Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 04:39, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.

Содержание

Введение 3
1. Финансовый контроль, его назначение, цель, основные задачи. 5
2. Анализ действительной практики 8
3. Перспективы развития финансового контроля 17
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая Роль фин контроля в РФ.docx

— 235.91 Кб (Скачать документ)

ФГОБУ ВПО  «Финансовый университет при  Правительстве РФ»

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине «Финансы»

 

 

на тему «Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового  контроля в России, перспективы его развития»

 

 

Выполнил:

 

 

Проверил:

к.э.н., доцент Чернов А.Ю.

 

 

Москва 2011г.

 

Оглавление

 

Введение 3

1. Финансовый контроль, его назначение, цель, основные задачи. 5

2. Анализ действительной практики 8

3. Перспективы развития финансового контроля 17

Заключение 28

Список используемой литературы 30

 

Введение

Важнейшей целью реализуемых в  России административной, бюджетной  реформ и реформы государственной  службы является повышение эффективности  государственного управления и контроля. Ориентация государственного управления на достижение стратегических целей  модернизации российской экономики, а  также решение задач социально-экономического развития регионов и муниципальных  образований вызывают необходимость развития системы государственного и муниципального финансового контроля. Задачи модернизации различных сфер российской экономики могут быть достигнуты только за счет интеграции усилий всех субъектов государственной власти, управления и контрольных органов. Необходимость совершенствования государственного и муниципального финансового контроля обусловлена рядом важнейших факторов.

Во-первых, негативное влияние глобального экономического кризиса обусловило объективную необходимость экономии бюджетных средств, что может быть обеспечено за счет высокой эффективности системы государственного и муниципального финансового контроля как важнейшего инструмента реализации финансовой политики в России. Необходимо повышение эффективности мероприятий, обеспечивающих контроль за расходованием средств государственной поддержки экономики. Субъектам контроля необходимо решать важнейшие задачи по содействию реализации единой программы антикризисных мер, принятой российским правительством, которая может быть исполнена только в результате эффективного взаимодействия всех ревизионных органов, а также применения ими новационных форм и методов контроля. Сегодня особенно важно, чтобы финансовые средства, направляемые государством на поддержку промышленного, аграрного производства и социальной сферы, были использованы по целевому назначению и с высокой степенью отдачи (результата).

Во-вторых, объективная необходимость модернизации отечественной экономики актуализировала необходимость усиления контроля за эффективностью управления общественными ресурсами и государственной и муниципальной собственностью. Система государственного и муниципального финансового контроля нуждается в научно обоснованных практических и методических рекомендациях, выработанных на основе обобщения положительного отечественного и мирового опыта.

В-третьих, принятие многочисленных поправок в Бюджетный кодекс РФ придало новый вектор деятельности контрольных органов, во многом определив ее стратегическую направленность.

Цель работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.

Задачи работы:

  • уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его роль, сущность, значение;
  • исследовать противоречия современного состояния государственного финансового контроля;
  • дать более глубокое теоретическое обоснование объективной необходимости формирования единой системы государственного финансового контроля в новых экономических условиях;
  • определить место и роль, а также пути совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля в единой системе;
  • выработать предложения по повышению эффективности государственного финансового контроля на основе отечественного и зарубежного опыта.

Структура работы определена целью  и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

  1. Финансовый  контроль, его назначение, цель, основные задачи.

Контроль как элемент управления финансами осуществляется и в  процессе планирования, и на стадии оперативного управления.

Под финансовым контролем понимается совокупность действий и операций законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных контрольных органов по проверке финансовой деятельности всех экономических субъектов в лице государства, предприятий, учреждений и организаций.

Назначение финансового  контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов. Финансовый контроль представляет собой форму реализации контрольной функции финансов, определяющую его назначение и содержание. Объектом финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании фондов денежных средств.

Финансовый контроль является стоимостным, т.е. связанным с использованием стоимостных категорий; имеет определенную сферу применения и соответствующую  целевую направленность; присутствует во всех сферах общественного производства, сопровождая процесс движения средств  денежных фондов. Непосредственным предметом проверок в ходе его осуществления выступают такие стоимостные показатели, как доходы, прибыль, себестоимость, НДС, рентабельность, отчисления на различные цели и в фонды. Контроль над этими показателями и их динамикой охватывает все стороны производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов. К сфере финансового контроля относятся практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (например, бартерные сделки).

