Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:41, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.
Введение……………………………………………………………………………………………………....
1 Внебюджетные фонды……………………………………………………............................
1.1 Сущность, значение и задачи внебюджетных фондов………………………….
1.2 Внебюджетные фонды и их роль в формировании государственных ресурсов……
2 Анализ роли внебюджетных фондов в формировании государственных ресурсов…………
2.1 Анализ роли Пенсионного фонда в формировании государственных ресурсов………
2.2 Анализ роли Государственного фонда социального страхования в формировании государственных ресурсов……
2.3 Анализ роли Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в формировании государственных ресурсов…………
3 Реформирование внебюджетных фондов при формировании государственных ресурсов…………
Заключение……………………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………………….
страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.[16]
Средства ФСС образуются за счет:
страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности);
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС; доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в различные финансовые инструменты (помещение этих средств в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете ФСС на соответствующий период); добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством, и других ассигнований из федерального бюджета и прочих доходов.
Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется ФСС совместно с Министерством РФ по налогам и сборам, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — ФСС с участием профессиональных союзов.
Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.
Основная
доля отчислений в социальные фонды
приходится на работодателей, предприятия.
Тарифы установлены одинаковые для
всех, они не зависят от условий
труда, уровня заболеваемости, других
важных факторов, и поэтому у работодателя
отсутствует экономическая
2.3 Анализ роли Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в формировании государственных ресурсов
Система медицинского страхования была введена Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. № 1499-1 (введен в полном объеме с 1 января 1993 г.).
Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного социального страхования, оно призвано обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Основные задачи Фонда обязательного медицинского страхования:
обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;[12]
участие в
разработке и осуществлении
Финансовые
средства ФФОМС находятся в
Финансовые средства ФФОМС образуются за счет: части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ; взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда; нормированного страхового запаса финансовых средств фонда; поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством РФ.
Финансовые средства в ФФОМС перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности, в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.[12]
Основу доходов Федерального ФФОМС составляют страховые взносы — свыше 90% общего объема доходов.
Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, развитие медицинской науки, улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
Территориальным
фондам обязательного медицинского
страхования принадлежит
Деятельность территориального фонда регламентирована Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1. В число функций территориального фонда входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование; учет страховых взносов и платежей, контроль за их полным и своевременным перечислением плательщиками; финансирование программ обязательного медицинского страхования на подведомственной территории.
К функциям территориальных фондов также относятся деятельность по финансово-кредитному обеспечению системы обязательного медицинского страхования, контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
Финансовые средства территориальных фондов используются для:
осуществления финансирования обязательного медицинского страхования;
осуществления дотирования филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного на территории среднедушевого норматива; формирования нормированного страхового запаса; осуществления управленческих функций территориального фонда по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением территориального фонда в процентах к размеру всех собранных средств; финансирования отдельных мероприятий по здравоохранению, взаимно согласованных органами управления здравоохранения и территориальными фондами ОМС.
3. Реформирование
внебюджетных фондов при
Как и налоговая система, система социальных внебюджетных фондов России требует реформирования, совершенствования сбора и распределения страховых взносов с целью более полного удовлетворения потребностей граждан и государства в целом. Особенно это актуально в условиях экономического спада в связи с финансовым кризисом в стране.
Рассмотрим процесс реформирования на примере пенсионной реформы.
C вступлением
в силу с 2002 года федеральных
законов "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации", "О
государственном пенсионном
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они смогут получать пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения будет произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получит надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.
Согласно новой пенсионной модели, взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей). 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности) и от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии». Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.
В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше,– то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти после начала реформы. А граждане, родившиеся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, как предполагается, будут участвовать в ней в ограниченном объеме – их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2005 года этот платеж будет возвращен в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.
Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.
Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.
Пенсионная реформа положительно скажется и на состоянии экономики в целом, и позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны.
Как сказано в законе "Об обязательном пенсионном страховании", страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе могут принимать участие негосударственные пенсионные фонды – туда можно переводить накопления из ПФР.
Одной из основных
задач, которую должна решить реформа
– обеспечить прозрачность пенсионной
системы. Каждый работник ежегодно должен
получать отчет о состоянии заработанных
им пенсионных прав: общий объем
перечисленных работодателем
Информация о работе Роль и место внебюджетных фондов в формировании государственного бюджета