Рынок ценных бумаг в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание

Рынок ценных бумаг стал активной частью финансовой системы России, органично дополняет денежный рынок и рынок банковских ссуд. Однако, несмотря на масштабность, российский рынок ценных бумаг находится на этапе первоначального развития. Пока не проработаны отдельные механизмы управления, не изучены отдельные категории и функции, не обобщен опыт работы региональных рынков ценных бумаг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1. Сущность ценных бумаг……………………………………………………....
1.1 Юридическое и экономическое понимание ценной бумаги……………
1.2 Виды ценных бумаг…………………………..…………………………...
2. Рынок ценных бумаг…………………………………………………………..
2.1 Понятие рынка ценных бумаг…………………………………………….
2.2 Функции рынка ценных бумаг……………………………………………
2.3 Виды ценных бумаг……………………………………………………….
3. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации………………………………
3.1 Анализ функционирования российского рынка ценных бумаг …..……
3.2 Проблемы развития российского фондового рынка…………………….
3.3 Цели, задачи и результаты развития финансового рынка
на период до 2020 года…………………………………………………….
Заключение……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курс. Финансы испр.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

- ускоренное создание  жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы как способа ограничить риски инвесторов (прежде всего требования к достаточности капитала, качеству активов и ликвидности небанковских инвестиционных институтов, ограничения их собственных операций по рискам, правила этичного ведения операций и полного раскрытия информации при обслуживании клиентов и т.п.);

- создание системы  отчетности и публикации макро-  и микроэкономической информации  о состоянии рынка ценных бумаг; 

- гармонизация российских  и международных (в частности, европейских) стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

- создание активно  действующей системы надзора  (на базе внешнего наблюдения  и инспекций на месте) за  небанковскими инвестиционными  институтами; 

- срочное создание  государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов (специализированный фонд на эти цели).

11. Создание депозитарной  и клиринговой сети, агентской  сети для регистрации движения  ценных бумаг в интересах эмитентов и выполнения других технических функций. Если этого не произойдет, рынок захлебнется по мере массового поступления акций приватизированных предприятий и наращивания их вторичного обращения. Технические факторы способны быть не только тормозом развития, но и причиной падения рынка.

12. Широкая реализация  принципа открытости информации (на это уже указывалось в  связи с проблемой повышения  роли государства):

а) расширение объема публикаций, введение обязательности публикации любых  материальных фактов, возникающих в деятельности эмитентов и могущих существенно повлиять на курс ценных бумаг эмитента,

б) создание независимых  рейтинговых агентств и введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов  и ценных бумаг,

в) широкая публикация и независимое обсуждение макро- и микроэкономической отчетности,

г) четкое отделение информации, являющейся коммерческой тайной, от данных, не являющихся таковыми,

д) развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные  отрасли как объекты инвестиций),

е) создание общепринятой системы показателей для анализа  рынка ценных бумаг (фондовые индексы, признанные в национальном масштабе и являющиеся индикаторами рынка  для иностранных инвесторов, показатели анализа деятельности эмитента, показатели для анализа достаточности капитала, ликвидности, качества активов и т.п. инвестиционных институтов).

13. Широкая реализация  принципа представительства и  консолидации интересов: 

а) создание консультационного  органа, объединяющего представителей государственных органов, банков и небанковских инвестиционных институтов, регионов и республики;

б) передача части прав по регулированию рынка регионам;

в) введение представителей публики в состав директоратов регулятивных органов, государства, саморегулирующихся организаций, фондовых бирж (или, например, представителей бирж в состав директоратов государственных органов),

г) государственная поддержка  саморегулирующихся организаций, обеспечивающая их опережающее развитие, и передача им части функций государства по регламентации рынка ценных бумаг и надзору за ним,

д) создание системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых, создание совместных групп российских и иностранных  экспертов, разработка и запуск исследовательской  программы).

14. Получение крупных  размеров международной помощи (в  области создания регулятивной, информационной и технологической  инфраструктуры рынка, восстановления  системы образования и российской  научной школы в области рынка  ценных бумаг).

15. Восстановление системы образования в данной области, российской научной школы и просто рыночной культуры инвесторов и профессиональных участников рынка.

 

 

3.3 Цели, задачи  и результаты развития финансового  рынка на период до 2020 года

 

Целью настоящей Стратегии является формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра.

До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:

  • повышение емкости и прозрачности финансового рынка;
  • обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
    • формирование благоприятного налогового климата для его участников;
    • совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка  потребуется:

    • внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
    • расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;
    • создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;
    • повышение уровня информированности граждан о возможностях   инвестирования сбережений на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается:

    • унификация регулирования всех сегментов организованного        финансового рынка;
    •   создание нормативно-правовых и организационных условий для       возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;
    • создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;
    • повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

Задача по формированию благоприятного налогового климата  для участников финансового рынка  должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:

    • совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;
    • совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;
    • совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.

