Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:14, шпаргалка

Описание

Шпаргалка по "Финансам"

Работа состоит из  1 файл

шпоры по финансам-1.docx

— 132.40 Кб (Скачать документ)

Бюджетные ссуды. Это бюджетные средства, которые предоставляются другим бюджетам на возвратной и безвозмездной или возмездной основе для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов.    В процессе межб-ых отн-й могут возникать особые типы операций, не связанные с предоставлением фин-й помощи, но влияющие на дох-ы и расх-ы б-тов разных уровней. Первый вид операций – это взаимные расчеты между бюджетами. Это операции по передаче средств из одних бюджетов в другие, которые связаны с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве и с передачей полномочий по финансированию тех или иных расходов, не учтенных при утверждении бюджета. Второй тип операций – бюджетные компенсации. Это средства, передаваемые из одних бюджетов в другие для возмещения выпадающих доходов или дополнительных расходов, вызванных решениями или действиями вышестоящих органов власти.

 

 

36. Государственные внебюджетные  фонды и их краткая характеристика

Внебюджетные фонды – это  своеобразная форма аккумуляции  перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного  финансирования территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. Внебюджетные фонды создаются по решению ФедеральногоСобрания России на федеральном уровне, по решению законодательных органов власти субъектов РФ – на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления – на муниципальном уровне. Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Вторым по объёму аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ. Этот фонд предназначен для обеспечения целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций, которые можно объединить в 2 группы:Одна группа включает социальную помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период – на цели санаторно- курортного обслуживание трудящихся и членов их семей, а также санаторно- курортное лечение и оздоровление граждан и их детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы;Вторая группа охватывает все виды социальной помощи семьям, имеющим детей. И включает 5 основных видов пособий:1. пособие по беременности и родам2. единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности3. единовременное пособие при рождение ребёнка4. ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет5. единое ежемесячное пособие на ребёнка до достижения им 16 лет, а на учащегося общеобразовательной школы – до её окончания, но не старше 18 лет. Фонды обязательного медицинского страхования.Закон “О медицинском страховании граждан РФ”, определяет правовые, экономические и организационные основы мед страхования населения и обеспечивает конституционное право граждан на мед помощь в рамках базовой программы. Государственный фонд занятости населения РФ.Государственный фонд занятости населения (ГФЗН) образован в соответствии с Законом РФ от 19.04.91 г. “О занятости населения РФ” и предназначен для аккумуляуии страховых взносов, поступлений из бюджетной системы и финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Средства ГФЗН являются государственной собственностью РФ и находятся в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему территориальных органов – на уровне субъекта РФ, города, района. Фонды занятости не имеют статуса юридического лица. Средства фонда не входят в бюджетную систему, имеют строго целевой характер и при их недоиспользовании в отчётном году изъятию не подлежат.

 

 

37.Государственный (муниципальный)  кредит и его функции. Источники  кредитных ресурсов.

Государственный (муниципальный) кредит - совокупность экономических отношений, при которых органы государственной власти (местного самоуправления): осуществляют заём временно свободных денежных средств у юридических и физических лиц, иностранных государств и международных финансовых организаций;предоставляют денежные средства внутренним и внешним заемщикам; берут на себя ответственность  за выполнение обязательств, взятых физическими или юридическими лицами.   Особенность государственного (муниципального) кредита заключается в том, что одним из субъектов кредитных отношений всегда выступает государственный или муниципальный орган власти.  Источниками финансовых ресурсов при данном виде кредита являются:бюджетные средства;средства отечественных юридических и физических лиц;средства иностранных юридических и физических лиц;средства иностранных государств;средства международных финансовых организаций.   В качестве звена финансовой системы государственный (муниципальный) кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов (бюджета и внебюджетных фондов), функционируя  на тех же принципах, что и кредит в целом: возвратности, срочности, платности, а также обеспеченности, добровольности, целевого характера.Участие в формировании и использовании централизованных денежных фондов путем перераспределения денежных ресурсов между бюджетами разных уровней, физическими и юридическими лицами, другими субъектами кредитных отношений характеризует распределительную функцию государственного (муниципального) кредита. Его контрольная функция проявляется в контроле за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством (муниципальным образованием). Специфическими особенностями этой функции государственного кредита являются  ее тесная связь с состоянием централизованного фонда денежных средств и осуществление не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.Регулирующая функция государственного (муниципального) кредита заключается в том, что он выступает в качестве инструмента регулирования экономики, воздействуя на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на денежном рынке и рынке капитала, на производство и занятость.Это проявляется в следующем: 1) размещение органами государственной власти и местного самоуправления своих займов среди населения и хозяйствующих субъектов приводит к сокращению количества денег в обращении. 2) привлечение органами власти необходимых им финансовых ресурсов на кредитном рынке увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита (ссудного процента).  3) положительное воздействие на производство и занятость проявляется в том, что путем предоставления кредитов из бюджетов или гарантирования кредитов, выдаваемых банками, государство оказывает поддержку малому и среднему бизнесу, экспорту отдельных видов продукции, а также поддержку производству в регионах, испытывающих его спад.

