Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:14, шпаргалка
Шпаргалка по "Финансам"
7. Финансовое прогнозирование: понятие, цель, задачи, методы.
Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: - построение эконометрических моделей, описывающих динамикупоказателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы; - корреляционно-регрессионный анализ; - метод экспертной оценки. Основными задачами финансового прогнозирования являются установление объема финансовых ресурсовв предстоящем периоде, источников их формирования и путей наиболее эффективного использования. Разработка прогноза дает возможность ответить на вопрос: что ожидает предприятие в обозримом будущем - укрепление или утрата платежеспособности. Финансовое прогнозирование – исследование и разработка возможных путей развития финансов. Задачи финансового прогнозирования: - определить предполагаемый объем финансовых ресурсов - определить источники их формирования - выявить основные направления наиболее эффективного их использования. Главная цель: достижение высокой эффективности хозяйствования предприятия. При финансовом прогнозировании используются различные методы. Наиболее распространенными считаются: - экономико-математическое моделирование - метод экспертных оценок Экономико-математическое моделирование позволяет с определенной степенью вероятности определить динамику показателей. При построении модели проводят корреляционно-регрессионный анализ. С помощью метода экспертных оценок проводят корректировку показателей. Финансовое прогнозирование осуществляется в несколько этапов: - определяют прогнозный объем производства и реализации продукции - определяют потребность в активах - определяют необходимые величины заемных средств - определяют будущие изменения финансового состояния предприятия.
8. Финансовое планирование : понятие, объект ,цель, задачи.
Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов, получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, – сметы; общественные объединения, страховые компании – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты различных уровней. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Основные задачи:1)опр-ие объема финн ресурсов по каждому источнику поступления и общего объема финан ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования 2)определение направлений использования финн ресурсов и уст приоритетов в их расходовании.3)обеспечение экономного и эф расходования финн ресурсов.4)создание условий для обеспечения финн устойчивости суб хоз-ния, а также уст-ти бюджетов,формируемых органами власти всех уровней бюджетов гос внебюд фондов.5)опр-ие эк-ки обоснованных размеров финн резервов. Этапы: 1)анализ выполнения плана в предыдущем и текущем периодах; 2)расчет плановых показателей; 3) составление финн плана.
9.Понятие финансового плана. Виды финансовых планов публичной власти и субъектов хозяйствования
Финансовый план представляет собой свод системы плановых финансовых показателей в виде баланса, бюджета, сметы, иных документов, в которых отражаются ожидаемые объемы формирования и использования финансовых ресурсов на планируемый период времени. Финансовые планы составляются преимущественно в форме баланса доходов и расходов. Основными финансовыми планами органов государственной власти и местного самоуправления являются бюджеты соответствующих уровней, бюджеты государственных внебюджетных фондов, сводный финансовый баланс страны и среднесрочные финансовые планы субъектов Федерации (муниципальных образований). Для коммерческих организаций – баланс доходов и расходов и бюджеты организации, включая налоговый; для некоммерческих организаций – смета доходов и расходов, бюджетная смета.
Государственное и муниципальное финансовое планирование реализуется прежде всего в показателях системы бюджетов органов государственной власти и местного самоуправлении (федеральный, региональный и местный бюджеты). Как финансовый план бюджет составляется в форме баланса (росписи) доходов и расходов на очередной бюджетный год и плановый период (для трехгодичного бюджета). Еще одной разновидностью директивных государственных финансовых планов является система бюджетов внебюджетных фондов. В России она включает бюджеты ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС. Сводный финансовый баланс РФ представляет собой документ, в котором отражаются плановые параметры объема и направлений использования финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Этот баланс составляется в целях оценки финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития страны и проекта федерального бюджета на очередной год и плановый период (два года), а также для оценки влияния финансовой политики на социально-экономическое развитие общества. Среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования) разрабатывается ежегодно по установленной форме. Относительно самостоятельное значение в системе публичных финансовых планов имеет баланс денежных доходов и расходов населения, отражающий движение финансовых ресурсов домашних хозяйств (движение денежных средств в наличной и безналичной формах).. Частнохозяйственные финансовые планы имеют своей целью обоснование индивидуального кругооборота денежных средств конкретного хозяйствующего субъекта – организации или домашнего хозяйства (индивидуального предпринимателя). В них планируются доходы и другие поступления финансовых ресурсов, расходы и финансовые результаты деятельности субъекта. Финансовые планы коммерческой организации разрабатываются на основе бизнес-плана и других плановых (прогнозных) параметров общехозяйственного и общеэкономического характера, отражающих виды деятельности и направления развития организации, включая