Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:58, реферат
Построение современной развитой валютной системы представляет собой длительный и трудный процесс. Снижение объемов производства и ВВП, хронический бюджетный дефицит, развивающаяся инфляция, а отсюда, нестабильность национальной валюты, проблемы курсообразования, давление на золотовалютные резервы государства - все эти трудности приходится преодолевать при проведении валютной политики, направленной на стабилизацию всех вышеуказанных процессов. Поэтому, можно сказать, что задача построения валютной системы, отвечающей потребностям новой экономики, носит долговременный характер и является одной из основных макроэкономических задач государства на долговременную перспективу.
ема: Развитие валютной системы в России |
ВВЕДЕНИЕ
Среди наиболее актуальных теоретических
и практических задач в условиях реформирования
экономики одной из наиболее сложных является
создание развитой валютной системы, которая
является одним из условий успешной интеграции
страны в систему мирового хозяйства.
Построение современной развитой валютной
системы представляет собой длительный
и трудный процесс. Снижение объемов производства
и ВВП, хронический бюджетный дефицит,
развивающаяся инфляция, а отсюда, нестабильность
национальной валюты, проблемы курсообразования,
давление на золотовалютные резервы государства
- все эти трудности приходится преодолевать
при проведении валютной политики, направленной
на стабилизацию всех вышеуказанных процессов.
Поэтому, можно сказать, что задача построения
валютной системы, отвечающей потребностям
новой экономики, носит долговременный
характер и является одной из основных
макроэкономических задач государства
на долговременную перспективу.
Решение текущих задач, связанных с решением
этой проблемы, тесно взаимосвязано с
макроэкономической политикой государства,
в первую очередь, с реализацией денежно-кредитной
политики, проблемой развития реального
сектора экономики, обеспечением конкурентоспособности
продукции.
Переход к новой системе хозяйствования
делает необходимым подробное изучение
теоретических разработок, касающихся
развития и совершенствования валютных
отношений отдельных государств и экономических
систем. Однако, необходимо отметить, что
механическое перенесение их закономерностей
в странах с развитой экономикой на российскую
почву, в отечественную теорию и практику
нецелесообразно, так как любые валютные
отношения, прежде всего, отражают особенности
развития национальной экономической
системы на том или ином временном промежутке,
с учетом особенностей государственных
приоритетов развития экономики.
Для успешной реализации задачи построения
валютных отношений в переходной экономике
необходим анализ существующих теоретических
разработок, а также полученных от их внедрения
практических результатов в отдельных
станах. Это позволит вычленить в теории
и практике создания и совершенствования
валютных отношений некоторые закономерности
их становления и развития, которые могут
быть применены в российских условиях.
Для успешной реализации задачи необходим
глубокий анализ макроэкономических процессов,
их влияние на отдельные элементы валютных
отношений. Именно совокупность всех этих
факторов, их теоретическая и практическая
значимость определили выбор темы, цель
и основные направления данного исследования.
Предмет работы – закономерности развития
валютной системы.
Объект исследования – Российская Федерация.
Цель и задачи работы.
Цель работы – дать анализ развитию валютной
системы в России.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы развития
валютной системы;
- провести анализ валютного курса в 2007
– 2009 гг.;
- определить проблемы и перспективы развития
валютной системы в РФ.
В данной работе использовались труды
отечественных экономистов, таких как
Глазьев С., Гриценко Г., Фетисов Г.Г., Красавина
Л.Н. и других. Также были использованы
аналитические материалы Центрального
Банка РФ.
Работа состоит из введения, трёх глав,
заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОЙ
СИСТЕМЫ
1.1. Понятие валютной системы
Валютная система – это совокупность
двух понятий – валютного механизма и
валютных отношений. Под валютным механизмом
понимаются правовые нормы и институты,
представляющие их на национальном и международном
уровнях [2, с. 121].
Валютные отношения – это повседневные
связи, в которые вступают частные лица,
фирмы, банки на валютных и денежных рынках
с целью осуществления международных
расчетов, кредитных и валютных операций.
В условиях углубления интеграции экономик
промышленно-развитых стран валютная
система играет все более важную и самостоятельную
роль в мирохозяйственных связях. Кроме
того, оказывает непосредственное влияние
на определяющие экономическое положение
страны факторы: темпы роста производства
и международного обмена, на цены, заработную
плату и т.п.
Различают национальные, региональные
и мировые валютные системы. Базой мировых
и региональных валютных систем является
международное разделение труда, товарное
производство и внешняя торговля. Мировая
валютная система включает международные
кредитно-финансовые институты и комплекс
международных договорных и государственно-правовых
норм, обеспечивающих функционирование
валютных инструментов. Элементами мировой
валютной системы являются определенный
набор платежных средств, валютные курсы
и валютные паритеты, условия конвертируемости,
формы международных расчетов, режим международных
рынков валюты и золота, международных
и национальных банковских учреждений.
Национальная валютная система – это
совокупность экономических отношений,
с помощью которых осуществляется платежный
оборот, формируются и используются валютные
ресурсы, необходимые для процесса общественного
производства. Элементы национальной
валютной системы – это национальная
валюта, объем и состав валютных резервов,
валютный паритет и курс национальной
валюты, условия конвертируемости валюты,
статус национальных органов и учреждений,
регулирующих валютные отношения страны,
условия функционирования национального
рынка валюты и золота [2, с. 122].
От эффективности валютного механизма,
степени вмешательства государственных
и международных валютно-финансовых организаций
в деятельность валютных, денежных и золотых
рынков во многом зависит экономическое
развитие, внешнеэкономическая стратегия
промышленно-развитых стран. Рост значения
валютной системы заставляет промышленно-развитые
страны совершенствовать старые и искать
новые инструменты и методы государственно-
1.2. Эволюция валютной системы и становление
валютного рынка России
В истории развития валютной системы в
послереволюционной России выделим несколько
основных этапов [2, с. 122].
Первый этап — до 1986 года — обладал всеми
характерными чертами валютной монополии
государства. В это время имела место полная
централизация валютных доходов от экспорта,
который был монополизирован государством,
от имени и за счет которого на мировых
рынках выступали государственные внешнеторговые
объединения. Выручка от экспорта в иностранной
валюте концентрировалась на счетах одного
банка-монополиста, обслуживающего все
международные расчеты СССР — Внешторгбанка
СССР (позднее — Внешэкономбанк).
Использование доходов от экспорта, сумм
привлеченных валютных кредитов и накопленных
золотовалютных резервов осуществлялось
на основе планового распределения средств
государством в лице Госплана СССР, Минфина
СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями
регионов и отраслей. Валютные планы государства
(источники и объемы поступлений, направления
и суммы расходов) утверждались в составе
народнохозяйственных планов Верховным
Советом СССР. Министерства, ведомства,
предприятия, местные органы власти расходовали
выделенные им валютные средства в пределах
установленных им лимитов в процессе исполнения
соответствующих смет.
Практически полная изолированность внутреннего
товарного и денежного рынка от мировых
рынков товаров, услуг и капиталов (что
проявлялось, например, в уровне курса
рубля к иностранным валютам, который
к началу 80-х годов практически не отражал
экономических и ценовых пропорций, а
служил лишь инструментом пересчета внешнеторговых
цен в рубли для ведения учета в национальной
валюте); централизация управления валютными
ресурсами государства; минимальное число
непосредственных участников внешнеэкономической,
прежде всего внешнеторговой деятельности,
обслуживаемых в основном через один банк-хранитель
единой валютной «копилки» государства
— все это объективно не требовало систем
валютного регулирования, характерных
для стран с рыночной экономикой на различных
этапах их развития.
Валютная политика СССР сводилась, главным
образом, к перераспределению валютной
выручки и привлеченных иностранных кредитов
внутри страны в соответствии с валютным
планом, к переговорам о кредитах и финансовых
условиях торговых сделок, управлению
официальными золотовалютными резервами
и надзору за жестко ограниченными валютными
операциями физических лиц (у предприятий
таких операций вообще не могло быть).
