заключение……………………………………………………………….27
5. Список литературы……………………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 57.87 Кб (Скачать документ)

Основными задачами реформы являются:

1) достижение  финансовой сбалансированности  пенсионной системы;

2) повышение  уровня пенсионного обеспечения  граждан;

3) формирование  стабильного источника для дополнительных  доходов в

социальную систему.

Система начисления пенсий, основанная на накопительной  составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих  в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных  негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение  средств от двух-трех работающих к  одному пенсионеру становится не возможным  — пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед  каждым пенсионером индивидуально.

Пенсионная реформа  начала обретать свою собственную историю. Определились ее первые этапы.

Так, в 2002 году стала  формироваться новая составляющая пенсии -накопительная часть трудовой пенсии. А в 2003 году сделан еще один шаг: каждому застрахованному лицу в Пенсионном фонде России позволили  управлять своим пенсионным капиталом.

Многое в пенсионной реформе еще только намечено и  предстоит реализовать в предстоящие  годы, то есть нынешний период можно  назвать переходным. Но уже сейчас отчетливо видны противоречия, которые  не содействуют реформам и которые  нельзя недооценивать.

Одним из противоречий пенсионной реформы является ее нововведение -накопительная часть трудовой пенсии.

Законодательством все взрослое население страны разделено  на 4 группы по возрастному принципу:

1) работающие  в возрасте до 35 лет на 1 января 2002 года;

2) от 35 лет и  до 50 лет мужчины и до 45 лет  женщины;

3) работники  предпенсионного возраста, то есть  мужчины, которым на 1 января 2002 года  было 50 и женщины, которым было 45;

4) действующие  пенсионеры.

Молодым установлен самый высокий тариф отчислений на финансирование накопительной части  трудовой пенсии - 3 % от официально выплаченной  заработной платы. Далее этот тариф  будет ежегодно увеличиваться на 1°/о, пока не достигнет 6°/о

Для второй возрастной группы тариф равен - 2 %. И он остается неизменным для начисления накопительной  части трудовой пенсии. А ведь этим людям на пенсию выходить раньше, тем, кто отнесен к первой группе. Период накопления у них меньше и логичнее было бы установить им более высокий  норматив отчислений на накопительную  часть пенсии, чем застрахованным лицам первой группы.

Для третьей  возрастной группы накопительная пенсия не формируется. Надо полагать, что  денег в бюджете Пенсионного  фонда России на эту группу населения  не будет, а бюджет страны не готов  инвестировать на эти цели свои средства.

Следующее противоречие касается рынка услуг обязательного  пенсионного страхования. Его формирование проходило в два этапа:

1) конец 2003 года, когда Пенсионным фондом России  были разосланы извещения о  пенсионном капитале;

2) начало 2004 года, когда на рынок обязательного  страхования вышли негосударственные  пенсионные фонды.

Первый этап формирования рынка закончился тем, что небольшая часть застрахованных лиц, а именно 5 %, перевели свои активы в негосударственные управляющие  компании. Большинство же застрахованных никаких указаний Пенсионному фонду  России о переводе своей накопительной  части не дали, поэтому капиталом  этих людей будет управлять государственная  управляющая компания “Внешэкономбанк” по договору с Пенсионным фондом России.

Столь малый  процент граждан, доверивших частным  компаниям управление накопительной  частью своей трудовой пенсии ставит под сомнение целесообразность проведения пенсионной реформы, ибо управление незначительными суммами невыгодно  частным компаниям, так как оно  может оказаться нерентабельным, и доходность будет незначительной.

Это объясняется  тем, что информирование граждан  о сумме страховых взносов  на страховой и накопительной  частях, подачи ими в Пенсионный фонд России заявления о выборе управляющей  компании, перевода средств из Пенсионного  фонда в управляющие компании и других действий, связанных с  этими процессами были осуществлены позже сроков, установленных Федеральных законом “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ” от 24 июля 2002 г. № 1П-ФЗ. Это спровоцировало негативный общественный резонанс.