 

 

38. Государственные (муниципальные)  заимствования: понятие, цель,формы.

Наиболее часто при государственном (муниципальном) кредите органы государственной власти и местного самоуправления выступают в роли заемщика – субъекта, осуществляющего заимствование денежных средств. Существование государственного (муниципального) кредита, когда государство или муниципальное образование осуществляет заимствования, вполне закономерно и обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями органов власти.Целью проведения заимствований является финансирование дефицитов соответствующих бюджетов (т.е. получение органами власти в свое распоряжение дополнительных средств на финансирование мероприятий, не обеспеченных или недостаточно обеспеченных бюджетными средствами) и  погашение уже существующих долговых обязательств. Осуществляемые государством и муниципальными образованиями заимствования классифицируются по следующим признакам:в зависимости от рынка размещения и валюты;в зависимости от субъекта, осуществляющего заимствования.Под государственными (муниципальными) заимствованиями понимаются государственные (муниципальные) займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы,  кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц. Из определения следует, что заимствования могут проводиться в  двух формах: государственных и муниципальных займов;прямых кредитов. Государственные и муниципальные займы осуществляются через механизм выпуска ценных бумаг, самым распространенным видом которых являются облигации. Причем государство может прибегать к выпуску ценных бумаг не только в целях финансирования дефицита бюджета и погашения своих долговых обязательств, но и в целях изъятия из обращения излишней денежной массы (стерилизации денежной массы), влияя тем самым на уровень инфляции.

 

 

 

 

39. Классификация государственных (муниципальных) заимствований

Под государственными (муниципальными) заимствованиями понимаются государственные (муниципальные) займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы,  кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц. Займы классифицируются по следующим признакам: характеру обращения на рынке;срокам погашения;месту размещения;видам держателей ценных бумаг;в зависимости от эмитента;методам размещения;условиям погашения;способам погашения;форме выплаты дохода;методу определения купонного дохода;в зависимости от обеспеченности.По характеру обращения на рынке займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно обращаются (продаются и покупаются) на фондовом рынке. Такие займы являются основными в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами и используются для покрытия текущего бюджетного дефицита. Нерыночные займы не могут свободно переходить от одного владельца к другому. После первичного размещения они не обращаются на вторичном рынке и выпускаются для привлечения в бюджет средств определенных инвесторов - негосударственных пенсионных и страховых фондов или населения. Средства, полученные от размещения нерыночных бумаг, направляются, как правило, на финансирование крупных долгосрочных инвестиционных программ и проектов.Государственные и муниципальные займы классифицируются и по другим признакам:по срокам погашения: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;по месту размещения: внутренние и внешние;по видам держателей ценных бумаг: размещаемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди юридических и физических лиц;в зависимости от эмитента: займы, размещаемые федеральными органами власти, займы, размещаемые исполнительными органами власти субъектов РФ, займы, размещаемые местными органами власти;по методам размещения: добровольные, принудительные;по условиям погашения: с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения;по способам погашения: погашаемые единовременно, погашаемые по частям;по форме выплаты дохода: выигрышные, процентные (купонные), дисконтные (с нулевым купоном); по методу определения купонного дохода: с постоянным купонным доходом, с плавающим купонным доходом;в зависимости от обеспеченности: закладные, беззакладные.