В целях реализации задачи по совершенствованию правового регулирования на финансовом рынке необходимо:

    • повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями;
    • снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
    • обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке;
    • развитие и совершенствование корпоративного управления;
    • принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Помимо решения указанных  задач необходимо повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения норм законодательства Российской Федерации и на этой основе совершенствовать нормативную правовую базу.

Решение задач настоящей Стратегии позволит создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и сформировать на его основе конкурентоспособный самостоятельный финансовый центр.

 

 

Заключение

 

Переход к  рыночной экономике потребовал возрождения  и использования всего многообразия ценных бумаг. В свою очередь, появилась настоятельная потребность в четком правовом оформлении ценных бумаг и особенностей их оборота. В сфере правового регулирования отношений связанных с обращением ценных бумаг на современном временном этапе нормы Гражданского Кодекса РФ играют основополагающую роль, что немаловажно для обеспечения устойчивости и стабильности таких отношений в целом.

Принятие  Гражданского кодекса Российской Федерации, Законов РФ «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», а также некоторых других регулирующих рассматриваемую сферу, создало определенную систему законов в сфере рынка ценных бумаг, что позволило устранить многочисленные разночтения и споры. В процессе вступления участников рынка ценных бумаг в складывающиеся между ними правоотношения, особую ценность имеет уяснение понятия ценных бумаг, в том числе и как объектов гражданских прав, осознание сущности правового режима ценных бумаг.

Необходимо  помнить, что основным свойством  ценных бумаг является их публичная достоверность, проявляющаяся в том, что должник по ценной бумаге не вправе проверять, является ли его кредитором лицо, требующее исполнения. Чтобы освободиться от обязанности по ценной бумаге, должник должен совершить исполнение тому, кто отвечает официально установленным формальным признакам.

В отношении  деления ценных бумаг на виды независимо от классификации по различным основаниям, имеющим практическое значение, видовое  различие следует производить в  соответствии со ст. 143 ГК РФ.

Необходимо и дальше следовать принципам преемственности в развитии нормативной правовой базы; использования гражданского права для развития фондового рынка в сочетании с формированием новых правовых институтов, способствующих его становлению и развитию; важно помнить, что одной из ценностей стабильности и упорядочения рынка ценных бумаг является преимущественная и всесторонняя защита законных прав и интересов инвесторов; пресечение незаконной деятельности; повышение ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов за результаты своей деятельности;

Необходимо  отметить, что существует необходимость  дальнейшей разработки теоретических  вопросов по ценным бумагам, которая  не вызывает сомнений, в частности  моментов, касающихся восстановления прав по утраченным ценным бумагам.

Подводя итог, нужно подчеркнуть, что рынок ценных бумаг не является чем-то постоянным, он все время находится  в движении, в развитии, заимствуя  и порождая новые формы и виды ценных бумаг.

 

Список литературы

 

  1.   Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.94 г., часть 1.
  2. Федеральный Закон РФ от 22.04.1996г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.
  3. Закон о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: Федеральный закон №46-ФЗ от 5 марта 1999 г.
  4. Закон об инвестиционных фондах: Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г.
  5. Закон о рекламе: Федеральный закон № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г.
  6. Федеральный Закон РФ от 26.12.1995г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.
  7. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и Статистика, 1992.
  8. Астахов М. Рынок ценных бумаг и его участники. - М., 1996.
  9. Горчаков А.А. Тенденции развития кредитного рынка России /Горчаков А.А., Половников В.А. //Банковское дело – 2003. №3,. -22 с.
  10. Галанов В. А. Рынок ценных бумаг: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и Статистика, 20065
  11. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. – М.:      Перспектива, – 2006
  12. Долинская И. Кредитные организации на рынке ценных бумаг. / Долинская И. //РЦБ - 2002.-№ 1 – 36 с.
  13. Бердникова Т.Б Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.:ИНФРА-М, 2000.
  14. Коанов А.Л. Кастоди: новый участник рынка или новое название старого. / Коанов А.Л. //РЦБ, 2002. -№6 – 59 с.
  15. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент./ Ковалев В.В. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 768 с.
  16. Кольцова Н. Фондовые индексы AK&M / Кольцова Н. //Рынок ценных бумаг, 2003. №10 – 25с.
  17. Крылова М. Ценная бумага- вещь, документ или совокупность прав? Крылова М. //РЦБ 2004. -№16 – 38 с.
  18. Т.А. Фролова/Банковское дело: конспект лекций. - Таганрог:

ТТИ ЮФУ, 2010.

  1. Галанов В.А./Рынок ценных бумаг: Учебник. — М.: ИНФРА-М. — 2007. — 379 с.
  2. Б.А. Карташов, Е.В. Матвеева, Т.А. Смелова, А.Е. Гаврилов РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ (ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ): Учеб. пособие. Волгоград: ВолгГТУ, 2006. – 180 с.
  3. Шестаков А.В и Д.А Рынок ценных бумаг. – М.: 2000.
  4. Рынок ценных бумаг: Учебник/Под ред. В.А.  Галанова, Р93 А.И. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 448  с.
  5. www.cbr.ru
  6. www.theomniguild.com
  7.   www.grandars.ru

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России на современном этапе