Объективно оценивая сложившуюся ситуацию, властям необходимо признать ее поводы для серьезных  организационных выводов и решительных  действий по недопущению подобных сбоев  впредь.

Увеличивается выбор услуг для каждого застрахованного  лица с 2004 года, когда ему предоставляется  выбор:

1) оставить свой  именной пенсионный счет в  Пенсионном фонде России и  пенсионный капитал в управлении  “Внешэкономбанка”,

2) сохраняя именной  пенсионный счет в Пенсионном  фонде, поручить последнему передать  управление пенсионным капиталом  одной из негосударственных управляющих  компаний,

3) перевести  свой именной пенсионный счет  из Пенсионного фонда России  в выбранный им негосударственный  пенсионный фонд и иметь с  последним реальный договор, подтверждающий  декларированные пенсионными законами  права.

Таким образом, на втором этапе сформируется рынок, участниками которого станут все  возрастные группы взрослого населения. Однако этот рынок лишен конкуренции, так как на нем действует монополист - Пенсионный фонд России.

Пенсионный фонд России имеет созданную за государственный  счет развитую сеть своих отделений  в субъектах Федерации и представителей в каждом городе, районе, муниципальном  образовании. Ничего подобного не имеют  разрозненные негосударственные пенсионные фонды. Им необходимо время, чтобы организоваться и соответствовать мировым стандартам.

Для негосударственных  пенсионных фондов определены критерии финансовой надежности и устойчивости, и их следует достичь. Опять необходимо время с момента объявления этих условий. А пенсионный фонд России заявляет, что их надежность самая высокая, так как гарантом их деятельности является бюджет государства. Подобных гарантов у негосударственных пенсионных фондов нет.

Таким образом, один их конкурентов поставлен в  исключительно благоприятные условия, а другому лишь пожелали успехов  в проигранной уже на старте борьбе.

Негосударственные пенсионные фонды могут выступать  на равных с Пенсионным фондом России, в случае постепенного сокращения доли Пенсионного фонда России на рынке  обязательного пенсионного страхования, предусмотренного в нормативных  документах.

Главной проблемой  пенсионной реформы является неосведомленность  граждан страны об ее этапах и ходе реализации. Отсутствие информации о  ходе пенсионной реформы приводит к  тому, что граждане не предпринимают  никаких действий, что только усиливает  монопольное положение государственной  управляющей компании. При недостаточной  информированности определенная часть  населения будет делать непродуманный  выбор и в итоге терять те деньги, которые составляют накопительную  часть их пенсии. Как итог этого  — возрастание напряженной социальной обстановки в обществе, общее недовольство пенсионной реформой и ее проводником - государством.

Таким образом, повышение уровня информированности  населения должно стать ключевой задачей пенсионной реформы. При  этом решать эту задачу должно не только государство, как инициатор и  организатор реформы, но и сами управляющие  компании, негосударственные пенсионные фонды.

За последние  годы в нашей стране сложилась  неблагоприятная демографическая  ситуация. Так, согласно прогнозу Госкомстата  России в России через 28-30 лет на одного работающего будет приходиться  один пенсионер, сейчас же на каждого  пенсионера приходится 1.6 работающего  гражданина. К 50-м годам этого  века население России сократится до 100 млн. человек, уменьшаясь на 700 тыс. человек  в год.

Сложившаяся в  стране демографическая ситуация, в  том числе устойчивая тенденция  к снижению рождаемости обусловила необходимость реформирования распределительной  пенсионной системы.

