Развитие валютной системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:58, реферат

Описание

Построение современной развитой валютной системы представляет собой длительный и трудный процесс. Снижение объемов производства и ВВП, хронический бюджетный дефицит, развивающаяся инфляция, а отсюда, нестабильность национальной валюты, проблемы курсообразования, давление на золотовалютные резервы государства - все эти трудности приходится преодолевать при проведении валютной политики, направленной на стабилизацию всех вышеуказанных процессов. Поэтому, можно сказать, что задача построения валютной системы, отвечающей потребностям новой экономики, носит долговременный характер и является одной из основных макроэкономических задач государства на долговременную перспективу.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 543.05 Кб (Скачать документ)

· регламентация порядка осуществления  резидентами и нерезидентами  операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных  инвестиций, перевода и перевоза иностранной  и национальной валюты в Россию и  из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

· определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении  владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

· определение полномочий и функций  органов валютного регулирования.

К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

· требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

· лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением  капитала;

· требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

· введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

· ограничение сроков продажи части  экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

· требование предварительного депонирования  импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

· установление лимитов открытой валютной позиции банков;

· введение различных категорий  рублевых счетов для нерезидентов и  валютных счетов для резидентов.

Основные принципы валютного регулирования  и валютного контроля в РФ:

1. приоритет экономических мер  в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

2. исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  в валютные операции резидентов  и нерезидентов;

3. единство внешней и внутренней  валютной политики РФ;

4. единство системы валютного  регулирования и валютного контроля;

5. обеспечение государством защиты  прав и экономических интересов  резидентов и нерезидентов при  осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования  и валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ и Правительство Российской Федерации.

Валютный контроль -- это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

· определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и  нерезидентов, проверка полноты и  объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;

· надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами  валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого  лицензий и разрешений;

· контроль экспортных операций;

· контроль импортных операций;

· контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

· проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

· определение полномочий и функций  органов и агентов валютного  контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

1) путем документарного надзора,  основанного на анализе бухгалтерской,  финансовой и статистической  отчетности;

2) с помощью инспекционных проверок;

3) путем применения мер воздействия  в случае нарушения валютного  законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» валютный контроль в России осуществляется органами валютного  контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для  реализации функций Правительства  РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации  по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного  контроля является также Государственный  таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут  осуществлять функции валютного  контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам  валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку  РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» определяет функции органов и агентов  валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей  компетенции издают нормативные  акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

· осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;

· проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон устанавливает  ответственность за нарушение валютного  законодательства (ст. 14). Резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты  несут ответственность в виде:

· взыскания в доход государства  полученного по недействительным в  силу указанного Закона сделкам;

· взыскания в доход государства  необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам  валютного контроля запрашиваемых  ими документов и информации об осуществлении  валютных операций несут ответственность  в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой  документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном нарушении вышеперечисленных  положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний  органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и  нерезиденты несут ответственность  в виде:

· взыскания в доход государства  всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого  ЦБ РФ;

· приостановления действия либо лишения  резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

· других санкций, установленных законодательством  Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов  и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе  по представлению агентов валютного  контроля, в судебном порядке. (По определению  Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке  взыскания штрафов и иных санкций  с юридических лиц без их согласия не применяются -- п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» устанавливает  права и обязанности должностных  лиц органов и агентов валютного  контроля. Они имеют право в  пределах установленной компетенции:

· проверять все документы, связанные  с осуществлением ими функций  валютного контроля, получать необходимые  объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие  о нарушениях в сфере законодательства;

· приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;

· приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления  валютных операций.

2.3 Валютная политика России в 2012-2014 гг.

Международные финансовые институты  и экономические организации  прогнозируют продолжение роста  мировой экономики в 2012 году и  в перспективе до 2014 года. Темпы  роста производства товаров и  услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0% ЦБ РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов». Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах - торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.

Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной  политики в 2012 - 2014 годах, один из которых  соответствует прогнозу Правительства  Российской Федерации. В основу сценариев  положена различная динамика цен  на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой  цены на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом рынке до 75 долларов США  за баррель.

В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые  денежные доходы населения могут  увеличиться на 3,9%, инвестиции в  основной капитал - на 4,2%. Прирост ВВП  ожидается на уровне 3,3%.

В основе второго варианта рассматривается  прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу для  разработки параметров федерального бюджета  на 2012 - 2014 годы. Предполагается, что  в 2012 году цена на российскую нефть  может составить 100 долларов США  за баррель.

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта "Юралс" до 125 долларов США за баррель.

В 2013 - 2014 годах увеличение объема ВВП  в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 - 4,8%.

Основной задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013 - 2014 годов  является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка  России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.

В течение переходного периода  курсовая политика будет направлена на сглаживание колебаний курса  рубля к основным мировым валютам, а также на компенсацию устойчивых дисбалансов спроса и предложения  на внутреннем валютном рынке. Параметры  механизма курсовой политики будут  определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей  бюджетной системы и конъюнктуры  российского денежного рынка и согласовываться с целями единой денежно-кредитной политики. При этом Банк России не будет устанавливать каких-либо целевых значений или фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты.

В настоящее время сохраняющийся  значительный профицит счета текущих операций создает фундаментальные предпосылки для укрепления рубля. Однако прогнозируемое сокращение профицита торгового баланса вследствие быстрого роста импорта приведет к снижению роли данного фактора и, соответственно, усилению влияния на курс состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами. Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.

Заключение

Делая вывод по первой главе  данной курсовой работы, можно сказать, что валютная система - это совокупность экономических соглашений, связанных  с функционированием валюты и  форм их организации. Национальная валютная система - часть денежной системы  страны, в рамках которой формируются  и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот. В её состав входят: национальная валютная единица, режим валютного курса, условия обратимости валюты, система  валютного рынка и рынка золота, порядок международных расчетов в стране, состав и система управления золотовалютными резервами страны, статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны. Одним  из важнейших элементов валютной системы является валютный курс, который  формируется под действием большого числа макро- и микроэкономических факторов внутренней и внешней сфер экономики.

Информация о работе Развитие валютной системы в России