В целом это было не регулирование, а прямое
администрирование, государственное командование
[8, с. 25].
Второй этап развития валютного рынка
в России начался в 1986 году децентрализацией
внешнеэкономической деятельности, когда
субъекты хозяйственной деятельности
(предприятия, учреждения, организации)
получили право прямого выхода на внешние
рынки. Была установлена и стала развиваться
система так называемых «валютных фондов»
и «валютных отчислений», подразумевающая
отчисления от формально принадлежащей
государству валютной выручки в виде фиксированного
процента (40 – 50% для предприятий машиностроительного
комплекса, 70% для аграрно-промышленного
комплекса и более низкие для сырьевых
отраслей). Таким образом, предприятиям
предоставлялась возможность оставлять
себе часть валютной выручки от экспорта
товаров, работ, услуг. Число участников
внешнеэкономической деятельности и разнообразие
форм их участия в осуществлении этой
деятельности существенно возросли в
1987 - 1988 годах с началом бурного развития
совместного (с участием иностранного
капитала) предпринимательства на территории
страны [8, с. 30].
Другой качественный скачок в процессе
интеграции в мировую экономику был сделан
начавшейся широкомасштабной реформой
банковской системы. Появилось большое
число независимых от государства коммерческих
банков, получивших право открытия и ведения
валютных счетов клиентов и проведения
международных расчетов.
В течение нескольких лет отсутствовал
специальный орган валютного регулирования
(его роль, наряду с другими функциями,
фактически выполняла Государственная
внешнеэкономическая комиссия Совета
Министров СССР), и источниками валютного
законодательства служили решения Совета
Министров СССР, а также издаваемые в их
развитие нормативные акты министерств
и ведомств.
Нарушение «планового» характера валютных
отношений страны с внешним миром, быстрое
расширение круга предприятий-участников
внешнеэкономических связей и банков,
осуществляющих их валютное обслуживание,
привели к пониманию необходимости специального
законодательного регулирования валютных
отношений, создания единых правил совершения
валютных операций, придания функций органа
валютного регулирования одному из органов
государственного управления. Это послужило
основанием для разработки в 1990 году проекта
специального закона о валютном регулировании.
С вступлением в силу в марте 1991 года Закона
СССР «О валютном регулировании» начался
третий этап развития валютного регулирования
в стране. На уровне закона впервые в юридическую
практику были введены такие понятия валютного
регулирования как «валютные ценности»,
«валюта СССР», «иностранная валюта»,
«резиденты», «нерезиденты», «валютные
операции», «текущие валютные операции»,
«валютные операции, связанные с движением
капитала».
Законом были установлены основные принципы
проведения операций с валютой СССР и
с иностранной валютой на территории СССР,
операций на валютном рынке, разграничены
полномочия органов власти и определены
функции банковской системы (Госбанка
СССР и уполномоченных банков) в валютном
регулировании и управлении валютными
ресурсами.
В законе впервые провозглашено гарантируемое
и защищаемое государством право собственности
резидентов и нерезидентов на валютные
ценности в стране; определены общие принципы
владения, пользования и распоряжения
валютными ценностями государством, предприятиями
и организациями, а также гражданами; установлены
основные положения порядка осуществления
валютных операций резидентами и нерезидентами.
Законом намечены основные цели и направления
валютного контроля, введены понятия органа
валютного контроля, а также положения
об отчетности по валютным операциям и
ответственности за нарушение валютного
законодательства. Основным органом валютного
регулирования был определен Государственный
банк СССР, что соответствует практике
большинства стран мира, где подобные
функции осуществляют центральные (национальные)
банки соответствующих государств [13].
С начала 1991 года получил бурное развитие
внутренний валютный рынок — межбанковский
и биржевой — который ранее находился
в зачаточном состоянии. Стимулирование
развития и упорядочение деятельности
валютного рынка в стране явилось важным
направлением в работе Центрального банка
Российской Федерации в области валютного
регулирования. В течение двух лет (начало
1991– начало 1993 гг.) были созданы и получили
лицензии Банка России на организацию
и проведение операций по купле-продаже
иностранной валюты шесть специализированных
межбанковских валютных бирж: Московская
межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская
валютная биржа, Уральская региональная
межбанковская валютная биржа, Сибирская
межбанковская валютная биржа, Азиатско-Тихоокеанская
межбанковская валютная биржа и Ростовская
межбанковская валютная биржа. Были сняты
многие ограничения с операций по купле-продаже
наличной иностранной валюты физическими
лицами через уполномоченные банки (телеграмма
Банка России от 27 июля 1992 года № 162-92).
Ускоренное развитие валютного рынка
подогревалось механизмом обязательной
продажи части валютной выручки предприятий
(учреждений, организаций), который был
введен с начала 1991 года. В настоящее время
действующим нормативным актом, регламентирующим
порядок продажи предприятиями части
экспортной выручки, является Инструкция
ЦБ РФ №7 «О порядке обязательной продажи
предприятиями, объединениями, организациями
части валютной выручки через уполномоченные
банки и проведения операций на внутреннем
валютном рынке Российской Федерации»
в редакции Указаний ЦБР № 580-У от 18.06.1999.
Одним из важнейших направлений реформирования
экономики страны, вставшей на путь экономических
реформ, стало развитие внешнеэкономических
связей и, прежде всего, либерализация
внешней торговли. Началом данного процесса
в России следует считать Указ Президента
РСФСР от 15 ноября 1991г. № 213 «О либерализации
внешнеэкономической деятельности на
территории РСФСР». Указ положил конец
монополии государственных внешнеэкономических
ведомств на осуществление экспортно-импортных
операций, на протяжении многих лет игравших
роль посредников между производителями
экспортной продукции в нашей стране и
их зарубежными партнерами. Указ от 15 ноября
1991 г. разрешил всем зарегистрированным
на территории РСФСР предприятиям и организациям,
независимо от форм собственности, осуществление
внешнеэкономической, в том числе и посреднической,
деятельности.
Распад СССР и образование суверенного
государства Российской Федерации привели
к необходимости ведения Россией самостоятельной
экономической политики, в том числе денежно-кредитной
политики и валютной как ее составляющей.
В связи с этим, а также учитывая, что многие
положения 3акона СССР «О валютном регулировании»
фактически (но не юридически) перестали
действовать (например, статьи 6, 7, 8, 11,
12, 19 Закона), весьма актуальной стала задача
разработки и скорейшего введения в действие
аналогичного закона Российской Федерации.
Вступление в силу Закона Российской Федерации
«О валютном регулировании и валютном
контроле» в ноябре 1992 года открыло новый
этап валютного регулирования (в настоящее
время он является действующим законодательным
актом в редакции Федеральных законов
от 29.12.98 № 192-ФЗ, от 05.07.99 № 128-ФЗ). В указанном
Законе Российской Федерации с учетом
накопленного опыта были уточнены и развиты
некоторые основные понятия валютного
регулирования, существенно изменены
структура и содержание по сравнению с
Законом СССР. Центральный банк Российской
Федерации стал преемником Государственного
банка СССР как органа валютного регулирования.
Закон РФ «О валютном регулировании и
валютном контроле» [1] является главным
документом валютного законодательства
Российской Федерации и важнейшим шагом
вперед в развитии системы валютного регулирования
в стране. Не следует считать слишком серьезным
недостатком отсутствие в его тексте большого
количества детальных норм валютного
регулирования.
Закрепление на уровне Закона на достаточно
продолжительный срок того или иного набора
валютных ограничений не только стало
бы искусственным препятствием на пути
объективных и весьма динамичных процессов
интеграции нашей экономики в мировое
хозяйство, но и не дало бы практической
возможности оперативного решения отдельных
более или менее значительных проблем
проведения субъектов рынка валютных
операций в условиях быстроменяющейся
экономической ситуации.
Многие положения Закона только предстоит
наполнить реальным содержанием, переложив
на язык соответствующих нормативных
актов, которые отличались бы актуальностью,
взвешенностью, качеством подготовки
и, главное, соответствием реалиям хозяйственной
жизни в Российской Федерации.
