Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:14, шпаргалка
1. Финансовая система РФ, хар-ка ее звеньев
2. Экономическое содержание и необходимость финансов
3. Содержание и значение финансового контроля.
4. Принципы бюджетного устройства РФ.
5. Бюджетный процесс, характеристика его стадий
6. Финансовая политика РФ и ее особ-ти на совр этапе.
7. Налоговая система РФ, ее хар-ка.
8. Гос кредит, его сущность и формы.
9. Местные финансы, их социально - экономическая сущность
10. Регион бюджеты и методы укрепления их доходной базы в рын усл-х
Неналоговыми доходами б - та являются доходы от:
В доходы бюджета могут зачисляться безвозмездные перечисления от физ и юр лиц, междунар орг-ций и правительств иностр гос-в.
НДС- косвенный налог, влияющ на процесс ц/о и структуру потребления. Основн ф-ция – фискальная. Носителями явл конечный потребитель. Пла-ком явл любые предпр. И орг-ции, осущ продажу тов-в, работ, услуг на террит РФ. Ставкой 0% облаг тов-ы, кот экспортируются с тамож террит РФ. Ставкой 10% облаг пищев тов-ы и тов для детей. По остальным товарам –20%.
Объектом н\о признается все продажи тов-в, реализ услуг, работ, а также использов тов-в для собств нужд предприятия, выполняющ стоит-монтажн работы (ввоз тов-в на таможн. Террит.; реализ имущ прав).
Льготы. Освобожд от уплаты налога орг-ции и индивид предприним, если за 3 предшеств последов календар месяца сумма выручки от реализ тов-в этих орг-ций не превысила в сов-ти 1 млн.руб. (только для орг, реализ неподакцизные тов-ы).
НДС дает возможность увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление, позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технических средств и определенной системы документооборота. Являясь налогом на потребление, НДС может выступать фактором, сдерживающим производство. НДС –представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров, работ, услуг, которая создана живым трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. НДС стабильный, регулярный источник доходов, он сложен с точки зрения уклонения от уплаты налога. НДС удерживает первое место в налоговых доходах федерального бюджета.
Эволюция
ставок НДС в сторону снижения
(по сравнению с прошлыми годами)
обусловлена отрицательным
Местные налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в местные бюджеты. Они являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды. В РФ поступление местных налогов и сборов в доходную часть бюджетов городов и районов не одинаково и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. , и они не могут покрыть финансовые потребности территорий.
К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы. Местное налогообложение должно быть санкционировано и одобрено центральной властью. Бюджеты субьектов Федерации и местных органов самоуправления не имеют собственной доходной базы, достаточной для покрытия своих бюджетных расходов. Недостаток средств в бюджетах разных уровней вызывает и финансовые противоречия между регионами, которые проявляются в борьбе за регулирующие источники доходов и разного рола дотации из федерального бюджета. Определенную роль в снижении зависимости местных бюджетов от централизованно выделяемых средств и наделения их дополнительными источниками финансирования бюджетных расходов играет Закон 1997 г. , определяющий доли федеральных налогов, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе: 1) часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50%, 2) часть налога на прибыль организации в пределах не менее 5%. 3) часть НДС по товарам отечественного производства в пределах не менее 10 %, 4) часть акцизов на спирт, водку и ликеро - водочные изделия в пределах не менее 5 %. 5) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров в пределах не менее 10 %.
Подавляющая
часть местных налогов и сборов
поступает в местные бюджеты
и используется исключительно для
финансирования расходов. предусмотренных
местными бюджетами. Однако в отдельных
случаях федеральным законодательством
могут быть предусмотрены нормативные
отчисления от местных налогов в вышестоящие
бюджеты. Н - р, земельный налог зачисляется
на бюджетные счета соответствующих органов
местного самоуправления, однако часть
данных средств централизуется в федеральном
бюджете для финансирования общегосударственных
мероприятий по улучшению и восстановлению
земель.
