Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование рынка банковских продуктов и услуг в РФ. Исходя из этой цели, были поставлены задачи:
раскрыть понятие банковских продуктов и услуг;
исследовать виды банковских продуктов и услуг;
Введение ………………………………………………………...
2
1.
Определение понятий «банковский продукт», «услуга»
1.1.
Единство и различие понятий «банковский продукт», «услуга»………………………………………………………….
3
1.2.
Подходы к определению понятий «банковский продукт», «услуга»…………………………………………………………..
5
2.
Понятие и значение рынка банковских продуктов и услуг…..
9
3.
Примеры банковских услуг и продуктов, предоставляемых в Альфа - банке
3.1.
Банковские услуги и продукты, предоставляемые частным лицам…………………………………………………………….
13
3.2.
Банковские услуги и продукты, предоставляемые корпоративным клиентам………………………………………
16
4.
Использование маркетингового подхода при введении новых банковских услуг………………………………………………...
21
Заключение………………………………………………………
23
Список литературы…………………
Содержание
| Введение ………………………………………………………... | 2 |
1. | Определение понятий «банковский продукт», «услуга» |
|
1.1. | Единство и различие понятий «банковский продукт», «услуга»………………………………………………………… |
3 |
1.2. | Подходы к определению понятий «банковский продукт», «услуга»………………………………………………………… |
5 |
2. | Понятие и значение рынка банковских продуктов и услуг….. | 9 |
3. | Примеры банковских услуг и продуктов, предоставляемых в Альфа - банке |
|
3.1. | Банковские услуги и продукты, предоставляемые частным лицам……………………………………………………………. |
13 |
3.2. | Банковские услуги и продукты, предоставляемые корпоративным клиентам……………………………………… |
16 |
4. | Использование маркетингового подхода при введении новых банковских услуг………………………………………………... |
21 |
| Заключение…………………………………………………… | 23 |
| Список литературы……………………………………………... | 25 |
Введение
Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны переживает серьезные структурные изменения. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций. Кроме того, клиенты банков не хотят ограничиваться только одним инструментом мобилизации денежных средств - получением кредита.
В последние годы наметилось стремление российских банков к расширению перечня услуг, предлагаемых корпоративной клиентуре и диверсификации собственного бизнеса за счет развития розничных операций. Для этого банки активно внедряют технологии электронного обслуживания клиента, такие как: услуги, оказываемые с помощью банковских (финансовых) карт, услуги дистанционного управления клиентами своими банковскими счетами и услуги через Интернет.
Целью данной курсовой работы является исследование рынка банковских продуктов и услуг в РФ. Исходя из этой цели, были поставлены задачи:
раскрыть понятие банковских продуктов и услуг;
исследовать виды банковских продуктов и услуг;
оценить условия и перспективы развития современных банковских продуктов и услуг.
Объектом курсовой работы является рынок банковских услуг России.
Предметом исследования выступают банковские продукты и услуги.
1. Определение понятий «банковский продукт», «услуга»
1.1 Единство и различие понятий «банковский продукт», «услуга»
Согласно Российского Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.11.2010, с изм. 07.02.2011): Банковские услуги - это комплексная деятельность банка по созданию оптимальных условий для привлечения временно свободных ресурсов и по удовлетворению потребностей клиента при проведении банковских операций, направленная на получение прибыли.
Специфика банковских услуг и юридического статуса банка определяет особую важность договорных отношений банка при реализации банковского продукта, содержание которых является предметом нашего дальнейшего исследования.
Рассмотрим основные специфические черты, присущие банковской услуге и существенно отличающие ее от материальных благ.
Прежде всего покупателю банковской услуги трудно разобраться и оценить, что продается до ее приобретения, а иногда даже после этого. Клиент вынужден верить банку, у него обязательно должен присутствовать элемент доверия к банку. Одновременно неосязаемость банковской услуги усложняет управленческую деятельность банковского работника. У него возникают две проблемы:
• сложно показать клиентам свой «товар»;
• еще более сложно объяснить во всех деталях клиентам, за что они платят деньги.
В данном случае можно лишь описать преимущества, которые появляются у клиента в результате приобретения той или иной банковской услуги.
Специфика банковской услуги заключается и в том, что в отличие от материальных товаров ее нельзя производить впрок и хранить, она может производиться только в момент ее востребования; эти два процесса не могут быть оторваны друг от друга. Кроме того клиент банка не может сразу оценить качество предлагаемой и предоставляемой ему услуги.
Неизбежным следствием несовпадения во времени производства и востребования банковской услуги является изменчивость ее исполнения, зависимость от того, где, когда и кем она предоставляется. Изменчивость банковской услуги иногда вызывается и ее покупателями, уникальность каждого из которых требует высокой степени индивидуализации в соответствии с требованиями клиента, что делает невозможным массовое производство многих видов банковских услуг.
Еще одна важная отличительная черта банковской услуги – ее «сиюминутность». Услуги, как правило, не могут быть отложены до дальнейшей продажи и предоставления на длительный срок. Если спрос на эти услуги становится больше предложения, то на это нельзя среагировать, как в промышленности, взяв товар со склада. Аналогично, если мощности по производству банковских услуг значительно превосходят спрос на них, то издержки в этом случае общественно необходимы.
