Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:41, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.
Введение……………………………………………………………………………………………………....
1 Внебюджетные фонды……………………………………………………............................
1.1 Сущность, значение и задачи внебюджетных фондов………………………….
1.2 Внебюджетные фонды и их роль в формировании государственных ресурсов……
2 Анализ роли внебюджетных фондов в формировании государственных ресурсов…………
2.1 Анализ роли Пенсионного фонда в формировании государственных ресурсов………
2.2 Анализ роли Государственного фонда социального страхования в формировании государственных ресурсов……
2.3 Анализ роли Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в формировании государственных ресурсов…………
3 Реформирование внебюджетных фондов при формировании государственных ресурсов…………
Заключение……………………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………………….
На региональном уровне образуются территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные дорожные фонды.
Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (например, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.).[6]
Особенности внебюджетных фондов:
- внебюджетные
фонды планируются органами
- денежные
средства внебюджетных фондов
используются для
- формируются,
в основном, за счет обязательных
отчислений юридических и
- страховые
взносы во внебюджетные фонды
и взаимоотношения,
- денежные
ресурсы фонда находятся в
государственной собственности,
- расходование
средств из фондов
1.2 Внебюджетные
фонды и их роль в
Бюджеты государственных
внебюджетных фондов являются самостоятельным
звеном бюджетной системы, они формируются
на уровнях федеральном и
Формирование и использование региональных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской федерации, а также другим федеральным и региональным законодательством.
Региональные финансы (финансы субъектов Российской Федерации) являются важным элементом государственных финансов и в совокупности с муниципальными (местными) финансами образуют территориальные финансы.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.[2]
Финансовые ресурсы регионов - это совокупность денежных средств, которые используются на экономическое и социальное развитие регионов в плановом периоде.
Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:
- ресурсы
бюджетов всех уровней (
- ресурсы
субъектов хозяйствования (используются
для финансирования оборотных
средств и капиталовложений, содержания
социальных объектов, находящихся
в собственности
- ресурсы внебюджетных фондов;
- кредитные
ресурсы коммерческих банков
и прочих финансовых структур
(используются для срочного и
возвратного финансирования
- межбюджетные трансферты в виде дотации, субвенции поступающие из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).
Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.[3]
Региональная система финансов состоит из трех частей:
· региональный бюджет
· средства субъектов хозяйствования
· региональные внебюджетные фонда
Таким образом внебюджетные фонды являются обособленной частью финансовых ресурсов региона, не входящей в состав регионального бюджета. В регионах формируются и действуют: территориальные подразделения федеральных внебюджетных фондов; региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью; внебюджетные фонды муниципальных образований.
2. Анализ роли внебюджетных фондов в формировании государственных ресурсов
2.1 Анализ
роли Пенсионного фонда в
Пенсионный фонд РФ образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Это самый крупный внебюджетный фонд — на его долю приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов. Расходы на пенсионное обеспечение — это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в Российской Федерации.
Основной задачей Пенсионного фонда РФ как самостоятельного финансового учреждения является аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством.
Основными источниками средств Пенсионного фонда РФ являются:
страховые взносы работодателей;
страховые взносы граждан;
добровольные взносы граждан;
доходы от капитализации средств фонда;
прочие поступления.
Тариф взносов в Пенсионный фонд, как и в другие социальные фонды РФ, ежегодно утверждался федеральным законом.[4]
Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ носит обязательный характер, они относятся к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Основными источниками образования Пенсионного фонда являются страховые взносы работодателей.
Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Данная операция должна быть проведена не позднее 15-го числа месяца, за который исчислены страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров.[4]
Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме, независимо от источника финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, утверждает Правительство РФ.[10]
Облагаемой суммой для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд являются: вознаграждения по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским договорам; другие выплаты, осуществляемые в пользу работников — все виды материальной помощи, стоимость ценных подарков и наград, выплаты по случаю юбилея, компенсационные выплаты.
В доходы Пенсионного фонда кроме обязательных взносов поступают также средства федерального бюджета, направляемые через ПФР на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий; средства Фонда социального страхования РФ; доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками; пени и финансовые санкции; добровольные взносы юридических и физических лиц.
Пенсионный фонд используется для осуществления выплат:
пенсий по возрасту и инвалидности;
по потере кормильца;
за выслугу лет военнослужащим;
пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет;
одиноким матерям;
лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС;
для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.
До недавнего времени в Российской Федерации использовалась так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее суть: взносы, собираемые сегодня с работающего населения, идут на выплаты пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и в мире в целом.[4]
В условиях рыночной экономики Пенсионный фонд призван гарантировать максимальную реализацию прав личности на достойную старость, соответствующему вкладу в общественное развитие.
Современные пенсионные реформы предполагают создание так называемых накопительных пенсионных систем.
При такой системе средства, образующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются на лицевых счетах в пенсионном фонде (возможно, в сберегательном банке). Деньги могут инвестироваться и приносить доход до тех пор, пока плательщик не вышел на пенсию. Все сбережения плательщика и весь инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии. Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений.
Накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании.
По данным Министерства социальной защиты населения РФ, показатель соотношения количества работающих к количеству пенсионеров в России постоянно уменьшается. Прогнозные оценки на следующие четыре десятилетия показывают, что число лиц в возрасте 60 лет и старше увеличится при одновременном существенном снижении за этот период численности людей трудоспособного возраста. В такой ситуации при распределительной системе в будущем придется либо сокращать пенсии, либо увеличивать взносы каждого трудоспособного человека в пенсионный фонд.
Пенсионная реформа в долгосрочной перспективе предусматривает переход от действующей распределительной к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая будет включать в себя:
государственное пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования. Финансируется государственное пенсионное страхование как за счет текущих поступлений в ПФР, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов на накопления; государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, — за счет средств федерального бюджета; дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных страховых взносов.
2.2 Анализ роли Государственного фонда социального страхования в формировании государственных ресурсов
Государственный фонд социального страхования (ФСС) призван способствовать материальному обеспечению лиц, которые по каким-либо причинам не участвуют в трудовом процессе. Фонд действует в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. и с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г.
Денежные средства фонда — государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждается Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС, отчеты об исполнении, после рассмотрения правлением ФСС, утверждаются председателем ФСС.
Основные задачи Государственного фонда социального страхования:
обеспечение
гарантированных государством пособий
по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, при рождении
ребенка, на погребение, на санаторно-курортное
лечение и оздоровление работников
и членов их семей, а также на другие
цели государственного социального
страхования, предусмотренные
Информация о работе Роль и место внебюджетных фондов в формировании государственного бюджета