1.3. Проблемы валютного рынка РФ
Валютный рынок – это система экономических
отношений, механизмов и инструментов,
характеризующих концентрацию, размещение
и перераспределение валютных средств
между экономическими субъектами (юридическими
и физическими лицами). Именно на валютном
рынке осуществляются операции по купле
и продаже валютных ценностей, иностранной
валюты и ценных бумаг в иностранной валюте,
а также операции, связанные с инвестированием
валютного капитала [5].
Главной задачей валютного рынка, является
организация бесперебойной системы обмена
национальных денежных единиц, которые
являются законным платежным средством
только на территории данного государства,
на иностранные. Получение же прибыли
на валютном рынке вытекает скорее из
сделок спекулятивного характера и поэтому,
является для большинства участников
внешнеэкономической деятельности лишь
вторичной целью участия на рынке валют.
С функциональной точки зрения валютные
рынки обеспечивают своевременное осуществление
международных расчетов, - страхование
от валютных рисков, диверсификацию валютных
резервов, валютную интервенцию, получение
прибыли их участниками в виде разных
курсов валют. С организационно-технической
точки зрения валютный рынок представляет
собой совокупность телеграфных, телефонных,
телексных, электронных и прочих коммуникационных
систем, связывающих между собой банки
разных стран осуществляющих международные
расчеты и другие валютные операции. С
институциональной точки зрения валютные
рынки России — это совокупность различных
организаций, осуществляющих куплю-продажу
иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной
валюте. К ним в первую очередь относятся:
уполномоченные банки, различные инвестиционные
компании, иностранные банки, биржи, брокерские
конторы. Значительное место на валютном
рынке России занимают уполномоченные
банки — это коммерческие банки, которым
Центральный банк РФ выдал лицензии на
осуществление операций с иностранной
валютой [5].
На настоящий момент времени в России
на валютном рынке существует проблема
частичной конвертируемости рубля по
текущим операциям платежного баланса
и полностью отсутствует конвертируемость
по счету движении капитала. Рубль все
еще является только внутренней валютой,
и поэтому его курс в значительной степени
зависит от политики, проводимой Центральным
Банком.
Проведение валютных операций неизбежно
связано с опасностью валютных потерь,
возникающих вследствие изменения рыночных
цен, процентных ставок, валютных курсов,
вследствие, чего возникают проблемы на
валютном рынке.
Следует также отметить, что проблема
риска является одной из основных в стабильной
деятельности и конкурентоспособности
банков на валютном рынке. Значительным
препятствием на пути развития валютных
финансовых инструментов являются существующие
нормативно-правовые пробелы в отечественном
законодательстве. Дальнейшее развитие
валютного сектора российской экономики
определяется состоянием межбанковского
валютного рынка, а в деле регулирования
межбанковских валютных операций характеризуется
возрастающей ролью Центрального Банка
России.
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО
КУРСА В РОССИИ В 2007 – 2009 ГГ.
2.1. Анализ валютного курса в 2007 – 2008 гг.
В 2007 году курсовая политика Банка России
была направлена на сдерживание инфляции
при недопущении чрезмерного укрепления
рубля и предотвращении резких колебаний
курса национальной валюты. При значительном
влиянии внешнеэкономических условий
на состояние внутреннего финансового
рынка Банк России продолжал использовать
режим управляемого плавающего валютного
курса.
Высокие цены на энергоносители и ослабление
доллара США на мировом валютном рынке
способствовали притоку значительных
объемов валютной выручки, что создавало
предпосылки для превышения предложения
иностранной валюты над спросом на внутреннем
валютном рынке. Дополнительным фактором
роста предложения иностранной валюты
на внутреннем рынке стал высокий объем
чистого притока частного капитала, связанный
с активным привлечением российскими
компаниями финансовых ресурсов на международных
рынках.
Объем нетто-покупки Банком России иностранной
валюты на внутреннем валютном рынке в
январе-мае 2007 года составил 93,1 млрд. долларов
США, что почти на 77,1% больше, чем в аналогичный
период предыдущего года. Основное влияние
на процессы курсообразования на внутреннем
валютном рынке оказывали проводимые
Банком России интервенции в сегменте
«рубль/доллар США» [3].
В феврале 2007 года Банк России пересмотрел
состав бивалютной корзины, состоящей
из доллара США и евро, рублевая стоимость
которой используется в качестве операционного
ориентира курсовой политики. Состав корзины
был изменен в сторону увеличения веса
евро: 0,55 доллара США и 0,45 евро по сравнению
с прежним составом (0,6 доллара США и 0,4
евро). Пересмотр состава бивалютной корзины
был направлен на сближение операционного
ориентира курсовой политики со среднесрочным
- номинальным эффективным курсом рубля.
За январь-май 2007 года прирост реального
эффективного курса рубля составил 2,3%,
при этом реальные курсы рубля к доллару
США и евро выросли на 3,4 и 2,4% соответственно.
Номинальный курс доллара США к рублю
по состоянию на 1 июня 2007 года составил
25,90 руб./долл. США, снизившись на 1,6% по
сравнению с 1 января 2007 года, номинальный
курс евро к рублю повысился на 0,3%, составив
на 1 июня 34,81 руб./евро. Эти изменения стали
результатом действия внутренних и внешних
факторов, в том числе колебаний курсов
на мировом валютном рынке [3].
В целом реализация курсовой политики
Банка России в январе-мае 2007 года позволила
уменьшить амплитуду колебаний эффективного
курса рубля и снизить темпы его укрепления.
В 2007 году укрепление реального эффективного
курса рубля составил 4-5% из расчета декабрь
к декабрю (Приложение 1, 2) [9].
В 2008 году курсовая политика Банка России
проводилась с учетом необходимости сдерживания
инфляционных процессов и предотвращения
неоправданно резких колебаний в динамике
обменного курса рубля. При этом реализация
режима управляемого плавающего валютного
курса позволяла смягчить влияние внешнеэкономической
конъюнктуры на состояние российской
финансовой системы в условиях сохраняющейся
нестабильности на мировых финансовых
рынках.
Состояние внутреннего валютного рынка
в первом полугодии 2008 года определялось
динамикой потоков средств от внешнеторговых
операций и операций с капиталом.
В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры
на мировых рынках энергоносителей наблюдался
устойчивый приток валютной выручки от
экспорта. Однако в I квартале 2008 года увеличившееся
предложение валюты на внутреннем рынке
было в определенной степени компенсировано
чистым оттоком частного капитала, что
определило существенное снижение объема
валютных интервенций Банка России и повышение
волатильности рыночной стоимости бивалютной
корзины.
Вместе с тем в апреле 2008 года возобновление
чистого притока частного капитала обусловило
усиление тенденции к укреплению рубля
и, соответственно, активизацию операций
Банка России на внутреннем валютном рынке.
В целях совершенствования механизма
реализации денежно-кредитной политики
и формирования условий для введения режима
таргетирования инфляции Банк России
с 14 мая 2008 года приступил к осуществлению
операций по плановой покупке иностранной
валюты на внутреннем рынке.
Плановые покупки иностранной валюты
проводятся Банком России в дополнение
к интервенциям на внутреннем валютном
рынке, направленным на ограничение внутридневных
колебаний стоимости бивалютной корзины,
и призваны нивелировать систематический
дисбаланс спроса и предложения иностранной
валюты на внутреннем рынке, обусловленный
сложившимися тенденциями в динамике
потоков денежных средств от внешнеэкономической
деятельности, действующим порядком исполнения
федерального бюджета и пополнения Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния.
Текущие объемы и порядок проведения плановых
интервенций устанавливаются Банком России
с учетом складывающихся условий на внутреннем
валютном и денежном рынках, при этом они
осуществляются только в случае превышения
предложения иностранной валюты над спросом
на нее.
Проведение подобных операций создает
благоприятные условия для повышения
гибкости курсообразования, что в перспек-
тиве позволит осуществить переход к плавающему
курсу рубля.
