Резервный фонд и Фонд национального благосостояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:33, курсовая работа

Описание

В рамках поддержания и стимулирования экономической деятельности выступает множество финансовых инструментов, одним из которых является создание стабилизационных фондов.
Целью данной работы является изучение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, выявить причины создания и экономическую обоснованность, увидеть взаимосвязь работы инструмента и развития экономики, а так же конкретно в средствах и целях Резервного фонда и Фонда Национального Благосостояния в российской экономике.

Содержание

Введение.
1.Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
1.1Резервный фонд.
1.2Фонд национального благосостояния.
2. Использование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
3.Размещение средств Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния.
4. Позитивные и негативные оценки деятельности Фондов.
5. Проблемы эффективного использования.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Резервный фонд и фонд нациогального благосостояния.docx

— 243.56 Кб (Скачать документ)

-  уплата процентов от размещения средств в течение всего срока осуществляется ежеквартально.

- возможность досрочного  возврата средств допускается  с согласия государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)", при  этом проценты от размещения  средств уплачиваются за фактический  срок нахождения средств на  депозите.

в) суммы и сроки размещения средств определяются Министерством  финансов Российской Федерации с  учетом указанных требований; размещение средств на депозитах осуществляется Федеральным казначейством по решению  Министерства финансов Российской Федерации.

7. Министерство финансов  Российской Федерации вправе  устанавливать дополнительные требования  к разрешенным финансовым активам  в пределах требований, установленных  Правительством Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации  полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило:

1. максимальные доли в  общем объеме средств Фонда:

- в российских рублях - 40%;

- в иностранной валюте - 100%.

2. нормативную валютную  структуру средств Фонда национального  благосостояния в иностранной  валюте в следующем составе: 

 

доллар США

-

45 %;

евро

-

45 %;

фунт стерлингов

-

10 %.


 

 

3. текущие сроки до  погашения выпусков долговых  обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных  для размещения средств Фонда  национального благосостояния:

- для долговых обязательств, номинированных в долларах США  и евро (кроме долговых обязательств правительства Испании):

минимальный срок до погашения

-

3 месяца

максимальный срок до погашения

-

3 года


 

 

- для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов (кроме долговых обязательств  правительства Испании):

минимальный срок до погашения

-

3 месяца

максимальный срок до погашения

-

5 лет


 

 

- для долговых обязательств  правительства Испании:

минимальный срок до погашения

-

3 месяца

максимальный срок до погашения

-

1 год


 

 

Сроки, указанные выше, действуют  на момент приобретения за счет средств  Фонда национального благосостояния долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета  сумм процентов, начисляемых на остатки  денежных средств на счетах по учету  средств Фонда национального  благосостояния в разрешенных иностранных  валютах, открытых Федеральным казначейством  в Центральном банке Российской Федерации.

4. перечень иностранных  государственных агентств, в долговые  обязательства которых могут  размещаться средства Фонда национального  благосостояния (по согласованию  с Центральным банком Российской  Федерации):

- Австрийский экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB);

- Агентство государственного  кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);

- Агентство финансирования  автомагистралей и автострад,  Австрия (Autobahnen- und Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);

-  Группа банков реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);

-  Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);

-  Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);

- Общество среднесрочного  финансирования сети железных  дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));

- Сельскохозяйственный рентный  банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);

- Федеральная корпорация  по ипотечному кредитованию жилищного  строительства, США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);

- Федеральная национальная  ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);

- Федеральные банки кредитования  жилищного строительства, США  (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);

- Федеральные банки фермерского  кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);

-  Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);

- Фонд обслуживания долгов  системы социального обеспечения,  Франция (Caisse d’Amortissement de la Dette Sociale, CADES);

-  Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF). 

 

5. номинальный объем приобретенных  долговых обязательств одного  выпуска не должен превышать  5 % номинального объема этого  выпуска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Использование Резервного фонда и Фонда национального благосос-

тояния.