Прям нал-и – взим непосредственно с н\плат-ка за счет его дох-в. Они обчеспеч-т лучшие рез-ты с т.зр. регулирования и они более соц-но справедливы, т.к. их размер зависит от дох-в и имущ положения н\плат-ка. Сущ реальные (взим с им-ва и отд видов деят-ти план-ка), кот дел-ся на частные (взим с кажд вида им-ва отдельно) и глобальные (взим-ся с общ объема им-ва), личные – подоходные налоги, кот м.б. глобалиными и шедулярными (дох-д разбив-ся на неск частей в зав-ти от источн получения, и кажд примен отдельная ставка).
В основном это налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль предприятий –подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся, Объект налогообложения - совокупный доход (денежные выплаты гражданам на предприятиях, материальные помощи). Взимается у источника дохода (по месту работы), налог на прибыль предприятий - основной вид налога юридических лиц, плательщики - предприятия и организации в том числе бюджетные представляющие собой юридические лица независимо от подчиненности, формы собственности, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные обьединения, компании, фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Объект налогообложения –валовая прибыль и важным является правильное определение –затрат, включаемых в себестоимость продукции. Ставка –35% для предприятий, 45% за посреднические операции.
Также к прямым налогам относятся: налоги на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу , поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж.
Прямые налоги бывают реальными (уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров, деятельности независимо от финансового положения налогоплательщика) и личными (учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода.
Налог на имущество физических лиц включает: налог с владельцев транспортных средств, налог на имущество после дарения и наследования (федеральные), налоги на имущество физических лиц и земельный налог (местные). Объекты обложения - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи (0, 1 % от инвентарной стоимости), моторные лодки, вертолеты, самолеты (от 3 - 13, 6 % от ММОТ).
Прямые
налоги трудно перенести на потребителя.
Из них легче всего дело обстоит
с налогами на землю и на другую
недвижимость: они включаются в арендную
и квартирную плату, цену с/х продукции.
Межбюджетные отн - я - это отн - я между орг - ми гос. власти РФ, орг - ми гос. власти субьектов РФ и орг - ми местного самоупр - я, связанные с формир - ем и испол - ем соответ - х бюд - ов, они основываются на след - х принц - х:
Распред - я и закреп - я рас - в бюд - в по определ. уровням бюд - ой сис - мы РФ; Разгран - я регул - х дох - в по уровням бюдж. сис - мы РФ; Равенства бюд - х прав субьектов РФ, муниципальных образований; Выравнивание уровней мин - ой бюд - й обеспеченности субьектов РФ, муниц - ых образований; Равен - ва всех бюд - в РФ во взаимоотн - ях с фед - м бюд - ом, равен - ва местных бюд - в во взаимоотн - ях с бюд - ми субьектов
Собст - ые дох - ы терр - х бюд - в - виды дох - в, закреп - е на постоянной основе полностью или частично за соответ - ми бюд - ми закон - вом РФ.
Регулир - щие дох - ды терр - ных бюд - в - это фед - е и рег - ые налоги и иные платежи, по кот. устанавлива - ся нормативы отчислений в % в бюд - ты субьектов РФ или мест - е бюд - ты на очередной фин год и на долговременной основе по разным видам таких налогов.
Виды регулир - х дох - в: Трансферты - сред - ва, поступ - щие из фед - го и рег - ого фондов фин - й поддержки регионов, рассчитываемые правит - вом по формуле. Дотация - сред - ва, предоставляемые бюд - ту др уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия тек - х рас - в. Субвенция – сред - ва, предоставляемые бюд - ту др уровня для осущ - ния целевых рас - в. Субсидия – сред - ва, предоставляемые бюд - ту др уровня на условиях долевого финан - ния целевых рас - в.