В рамках реализации указанной задачи
Банк России в июне-июле последовательно
расширял коридор допустимых колебаний
операционного ориентира курсовой политики
– рублевой стоимости бивалютной корзины.
Реализация указанных мер в условиях притока
средств по внешнеторговым операциям
и операциям с капиталом в июне-июле обусловила
последовательное укрепление рубля к
бивалютной корзине. Однако в августе
2008 года ситуация на внутреннем валютном
рынке существенно изменилась, основной
причиной чего являлся отток капитала
с российского финансового рынка на фоне
нестабильной внешнеэкономической ситуации,
а также снижение цен на нефть на мировых
рынках.
В условиях активного вывода инвесторами
средств из российских активов и связанного
с ним повышения спроса на иностранную
валюту действия Банка России были направлены
на недопущение чрезмерного ослабления
рубля и удержание стоимости бивалютной
корзины внутри целевого коридора. В этой
связи Банк России в августе-сентябре
осуществлял продажи иностранной валюты
на внутреннем рынке (впервые с августа
2007 года) – объем нетто-продажи за два
месяца был равен 17,0 млрд. долларов США.
По итогам трех кварталов 2008 года совокупный
объем нетто-покупки Банком России иностранной
валюты на внутреннем валютном рынке составил
82,0 млрд. долларов США [9].
За январь-сентябрь 2008 года прирост реального
эффективного курса рубля по предварительным
данным составил 3,3%, при этом реальные
курсы рубля к доллару США и евро выросли
на 3,5 и 6,3% соответственно. За три квартала
2008 года номинальный курс доллара США
к рублю повысился на 3,36% и составил 25,3718
руб./долл. США, а номинальный курс евро
к рублю – на 1,58% – до 36,4999 руб./евро по
состоянию на 1 октября 2008 года [9].
Рост реального эффективного курса рубля
за 2008 год составил 3,5 5% из расчета декабрь
к декабрю [9].
2.2. Анализ валютного курса в 2009 г.
Рублевая стоимость бивалютной корзины
(далее – РСБК) снизилась с 6 февраля по
17 июля 2009 г. с 40,94 руб. до 37,50 руб. Это эквивалентно
укрепле-нию курса российского рубля по
отношению к бивалютной корзине (далее
– валютного курса) в 1,092 раза. Изменение
к концу года РСБК до 35 руб. считается допустимым,
так как на фоне благоприятных изменений
внешней конъюнктуры складывается тенденция
укрепления рубля. Рационально ли такое
решение? Нами предпринята попытка ответить
на эти вопросы на основе анализа результатов
девальвации рубля в период с 11 ноября
2008 г. по 6 февраля 2009 года.
За период с 11 ноября 2008 г. по 6 февраля
2009 г. РСБК увеличилась в 1,35 раза (с 30,39
руб. до 40,94 руб.). До этого ширина технического
коридора уровня поддержки РСБК составляла
4%4 [12, с. 53]. Если принять в качестве верхней
границы РСБК 30,41 руб. (на 2 ноября 2008 г.),
то нижняя граница составит 29,19 руб. Значения
РБСК не выходили за пределы этих границ,
начиная с весны 2006 г. Высказывались мнения,
что подобные колебания, в отличие от резкого
снижения стоимости рубля относительно
других валют, не являются девальвацией.
Но именно такое резкое снижение произошло
с 11 ноября 2008 г. по 6 февраля 2009 г., а затем
на полтора месяца наступил период относительной
стабильности валютного курса.
В годовом выражении темп девальвации
составил 3,5 раза. То есть покупка 0,55 доллара
и 0,45 евро 11 ноября 2008 г. с их продажей 6
февраля 2009 г. обеспечивала в рублях норму
прибыли в 250% годовых.
Темп девальвации резко ускорился в начале
2009 г. Если за период с 11 ноября по конец
декабря 2008 г. (т. е. за 50 дней) рубль «ослаб»
в 1,146 раза, то за 26 дней – с 11 января по
6 февраля 2009 г. – в 1,176 раза. Это давало
валютным спекулянтам норму прибыли в
170 и 881% годовых соответственно. Причем
норма прибыли за период с 11 по 22 января
была даже несколько ниже, чем за период
с 22 января по 6 февраля. Повышение темпов
девальвации отчасти объясняется объявленным
в пресс-релизе «О реализации курсовой
политики Банка России» решением Центрального
банка Российской Федерации о завершении
23 января 2009 г. начатой 11 ноября 2008 г. масштабной
постепенной корректировки границ технического
коридора, определяющего допустимые колебания
стоимости бивалютной корзины – операционного
ориентира Банка России, используемого
при реализации курсовой политики. При
этом была указана лишь верхняя граница
технического коридора (41 руб.) [12, с. 54].
Нижняя граница (26 руб.) известна со слов
Первого заместителя Председателя Банка
России А. В. Улюкаева [13]. Тем самым Банк
России обозначил пределы девальвации.
После достижения максимума РСБК стала
понемногу снижаться из-за уменьшения
стимулов к игре на понижение курса рубля
и благодаря значительному повышению
процентных ставок по кредитам, предоставляемых
Банком России. Ставка рефинансирования,
по которой предоставляются однодневные
кредиты, возросла с 11% на 11 ноября 2008 г.
до 13% на 1 декабря 2008 г. Снижаться она начала
лишь с 24 апреля 2009 г. Минимальные ставки
по кредитам без обеспечения, предоставляемым
Банком России на срок около 1 месяца, возросли
с 8,5% (на 19 октября 2008 г.) до 15% (на 10 февраля
2009 г.). При этом средневзвешенные ставки,
по которым фактически предоставлялись
кредиты, возросли еще сильнее (с 9,89 до
18,24% соответственно). До 21 января 2009 г.
эти средневзвешенные ставки были ниже
ставки рефинансирования, но затем, наоборот,
стали выше, причем на февральских аукционах
– на пять с лишним процентных пунктов.
На аукционе 14 июля 2009 г. это превышение
уменьшилось до 1,58 процентного пункта.
Сократилась и задолженность кредитных
организаций по кредитам без обеспечения
– с 1924 млрд. руб. на 12 февраля до 538 млрд.
руб. на 14 июля 2009 г. На эту дату снизились
и процентные ставки по кредитам без обеспечения
– до 12,25% (минимальные) и 12,58% (средневзвешенные)
при ставке рефинансирования в 11%. Их динамика
отражала снижение интереса банков к данному
инструменту, в том числе и по причине
отсутствия девальвационных ожиданий
на ближайшие месяцы [10, с. 36].
В качестве основных причин девальвации
в пресс-релизе Банка России от 22 января
2009 г. были указаны следующие фундаментальные
изменения состояния мировой экономики:
закрытие возможностей для российских
банков и компаний по привлечению новых
и рефинансированию ранее полученных
займов, масштабный отток капитала и резкое
снижение цен на товары российского экспорта.
Поэтому целесообразность произошедшей
девальвации рубля несомненна. Дискуссионными
являются лишь два вопроса.
Анализируя вышесказанное, ответим на
следующие вопросы.
Насколько правильно было растягивать
девальвацию на три месяца? Плавное ослабление
курса имеет по сравнению с одномоментной
девальвацией как преимущества, так и
недостатки. С одной стороны, в период
ослабления валютного курса вложение
рублевых средств в приобретение долларов
и евро давало, как показано выше, значительно
более высокую норму прибыли, чем любые
инвестиции в рублевые инструменты и реальные
активы. Поэтому наблюдался сильный дополнительный
(по сравнению с вызванным внешней причиной
– выводом средств нерезидентами) спрос
на иностранную валюту. Банк России затратил
на проведение валютных интервенций в
сентябре 2008 г. – марте 2009 г. (помесячно)
18; 43; 34; 74; 37; –0,9 и –3,7 млрд. дол.[1] Если интервенции
осенью 2008 г. объясняются оттоком капитала
вследствие падения мировых фондовых
индексов после банкротства банка Lehman
Brothers, то усиление скупки иностранной
валюты в ноябре 2008 г. – январе 2009 г., по
нашему мнению, объясняется крайне высокой
выгодностью таких операций. По-видимому,
плавность ослабления рубля обошлась
Банку России в десятки миллиардов долларов
(эта оценка подтверждается и использованием
Банком России административных методов
ограничения длинной валютной позиции
банков). С другой стороны, Центральному
банку Российской Федерации удалось не
допустить всеобщего «бегства от рубля»,
вероятность которого при резкой девальвации
была высокой. Фактически девальвация
произошла в достаточно резкой форме,
хотя и не одномоментно. И какая из форм
резкой девальвации более эффективна,
покажет время. По нашему мнению, обе формы
связаны с огромными экономическими издержками
и их использование крайне нежелательно.
