Рынок ценных бумаг в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание

Рынок ценных бумаг стал активной частью финансовой системы России, органично дополняет денежный рынок и рынок банковских ссуд. Однако, несмотря на масштабность, российский рынок ценных бумаг находится на этапе первоначального развития. Пока не проработаны отдельные механизмы управления, не изучены отдельные категории и функции, не обобщен опыт работы региональных рынков ценных бумаг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Сущность ценных бумаг……………………………………………………....
1.1 Юридическое и экономическое понимание ценной бумаги……………
1.2 Виды ценных бумаг…………………………..…………………………...
2. Рынок ценных бумаг…………………………………………………………..
2.1 Понятие рынка ценных бумаг…………………………………………….
2.2 Функции рынка ценных бумаг……………………………………………
2.3 Виды ценных бумаг……………………………………………………….
3. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации………………………………
3.1 Анализ функционирования российского рынка ценных бумаг …..……
3.2 Проблемы развития российского фондового рынка…………………….
3.3 Цели, задачи и результаты развития финансового рынка
на период до 2020 года…………………………………………………….
Заключение……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курс. Финансы испр.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

Средний совокупный доход  инвесторов в корпоративные облигации, судя по индексам корпоративных облигаций, продолжал рост до конца первой декады августа, затем была зафиксирована серия спадов. Тенденция к росту индекса возобновилась только в ноябре.

Усредненная за год доходность корпоративных облигаций к погашению составила 7,45%. Волатильность индексов корпоративных облигаций незначительно выросла и составила 0,09%.

Индекс волатильности RTSVX в течение года после начала его публикации демонстрирует высокую чувствительность к внешним событиям и рыночным тенденциям. В 2011 г. его поведение носит ярко выраженный естационарный характер. До конца июля было характерно стабильное поведение относительно среднего значения 25,2%. Однако в начале августа и начале октября отмечено два резких скачка до уровня выше 70%. К концу года индекс волатильности снизился, но тем не менее остался практически в два раза больше, чем в начале года.

Впервые за последние годы российские фондовые индексы проявили кратковременную негативную реакцию на внутренние политические факторы.

Эмитенты. Публичные размещения. Количество эмитентов акций и облигаций, представленных на организованных рынках, снижается уже четвертый год подряд, хотя количество эмитентов, включенных в котировальные списки, стабилизировалось.

Первичные публичные  размещения, по имеющимся оценкам, завершили десять компаний имеющих активы и ведущих деятельность в России. Семь из них провели размещения через созданные в иностранных юрисдикциях холдинги только на внешних рынках. Суммарный объем привлеченных средств оценивается в 4,7 млрд долл., 70–80% из этого объема привлечено за рубежом.

 

Частные инвесторы. Темп роста количества граждан, оперирующих на ФБ ММВБ, резко снизился, к концу года их число составило 780 тыс., что всего на 9% больше, чем в начале года. Число активных инвесторов в течение года было подвержено значительным колебаниям, причем в отдельные месяцы второй половины года оно было меньше, чем в предыдущие годы. Таким образом, в конце года количество активных инвесторов снизилось до 93 тыс чел., что на 18% меньше, чем годом ранее.

Основной интерес для  инвесторов – физических лиц при осуществлении сделок с ценными бумагами на ФБ ММВБ представляют акции. В общем объеме сделок, совершаемых физическими лицами, сделки с акциями занимают в среднем 98%, на корпоративные облигации приходится 1,2% общего объема сделок.

В общем объеме сделок с акциями, совершаемых на ФБ ММВБ, доля физических лиц в течение года сокращалась и в среднем за год составила 16%.

Коллективные инвесторы. Общее количество ПИФ по итогам года составило 1489 фондов. Количество открытых ПИФ выросло за год на 5%, а количество закрытых ПИФ – на 3,9%; количество интервальных фондов последние четыре года постепенно уменьшается. Свыше 60% закрытых ПИФ относятся к категории фондов для квалифицированных инвесторов. Паевые инвестиционные фонды как отрасль коллективных инвестиций не демонстрируют способности к развитию. Стоимость чистых активов открытых и интервальных ПИФ по итогам года составила 102 млрд руб. – на 16% меньше, чем в начале года.

Относительно ВВП стоимость  чистых активов открытых и интервальных ПИФ остается незначительной – 0,19%.

Динамика чистого привлечения средств в открытые ПИФ в течение года была разнонаправленной. Приток средств с понижающейся интенсивностью наблюдался с января по август, в последние четыре месяца года чистое привлечение стало отрицательным, суммарно же по итогам года отмечено положительное сальдо привлечения средств – 3,2 млрд руб. Этим 2011 г. отличается от трех предыдущих лет, когда годовой объем чистого привлечения был отрицательным.