Основное предназначение Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния формулируется как  обеспечение выполнения государством своих расходных обязательств в  случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Кроме того, максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации. Чтобы обратиться к причинам того, что побудило правительство к созданию данного стабилизационного финансового инструмента, необходимо вспомнить идею «Бюджета развития», появившуюся в Российской истории 5 ноября 1998 года.

Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса. Бюджетное нововведение воплотилось в реальность и просуществовало до 2000 года. К этому времени механизм расходования средств налогоплательщиков в виде госинвестиций в производственные проекты был остановлен. Проблема финансирования экономики того времени прежде всего выражалась в неумелом и неэффективном расходовании средств: неперспективные проекты, которые в большинстве случаев являлись «черными дырами» или использовались в целях теневой экономики; так же стоит учесть неотработанную экономическую систему государства, многие процессы в которой работали неверно, неэффективно или вовсе отсутствовали.

Новая идея стабилизационного  фонда (2003 года) поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового  резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен  на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря  тому, что сверхдоходы будут вложены  в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для  решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе. Иными  словами, средства стабфонда, в отличие  от средств «бюджета развития», предназначались  к «проеданию» в голодный день: Стабилизационный фонд РФ в своей  идее изначально выглядел как всероссийская  «заначка» с некоторыми дополнительными  функциями. Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя. Бюджеты последних лет формировались с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть, а весь «сверхпрофицит», который появлялся из-за того, что реальная цена была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабфонд. Копилка из части доходов бюджета, обеспеченных высокими ценами на нефть, может обезопасить экономику на годы неблагоприятной конъюнктуры. Идея заботы о будущих поколениях превратилась в финансовый резерв - заначку на выплаты кредиторам в 2003 году. После этого финансовый резерв должен был прекратить свое существование. Но правительство решило сохранить резерв, переделав его с 2004 года в стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд (первое время его возвышенно называли фондом будущих поколений) казался эффективным способом борьбы с ежегодными попытками пустить дополнительные доходы бюджета на популистские цели. Возник вопрос - какие источники доходов закрепить за стабилизационным фондом? Это могут быть дополнительные налоговые поступления, формирующиеся в экспортных отраслях. Например, определенная доля акцизов или экспортной пошлины на нефть, или на нефть и газ. Другого варианта придерживаются специалисты Института экономики переходного периода (ИЭПП), чья точка зрения актуальна и в современных условиях. Они считают, что источником формирования фонда должны быть все доходы федерального бюджета, возникающие при превышении цен на нефть среднего уровня за последнее десятилетие. Логика следующая: одних акцизов и пошлин недостаточно, чтобы накопить существенную сумму. Кроме того, изменение цен на нефть ощущает на себе большинство отраслей, и поэтому «скидываться» в фонд должны не только экспортеры. При этом перечислять в фонд надо не абстрактный профицит, который можно искусственно создать, сократив расходы бюджета, и также искусственно уничтожить, эти расходы увеличив.

Стабилизационный фонд помимо прочих полезных функций должен способствовать сокращению непроцентных расходов бюджета. Снижение госрасходов - самый верный путь к высоким темпам экономического роста. Однако, в условиях, когда  государство не исполняет текущие  социальные обязательства, а средний  размер пенсии ниже прожиточного минимума, откладывать деньги на абстрактное  «далеко» просто неприлично. С этой позиции Стабфонд встретил множество  критики со стороны общественного  мнения, что очень сильно отложилось на политике формирования Фонда Национального  Благосостояния в 2008 году. Самый сложный  вопрос - кому доверить управление средствами фонда. В странах, где действуют аналогичные структуры, фондами управляет Центробанк, Минфин либо отдельное агентство. В России аппаратная борьба, например, за право управлять Единым тарифным органом закончилась тем, что орган так и не был создан – право управления держит Министерство Финансов РФ на основе особого курирования Правительства. Не менее тяжелый для решения вопрос - что будет происходить с деньгами стабилизационного фонда. В мировой практике средства таких фондов вкладываются в доходные надежные бумаги, преимущественно за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Размещение средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Минфин России информирует о  результатах размещения средств  Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния по состоянию на 1 февраля 2012 г. 