В качестве критерия «резкости» девальвации
служит норма прибыли по операциям приобретения
иностранной валюты в сравнении с кредитными
ставками и ставкой рефинансирования.
Например, девальвация с темпом в годовом
выражении в 10% при ставке рефинансирования
в 12% не создает чрезмерно высокой разницы
курсов и, следовательно, нормы прибыли
(даже с учетом процентов от размещения
приобретенной иностранной валюты на
мировом денежном рынке).
Какова рациональная политика регулирования
курса рубля, валютных резервов и движения
капитала, а также оптовых и розничных
цен и других взаимосвязанных макроэкономических
величин теперь, после фиксации границ
валютного коридора? К сожалению, такой
политики пока не просматривается. Ведь
«Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2009 год
и период 2010 и 2011 годов» устарели. Уточненный
прогноз Минэкономразвития от 25 марта
2008 г. содержит оценку среднегодового
курса доллара на 2009 г. в 35,1 руб./дол. и курса
евро к доллару в 1,39, что соответствует
курсу евро 48,789 руб. и значениям РСБК 41,26
руб. Однако непонятно, как может реализоваться
такой прогноз без повышения РСБК (напомним,
что верхняя граница технического коридора
– 41 руб.). Кроме того, в прогнозе Минэкономразвития
не приводится диапазон колебаний валютного
курса в течение года. Следует заметить,
что указанный курс основан на прогнозе
цены на нефть сорта Urals в 41 дол. за 1 баррель,
а фактические среднемесячные цены нефти
в январе – апреле существенно превышали
эту величину. Например, в апреле она составила
48,50 дол. за баррель. Поэтому вполне возможно
удержание РСБК в пределах нынешнего технического
коридора. Котировки РТС (на 22 мая 2009 г.)
декабрьских фьючерсов на доллар (32,71 руб.)
и евро (46,20 руб.) показывают ожидания участников
рынка: удорожание РСБК до 38,78 руб. (что
означает удешевление рубля в 1,033 раза
по сравнению с 12 мая 2009 г.).
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ВАЛЮТНОЙ КУРСОВОЙ
ПОЛИТИКИ РФ НА 2010 Г.
Мы считаем, что необходимо сформулировать
ориентиры курсовой политики на 2010 - 2011
гг., срочно пересмотрев «Основные направления».
Иначе неопределенность перспектив изменения
валютного курса и неизвестность правил
монетарной политики Банка России будут
и далее создавать высокие валютные риски
коммерческой деятельности, порождать
огромный дополнительный спрос на иностранную
валюту и отток капитала. При формулировании
таких правил и ориентиров следует исходить
из следующих ограничений, заданных объективными
экономическими условиями либо политическими
обещаниями.
Во-первых, резкие скачки валютного курса
недопустимы, но колебания в достаточно
узком диапазоне (например, 4%) вполне возможны.
Во-вторых, с нашей точки зрения, недопустима
и девальвация в 2 – 3 раза и более, даже
осуществляемая «плавно», так как значительно
возрастет инфляция. Об этом свидетельствует
опыт девальвации рубля в 1998 году.
В-третьих, валютный курс должен снижаться,
так как отток капитала неизбежен (нерезидентам
нужно обеспечивать свою платежеспособность,
а резидентам – погашать внешнюю задолженность);
В-четвертых, реальный эффективный курс
рубля при неблагоприятной конъюнктуре
цен на углеводороды должен будет снижаться,
чтобы повысилась конкурентоспособность
российских товаропроизводителей (а следовательно,
уменьшилась эффективность импорта и
повысилась – экспорта). Поскольку индекс
роста потребительских цен в России вряд
ли будет ниже, чем в странах – основных
торговых партнерах (и уж точно выше, чем
в США и зоне евро), постольку номинальный
валютный курс должен снижаться. Иначе
вновь будет накапливаться «девальвационный
потенциал».
Мы считаем, что наиболее предпочтительными
в современных российских условиях являются
два типа валютной политики.
Первый тип – установление валютного
коридора с периодическим осуществлением
«плавного снижения» валютного курса
на 20 – 30% за два–три месяца. Учитывая
возникающие при этом темпы девальвации
в годовом выражении в сотни процентов,
правильнее говорить о политике периодически
сильной, хотя и растянутой во времени
девальвации. При такой девальвации стимулы
к оттоку капитала сохранятся. При этом
задачу сохранения валютных резервов
сложно решить по следующим причинам.
Во-первых, в периоды относительной стабильности
валютного курса валютные риски для среднесрочных
инвестиций в рублевые активы будут высоки,
так как все экономические агенты будут
гадать, когда начнется очередной раунд
плавной девальвации? На начало 2008 г. долговые
пассивы частного сектора (включая подконтрольные
государству компании) составили 390 млрд.
дол.[10, с. 35 - 38]. За январь – сентябрь они
увеличились еще на семьдесят с лишним
млрд дол. Рефинансировать их очень трудно,
а приток нефтедолларов сильно уменьшился.
Далее, на начало 2008 г. прямые иностранные
инвестиции (ПИИ) достигли 491 млрд. дол.,
а портфельные – 291 млрд. дол. За девять
месяцев ПИИ увеличились еще на пятьдесят
с лишним млрд. дол. Даже с учетом уже выведенного
нерезидентами в IV квартале капитала и
падения в 2008 г. российских фондовых индексов
в 3 – 4 раза потенциальный объем оттока
капитала нерезидентов еще весьма велик.
Во-вторых, как показано выше, при плавной
девальвации покупка инвалютных активов
за рубли давала норму прибыли 881% годовых.
Поэтому в каждый период подобной девальвации
будут создаваться схожие по силе стимулы
для спекулятивных инвестиций в иностранные
валюты.
Поскольку инвесторы уверены, что через
несколько месяцев девальвация продолжится,
они не только станут переводить свободные
средства в активы, номинированные в иностранных
валютах, но и продавать «рублевые» акции
и облигации. А это – дополнительный фактор
дестабилизации фондового рынка. Более
того, уже ясно, что при значительной девальвации
в иностранные активы переводятся и средства
населения, и остатки на счетах юридических
лиц. Поэтому нельзя одновременно осуществлять
широкомасштабную кредитную экспансию
и постоянно девальвировать рубль, делая
выгодным вложение средств в иностранную
валюту. Видимо, и поэтому Центральный
банк Российской Федерации ограничил
объем беззалоговых кредитов и повысил
ставки (но эти меры сделали еще менее
доступными кредиты для производственного
сектора экономики).
Таким образом, можно сделать вывод: чередование
фиксированного валютного коридора и
быстрого плавного ослабления рубля –
не лучшая курсовая политика.
Второй возможный тип политики валютного
курса – установление наклонного валютного
коридора. Как определить его параметры?
Во-первых, существенное укрепление валютного
курса относительно уровня в 41 руб. нерационально.
Если уж он был достигнут со столь значительными
издержками, то его следует поддерживать
даже в случае повышения цен на нефть (что
может произойти в перспективе) или уменьшения
оттока капитала (что вполне возможно
при задействовании Банком России существующих
мер валютного контроля). Следовательно,
исходное значение целевого валютного
курса можно установить на уровне верхней
границы валютного коридора (41 руб.).
