Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 04:39, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
Введение 3
1. Финансовый контроль, его назначение, цель, основные задачи. 5
2. Анализ действительной практики 8
3. Перспективы развития финансового контроля 17
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Рисунок 1. Концепция развития финансового контроля.
Рисунок 1-Продолжение. Концепция развития финансового контроля.
Создание единой включающей федеральный, региональный и муниципальный уровни системы финансового контроля в Российской Федерации, а также разработка и принятие федерального и региональных законов о государственном финансовом контроля позволят обеспечить организацию действенного финансового контроля не только за своевременным формированием и поступлением доходной части бюджета, но и за целевым использованием бюджетных средств и управлением государственной собственностью.
Первоочередные направления деятельности контрольных органов государственного и муниципального финансового контроля показаны на рисунке 2.26
Рисунок 2. Направления деятельности контрольных органов государственного финансового контроля.
Создание
эффективной системы
На современном этапе
в стране организационно завершилось
формирование двух составляющих системы
финансового контроля. Однако законодательно
не разграничены функции внешнего и
внутреннего финансового
Изменения в Бюджетный кодекс пока не внесены. Поэтому есть перспективы совместной работы, в том числе, например, и для подготовки консолидированной законодательной инициативы.
До настоящего времени отсутствовало единое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов.
Бюджетный кодекс закрепил за законодательными органами субъектов право на создание собственных контрольных органов, что на практике привело к многообразию способов правового регулирования в данной сфере. Одни субъекты пошли по пути создания контрольно-счетных органов в составе аппаратов органов законодательной власти, другие организовали независимые органы финансового контроля, имеющие статус юридического лица.
Есть проблемы и во взаимоотношениях Счетной палаты Российской Федерации и счетных палат субъектов. Несмотря на внедрение в экономику России принципов бюджетного федерализма, большая часть бюджетов субъектов остается дотационной. Поэтому в печати часто высказываются суждения о том, что построение эффективной системы финансового контроля невозможно без единой общероссийской политики в области укрепления и приоритетного развития внешнего финансового контроля.
Создание единой системы финансового контроля, тесно связано с проблемами ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Здесь также необходима соответствующая реформа. Следует увязать все основания применения мер принуждения с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения, уточнить перечень мер принуждения, сделать его по возможности закрытым.
В последнее время в литературе часто поднимается вопрос о разработке и правовом закреплении единого классификатора финансовых нарушений и санкций, соответствующих каждому виду финансовых нарушений27.
За нецелевое использование
бюджетных средств, выражающееся в
направлении и использовании
их на цели, не соответствующие условиям
получения указанных средств, предусмотрена
юридическая ответственность в
соответствии с административным, а
при наличии состава
В связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» вопрос о применении мер ответственности по результатам финансового контроля над эффективностью бюджетных расходов приобрел еще большую актуальность. Не следует ли приравнять к нецелевому использованию бюджетных средств их нерезультативное использование, т.е. невыполнение (или недовыполнение) требований государственного задания или договора?
Процессы либерализации и
Перспектива подготовки законопроекта о единой системе финансового контроля представляется весьма насущной.
1 С.В.Галицкая. Деньги. Кредит. Финансы: Учебное пособие/ С.В. Галицкая – 2-е изд. перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008. -736 с.
2 Г.Б.Поляков. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – 2-е изд. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 512 с.
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. От 06.04.2011)// Российская газета, 12.08.1998. №153-154.
4 Федеральный закон РФ от 11.01.1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 16.01.1995. № 3. Ст.167.
5 О.В.Шемякина. Внешний финансовый контроль как необходимый элемент и подсистема государственной системы финансового контроля//Финансовое право. 2007. № 5.
6 Указ Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»//Собрание законодательства РФ. 15.03.2004. № 11. Ст.945.
7 Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 года № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»//Собрание законодательства РФ. 12.04.2004. № 15. Ст.1490.
8 Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 года № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»//Собрание законодательства РФ. 21.06.2004. № 25. Ст.2561.
9 Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 года № 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 15.08.2005. № 33.
10 Источники данных: Доклад Федеральной службы финансово-бюджетного надзора за 2010 год, взято с официального сайта http://www.rosfinnadzor.ru/. М.В.Васильева. Парадигма системы государственного и муниципального финансового контроля в условиях бюджетирования, ориентированного на результат// Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. №9.
11 Источники данных: Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2010 году, http://www.ach.gov.ru/. М.В.Васильева. Парадигма системы государственного и муниципального финансового контроля в условиях бюджетирования, ориентированного на результат// Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. №9.
12 М.В.Васильева. Парадигма системы государственного и муниципального финансового контроля в условиях бюджетирования, ориентированного на результат// Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. №9.
13 С.С. Гаврилина. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля в г.Москве//Финансы. 2011.№5.
14 Л.Н.Овсянников. Финансовый контроль: какова перспектива?//Финансы. 2010.№12.
15 Т.Г.Нестеренко. Бюджетная реформа: альтернативы поступательному движению нет//Финансы. 2011. №4.
16 Заключение Счетной палаты Российской Федерации от 9 ноября 2010 г. N 011855/15-11-02 на проект федерального закона N 433144-5 "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" // АСОЗД Государственной Думы.
17 Заключение Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления по Федеральному закону "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" от 1 февраля 2011 г. N 3.4-07/61 // Материалы к заседаниям Совета Федерации // Информация о заседаниях Совета Федерации // http://www.council.gov.ru
18 В.В.Свинарев. Финансовый контроль в России: системность в основе?// Право и экономика. 2011. №6.
19 Стенограмма 288-го заседания Совета Федерации 2 февраля 2011 г. (исх. N Ст-288 от 2 февраля 2011 г.) // Информация о заседаниях Совета Федерации // http://www.council.gov.ru.
20 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах" // Парламентская газета. 2009. №28.
21 В Карачаево-Черкесской Республике, Республике Татарстан, Чеченской Республике, Пермском крае, Ставропольском крае, Амурской, Брянской, Владимирской, Калужской, Магаданской, Новосибирской, Ульяновской областях.
22 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. №1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" // СЗ РФ. 2010. №28. Ст. 3720.
23 В.В.Свинарев. Финансовый контроль в России: системность в основе?// Право и экономика. 2011. №6.
24 С.С.Гаврилова. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля в городе Москве. Финансы. 2011. №5.
25 Источник схемы: М.В.Васильева. Парадигма системы государственного и муниципального финансового контроля в условиях бюджетирования, ориентированного на результат// Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. №9.
26 Источник схемы: М.В.Васильева. Парадигма системы государственного и муниципального финансового контроля в условиях бюджетирования, ориентированного на результат// Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. №9.
27 В.Е.Кузнеченкова. Принцип системности - основа государственного и муниципального финансового контроля // Финансовое право. 2010. №3.
28 В.В.Свинарев. Финансовый контроль в России: системность в основе?// Право и экономика. 2011. №6.