Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:14, шпаргалка
1. Финансовая система РФ, хар-ка ее звеньев
2. Экономическое содержание и необходимость финансов
3. Содержание и значение финансового контроля.
4. Принципы бюджетного устройства РФ.
5. Бюджетный процесс, характеристика его стадий
6. Финансовая политика РФ и ее особ-ти на совр этапе.
7. Налоговая система РФ, ее хар-ка.
8. Гос кредит, его сущность и формы.
9. Местные финансы, их социально - экономическая сущность
10. Регион бюджеты и методы укрепления их доходной базы в рын усл-х
Образование
здравоохранение
расходы на культуру, искусство, средства массовой информации
расходы на социальную политику
расходы на обслуживание гос. долга
расходы на оказание финансовой помощи другим бюджетам:
расходы целевых бюджетных фондов
Такая
классификация наглядно отражает роль
государства в различных
Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, другое гос. учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. , она показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные в изменением системы управления.
Классификация расходов по целевому назначению, т. е. по конкретным видам затрат создает предпосылки для рационального использования б - ных средств.
Территориальная
классификация подразделяет расходы б
- та на расходы федерального б - та,
расходы б - тов членов Федерации и расходы
местных б - тов.
Налоговая система должна быть понятной и стабильной, число налогов надо сократить, а процедуру их взимания существенно упростить. Изменение в налоговой системе должно поддерживать производителей, особенно работающих на потребительский рынок, стимулировать инвестиции, быть высокоэффективными для экономики в целом. Следует продумать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей. Нужно научиться собирать все, что причитается государству. Проблема бюджетного дефицита станет менее острой. Правительству следует выступить с законодательными инициативами, предусмат - ривающими перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и недвижимости. Надо ужесточить финансовые санкции против загрязнителей окружающей среды, не подрывая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. В интересах производства - существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и инновационной деятельности.
Реорганизация
налоговой политики по следующим направлениям:
пересмотр принципов налогообложения,
перечня ставок и процедур взимания налогов,
нормативов и алгоритмов распределения
налоговых поступлений между бюджетами
–позволят без чрезмерного ущерба для
общего объема доходов бюджета существенно
повысить экономическую активность,
увеличить спрос, создать условия для
роста инвестиционной активности,
расширить налогооблагаемую базу и поднять
общий объем налоговых поступлений.
Меры налогового регулирования: -
девальвация рубля (завышенный курс
рубля приводит к форсированию импорта
и сокращению сбыта товаров отечественного
производства, нужно стимулировать
экспортоориентированные и импортозамещающие
сферы, девальвировать рубль в реальном
выражении в 1, 5 - 2 раза при одновременной
ликвидации наиболее инфляционных налогов
на себестоимость и на выручку от реализации
и оплату труда; применение
ограничений на выпуск
ценных бумаг - их следует нацелить
исключительно на реализацию конкретных
инвестиционных проектов, необходимо
использовать лимиты по соотношению стоимости
и размещаемых акций и реального капитала
предприятий; передача
акций предприятий,
принадлежащих государству
в доверительное управление –это позволит
отменить соответствующие налоги с предприятий
и создать у их руководителей мотивы к
максимизации прибыли.
В процессе составления, утверждения и исполнения федерального бюджета может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами – дефицит бюджета.
В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов (на 5, 10, 15 %) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.
Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это - заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынков, они утверждаются законом об этом бюджете на текущий год. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
Среди источников финансирования дефицита бюджета выделяют: внутренние источники - кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ц/б от имени РФ, бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней и от внебюджетных фондов; внешние источники – государственные займы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте.
Основная особенность внутренних источников финансирования дефицита бюджета связана с тем, что Правительство РФ постепенно увеличивает сроки заимствований на внутреннем рынке, что приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг. Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок оборудования. Улучшению структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получение Россией кредитных рейтингов ведущих специализированных международных организаций. Внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам.
Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, бразуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении федерального бюджета.
Государственными внебюджетными фондами РФ являются:
- Пенсионный фонд РФ; - Фонд социального страхования РФ;
- Федеральный
фонд обязательного
- Государственный фонд занятости населения РФ;
Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет следующих источников: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; займы, полученные фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
Пенсионный фонд - централизованная система аккумуляции и перераспределения денежных средств. Его задача - обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого фонд организует работу по сбору страховых взносов, осуществляет капитализацию своих средств, финансирует выплаты нетрудоспособному населению в виде трудовых, военных, социальных пенсий по инвалидности, пособия по уходу за ребенком (28%, 14 из них – в фед бюджет).
Фонд социального страхования – специализированное финансово - кредитное учреждение при Правительстве РФ. Основные задачи – обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности, рождении ребенка, на погребение, лечение, оплату путевок, участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования, организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования (4%).
Государственный фонд занятости населения –предназначен для аккумуляции страховых взносов, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Средства формируются за счет гос бюджета. Средства направляются: на финансирование мероприятий по профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке безработных граждан, организацию и частичное финансирование общественных работ, выплату пособий по безработице, мероприятия сохранению и созданию рабочих мест для нуждающихся граждан.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – находится в гос. собственности и его средства являются целевыми. Его задачи - обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области ОМС, разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС (3,6%).
С 1.01.01
с вступлением 2-ой части нал Кодекса
переходят из кат сборов в категорию налогов,
за искл. Фонда занятости.
Все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют собой в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Согласно законодательству она представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов административно - территориальных единиц.
Государственная бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает:
республиканский (федеральный) бюджет;
21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и С.–П., 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области;
около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
Бюджеты
нижестоящих органов
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.
В законе дано определение консолидированного бюджета – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
Бюджетный кодекс РФ, который был принят в 1998 году расширил бюджетную систему, включив туда б - ты внебюджетных фондов.
Доходы б - та – эк категория, кот. отражает ден отношения, возникающие в процессе изъятия чаcти дох юр и физ лиц в пользу гос-ва в форме обязат и безвозм платежей. Дох-д бюдж – собственность фин ресурсов гос-ва, кот оно получает на основе действующего законодат-ва. В ср., на долю дох-в бюдж приход 85% всех фин рес-ов гос-ва, а остальн – 15% - поступл по гос кредиту. В РФ доходы б - тов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 90%) бюджетного фонда гос-ва, относятся предусмотренные законодательство РФ федеральные, региональные и местные налоги т сборы, а также пени и штрафы.