Во-вторых, диапазон колебаний курса, как
уже было сказано, должен быть небольшим
– не более 4%. Иначе можно значительно
девальвировать рубль.
В-третьих, темп изменения целевого курса
должен соответствовать задаче не допустить
укрепления реального валютного курса
рубля. Можно задать темп девальвации
валютного курса, равным соотношению индексов
потребительских цен (ИПЦ) в России с ИПЦ
в США и странах зоны евро, т. е. примерно
10 – 12% за год. Тогда реальный валютный
курс рубля относительно бивалютной корзины
будет стабильным или незначительно снижающимся.
При снижении темпов инфляции можно будет
снизить и темпы девальвации рубля.
Отказ от использования стабильного или
повышающегося номинального курса рубля
в качестве «антиинфляционного якоря»
усложнит борьбу с инфляцией, которая
и так ускорилась вследствие девальвации
рубля. Однако этот «якорь» все равно не
удержал и не удержит уровень цен в условиях
кризиса и низкой конъюнктуры нефтяного
экспорта. Кроме того, его вполне можно
заменить другими антиинфляционными «якорями».
Рост цен и инфляция в России имеют главным
образом монопольный и структурный, а
не монетарный характер [11, с. 40 - 44]. Это
и:
- повышение тарифов на услуги естественных
монополий (особенно в сфере ЖКХ);
- классическая олигополия нефтяных компаний,
которые не снижают розничные цены на
нефтепродукты при значительном падении
оптовых;
- недостаточно результативная борьба
с криминальными структурами, повышающими
цены на рынках.
Отсюда рекомендация: антиинфляционная
политика должна быть прерогативой не
только Федеральной антимонопольной службы,
а всего государства, включая правоохранительные
органы. Резервы снижения уровня цен так
велики, что это вполне может компенсировать
эффект девальвации, не такой уж и большой.
Для реализации политики наклонного валютного
коридора в кризисных условиях следует
акцентировать внимание на мерах, уменьшающих
отток капитала. В первую очередь необходимо
осуществить комплекс мер, препятствующих
выводу в иностранные активы (а также в
валютные активы) средств, вливаемых в
экономику государством. И административные
запреты здесь малоэффективны. Нужно «встроить»
соответствующие меры в систему пруденциального
регулирования хозяйствующих субъектов
и создать соответствующую систему регулирования
кредитов в целом. Она должна стимулировать
не вывоз капитала, а кредитование российских
предприятий. Это позволит экономить валютные
резервы в отличие от политики плавной
девальвации. Каковы эти меры?
1. Исключить требования к нерезидентам
из числа объектов залога при рефинансировании
банков (например, Ломбардный список).
Банк России должен стимулировать инвестирование
средств в российские активы, причем преимущественно
номинированные в рублях. На это должны
быть ориентированы как система рефинансирования,
так и система пруденциального регулирования
и банковского надзора. Например, в настоящее
время необходимо обусловить получение
банками кредитов рефинансирования наличием
короткой или небольшой длинной открытой
валютной позиции. При этом в Ломбардный
список и аналогичные перечни Банка России
не должны включаться обязательства организаций,
имеющих значительную длинную открытую
валютную позицию.
2. Отказаться в системе национального
денежно-кредитного регулирования от
использования рейтингов международных
рейтинговых агентств, как правило, занижающих
рейтинги Российской Федерации и ее предприятий.
Уже создана и может быстро развиваться
сеть национальных рейтинговых агентств.
3. При расчете норматива достаточности
собственного капитала банка требования
к нерезидентам не должны априори помещаться
в группы активов с менее высоким риском,
чем аналогичные требования к резидентам.
4. Перейти к предоставлению бюджетных
кредитов производственным предприятиям,
используя банки в качестве агентов с
фиксированной величиной комиссионного
вознаграждения. Это и будет реализация
принципа частно-государственного партнерства.
Сейчас же банки, получив кредиты рефинансирования
у Банка России по завышенным ставкам,
вынужденно кредитуют предприятия реального
сектора тоже под завышенные проценты.
Хотя в последние месяцы ставка рефинансирования
снижается, все же она остается гораздо
выше ставок денежного рынка. Например,
по состоянию на 17 июля 2009 г. ставка рефинансирования
составляла 11% годовых, а однодневные индикативные
ставки предоставления рублевых кредитов
(депозитов) на московском денежном рынке
(MosPrimeRate) – 6,54%; ставки на московском межбанковском
рынке по заключенным сделкам (MIACR) – 6,25%.
После 31 марта состоялся только один ломбардный
аукцион по двухнедельным кредитам (12
мая). Остальное 14 аукционов не состоялись,
что свидетельствует о завышенности соответствующей
процентной ставки (с 13 июля она составляла
8,5%). Если Банк России считает ставку в
11% обоснованной даже для однодневных
кредитов, он должен и привлекать средства
на депозиты под такую же ставку с незначительной
маржой. Именно так поступает, например,
Европейский центральный банк. Однако
Банк России привлекал средства на однодневные
депозиты по ставке 5,75%, т. е. с маржой в
5,25 процентного пункта.
5. Повысить ставки по депозитным операциям
Банка России до уровня ставок по ломбардным
кредитам, уменьшенных на небольшую маржу.
Это позволит повысить процентные ставки
по рублевым вкладам населения в банках.
6. Государство должно предоставлять гарантии
только по рублевым кредитам, привлекаемым
предприятиями, а также субсидировать
процентные ставки по таким кредитам.
Это позволит сделать их конкурентоспособными
для кредиторов по сравнению с вложением
средств в иностранную валюту. Объемы
таких гарантий и бюджетных субсидий должны
значительно возрасти.
7. Целесообразно, с нашей точки зрения,
на период кризиса и низких цен на нефть
активизировать работу по реализации
мер валютного регулирования и валютного
контроля.
Во-первых, восстановить действовавшую
до 1 января 2007 г. ст. 21 «Обязательная продажа
части валютной выручки на внутреннем
валютном рынке Российской Федерации»
Федерального закона «О валютном регулировании
и валютном контроле». При этом внешняя
и внутренняя конвертируемость рубля
сохранится. Опыт применения такой меры
есть: в 1998 г. Банк России буквально «спас»
валютный курс, установив норматив обязательной
продажи валютной выручки в 75% и применив
административные рычаги к банкам, помогающим
клиентам-экспортерам оставлять валюту
за рубежом.
Во-вторых, актуально «включение» все
еще действующих и хорошо апробированных
мер валютного контроля по текущим операциям
(паспорта сделки), а также административных
мер по пресечению нарушений норм внешнеэкономической
деятельности (например, с помощью фирм-однодневок
и т. д.) с целью сокращения несанкционированного
оттока капитала. Последний составил в
2008 г., по методике Банка России, 41 млрд.
дол. Для сравнения: государство выделило
в 2008 г. для предоставления кредитов российским
предприятиям с целью погашения ими иностранных
займов сравнимую величину средств: 50
млрд. дол. В условиях непростой ситуации
с государственным бюджетом пора вспомнить,
что несанкционированный отток капитала
происходит во многом с целью уклонения
от уплаты налогов.
В-третьих, следует также временно восстановить
меры валютного контроля по валютным операциям
движения капитала: использование требования
открытия спецсчетов при осуществлении
таких операций, требования о резервировании
средств при валютных операциях движения
капитала и запрет на перевод резидентами
(кроме банков) денежных средств на свои
счета, открытые за рубежом. Решение по
этим мерам следует принимать исходя из
возможностей Банка России обеспечить
их быструю реализацию. Иначе в период
введения и «отладки» системы контроля
может произойти огромный отток капитала.
В-четвертых, меры валютного контроля
будут малоэффективны, если не ограничить
открытые валютные позиции всех хозяйствующих
субъектов, причем и длинные, и короткие.
И нужно обязать вести открытую валютную
позицию и ограничить ее в процентном
соотношении с собственным капиталом
примерно так же (с неизбежными упрощениями),
как это делают банки. Сейчас компании
могут кредитовать нерезидентов, осуществлять
инвестиции в инвалютные активы, заниматься
валютными спекуляциями с риском получения
убытков в размерах, многократно превышающих
величину собственного капитала.