Негосударственные пенсионные фонды. На момент написания обзора данные на конец 2011 г. отсутствовали. По данным ФСФР России, на конец третьего квартала 2011 г. действующие лицензии НПФ имели 148 организаций, из них 116 были допущены к деятельности по обязательному пенсионному страхованию. Количественный состав субъектов пенсионного обеспечения в этот период практически не изменился. В 2009–2011 гг. наблюдался постепенный рост пенсионных резервов.

Их величина на конец третьего квартала 2011 г. выросла на 9,5% в сравнении с третьим кварталом 2010 г. и составила 670,3 млрд рублей. Пенсионные накопления также росли. С конца третьего квартала 2010 г. они увеличились более чем в два раза и по итогам третьего квартала 2011 г. Составили 340,4 млрд руб.

Нерезиденты. Зарубежные инвестиционные фонды. По имеющимся оценкам, в российские активы (как локальные акции, так и депозитарные расписки) инвестируют 2410 зарубежных фондов из числа тех, которые обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, это на 13% больше, чем в начале года. Вместе с тем объем инвестиций этих фондов в ценные бумаги российских компаний впервые за последние шесть лет снизился на 15,6 млрд долл, или 17,2% в относительном выражении. Особо значительным был вывод средств з специализированных фондов (доля российских активов более 75%) – за год объем активов в них сократился практически в два раза.

Количество нерезидентов – клиентов ФБ ММВБ росло до апреля 2011 г., однако затем начался интенсивный исход, и к концу года их число оставалось на уровне 3000 ед. (на 29% меньше, чем в начале года). Сокращение количества нерезидентов – активных клиентов было еще большим – до 412 ед. (на 37%).

В суммарном объеме сделок с негосударственными ценными бумагами на ФБ ММВБ доля нерезидентов в течение года составляла 27%, это немного меньше, чем в 2010 г.

Профессиональные участники  рынка ценных бумаг. Третий год подряд в среднем на 9,5% в год число профессиональных участников рынка ценных бумаг сокращается. По итогам 2011 г. в России 1378 организаций, имеющих те или иные лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, из них около 35% являются кредитными организациями.

Среди всех профучастников 1274 ком пании – брокеры, дилеры, доверительные управляющие, 65% из них расположены в Москве.

Знаковым событием стало  объединение в самом конце года групп ММВБ и РТС.

Среди профессиональных посредников – участников биржевых торгов отмечается высокая концентрация по объемам сделок. На ФБ ММВБ десять участников торгов с негосударственными ценными обеспечивают 59% оборота, а на РТС – 96% оборота.

 

3.2 Проблемы развития  российского фондового рынка

 

Российский рынок ценных бумаг продолжает оставаться противоречивым и неустойчивым, и несмотря на все это, наблюдается определенное движение рынка вперед.

Кроме того, инфляция продолжает обесценивать рынок в целом и  сдерживать его развитие, в связи с чем, рынок не отражает состояние экономики. И еще такой ситуации способствует то, что развитию рынка мешают кризис платежей и разрыв хозяйственных связей, и что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала .

Что мешает развитию РЦБ в России?

К основным проблемам  российского рынка ценных бумаг  относится:

- развитие инфраструктуры  фондового рынка - возрождение фондовых бирж и создание организованных внебиржевых систем торговли, создание расчетно-клиринговых систем;

- повышение информационной открытости рынка, увеличение его прозрачности;

- создание полной законодательной  и другой нормативной базы  функциони¬рования, т.к. без законодательного  регулирования рынок ценных бу¬маг  не может вы¬полнять своего  основного назначе¬ния: быть источником средств для преодоления инвестицион¬ного кризиса. Важные положения закона - установление единых требований при осуществлении профессио¬нальной деятельности для кредитных ор¬ганизаций и других ин¬вестиционных ком¬паний;

- проблема мелкого  инвестора. Рынок государственных ценных бумаг самых ликвид¬ных и надежных на сегодняшний день закрыт для мелких и средних инвесторов, что так же соз¬дает проблемы для самого рынка, для мотивации деятельности банка на этом рынке, что по¬рождает финансовые проблемы более широкого характера. С одной стороны не исполь¬зуются имеющиеся накопления населения, с другой - бюджет не получает возможных источников пок¬рытия. Таким образом, на рынке возникают перекосы, поскольку он ориентирован на крупные промышленные финансовые структуры.

