Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:20, шпаргалка

Описание

Даны ответы на вопросы к государственному экзамену по "Финансам"

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 359.50 Кб (Скачать документ)

Составная часть фин пол-ки – установление фин мех-ма, при помощи к-рого происходит осуществление всей деят-ти гос-ва в обл-ти ф. Различают 2 подхода фин рег-ния:

Фин мех-м: директивный фин мехм (превалирует планово -централизованная система распределения) регулирующий фин мех-м (превалирует рыночная система распределения)

Фин пол-ка реализуется в трех основных формах. Типы фин пол-ки: Классическая (гибкое сочетание рын-го и централиз-го распр-я); регулирующая (рыночная); планово-директивная (централизованная).

Осн задачи фин пол-ки: -налог реформа, -сокр задол-ти хоз субъектов по плат и недоимкам по сбору налогов, -повыш эффект исп бюдж ср-в и внеб фондов, -преодоление бюдж кризиса, -реформир системы бюдж процедур и межбюдж отношений.

 

10.Органы упр-я фин-ми в РФ  и их функции. Упр-е фин в РФ, прежде всего, осущ высшие законодат органы власти, Президент и Прав-во.

1. Федеральное собрание: -Гос Дума -Совет Федерации функции: рассм-е и утверж-е Гражд Кодекса, Нал Кодекса, Бюдж Кодекса, фед бюджетаРФ, утв отчета о его исполнении и др фин законов.

2. Минфин и его органы на местах. функции: участие в работе по составл долговр и краткоср прогнозов функционир эк-ки, опред потребн в гос фин рес-х, сост проекта фед бюдж, обесп исполн фед бюдж, разработка предл по соверш налог пол-ки, участие в опред гос ценовой пол-ки, работа по совершенств страх деят и тд

3. Мин по нал и сборам РФ. функции: контроль за правильным исчислением, полнотой и своеврем взносов в бюджет, осущ контр за соблюд нал зак-ва, учет налог платежей, проверка их, предост сведений о поступ налогов, взыск пеней и штрафов.

4. Гос тамож-й комитет провед нал проверок по пошлинам и сборам взим тамож органами, проверка док-в, взим недоимок.

5. Счетная палата РФ – незав от Правит орган гос контроля надел широкими полномочиями. Контр за исполнением бюджета.

6. Фед-е Казнач-во имеет право произв проверки разл ден док-в, отчетов, смет в гос органах, банках, на пр-ях, исп бюдж ср-ва. функции: контроль за дох и расх частями фед бюдж в процессе его исполнения, контроль за сост гос фин-в в целом и предст отчетов, контроль за сост гос долга, контроль за фед внебюдж фондами.

 

11.Объекты и субъекты упр-я фин-ми. Объекты гос-ного упр-я в сфере ф и кредита

Фин система страны относится к числу важнейших объектов гос-ного упр-я. Она пред собой сов-сть опред сфер фин отн-ний. К ним относятся: -сфера фин учреждений, орг-ций, пр-тий; -сфера страх-я; -сфера гос-ных ф.

Субъекты упр-я ф-ми и кредитом

Субъектами общего упр-я фин-ми в РФ явл-ся высшие фед органы гос власти РФ—През-т РФ, Фед Собрание РФ, Прав-во РФ.

Субъектом оперативного упря ф-ми в РФ явл фин аппарат. В него входят: Счетная палата Фед Собрания, Мин фин РФ, фин органы субъектов Фед, система гос-ной налог и тамож-й службы, соотв-щие структурные подр-я орг местного самоупр-я, страх орг-ции, дирекции внебюдж фондов, фин отделы и службы министерств и ведомств, пр-тий, орг-ций и учр-й, а также банки.

Огромное воздействие на весь процесс общего и оперативного упр-я фин оказывает деят-ть Центробанка РФ по защите и обесп-ю устой-ти нац валюты. Эта деят-ть явл осн-й функцией Центробанка и осущ-тся им независимо от других органов гос власти.

 

12.Функц-ные элементы упр-ния ф-ми. 1. Бюдж планир-е – важнейшая часть фин план-я. Оно подчинено задачам реального объема фин рес-в, кот м/б мобилизованы в бюдж системе и использованы на общегос цели.

2.Оперативное упр-е – маневрирование фин-ми рес-ми с целью решения возник задач на основе операт-го анализа и разработки комплекса соотв мер.

3. Контроль – это контрольная работа за формированием и расходованием фин рес-в.

Фин контроль как важн ф-я управл фин-ми

Фин контроль – это контроль законод и исполнит органов власти всех уровней, а также спец созд учреждений за фин-ой деят-тью всех эк субъектов (гос-ва, пр-я, учр-я, орг-ий) с применением особых методов.

Цель: содействие формированию научно-обоснованной фин пол-ки, эффективного фин мех-ма, сокращение теневого ден оборота.