 

Резервный фонд

В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 19 января 2012 г. № 1 «О порядке зачисления в Резервный  фонд нефтегазовых доходов, полученных в ходе исполнения федерального бюджета  в 2011 году» в январе 2012 г. нефтегазовые доходы в сумме 1 090,37 млрд. рублей были зачислены на счет по учету средств Резервного фонда.

Доход от размещения средств Резервного фонда на счетах в Банке России за период с 15 января 2011 г. по 15 января 2012 г. в сумме 15,50 млрд. рублей в январе 2012 г. зачислен в федеральный бюджет.  

Совокупный объем Резервного фонда  составил 1 863,06 млрд. рублей, что эквивалентно 61,36 млрд. долларов США. Остатки средств  на отдельных счетах по учету средств  Резервного фонда составили:

-  1 090,37 млрд. рублей;

-       11,08 млрд. долларов США;

-        9,04 млрд. евро;

-        1,58 млрд. фунтов стерлингов.

Совокупная расчетная сумма  дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной  валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 января 2012 г. составила 0,02 млрд. долларов США, что эквивалентно 0,54 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 по 31 января 2012 г. составила отрицательную величину (-)38,83 млрд. рублей.  

 

Фонд национального  благосостояния

Доход от размещения средств Фонда  национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке  России за период с 15 января 2011 г. по 15 января 2012 г. в сумме 40,78 млрд. рублей в январе 2012 г. зачислен в федеральный бюджет.

Совокупный объем Фонда национального  благосостояния составил 2 682,21 млрд. рублей, что эквивалентно 88,33 млрд. долларов США, в том числе:

1) на отдельных счетах по учету  средств Фонда национального  благосостояния в Банке России  размещено: 

-  27,72 млрд. долларов США;

-  24,20 млрд. евро;

-    4,40 млрд. фунтов стерлингов;

2) на депозитах во Внешэкономбанке  размещено 474,02 млрд. рублей и 6,25 млрд. долларов США.

В январе 2012 г. в федеральный бюджет поступили доходы от размещения средств  Фонда национального благосостояния на депозиты во Внешэкономбанке в  сумме 7,44 млрд. рублей, что эквивалентно 0,23 млрд. долларов США.

Совокупный доход от размещения средств фонда на депозиты во Внешэкономбанке  в 2011 г. составил 31,05 млрд. рублей, что  эквивалентно 1,04 млрд. долларов США.

Совокупная расчетная сумма  дохода от размещения средств Фонда  национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке  России, пересчитанного в доллары  США, за период с 15 по 31 января 2012 г. составила 0,05 млрд. долларов США, что эквивалентно 1,43 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных  счетах за период с 1 по  31 января 2012 г. составила отрицательную величину (-)100,77 млрд. рублей, а курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке – (-)11,45 млрд. рублей.

4. Позитивные и негативные оценки деятельности Фондов.

 Наличие у нас в стране такого финансового инструмента как Стабилизационный фонд – очевидный шаг к решению острых социально-экономических проблем.

С первого взгляда кажется, что Стабилизационный фонд имеет  две цели: создание «подушки безопасности», перспективные накопления для будущих  поколений и своеобразная защитная стена от большого наплыва денежных средств в экономику, угрожающих инфляционной нестабильностью.

Однако, что вызывает волну  критики, так это то, как именно деньги, полученные от нефти, управляются.

К примеру, приводимый некоторыми экономистами аргумент о необходимости  вложения средств Фондов в зарубежные активы для снижения инфляции, критикуется  оппозиционными экономистами по следующим  основаниям:

Информация о работе Резервный фонд и Фонд национального благосостояния