8. Целесообразно проводить скоординированную
с ОПЕК политику сокращения экспорта нефти
с целью повышения мировых цен на углеводороды.
Перечень возможных мер весьма велик:
начиная с приостановки действия лицензий
у нефтедобытчиков, превышающих (превышавших)
предельные объемы добычи, зафиксированные
в этих лицензиях, и заканчивая неформальными
договоренностями между Минэнерго и нефтекомпаниями.
9. В условиях сокращения валютных резервов
ключевая задача монетарной политики
– создание механизма эмиссии не путем
покупки Банком России иностранной валюты,
а с помощью механизма рефинансирования,
как это принято в мировой практике.
Кроме перечисленных мер, с нашей точки
зрения, необходимо расширить перечень
эмитируемых российскими предприятиями
обязательств, которые могут служить обеспечением
при предоставлении коммерческим банкам
кредитов рефинансирования. Нужно расширить
круг эмитентов, под обязательства которых
выдаются эти кредиты, а не ограничиваться
узкой группой предприятий, имеющих рейтинги
международных агентств. Для малых предприятий,
возможно, имеет смысл выдавать кредиты
под залог векселей, гарантированных региональными
властями.
В целом можно сделать вывод, что без перехода
к действительно медленной девальвации
с темпом в 10 – 12% годовых и использования
мер валютного регулирования и валютного
контроля через несколько месяцев в России,
с нашей точки зрения, может вновь наступить
период быстрой плавной девальвации.
Таким образом, исходя из вышесказанного,
можно сделать следующие выводы.
Политика валютного курса Банка России
в среднесрочной перспективе будет направлена
на создание условий для реализации модели
денежно-кредитной политики на основе
таргетирования инфляции, постепенное
сокращение прямого вмешательства в процессы
курсообразования.
В качестве операционного показателя
при проведении курсовой политики на стадии
перехода к режиму плавающего валютного
курса Банк России продолжит использование
бивалютной корзины, состоящей из евро
и доллара США, что позволит взвешенно
реагировать на взаимные колебания курсов
основных мировых валют и, соответственно,
осуществлять сглаживание колебаний номинального
эффективного курса рубля.
Тенденции изменения курса рубля в среднесрочной
перспективе будут определяться движением
средств в рамках внешнеэкономической
деятельности, формирующимся под воздействием
как внешних факторов, так и процессов
преобразования структуры российской
экономики.
Возможно постепенное сокращение чистого
притока средств по внешнеторговым операциям,
темпы которого будут определяться ценовой
конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей.
В случае реализации внешне- и внутриэкономических
условий, близких к первому, второму и
третьему вариантам прогноза, профицит
торгового баланса в среднесрочном периоде
сменится его дефицитом, что приведет
к изменению фундаментальных условий
формирования обменного курса рубля.
В этих условиях определяющую роль приобретет
трансграничное движение капитала, которое
и будет определять направление изменения
курса рубля. При этом оценка будущей динамики
потоков капитала характеризуется значительной
неопределенностью и будет в большой мере
определяться развитием внешнеэкономической
ситуации, прежде всего – последствиями
распространения кризисных явлений на
мировых финансовых рынках и ценовой конъюнктурой
рынков энергоносителей.
В условиях, заданных основными макроэкономическими
вариантами развития России, а также параметрами
реализации денежно-кредитной политики,
темпы повышения реального эффективного
курса рубля будут иметь тенденцию к снижению,
а волатильность обменного курса – к увеличению
по мере перехода к более гибкому режиму
курсообразования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема данной курсовой работы – «Валютная
система: этапы становления, закономерности
развития и проблемы».
Первая глава данной работы посвящена
теоретическим основам валютной системы.
Валютная система – это совокупность
двух понятий – валютного механизма и
валютных отношений. Под валютным механизмом
понимаются правовые нормы и институты,
представляющие их на национальном и международном
уровнях.
В истории развития валютной системы в
послереволюционной России выделим несколько
основных этапов:
- первый этап — до 1986 года;
- второй этап развития валютного рынка
в России начался в 1986 году децентрализацией
внешнеэкономической деятельности, когда
субъекты хозяйственной деятельности
(предприятия, учреждения, организации)
получили право прямого выхода на внешние
рынки;
- с вступлением в силу в марте 1991 года
Закона СССР «О валютном регулировании»
начался третий этап развития валютного
регулирования в стране. На уровне закона
впервые в юридическую практику были введены
такие понятия валютного регулирования
как «валютные ценности», «валюта СССР»,
«иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты»,
«валютные операции», «текущие валютные
операции», «валютные операции, связанные
с движением капитала».
Вторая глава носит аналитический характер.
В ней проведён анализ валютного курса
в 2007 – 2009 гг.
В 2007 году курсовая политика Банка России
была направлена на сдерживание инфляции
при недопущении чрезмерного укрепления
рубля и предотвращении резких колебаний
курса национальной валюты. При значительном
влиянии внешнеэкономических условий
на состояние внутреннего финансового
рынка Банк России продолжал использовать
режим управляемого плавающего валютного
курса.
В 2008 году курсовая политика Банка России
проводилась с учетом необходимости сдерживания
инфляционных процессов и предотвращения
неоправданно резких колебаний в динамике
обменного курса рубля. При этом реализация
режима управляемого плавающего валютного
курса позволяла смягчить влияние внешнеэкономической
конъюнктуры на состояние российской
финансовой системы в условиях сохраняющейся
нестабильности на мировых финансовых
рынках.
В 2009 г. валютный курс РФ формировался
в условиях глобального финансового кризиса.
В третьей главе определены перспективы
валютной курсовой политики на 2010 г.
Глоссарий
№ п/п
Понятие
Расшифровка
1.
Бивалютная корзина
ориентир курсовой политики ЦБ РФ для
определения реального курса рубля к доллару
и евро.
2.
Валюта
- денежные знаки в виде банкнот, казначейских
билетов, монеты, находящиеся в обращении
и являющиеся законным платежным средством
в соответствующем иностранном государстве,
а также изъятые или изымаемые из обращения,
но подлежащие обмену денежные знаки
- средства на счетах в денежных единицах
иностранных государств и международных
денежных или расчетных единицах.
3.
Валютный рынок
система устойчивых экономических и организационных
отношений по операциям купли-продажи
иностранных валют и платежных документов
в иностранных валютах. Различают биржевой
и внебиржевой валютные рынки.
4.
Валютная система
форма организации денежных отношений,
охватывающая внутреннее денежно-кредитное
обращение (см. Денежные системы) и сферу
международных расчётов.
5.
Валютный курс
соотношение национальных валют
6.
Валютные операции
- приобретение резидентом у резидента
и отчуждение резидентом в пользу резидента
валютных ценностей на законных основаниях,
а также использование валютных ценностей
в качестве средства платежа;
- приобретение резидентом у нерезидента
либо нерезидентом у резидента и отчуждение
резидентом в пользу нерезидента либо
нерезидентом в пользу резидента валютных
ценностей, валюты Российской Федерации
и внутренних ценных бумаг на законных
основаниях, а также использование валютных
ценностей, валюты Российской Федерации
и внутренних ценных бумаг в качестве
средства платежа; в) приобретение нерезидентом
у нерезидента и отчуждение нерезидентом
в пользу нерезидента валютных ценностей,
валюты Российской Федерации и внутренних
ценных бумаг на законных основаниях,
а также использование валютных ценностей,
валюты Российской Федерации и внутренних
ценных бумаг в качестве средства платежа;
- ввоз на таможенную территорию Российской
Федерации и вывоз с таможенной территории
Российской Федерации валютных ценностей,
валюты Российской Федерации и внутренних
ценных бумаг;
- перевод иностранной валюты, валюты Российской
Федерации, внутренних и внешних ценных
бумаг со счёта, открытого за пределами
территории Российской Федерации, на счёт
того же лица, открытый на территории Российской
Федерации, и со счёта, открытого на территории
Российской Федерации, на счёт того же
лица, открытый за пределами территории
Российской Федерации;
- перевод нерезидентом валюты Российской
Федерации, внутренних и внешних ценных
бумаг со счёта (с раздела счёта), открытого
на территории Российской Федерации, на
счёт (раздел счёта) того же лица, открытый
на территории Российской Федерации
7.
