Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:33, курсовая работа
В рамках поддержания и стимулирования экономической деятельности выступает множество финансовых инструментов, одним из которых является создание стабилизационных фондов.
Целью данной работы является изучение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, выявить причины создания и экономическую обоснованность, увидеть взаимосвязь работы инструмента и развития экономики, а так же конкретно в средствах и целях Резервного фонда и Фонда Национального Благосостояния в российской экономике.
Введение.
1.Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
1.1Резервный фонд.
1.2Фонд национального благосостояния.
2. Использование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
3.Размещение средств Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния.
4. Позитивные и негативные оценки деятельности Фондов.
5. Проблемы эффективного использования.
Заключение.
- уплата процентов от размещения средств в течение всего срока осуществляется ежеквартально.
- возможность досрочного
возврата средств допускается
с согласия государственной
в) суммы и сроки размещения средств определяются Министерством финансов Российской Федерации с учетом указанных требований; размещение средств на депозитах осуществляется Федеральным казначейством по решению Министерства финансов Российской Федерации.
7. Министерство финансов
Российской Федерации вправе
устанавливать дополнительные
В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило:
1. максимальные доли в общем объеме средств Фонда:
- в российских рублях - 40%;
- в иностранной валюте - 100%.
2. нормативную валютную
структуру средств Фонда
доллар США |
- |
45 %; |
евро |
- |
45 %; |
фунт стерлингов |
- |
10 %. |
3. текущие сроки до
погашения выпусков долговых
обязательств иностранных
- для долговых обязательств, номинированных в долларах США и евро (кроме долговых обязательств правительства Испании):
минимальный срок до погашения |
- |
3 месяца |
максимальный срок до погашения |
- |
3 года |
- для долговых обязательств,
номинированных в фунтах
минимальный срок до погашения |
- |
3 месяца |
максимальный срок до погашения |
- |
5 лет |
- для долговых обязательств правительства Испании:
минимальный срок до погашения |
- |
3 месяца |
максимальный срок до погашения |
- |
1 год |
Сроки, указанные выше, действуют
на момент приобретения за счет средств
Фонда национального
4. перечень иностранных
государственных агентств, в долговые
обязательства которых могут
размещаться средства Фонда
- Австрийский экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB);
- Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);
- Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (Autobahnen- und Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);
- Группа банков реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);
- Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);
- Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);
- Общество среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));
- Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);
- Федеральная корпорация
по ипотечному кредитованию
- Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);
- Федеральные банки
- Федеральные банки фермерского кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);
- Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);
- Фонд обслуживания долгов
системы социального
- Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF).
5. номинальный объем
2. Использование Резервного фонда и Фонда национального благосос-
тояния.
Основное предназначение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния формулируется как обеспечение выполнения государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Кроме того, максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации. Чтобы обратиться к причинам того, что побудило правительство к созданию данного стабилизационного финансового инструмента, необходимо вспомнить идею «Бюджета развития», появившуюся в Российской истории 5 ноября 1998 года.
Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса. Бюджетное нововведение воплотилось в реальность и просуществовало до 2000 года. К этому времени механизм расходования средств налогоплательщиков в виде госинвестиций в производственные проекты был остановлен. Проблема финансирования экономики того времени прежде всего выражалась в неумелом и неэффективном расходовании средств: неперспективные проекты, которые в большинстве случаев являлись «черными дырами» или использовались в целях теневой экономики; так же стоит учесть неотработанную экономическую систему государства, многие процессы в которой работали неверно, неэффективно или вовсе отсутствовали.
Новая идея стабилизационного фонда (2003 года) поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе. Иными словами, средства стабфонда, в отличие от средств «бюджета развития», предназначались к «проеданию» в голодный день: Стабилизационный фонд РФ в своей идее изначально выглядел как всероссийская «заначка» с некоторыми дополнительными функциями. Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя. Бюджеты последних лет формировались с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть, а весь «сверхпрофицит», который появлялся из-за того, что реальная цена была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабфонд. Копилка из части доходов бюджета, обеспеченных высокими ценами на нефть, может обезопасить экономику на годы неблагоприятной конъюнктуры. Идея заботы о будущих поколениях превратилась в финансовый резерв - заначку на выплаты кредиторам в 2003 году. После этого финансовый резерв должен был прекратить свое существование. Но правительство решило сохранить резерв, переделав его с 2004 года в стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд (первое время его возвышенно называли фондом будущих поколений) казался эффективным способом борьбы с ежегодными попытками пустить дополнительные доходы бюджета на популистские цели. Возник вопрос - какие источники доходов закрепить за стабилизационным фондом? Это могут быть дополнительные налоговые поступления, формирующиеся в экспортных отраслях. Например, определенная доля акцизов или экспортной пошлины на нефть, или на нефть и газ. Другого варианта придерживаются специалисты Института экономики переходного периода (ИЭПП), чья точка зрения актуальна и в современных условиях. Они считают, что источником формирования фонда должны быть все доходы федерального бюджета, возникающие при превышении цен на нефть среднего уровня за последнее десятилетие. Логика следующая: одних акцизов и пошлин недостаточно, чтобы накопить существенную сумму. Кроме того, изменение цен на нефть ощущает на себе большинство отраслей, и поэтому «скидываться» в фонд должны не только экспортеры. При этом перечислять в фонд надо не абстрактный профицит, который можно искусственно создать, сократив расходы бюджета, и также искусственно уничтожить, эти расходы увеличив.
