Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:58, реферат
Построение современной развитой валютной системы представляет собой длительный и трудный процесс. Снижение объемов производства и ВВП, хронический бюджетный дефицит, развивающаяся инфляция, а отсюда, нестабильность национальной валюты, проблемы курсообразования, давление на золотовалютные резервы государства - все эти трудности приходится преодолевать при проведении валютной политики, направленной на стабилизацию всех вышеуказанных процессов. Поэтому, можно сказать, что задача построения валютной системы, отвечающей потребностям новой экономики, носит долговременный характер и является одной из основных макроэкономических задач государства на долговременную перспективу.
· регламентация порядка
· определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
· определение полномочий и функций
органов валютного
К основным методам валютного
· требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;
· лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;
· требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;
· введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
· ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;
· требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;
· установление лимитов открытой валютной позиции банков;
· введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.
Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ:
1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2. исключение неоправданного
3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
4. единство системы валютного
регулирования и валютного
5. обеспечение государством
Органами валютного
Валютный контроль -- это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:
· определение порядка и форм
учета, отчетности и документации по
валютным операциям резидентов и
нерезидентов, проверка полноты и
объективности учета и
· надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
· контроль экспортных операций;
· контроль импортных операций;
· контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;
· проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;
· определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.
Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:
1) путем документарного надзора,
основанного на анализе
2) с помощью инспекционных
3) путем применения мер
По Закону РФ «О валютном регулировании
и валютном контроле» валютный контроль
в России осуществляется органами валютного
контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами
валютного контроля являются Банк России
и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для
реализации функций Правительства
РФ по валютному контролю была образована
Федеральная служба Российской Федерации
по валютному и экспортному
Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
· осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;
· проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.
Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
· взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;
· взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
Резиденты, включая уполномоченные
банки, и нерезиденты в случае
отсутствия учета валютных операций,
ведения учета валютных операций
с нарушением установленного порядка,
непредставления или
При повторном нарушении
· взыскания в доход государства
всего полученного по недействительным
сделкам и необоснованно
· приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
· других санкций, установленных
Взыскание упомянутых сумм штрафов
и иных взысканий производится органами
валютного контроля, в том числе
по представлению агентов
Должностные лица юридических лиц-резидентов,
в том числе уполномоченных банков,
и юридических лиц-
Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании
и валютном контроле» устанавливает
права и обязанности
· проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;
· приостанавливать операции по счетам
в уполномоченных банках в случае
представления запрашиваемых
· приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.
2.3 Валютная политика России в 2012-2014 гг.
Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года. Темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0% ЦБ РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов». Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах - торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.
Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012 - 2014 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.
В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом рынке до 75 долларов США за баррель.
В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал - на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%.
В основе второго варианта рассматривается
прогноз Правительства
В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта "Юралс" до 125 долларов США за баррель.
В 2013 - 2014 годах увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 - 4,8%.
Основной задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013 - 2014 годов является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.
В течение переходного периода
курсовая политика будет направлена
на сглаживание колебаний курса
рубля к основным мировым валютам,
а также на компенсацию устойчивых
дисбалансов спроса и предложения
на внутреннем валютном рынке. Параметры
механизма курсовой политики будут
определяться с учетом основных факторов
формирования платежного баланса, показателей
бюджетной системы и
В настоящее время сохраняющийся значительный профицит счета текущих операций создает фундаментальные предпосылки для укрепления рубля. Однако прогнозируемое сокращение профицита торгового баланса вследствие быстрого роста импорта приведет к снижению роли данного фактора и, соответственно, усилению влияния на курс состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами. Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.
Заключение
Делая вывод по первой главе
данной курсовой работы, можно сказать,
что валютная система - это совокупность
экономических соглашений, связанных
с функционированием валюты и
форм их организации. Национальная валютная
система - часть денежной системы
страны, в рамках которой формируются
и используются валютные ресурсы, осуществляется
международный платежный