Можно утверждать, что банковский продукт — это конкретный банковский документ (или свидетельство), который производится банком для обслуживания клиента и проведения операции. Это может быть вексель, чек, любой сертификат (инвестиционный, депозитный, сберегательный, пластиковая карточка) и т.п. Банковская услуга представляет собой разнообразные банковские операции по обслуживанию клиента.
Банковский продукт и услугу в реальной действительности сложно вычленить, поскольку многие банковские операции (услуги) заканчиваются определенным документом.
Сходство банковского продукта и банковской услуги в том, что они призваны удовлетворять потребности клиента и способствовать получению прибыли. Однако в большинстве случаев банковская услуга носит первичный характер, банковский продукт вторичный. Так, банки предоставляют большое количество услуг и осуществляют продажу многих продуктов:
• услуги по управлению потоками наличных и безналичных денежных средств;
• валютные операции;
• учет коммерческих векселей и предоставление кредитов;
• расчетно-кассовые услуги;
• депозиты;
• брокерские услуги по операциям с ценными бумагами.
• инвестиционные банковские услуги (к ним относится андеррайтинг - гарантирование, размещение или покупка новых ценных бумаг у их эмитентов и последующая их перепродажа другим покупателям, а также поиск наиболее привлекательных объектов для слияния, финансирование приобретения других компаний);
• страховые услуги;
• консультационные услуги;
• финансовые услуги (траст, лизинг, факторинг);
• хранение ценностей и другие.
1.2. Подходы к определению понятий «банковский продукт», «услуга»
Существует четыре основных подхода к определению этих понятий:
1. Денежный подход (Лаврушин О.И., Быкова Н.И., Головин Ю.В.)
Основой этого подхода является «денежная» составляющая как ключевая характеристика деятельности банка: деньги - это ресурс, который «изготавливается» банками в соответствии с требованиями объективных экономических законов, т.е. продукт банка, включающий:
• товар особого рода в виде денег, платежных средств;
• денежные средства и ценные бумаги, продаваемые или предоставляемые банками на определенный срок;
• различного рода услуги преимущественно денежного характера;
• эмиссия денег, включая их электронную форму;
• конкретный банковский документ (например, чек, вексель, сертификат и т.д.).
В соответствии с данной теорией:
1) не просматривается четкого разграничения между понятиями услуги и операции;
2) в определение «банковского продукта» не включаются такие сферы деятельности банка, как хранение ценностей, информационное обслуживание и т.д. (т.е. сужается сфера деятельности банка);
3) игнорируется «неденежные» составляющие банковского продукта (поскольку, например, предоставление кредита заключается не только в передаче денег, но также включает мониторинг, оценку, контроль за их возвратом и целевым использованием).
2. Лингвистический (маркетинговый) подход (Уткин Э.А., Гурьянов С.А., Максутов Ю.Г., Алехин Р.В., Иванов А.Н., Романов А.В., Маркова В.Д.).
В рамках данного подхода рассматриваются две концепции.
Согласно первой, понятие «банковский продукт» вообще не рассматривается, поскольку считается некорректным переводом понятия «banking product». Банковская операция рассматривается как определенное действие или элемент банковской услуги.
Согласно второй концепции, понятие «банковская услуга» и «банковский продукт» являются синонимами: банковский продукт рассматривается как комплекс услуг по активным и пассивным операциям; банковская услуга определяется как продукт, удовлетворяющий потребности клиентов банка.
3. «Правовой» подход (основные положения этого подхода изложены в законодательстве и комментариях юристов).
В современном российском законодательстве пока не нашло место понятие «банковский продукт», также нет однозначного подхода к определению понятий «услуга» и «операция». Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» тоже не определяет понятие услуги, а специфика банковской деятельности определяется на основе перечня банковских операций и сделок, причем понятия «сделка» и «операция» употребляются как тождественные.
Эта ситуация приводит к тому, что при лицензировании деятельности банка ЦБ РФ указывает в лицензии перечень банковских операций, а банки при осуществлении деятельности рекламируют и продвигают банковские услуги.
4. «Клиентский» подход (Коробов Ю.И., Масленченков Ю.С., Мирецкий А.П.).
В рамках данного подхода основной акцент делается на клиента.
При этом банковская услуга это результат обслуживания клиентов, т.е. выполнение банковских операций.
Все сторонники различных концепций тем не менее видят предназначение банков в повышении уровня рационального поведения участников экономических отношений в условиях рыночной неопределенности, в снижении размеров их трансакционных издержек и минимизации информационной ассиметрии в отношениях между ними.
Действуя в интересах участников экономических отношений, банк удовлетворяет их основные потребности:
1. в увеличении размера (приращении) ресурсов;
2. в получении (мобилизации) дополнительных ресурсов;
3. в осуществлении расчетов и платежей;
4. в хранении денежных средств и ценностей;
5. в получении информации, консультации и содействии.
В соответствии с этим банковский продукт можно считать формой правления банковской услуги, а элементами банковского продукта являются (схема 1.)
Банковские операции (продуктообразующие, производительные, управленческие, аналитические)
Банковские технологии (процессы) – т.е. последовательность, порядок совершения операций