Стабилизационный фонд помимо прочих полезных функций должен способствовать сокращению непроцентных расходов бюджета. Снижение госрасходов - самый верный путь к высоким темпам экономического роста. Однако, в условиях, когда государство не исполняет текущие социальные обязательства, а средний размер пенсии ниже прожиточного минимума, откладывать деньги на абстрактное «далеко» просто неприлично. С этой позиции Стабфонд встретил множество критики со стороны общественного мнения, что очень сильно отложилось на политике формирования Фонда Национального Благосостояния в 2008 году. Самый сложный вопрос - кому доверить управление средствами фонда. В странах, где действуют аналогичные структуры, фондами управляет Центробанк, Минфин либо отдельное агентство. В России аппаратная борьба, например, за право управлять Единым тарифным органом закончилась тем, что орган так и не был создан – право управления держит Министерство Финансов РФ на основе особого курирования Правительства. Не менее тяжелый для решения вопрос - что будет происходить с деньгами стабилизационного фонда. В мировой практике средства таких фондов вкладываются в доходные надежные бумаги, преимущественно за рубежом.
3. Размещение средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Минфин России информирует о результатах размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния по состоянию на 1 февраля 2012 г.
Резервный фонд
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2012 г. № 1 «О порядке зачисления в Резервный фонд нефтегазовых доходов, полученных в ходе исполнения федерального бюджета в 2011 году» в январе 2012 г. нефтегазовые доходы в сумме 1 090,37 млрд. рублей были зачислены на счет по учету средств Резервного фонда.
Доход от размещения средств Резервного фонда на счетах в Банке России за период с 15 января 2011 г. по 15 января 2012 г. в сумме 15,50 млрд. рублей в январе 2012 г. зачислен в федеральный бюджет.
Совокупный объем Резервного фонда составил 1 863,06 млрд. рублей, что эквивалентно 61,36 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда составили:
- 1 090,37 млрд. рублей;
- 11,08 млрд. долларов США;
- 9,04 млрд. евро;
- 1,58 млрд. фунтов стерлингов.
Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 января 2012 г. составила 0,02 млрд. долларов США, что эквивалентно 0,54 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 по 31 января 2012 г. составила отрицательную величину (-)38,83 млрд. рублей.
Фонд национального благосостояния
Доход от размещения средств Фонда национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 января 2011 г. по 15 января 2012 г. в сумме 40,78 млрд. рублей в январе 2012 г. зачислен в федеральный бюджет.
Совокупный объем Фонда
1) на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в Банке России размещено:
- 27,72 млрд. долларов США;
- 24,20 млрд. евро;
- 4,40 млрд. фунтов стерлингов;
2) на депозитах во
В январе 2012 г. в федеральный бюджет
поступили доходы от размещения средств
Фонда национального
Совокупный доход от размещения средств фонда на депозиты во Внешэкономбанке в 2011 г. составил 31,05 млрд. рублей, что эквивалентно 1,04 млрд. долларов США.
Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 по 31 января 2012 г. составила 0,05 млрд. долларов США, что эквивалентно 1,43 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 по 31 января 2012 г. составила отрицательную величину (-)100,77 млрд. рублей, а курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке – (-)11,45 млрд. рублей.
Наличие у нас в стране такого финансового инструмента как Стабилизационный фонд – очевидный шаг к решению острых социально-экономических проблем.
С первого взгляда кажется, что Стабилизационный фонд имеет две цели: создание «подушки безопасности», перспективные накопления для будущих поколений и своеобразная защитная стена от большого наплыва денежных средств в экономику, угрожающих инфляционной нестабильностью.
Однако, что вызывает волну критики, так это то, как именно деньги, полученные от нефти, управляются.
К примеру, приводимый некоторыми экономистами аргумент о необходимости вложения средств Фондов в зарубежные активы для снижения инфляции, критикуется оппозиционными экономистами по следующим основаниям:
Информация о работе Резервный фонд и Фонд национального благосостояния