инвестиционное, на предстоящий год и более длительный период. Коммерческая организация составляет годовой баланс доходов и расходов с поквартальной разбивкой. В нем планируются показатели, характеризующие объем и состав финансовых ресурсов организации, а также направления их использования. Сводный бюджет коммерческой организации представляет собой более развитую форму финансового планирования. Сводным этот бюджет называется потому, что он представляет собой иерархическую систему частных бюджетов, конкретизирующих показатели сводного бюджета. Финансовые планы некоммерческих организаций (бюджетных учреждений, иных некоммерческих организаций) составляются с целью определения объема финансовых ресурсов и направлений их использования в рамках осуществления этими организациями уставной деятельности по представлению социально-культурных, научных, образовательных и иных услуг на некоммерческой основе. Бюджетным организациям (учреждениям) вменяется в обязанность составлять бюджетные сметы в порядке, установленном БК РФ. Прочие некоммерческие организации вправе выбирать виды финансовых планов: баланс доходов и расходов или смету доходов и расходов. Избранная форма планирования должна быть установлена в учредительских документах организации. Чаще всего финансовые планы в форме сметы доходов и расходов используют общественные и религиозные организации и различные общественные фонды. Финансовые планы таких некоммерческих организаций регламентируются, разрабатываются и утверждаются самими организациями, и в этом их финансовое планирование сближается с планированием коммерческих организаций, хотя цели у них различные.( к финн планам субъектов хоз-ния относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов,план финн=хоз деятельности,бюджетная смета.
10.Финансовый контроль: понятие, цель, задачи.
Финансовый контроль - регламентируемая нормой права деятельность по проверке соблюдения субъектами хозяйствования, органами гос власти и местного самоуправления финн законодательства и финн дисциплины. Финн дисциплина-соблюдение всеми участниками финн отношений порядка осуществления финн деятельности, основанном на своевременном и полном выполнении расчетных, платежных, бюджетных, кредитных, и иных финн обязательств. Финн контроль выступает формой реализации контрольной функции финансов. Его цель: своевременное выявление отклонений от параметра финн планов на макро и микро уровне, выявл фин нарушений и злоупотреблений и принятие мер по их устранению и допущению впредь. Задачи: 1)обеспечение финн безопасности гос-ва и финн устойчивости субъектов хозяйствования;2) обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектами хоз-ния своих обязательств перед бюджетами и внебюджетными фондами, иных фин обяз-в.;3)выявление резервов роста финн ресурсов во всех звеньях финн системы и обеспечение их эф использования;4) обеспечение соблюдения финн интересов субъектов хозяйствования и усиление их ответственности за результаты своей деятельности. По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на:– предварительный;– текущий;– последующий.
11.Объект и субъекты финансового контроля. Виды финансового контроля в зависимости от субъектов.
Объект контроля – процессы формирования, распределения и использования финн ресурсов субъектов хозяйствования, органов государ власти и местного самоуправления. Субъекты:1)контролируемые субъекты-органы власти,юр и физ лица деят которых подлежит финн контролю;2) контролирующие субъекты-уполномоченные органы публичной власти и их должностные лица,специализированные контролирующие органы, а также квалифицированные специалисты,осуществляющие контрольную деятельность в соответствии с нормами права. В зависимости от субъектов контроля, тоесть от того кто его осуществляет финансовый контроль делится на государственный и негосударственный. Государственный финансовый контроль — это система действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а так же разработка превентивных мероприятий по их предотвращению.Целью ГФК является обеспечение законности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.
12.Государственный (
О: совокупоность действий , проводимый органами гос власти и месного самоуправления,а так же специально созданными ими органами с целью обеспечения законности, целесообразности и эф-ти форм финн ресурсов гос-ва и муниц образований. Его осуществляют: фед собрание (парламент), закон собрания суб рФ и предст органы муниц образований, счетная палата РФ, ЦБ РФ, минфин россии и в его составе фед налоговая служба, фин-го бюджетного нажзора, фед служба страхового надзора, фед казначейство, фед таможенная служба, фед служба по фин рынкам, фед служба фин мониторингу, конт и фин органы суб РФ и муниц образований, главные распорядители и распорядители бюджтных средств. Гос (муниц) контроль включает в себя:1)контроль за исполнением бюджетов органов власти всех уровней и бюджетов внебюджетных фондов; 2) за организацией денежного обращения; 3) за состояние гос-го и мун внутр и внеш долга;4) за эф-ыи исп-ем гос и мун собственности;5)за предоставлением налоговых льгот т т.д. В связи с этим в составе фин контроля выделяют бюджетный контроль, налоговый, контроль за деятельностью внебюджетных фондов, таможенный,валютный, контроль в страховой сфере, контроль за деятельностью проф участников рынка ценных бумаг,денежнокрдеитный контроль.Фмн контролю со строны государства и муниц образований подвергаются независимо от орг прав форм и ведомств принадлежности,а также видов деятельности все получатели бюджетных средств,гос органы исполнительной власти и органы метного самоуправления, а также кредитные учреждения и инвест институты,привлекающие и использующие бюджетные средства.