 

 

 

 

40.Государственный  (муниципальный) долг: понятие, причины  образования. Классификация государственного (муниципального) долга.

Государственные и муниципальные  заимствования органов публичной  власти, включая выданные ими гарантии, формируют государственный (муниципальный) долг. БК РФ под государственным или муниципальным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований и гарантий по обязательствам третьих лиц, а также другие обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. Государственный (муниципальный) долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления, развитие международного сотрудничества. Основной причиной возникновения государственного (муниципального) долга является бюджетный дефицит. Государственный (муниципальный) долг классифицируется по следующим признакам:по уровню управления;в зависимости от объема обязательств;по срокам;в зависимости от валюты заимствований, типа кредитора и рынка заимствований.По уровню управления (типу заемщика) различают: государственный долг РФ; государственный долг субъекта РФ; муниципальный долг. Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта РФ, включая выданные им гарантии. Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования, включая выданные им гарантии. В зависимости от объема обязательств государственный (муниципальный) долг делится на: капитальный; основной; текущий. Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств органов государственной власти и местного самоуправления и гарантированных ими обязательств третьих лиц, включая проценты, которые начислены и должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами публичной власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований третьих лиц. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате процентов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обязательств, по которым наступил срок оплаты.По срокам долг подразделяется на: краткосрочный (до 1 года); среднесрочный (от 1 года до 5 лет);долгосрочный (от 5 до 10 лет и от 5 до 30 лет). В зависимости от валюты заимствований, типа кредитора и рынка заимствований долг классифицируется на: внутренний;внешний. Государственный долг (РФ и субъектов РФ) может быть и внутренним, и внешним. Муниципальный долг - только внутренним, т.е. выражается только в рублях.  В России валюта, в которой осуществляются заимствования, является главным критерием деления долга на внутренний и внешний. Исходя из этого, под внутренним долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ, под внешним долгом – обязательства, возникающие в иностранной валюте.  В международной практике существует и другое определение внутреннего долга как совокупного долга резидентам, а внешнего долга - как нерезидентам (вне зависимости от валюты долга - национальной или иностранной).

 

 

 

 

 

41. Управление государственным  (муниципальным) долгом: понятие и задачи. Показатели государственного долга.

Под управлением государственным и муниципальным долгом понимается совокупность мероприятий государства и органов местного самоуправления по регулированию объема и структуры долга, его обслуживанию и погашению долга, изменению условий и сроков ранее осуществленных заимствований, определению условий и осуществлению новых заимствований, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, государственным долгом субъекта РФ - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ, муниципальным долгом - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией). В процессе управления государственным и муниципальным долгом решаются следующие задачи:привлечение заимствований органами государственной власти и местного самоуправления в случае недостатка собственных доходов для выполнения своих бюджетных обязательств;удержание величины долга (внутреннего и внешнего) на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности государства;минимизация долговых рисков и стоимости долга путем унификации займов, увеличения их срока и снижения доходности, досрочного погашения долга, перехода на другие рынки и на других инвесторов, диверсификации долга по срокам заимствований, доходности, валюте, формам выплаты дохода и другим параметрам;сохранение репутации России как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения обязательств перед своими кредиторами (своевременного возврата кредитов и займов и уплаты %% по ним);недопущение переполнения рынка заемными обязательствами органов публичной власти и резкого колебания их курса;эффективное использование мобилизованных средств и контроль за их целевым использованием. Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным (муниципальным) долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета. Дисконт – разница между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам. Погашение долга предполагает полный возврат его основной суммы и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга. Погашение долговых обязательств осуществляется за счет бюджетных средств или новых заимствований. Проведение новых заимствований для погашения задолженности по ранее осуществленным заимствованиям называется рефинансированием долга (т.е. за счет средств от размещения новых займов и получения новых кредитов, погашается задолженность по ранее выпущенным займам и ранее взятым кредитам). Если бюджетных средств недостаточно и новые заимствования невозможны, то государство прибегает к реструктуризации долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой их новыми долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долга. Списание долга применяется в том случае, когда долговые обязательства страны-должника превышают ее платежеспособность.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"