- нехватка капиталовложений, так инвестиционный потенциал  банков в 7-8 раз меньше, чем  необходимо, а в бюджете денег  нет, и довольно-таки трудно  привлечь иностранный капи¬тал, поскольку для нашего рынка  характерен краткосрочный характер; и главная причина - не¬стабильность как в экономической, так и в политической ситуации страны;

- дальнейшая интеграция  с фондовыми рынками развитых  стран, хотя следует отметить, что на российском рынке присутствует  ряд западных компаний;

- незначительный объем  ценных бумаг и небольшое их разнообразие, а также вовлече¬ние в рыночный оборот все большего числа акций российских АО.

- депозитарий, т. к.  нет крупного признания всеми  головного депозитария и существует  про¬блема с регистрато¬рами  и реестром. Центральный Банк будет помогать развитию этой ин¬фраструктуры в части денеж¬ных расчетов;

- отсутствие на нашем  рынке таких институтов, как дилеры-оптовики  и джоберские конторы;

- недостатки системы  российско¬го бухгалтерского учета,  проблема, мешающая превра¬тить  Россию в мировой фондовый центр и выталки¬вающая торговлю российскими ценными бумагами за пределы государства .

Обобщим вышесказанное  и выявим ключевые проблемы российского  рынка ценных бумаг :

1. Преодоление негативно  влияющих внешних факторов, сдерживающих  развитие рынка ценных бумаг в России, в частности высокая социальная и политическая нестабильность, а также инфляция, которая оказывает влияние даже при своем невысоком уровне.

2. Целевая переориентация  рынка ценных бумаг. Вместо  обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спекулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых компаний, не имевших ранее реальных активов, - вместо выполнения этих задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функции - на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в России.

3. Выбор модели рынка,  т.е. выбор ориентации на североамериканскую или европейскую практику (в настоящее время наиболее сильна ориентация на фондовый рынок США). Этот выбор должен произойти в острейшей конкуренции банков и финансовых инвестиционных институтов. Учитывая, что российский рынок ценных бумаг использует опыт других стран, необходимо отметить общемировую тенденцию уменьшения доли банков в финансовых активах и увеличение доли коллективных инвесторов (совместных фондов, пенсионных фондов).

4. Наращивание объемов  и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг. Для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся рынков ценных бумаг, по оценке, размер капитализации рынка акций в % к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%. Это означает, что современный объем рынка ценных бумаг в России должен быть увеличен в 10-15 раз (а биржевой рынок - в несколько десятков и даже сотен раз). Для развитых рынков этот показатель составляет 60-90% от ВВП.

5. Долгосрочное, перспективное  управление. Необходимо учитывать, что большой и ликвидный вторичный рынок будет вести себя по-другому, чем полупустой российский рынок образца 1991-1993 гг. Большой рынок нуждается в более профессиональном регулировании, в предупреждении крупного падения рынка ценных бумаг. Очевидна необходимость введения уже сейчас элементов долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на микро- и макроуровне.

6. Укрупнение и рекапитализация  структур фондового рынка. Если  при существующих в Индии 19 биржах эксперты считают, что рынок ценных бумаг в этой стране раздроблен, разобщен, если в развитых странах количество бирж редко доходит до 7-9, то на 60 фондовых и товарно-фондовых бирж в России так или иначе стоит обратить внимание. Укрупнение может быть необходимым и для инвестиционных институтов (профессиональных участников рынка ценных бумаг).

7. Отсутствие вторых  эмиссий приватизированных предприятий.  Необходимо осуществлять эмиссии  данного рода для преодоления  инвестиционного кризиса.

8. Суррогаты ценных  бумаг, незаконная профессиональная деятельность на рынке. Государством введены регистрация, лицензирование, аттестация. Государственные органы имеют право квалифицировать финансовые инструменты в качестве ценных бумаг. Уже выпущены несколько сот нормативных актов по ценным бумагам. Государство создает систему надзора за рынком.

9. Беззащитность инвесторов.

10. Повышение роли государства  на рынке ценных бумаг. Речь  идет не об опережающем развитии  рынка государственных ценных  бумаг, это могло бы означать  переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства. Наоборот, эта тенденция должна быть преодолена. Имеется в виду:

- необходимость преодоления  раздробленности и пересечения  функций многих государственных  органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

- формирование сильной  Комиссии по ценным бумагам  и фондовому рынку, которая  сможет объединить ресурсы государства  и частного сектора на цели  создания рынка ценных бумаг; 

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России на современном этапе