13.Понятие финансового контроля. Негосударственный финансовый контроль и его виды.
Финансовый контроль - регламентируемая нормой права деятельность по проверке соблюдения субъектами хозяйствования, органами гос власти и местного самоуправления финн законодательства и фин дисциплины. Фин дисциплина-соблюдение всеми участниками финн отношений порядка осуществления финн деятельности, основанном на своевременном и полном выполнении расчетных, платежных, бюджетных, кредитных, и иных финн обязательств. Финн контроль выступает формой реализации контрольной функции финансов. Его цель: своевременное выявление отклонений от параметра финн планов на макро и микро уровне, выявл фин нарушений и злоупотреблений и принятие мер по их устранению и допущению впредь. Негосударственный фин контроль подразделяется на ведомственный внутрихозяйственный, банковский, независимый (аудиторский) и общественный.Внутрихоз фин котроль осущ органы управления,фин-эк службы и подразделения, специалисты самих предприятий и ф-ий суб хоз-ия.внутрихоз фин контроль направлен на обеспечение сохранности и рац использования ресурсов предприятий и организаций на выявление резервов роста их доходов на выявл негативных явлений фин хоз деят-ти и их устранение. Независимый или аудиторский фин контроль осущ аудит компании или независимые аудиторы,он нацелен на восстановление достоверности бух информации и фин отчетности и соответтвия порядка ведения бух учета дейст законодательству. Банковский контроль осущ банки.Они оценивают кредитоспособность своих клиентов,отслеживание своевр возрата выданных кредитов,кроме того банки контролируют соблюдение свомим клиентами – юр лицами расчетной и платной дисциплины валют зак-ва. Общественный контроль - общ организации и объединения(общ палата РФ и суб-ов,профсоюзы,союзы инвадидов,).цель общ контроля:защита фин прав и интересов отд граждан или их соц-профес групп.
14.Принципы финансового контроля.
1)законность – обеспечен тем,
15.Методы финансового контроля
1)обследование - сбор, обработка,
общий анализ информации по
какому – либо вопросу в
целях определения
16.Финансовая политика
государства: понятие, цели, задачи.
Финансовая стратегия и
Политика – совокупность мер и действий, направленных на достижение заданного результата.Под государственной финансовой политикой понимается основанная на финансовом законодательстве совокупность мер и действий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения возложенных на него функций. Финансовая политика государства включает:разработку общей концепции финансовой политики (т.е. определение ее стратегических направлений, целей и главных задач);определение основных направлений использования финансовых ресурсов на перспективу и текущий период;осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей и задач. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия ориентирована на длительный период и предусматривает решение крупномасштабных задач, рассчитанных на перспективу, т.е. носящих долговременный характер. Например, проведение налоговой, бюджетной, пенсионной реформ. Финансовая тактика рассчитана на кратковременный период и направлена на решение задач, которые должны быть реализованы на данном конкретном этапе развития общества. Примером финансовой тактики может служить снижение ставки НДС или введение адресных социальных льгот и гарантий социально незащищенным и малообеспеченным слоям населения (пенсионерам, многодетным семьям и др.). При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не должны ей противоречить. К основным целям финансовой политики государства относятся: финансовое обеспечение государственных программ экономического и социального развития;обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства; создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;создание условий для активизации инвестиций в сфере материального производства;достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения;обеспечение нормального уровня жизни населения. Цели финансовой политики государства определяют ее главные задачи: мобилизация максимально возможного объема финансовых ресурсов;рациональное распределение и эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов; концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач;обеспечение сбалансированности бюджетов;осуществление регулярных платежей по внешнему долгу и сокращение объема государственного долга;снижение уровня инфляции и др. Государство осуществляет свою финансовую политику в значительной степени через бюджеты и внебюджетные фонды. Основные инструменты реализации финансовой политики государства – налоги, таможенные пошлины, трансферты, субсидии, субвенции, дотации, бюджетные кредиты. Объектом финансовой политики являются финансовые ресурсы государства. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти. В разработке государственной финансовой политики участвуют все ветви законодательной и исполнительной власти, однако приоритет принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных Бюджетных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и среднесрочную перспективу. Финансовая политика государства включает в себя следующие части (элементы):бюджетную политику;налоговую политику;денежно-кредитную политику;политику в области внешних и внутренних заимствований;таможенную политику;