Фин -
во - бюд - й федерализм
- это раздел - е полномочий между центр
- ми орг - ми власти, субьектов РФ и
мест - го самоуправ - ния в области фин
- в. Он реализуется в ходе процесса
при мобилизации бюд - х дох - в и расх -
нии бюд - х средств и базируется на след
- х принципах: 1) закон - ом разграничении
полномочий по расх - м между орг - ми власти
всех уровней управ - я; 2)обеспеч - и соответ
- х органов вл - ти необход - ми фин ресур
- и для выпол - я ими возложенных на них
фун - й; 3)обеспеч - и вертик - го и горизонта
- го вырав - ия дох - в всех звеньев; 4)самостоят
- ти и равноправии каждого бюд – та. В
2001 правит-вом была принята программа
«Развития бюдж фед-ма», основн зад-и кот.:
1. Укрепление дох базы регион б-та остается
большая часть (14,5+2%). 2. Созд разл фонды:
Фонд компенсаций (связ с принятием фед
з-нов); фонд софинанс-ния соц расх-в направлен
на оказание помощи по конкр вопр-м (в наст
вр помощь на увелич з/п гос служащим);
фонд регион развит-я, фонд реформиров-я
регион финансов.
Исп-ие б-та пров-ся отдельно по дох-м и расх-м. В исполнении уч-ют все юр и физ лица, гос органы. Дох часть б-та исполн-ся самими плат-ми, контроль возложен на МНС и ГТК и часть на Мин-во Фин-ов (гос займы и кредиты). Расх часть б-та исп-ся Минфином через Фед Казнач-во. Организует все процедуры предоствал ср-в бюджетополуч-ми (открывает б ассигнования). Фед К-во занимается кассовым испон-ем б-та – проводит операции по зачислению дох-в на единый счет. По регион и местн б-там может использ-ся банк с-ма кассового исполнения. В этом случ все операции осущ-ют уполномоч ком банки. 31.12 заканч бюдж год и все операции по исполн б-та прекращ-ся.
ТП – косвен налоги, взим-ые гос-вом с тов-в, провозимых через нац тамож границу. При этом они явл источником пополнения гос бюджета, регулятором ввоза и вывоза тов-в защищая интересы отеч производ. 25-30% всех нал ср-в в бюджете. ТП. перекладывается в цену тов-а, причем на законных основания, конечным плат-м явл покупатель. В зав-ти от направления движения тов-в и их происхождения ТП подраздел.: импортные, экспортные, транзитные. На отд тов-ы устанавл-ся сезонные ТП на срок не более 6 мес в году в целях временного ограничения или стимулирования ввоза или вывоза тов-в.
В зав-ти от целей ТП: 1) фискальные (предназнач для наиб пополнения бюдж дох-в гос-ва, и обычно облаг импортные тов-ы, если в стране не производ-ся аналогичные, или на экспорт, польз-ся высоким спросом на мир рынке); 2) протекциональные (защищают внутр рынок от ввоза тов-в по ценам сущ-но ниже мировых. Заруб произв-ль снижает цены, пытаясь ликвид-ть отеч-ого. Задача – уровнять цены импорт и очеч тов-в); 3) компенсационные (взим-ся сверх обычных пошлин. Примен в целях снижения конкур-ции импорт-х тов-в); 4) специальные (примен-ся в кач-ве защитн меры в отнош-ии участников внешнеэк связей, наруш-их эконом интересы гос-ва); 5) преференциальные (льготные пошлины, вводимые для поощрения импорта определ тов-в). Исходя из построения ставки ТП подраздел.: 1) адвалорные - исчисл в %-ах к тамож ст-ти облаг-ых тов-в; 2) специфические – твердые, установл в определ сумме с ед-цы измер-ия облаг тов-в; 3) смешанные – сочетают в себе (1) и (2); 4) альтернытивные – для неск тов-в действ-т адваларн и спец-ие, и взим наибольшие из них.
Субъетом ТП может явл тепловая, электр-ия и др. виды энергии. Начисление, уплата всегда предшествует получению тов-в собст-ми. Т. ст-ть заявл-ся декларантом – лицо, перемещ-ее тов-ы через границу и предъявл эти тов-ы для там декларации.