Валютный контроль
- составная часть валютной политики государства
в области организации контроля и надзора
за соблюдением законодательства в сфере
валютных и внешнеэкономических операций:
- контроль за перемещением через таможенную
границу валютных ценностей; - контроль
за валютными операциями; - контроль за
выполнением резидентами обязательств
перед государством в иностранной валюте.
В РФ валютный контроль осуществляется
Правительством РФ, органами и агентами
валютного контроля. 8.
Волатильность обменного курса
единовременное увеличение предложения
отечественной валюты, подразумевающее
ожидание дальнейшего роста денежной
массы
9.
Девальвация
(позднелат. devalvatio, от лат. de — приставка,
означающая движение вниз, понижение,
и valeo — имею значение, стoю), официальное
понижение стоимости денежных единиц
10.
Рубль
название валюты Российской Федерации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О валютном регулировании
и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред.
от 22.07.2008) // http://www.consultant.ru/
2. Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные
операции в России. — М.: Финансы и статистика,
2004. — 240 с.
3. Валютный курс и его влияние на российскую
экономику // http://www.rspp.ru/Default.
4. Глазьев С. О проблемах мировой валютно-финансовой
системы // http://worldcrisis.ru/crisis/
5. Гриценко Г. На обломках валютной системы
// www.polit.ru/ - 2009/ - 25 сентября
6. Красавина Л.Н. Российский рубль как
мировая валюта: стратегический вызов
инновационного развития России // Деньги
и кредит. – 2008. - № 5. – С. 11 – 18
7. Кредитно-денежная политика в 2009 — 20111
гг. http://www.cbr.ru/today/
8. Наговицин А. Г. , Иванов В. В. Валютный
курс: факторы, динамика прогнозирование
– М.: ИНФРА-М, 2009. – 115 с.
9. Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2008 год
// http://www.akdi.ru/econom/
10. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие
денежно-кредитной системы России в условиях
глобализации: национальный и региональный
аспекты // Деньги и кредит. - 2009. - № 2. –
С. 35 – 38
11. Фетисов Г.Г. О мерах по преодолению
мирового кризиса и формированию устойчивой
финансово-экономической системы (предложения
для «Группы двадцати» по финансовым рынкам
и мировой экономике) // Вопросы экономики.
- 2009. - № 4. – С. 40 – 44
12. Фетисов Г.Г. Регулирование курса рубля
и движения капитала // Деньги и кредит.
– 2009. - № 8. – С. 53 – 57 // http://www.cbr.ru/publ/
13. www.gzt.ru/print.php?p=
14. www.cbr.ru
Ключевым экономическим
Рис. 4. Доля стран в мировом ВВП по ППС
в 2009 г. (в %)4
Объем золотовалютных резервов
в крупнейших экономиках мира
(на конец 2009 г.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· проанализировать понятие национальной валютной системы;
· выявить её элементы;
· ознакомиться с валютным курсом;
· показать развитие валютной системы в России;
· а так же рассмотреть законодательную базу валютной системы.
Предметом данной курсовой работы является особенности развития валютной системы России.
В работе использована отечественная и переводная учебная и периодическая литература, а также материалы статистических сборников региональных и местных органов власти.
Структурно курсовой проект состоит
из двух частей. В первой части определяются
основные понятия, составляющие валютную
систему как экономическую
Глава 1. Понятие валютной системы страны
1.1 Сущность и структура валютной системы
Национальная валютная система России образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, так как страна интегрируется в международные финансовые механизмы, и вступила в 1992 г. в МВФ, и вышли на международный валютный рынок. Признание устава Фонда налагает на нее определенные обязательства, касающиеся устройства ее валютной системы.
Валютная система - совокупность двух понятий -- валютного механизма и валютных отношений.
Валютный механизм - правовые нормы и представляющие их инструменты как на национальном, так и на международном уровнях.
Валютные отношения -- денежные связи при осуществлении внешней торговли, оказании экономической и технической помощи, совершении сделок по покупке валюты и т.д.
Различают национальную, мировую и региональную валютные системы.
Национальная валютам система -- часть денежной системы страны, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот.
Национальная валютная система сформировалась в рамках национальной денежной системы, которая регламентировала порядок денежных расчетов данной страны с другими государствами. Постепенно она обособилась от денежной системы.
Национальная валютная система характеризуется некоторыми основными элементами. Рассмотрим их подробно.
Основу национальной валютной системы составляет установленная законом денежная единица государства - национальная валюта.
Назначение национальной денежной единицы (НДЕ) - обслуживать внутренний платежный оборот страны. Национальные валюты небольшой группы промышленно наиболее развитых государств используются одновременно и в международных экономических отношениях, выполняя в качестве иностранных валют функции международного платежного и резервного средства для всех других стран мира.
Именно эти валюты (доллары США,
немецкие марки, английские фунты стерлингов,
японские иены, французские франки)
вместе с золотом составляют основу
официальных резервов, сосредоточенных
в центральном банке и
Перечисленные компоненты являются важнейшим качественным показателем международной валютной ликвидности, под которой понимают способность страны (или группы стран) погашать свои международные денежные обязательства приемлемыми для кредитора платежными средствами. Количественным показателем валютной ликвидности служит отношение официальных резервов к объему подлежащих погашению обязательств страны, прежде всего по импорту, а также по полученным займам и кредитам.
Степень, или условия, конвертируемости национальной валюты, т.е. их размена (обратимости) на иностранные валюты, является следующим элементом национальной валютной системы.
Конвертируемость НДЕ - правовая проблема.
Вопрос о возможности обмена национальной
валюты одного государства на валюту
другого и валюты этого другого
государства на валюту первого государства
или валюту третьей страны решается
в первую очередь по законодательству
заинтересованных государств. В Уставе
МВФ, который вплоть до его второго
изменения в 1976 г. содержал определение
понятия «конвертируемость» валюты,
больше этого определения нет. С
одной стороны, это было связано
с тем, что не всегда конвертируемость
де-юре совпадала с
В зависимости от условий конвертируемости,
определенной и закрепленной нормативными
документами государства с
* свободно конвертируемые валюты (СКВ), которые без ограничений обмениваются на иностранные валюты в любой форме и во всех видах операций;
* ограниченно (или частично) конвертируемые
валюты (ОКВ) - это валюты стран,
где валютное регулирование и
валютный контроль
* неконвертируемые (или замкнутые)
валюты - это валюты стран, где
существует запрет обмена НДЕ
на иностранные валюты, используются
ограничения или вообще
Паритет НДЕ представляет собой официально установленное соотношение между двумя валютами (например, 1 доллар США = 4 литовских лита; 1 марка ФРГ = 8 эстонских крон) и является основой валютного курса.
Режим валютного курса является
одним из самых важных элементов
национальной валютной системы. Некогда
единый для всех стран - членов МВФ (±1%
вокруг валютного паритета), в настоящее
время режим валютного курса
самостоятельно определяется валютными
органами страны. Различают фиксированные
курсы, которые колеблются в узких
пределах; плавающие курсы, которые
колеблются в зависимости от рыночных
условий без установленных
Важной характеристикой
В число элементов национальной валютной системы входит регламентация правил использования аккредитивной и инкассовой форм расчетов, банковских гарантий, кредитных средств обращения и платежа, с которыми неразрывно связаны международные расчеты и финансирование внешней торговли.
Режим национальных рынков валют и
золота, операций с драгоценными камнями
как элемент национальной валютной
системы определяется нормами валютного
законодательства страны и находится
в прямой зависимости от характера
валютного регулирования и
Важным институциональным
Национальная валютная система базируется на национальной валюте. Национальная валюта - денежная единица страны.