Целью финансового контроля является проверка соблюдения финансовой дисциплины хозяйствующими субъектами.

К основным задачам финансового контроля относятся:

  • содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
  • содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов хозяйствующих субъектов;
  • содействие правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
  • обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения хозяйствующих субъектов различных форм собственности;
  • содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям.

Финансовый контроль позволяет  сопоставить фактические результаты использования финансовых ресурсов с плановыми показателями; выявить  резервы роста финансовых ресурсов; наметить пути более эффективного хозяйствования.

Государственный финансовый контроль включает общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности и предполагает проверку законности, эффективности и целесообразности использования государственных средств.

Контроль над использованием бюджетных  средств называется бюджетным контролем. Он способствует разработке и реализации оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

Налоговые органы осуществляют оперативный налоговый контроль. Одновременно налоговые инспекции осуществляют проверки финансового состояния предприятий и организаций независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы; ведут регистрацию всех хозяйствующих субъектов, а также реальных и потенциальных объектов налогообложения.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется контрольно-ревизионными отделами министерств  и ведомств.

К объектам ведомственного контроля относятся производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий  и учреждений.

Финансовый контроль негосударственной  сферы экономики со стороны государства  затрагивает не только выполнение денежных обязательств перед государством, но также соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности. Разновидностью государственного финансового контроля является президентский финансовый контроль.1

Различают следующие методы проведения финансового контроля: 2

  1. Проверки документальные и камеральные. В процессе проведения проверок на основе отчетных документов и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
  2. Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
  3. Надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности  и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
  4. Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
  5. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.
  6. Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.
  1. Анализ действительной практики

Правовые основания для создания в России системы финансового  контроля определены Бюджетным кодексом Российской Федерации3 (далее БК РФ).

Системный подход к организации финансового контроля в РФ был также заложен в Федеральном законе от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»4, согласно статье 9 которого Счетная палата обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Статья 157 БК РФ установила основы организации государственной системы финансового контроля, которые предполагают создание и функционирование специализированных органов финансового контроля на всех уровнях бюджетной системы РФ.

Кроме того, в соответствии со статьей 157 БК РФ органы финансового контроля делятся на: органы финансового контроля, созданные законодательными органами власти, и органы финансового контроля, созданные исполнительными органами власти.

По вертикали государственная система финансового контроля включает в себя три уровня финансового контроля, соответствующих уровням бюджетной системы РФ: федеральный уровень финансового контроля; региональный уровень финансового контроля; местный уровень финансового контроля.

По горизонтали государственная  система финансового контроля включает в себя на каждом уровне бюджетной  системы РФ две формы финансового  контроля: финансовый контроль на уровне законодательной (представительной) власти; финансовый контроль на уровне исполнительной власти.

Можно утверждать, что финансовый контроль, осуществляемый контрольными органами, созданными законодательными органами власти, образует подсистему внешнего государственного финансового контроля.

А организационную форму контроля органов финансового контроля, созданных исполнительными органами государственной власти, можно отнести к внутреннему контролю, то есть ко второй подсистеме государственной системы финансового контроля.

Такое разграничение финансового  контроля на внешний и внутренний в зависимости от статуса и  функций органов, которые осуществляют финансовый контроль, представляется и в теории, и в практике обоснованным, целесообразным и необходимым. Так  как органы исполнительной власти осуществляют функции по исполнению бюджетов, финансовый контроль исполнительных органов финансового  контроля, как уже отмечено выше, следует считать внутренним. Внутренний контроль осуществляется органом, подведомственным проверяемому органу. И в этом смысле степень объективности такого контроля не всегда является более предпочтительной. А контроль, осуществляемый органом финансового контроля, созданным законодательным органом власти, является внешним, так как представительный орган власти не принимает непосредственного участия в исполнении бюджета, то есть контроль осуществляется органом, не находящимся в подчинении у проверяемого органа, что значительно повышает степень объективности и эффективности такого финансового контроля5.

Информация о работе Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития