Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:33, курсовая работа
В рамках поддержания и стимулирования экономической деятельности выступает множество финансовых инструментов, одним из которых является создание стабилизационных фондов.
Целью данной работы является изучение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, выявить причины создания и экономическую обоснованность, увидеть взаимосвязь работы инструмента и развития экономики, а так же конкретно в средствах и целях Резервного фонда и Фонда Национального Благосостояния в российской экономике.
Введение.
1.Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
1.1Резервный фонд.
1.2Фонд национального благосостояния.
2. Использование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
3.Размещение средств Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния.
4. Позитивные и негативные оценки деятельности Фондов.
5. Проблемы эффективного использования.
Заключение.
Содержание.
Введение.
1.Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
1.1Резервный фонд.
1.2Фонд национального благосостояния.
2. Использование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
3.Размещение средств Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния.
4. Позитивные и негативные оценки деятельности Фондов.
5. Проблемы эффективного использования.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
В рамках поддержания и стимулирования экономической деятельности выступает множество финансовых инструментов, одним из которых является создание стабилизационных фондов.
Целью данной работы является изучение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, выявить причины создания и экономическую обоснованность, увидеть взаимосвязь работы инструмента и развития экономики, а так же конкретно в средствах и целях Резервного фонда и Фонда Национального Благосостояния в российской экономике.
Среди задач можно выделить такие пункты как выделение экономических предпосылок в нашей стране к созданию Фондов, концепций и вариантов использования. Необходимо увидеть потенциал Фондов в нашей стране и привести некоторые практические рекомендации к использованию ресурсов Фондов.
1.Формирование резервного фонда и фонда национального благосостояния.
Любая экономика должна иметь
запас прочности. История финансовой
прочности в России завершила
очередной цикл. Стабилизационный фонд
РФ, созданный в 2004 году и вскоре
перекроенный с 1 февраля 2008 года на Резервный
Фонд и Фонд Национального Благосостояния,
как продолжение бюджета
Новая идея стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе.
Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя.
Государственный резервный накопительный фонд — специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов или для государственных нужд в долгосрочной перспективе. Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее употребительные — стабилизационный фонд и фонд будущих поколений.
Резервные фонды создаются в тех государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов, как правило, мировых цен на сырьевые товары. Кроме того, некоторые страны накапливают средства в таких фондах на тот период, когда недра будут истощены.
У Стабилизационного фонда в России можно выделить две стадии развития.
Первым этапом послужило формирование идеи стабилизационного фонда в 2003 году. Был организован счет, в который перечислялись средства, полученные от экспорта ресурсов, однако особенностью той политики было то, что на счет направлялся не прибыль от продажи нефти и газа, а сверхприбыль, появившаяся от неправильного, а, точнее, недостаточно оптимистичного прогноза роста цен, когда реальная цена оказывалась гораздо выше прогнозируемой
Вторым этапом стало создание Стабилизационного
Фонда Российской Федерации 1 января 2004
года, являвшегося частью федерального
бюджета. Основной причиной создания,
как уже было названо, послужила необходимость
в «подушке безопасности» в условиях «Голландского
синдрома». Главной уязвимостью Российской
экономики называли и называют сильную
привязанность к экспорту ресурсов, в
частности нефти и газа; что негативно
сказывается не только на статусе самой
страны, но главным образом на экспортных
возможностях государства, от чего страдают
производственные мощности России, профилирующиеся
на экспорт. Такая ситуация ведет к тому,
что в экономику не поступают средства
естественным путем за счет экспорта товаров
и услуг, начинают доминировать нефтедоллары.
И чем дольше продолжается такая болезнь,
тем сильнее промышленный сектор начинает
быть зависим от нефтяной и газовой прибыли.
По-сути, создание стабилизационного фонда
это не лечение «болезни», а лишь попытка
контролировать приток средств в экономику
– вынужденная мера контроля потока нефтедолларов.
Фонд призван обеспечивать сбалансированность
федерального бюджета при снижении цены
на нефть ниже базовой (установлена с 1
января 2006 года на уровне 27 долларов США
за баррель сорта Юралс). Как указывает
сам Минфин в описании еще старого Стабфонда,
Стабилизационный Фонд способствует стабильности
экономического развития страны, является
одним из основных инструментов связывания
излишней ликвидности, уменьшает инфляционное
давление, снижает зависимость национальной
экономики от неблагоприятных колебаний
поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Исходя из мировой практики, Резервный
фонд выполняет две функции. Во-первых,
его средства могут быть использованы
для покрытия дефицита госбюджета в момент
неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых,
в период высоких цен на сырьё фонд позволяет
аккумулировать избыточные экспортные
Третьим этапом в существовании данного финансового инструмента послужило переформирование Стабилизационного Фонда РФ в Резервный фонд Российской Федерации и Фонд Национального Благосостояния. Главным образом изменения коснулись самой финансовой политики Российского правительства – она стала более гибкой, но вместе с тем и более рискованной. Накопившиеся многофакторные проблемы в купе своей не позволяли системе сколько-нибудь продвинуться к цели – модернизации экономики. Однако, правительство решило использовать прибыль, полученную с экспорта в целях увеличения уровня жизни граждан – одно из самых многоплановых факторов, влияющих на экономическую эффективность населения. Таким образом, поток был разделен. Резервный фонд сохранил преемственность функций Стабилизационного фонда образца 2004 года, но теперь к нефтяной прибыли добавилась прибыль с экспорта газа; сделано это было с целью контроля потоков важного для России сырья и с целью расширить резервы фонда. Фонд Национального Благосостояния вещь принципиально новая для нашей пенсионной системы и является частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- налога на добычу полезных
ископаемых в виде
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.
Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.
С
1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная
величина Резервного фонда не определяется,
нефтегазовые доходы федерального бюджета
не используются для финансового
обеспечения нефтегазового
Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.
С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Средства нефтегазовых доходов
федерального бюджета, Резервного фонда
и Фонда национального
С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.
Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С
1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. порядок
проведения расчетов и перечислений
средств в связи с
Учет операций с нефтегазовыми
доходами федерального бюджета, средствами
Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния осуществляется в порядке,
установленном для учета
1.1 Резервный фонд.
Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный фонд фактически
заменил собой Стабилизационный
фонд Российской Федерации. В отличие
от Стабилизационного фонда
Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- налога на добычу полезных
ископаемых в виде
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.
Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами. С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Средства нефтегазовых доходов
федерального бюджета, Резервного фонда
и Фонда национального
Расчеты и перечисления средств
в связи с формированием и
использованием нефтегазовых доходов
федерального бюджета, нефтегазового
трансферта, средств Резервного фонда
и Фонда национального
Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.
Информация о работе Резервный фонд и Фонд национального благосостояния