Вследствие этого  в 2002 году были приняты законы о пенсионном обеспечении и Федеральный закон  от 31 декабря 2001 года№ 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый  кодекс РФ и в некоторые законодательные  акты РФ о налогах и сборах”. Настоящим  законом были введены значительные изменения в главу 24 Налогового кодекса  Российской Федерации "Единый социальный налог". Была изменена редакция статьи 234: "Настоящей главой Кодекса  устанавливается единый социальный налог (далее в настоящей главе - налог), предназначенный для мобилизации  средств для реализации права  граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь".

Теперь, в рамках единого социального налога предприятия  должны были уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование  на финансирование накопительной части трудовой пенсии, для мужчин в возрасте от 1953 года рождения и женщин - от 1957 г, и страховой в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.

Весной 2004 года Государственная дума РФ приняла  законопроект о снижении базовой  ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % для работодателей при  фонде оплаты труда работника  в год до 300 тысяч рублей. В результате снижения единого социального налога предприятия сэкономят до 280 млрд. рублей, которые пойдут на повышение  зарплаты, инвестиции, увеличение оборотных  средств, покупку активов и это  будет стимулом для вывода “из  тени” предприятиями зарплат. В  этой связи многие работники получат  начисления в пенсионные, страховые  и медицинские фонды, и их социальные гарантии будут, наконец обеспечены. Правда, законопроект готовит как  минимум три неприятных "сюрприза" для работников и предприятий.

Во-первых, исчезнет накопительная система пенсии. Сегодня  структура социального налога предполагает, что 28 % единого социального налога перечисляется в Пенсионный фонд: 14 % идет на финансирование базовой  части пенсии, остальные 14 % делятся  между страховой и накопительной  частями будущей пенсии. На накопительную  часть работодатель перечисляет  от 2 % (для россиян старше 1967 года рождения) до 4 % от дохода работника.

Граждане, родившиеся в 1967 году и позже, будут и далее  накапливать на своих индивидуальных пенсионных счетах деньги из средств, которые за них в качестве единого  социального налога платит работодатель

Россияне в  возрасте от 37 до 51 года не будут участвовать  в накопительной пенсионной системе  вообще, таким образом, работодатель больше не будет нести ответственность  за их накопительную часть пенсии.

Гражданам, относящихся  к возрастной группе от 37 лет до 51 года будет предложено добровольно  отчислять из своей зарплаты 4 % на будущую пенсию в негосударственный  пенсионный фонд, либо перечислять  на накопительные счета в Пенсионный фонд России, и по всей этой сумме  предполагается дать вычеты по подоходному  налогу.

Так с 2005 года вводится новое понятия “дополнительное  пенсионное страхование”. Подразумевается, что дополнительное пенсионное страхование  займет промежуточное положение  между обязательным пенсионным страхованием и добровольным пенсионным обеспечением.

Следовательно, под дополнительным пенсионным страхованием подразумевается система правовых, экономических и организационных  мер, направленных на дополнительное увеличение получаемого гражданами обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Дополнительные  страховые взносы, уплачиваемые по договору дополнительного пенсионного  страхования, страховщиком по которому является Пенсионный фонд РФ, подлежат временному размещению и инвестированию в порядке, предусмотренном ФЗ “Об  инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” для временного размещения и инвестирования средств  пенсионных накоплений. Если же страховщиками  являются негосударственные пенсионные фонды, то Пенсионный фонд России перечисляет  туда взносы в течение двух недель на основании данных, представленных работодателем.

Снижение единого  социального налога на 5-7 % не изменит  ситуации системы социального страхования. Но это приведет к потере Пенсионным фондом доходов в размере 200 млрд. рублей. При этом прогнозируемый рост налогооблагаемой базы покроет лишь 30 млрд. рублей из этой суммы. Компенсация  остальной части тяжким бременем ляжет на федеральный бюджет, а  следовательно и на плечи населения. Данные изменения требуют тщательного  и взвешенного анализа. Ведь последствия  этих изменений, которые произойдут в российской пенсионной системе, могут  быть как позитивными, так и негативными.

Информация о работе Развитие Пенсионной реформы в Российской Федерации