Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:41, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.
Введение……………………………………………………………………………………………………....
1 Внебюджетные фонды……………………………………………………............................
1.1 Сущность, значение и задачи внебюджетных фондов………………………….
1.2 Внебюджетные фонды и их роль в формировании государственных ресурсов……
2 Анализ роли внебюджетных фондов в формировании государственных ресурсов…………
2.1 Анализ роли Пенсионного фонда в формировании государственных ресурсов………
2.2 Анализ роли Государственного фонда социального страхования в формировании государственных ресурсов……
2.3 Анализ роли Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в формировании государственных ресурсов…………
3 Реформирование внебюджетных фондов при формировании государственных ресурсов…………
Заключение……………………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………………….
Содержание |
|
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Внебюджетные фонды……………………………… |
5 |
1.1 Сущность, значение и задачи |
5 |
1.2 Внебюджетные фонды и их роль
в формировании |
11 |
2 Анализ роли внебюджетных |
14 |
2.1 Анализ роли Пенсионного фонда
в формировании государственных ресурсов………………………………………………………… |
14 |
2.2 Анализ роли Государственного
фонда социального страхования
в формировании |
18 |
2.3 Анализ роли Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в формировании государственных ресурсов………… |
20 |
3 Реформирование внебюджетных |
23 |
Заключение…………………………………………………… |
30 |
Список используемой литературы…………………………………………………… |
32 |
Введение
В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена - общегосударственных финансов. Один за другим возникли и выделились внебюджетные фонды. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.[1] В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена необходимостью путей совершенствования и развития внебюджетных фондов в системе государственных финансов.
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.
Объектом исследования являются государственные внебюджетные фонды и их роль в решении социальных задач.
1. Внебюджетные фонды
1.1 Сущность, значение и задачи внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т. ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.[2]
Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.
На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.[7]
Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.[5]
Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для их покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов и был создан государственный бюджет.
В современных условиях наряду с государственным бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.
Организационно-структурные изменения в РФ, выразившиеся в создании в начале 90-х годов государственных социальных внебюджетных фондов, неразрывно связаны с дальнейшими преобразованиями в этой области и, прежде всего, с созданием законодательства об обязательном социальном страховании, учитывающего произошедшие радикальные преобразования в нашем обществе.
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 17 октября 1991 г.).
Можно выделить следующие причины, обуславливающие необходимость формирования внебюджетных фондов:
· Необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;
· Необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;
· С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга
· Оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти
· Необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п.
· Немаловажным
фактором, обусловливающим
Решение об образовании внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.[9]
Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.[11]
Внебюджетные фонды решают две важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Государственные целевые внебюджетные фонды имеют самостоятельные источники их формирования.
Так источниками финансирования внебюджетных фондов являются:
взносы и отчисления носящий налоговый характер, ассигнования из центрального и местных (региональных) бюджетов, специальные займы, добровольные поступления. Средства могут поступать и за счет капитализации части временно свободных средств внебюджетных фондов (покупка ценных бумаг, инвестирование).
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления -- на государственные (централизованные) и региональные (децентрализованные).[13]
Государственные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.
В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:
· Пенсионный фонд Российской Федерации;
· Фонд социального страхования Российской Федерации;
· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Эти же фонды относятся и к социальным внебюджетным фондам. Аккумуляция средств в социальных внебюджетных фондах, позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.
С помощью социальных внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают следующие задачи:
- социальную защиту населения;
- повышение жизненного уровня населения;
- сохранение и улучшение здоровья населения;
- оказание социальных услуг населению.
К экономическим внебюджетным фондам относились Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии, территориальные дорожные фонды, территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, территориальные экологические фонды. Впоследствии они были консолидированы в бюджет и на данный момент являются целевыми бюджетными фондами.
Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:
· по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;
· для решения
отраслевых задач (фонды научно-
Информация о работе Роль и место внебюджетных фондов в формировании государственного бюджета