Классификация: 1. По времени проведения: - предварит-й (на этапе рассм-я и принятия бюдж) – текущий - последующий. 2.В завис от субъектов, осущ контроль: - президентский - контроль представит органами власти и местного самоуправл - контроль исполнит орг власти - контроль фин кредит орг-ми власти – ведомственный -внутрихоз-й – аудит-й 3. По сфере фин деят - внебюдж фонды – бюджетный –налоговый – валютный – кредитный - страховой -контроль за ден массой - инвестиционный 4. По форме проведения - обязат – инициативный 5. По методам проведения - проверки – обследования - наблюдение, мониторинг – ревизия  -надзор - анализ фин деят-ти

 

13.Фин кон-ль как важнейшая ф-ция упр-я ф-ми. Фин кон-ль - это кон-ль законодат-х и исполн-х орг-в власти всех уровней, а также специально созданных учрй за фин деят-тью всех эк-ких субъектов (гос-ва, пр-тий, учр-й, орг-ций) с применением особых методов. Он вкл кон-ль за соблюдением фин-хоз-ного законод-ва в процессе форм-ния и исполь-я фондов ден ср-в, оценку эк-кой эффект-ти фин-хоз-ных операций и целесообр-ти произвед-х расх, а также разработку предл-й по соверш-нию фин отн-ний. Одна из осн задач кон-ля - проверка соблюдения законод-ва по фин вопросам, своеврем-сти и полноты вып-я фин обяз-в перед бюдж системой, нал службой, банками, а также взаимных обяз-в пр-тий и орг-ций по расчетам и платежам. Цель фин кон-ля - содействие формир-ю научно обоснованной фин пол-ки, эфф-го фин мех-ма, сокращение теневого ден оборота.

 

14.Воздействие фин на соц-эк-кое разв-е гос-ва. Среди направлений воздействия ф на соц-эк-кие процессы можно выделить след: - разв-е человеческого потенциала (образ-е, продолж-ть жизни, ур-нь дох и др.); - форм-е фин среды для разв-я предпр-ва (стимулир-е инноваций и инв-ций в реальный сектор эк-ки, разв-е фин (гарантийной) сис-мы поддержки экспорта промышл-й продукции и др.); - установление оптимального ур-ня фин рес-в, изымаемых у хозяйств-х субъектов ч/з ме-м налогооб-я, и созд-е особых режимов для деят-ти малого бизнеса; - рег-е соц-эк-ких процессов ч/з сниж соц нерав-ва; - разгранич-е расх-х и дох-х полномочий, повыш-е кач-ва упр-я общ-ми ф на рег-ном и местном ур-нях; - усиление кон-ля за использ-ем бюдж ср-в.

В этой связи требуется разработка и реализация научно обоснованной фин стратегии РФ, нацеленной на достиж-е фин стабильности в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Фин упр-е на макро- и микроур-нях. Упр-е ф вкл в себя планир-е ф, орг-цию упр-я ими, стимулир-е вып-я фин планов и фин контроль. Упр-е ф осущ-ся путем выраб-ки фин пол-ки и претворения ее в жизнь. Нач стадией упр-я ф явл составл-е фин планов, основной формой к-рых выступает бюджетир-е. На макроур-не - это разр-ка проектов бюджетов (фед-ных, рег-ных), на микроур-не - это составл-е орг-циями прогнозных балансов дох и расх, бухг-ких балансов, балансов ден-х потоков и т.д.

На макроур-не исполн-е бюджетов возл-но на Фед казнач-во. Исп-ние дох фед бюдж осущ-ся на основе отраж-я всех операц и ср-в фед бюдж в системе бал-вых счетов Фед казн-ва. На микроур-не орг-ция вып-я фин плана означ упр-е активами и пассивами пр-тия. Упр-е активами включ в себя упр-е внеобор-ми (инв-циями в осн фонды и нематер активы, долгоср фин влож-я) и оборотными активами (запасами и затратами, деб задолж-стью, ден ср-вами и т.д.). Операт-е упр-е ф предпол-т принятие фин решений на осн соотв-щей инф-ции.

Заключ-ной стадией процесса упр-я ф явл фин кон-ль. Фин кон-ль за использ-м бюдж ср-в осущ-ся на макроур-не Фед казнач-вом и Мин фином РФ - главными распорядителями и распорядителями бюдж ср-в. На микроур-не фин кон-ль могут осущ-ть контр-но-ревиз-е упр-я Минфина РФ и отраслевых мин-в, ревиз-ные комиссии самих пр-тий, независимые аудит-е фирмы и др.

 

16.Роль ф в междунар-х  эк-ких отн-ях. Ф как эк-кий инструмент хозяйств-я использ-ся для осущ-я интеграции России в мир эк-ку. Функц-руя в междунар сфере, ф оказывают влияние на эк-кие интересы участ-в междунар связей, выступают как стимул разв-я междунар эк-кой интеграции. Ф и разв-е междунар отн-ний:

1.Воздействие ф на междунар интегр-ный процесс:

Направления: 1) Изыскание ист-ков и мобилизация необходимых фин рес-в для финанс-ния   разл направлений междунар сотруд­-ва; 2) Рег-ние междунар интегр-х проц-в; 3) Стимулир-е разв-я кажд вида междунар отн-й и   непосред-х участ-в этих отн-й. 2.Формир-е и использ-е централиз-х валют фондов. 3.Фин стимулы выхода отеч-ных пр-тий  на мировой рынок и орг-ция  их деят-ти за рубежом. 4.Фин льготы иностр инвесторам. 5.Участие России в фондах.

Междунар орг-ции и фонды объединяют гос-ва, нац-е институты, общ-ва, ассоциации неправит-ного хар-ра для достиж общей цели в обл-ти пол-ки, эк-ки, соц-й, научно-техн-кой деят-ти, развития культуры и др направл-ях.

 

17.Бюдж гос-ва, его соц-эк-кая сущность, роль в соц-эк-ком разв гос-ва. Гос бюдж пред собой основной фин план гос-ва на текущ год, имеющий силу закона. Бюдж утверждается законод-ным органом власти - парламентом. Он явл важнейшим звеном фин системы страны. Осн функции бюдж – перераспр-е нац дохода и ВВП. – гос-ное рег-е и стимулир-е эк-ки. - контроль за образ-ем и использ-ем централиз-го фонда ден ср-в. - фин обесп-е соц пол-ки. – обесп-е гос-ного федерализма.

Фед бюдж - осн орудие перераспр-я нац дохода и ВВП. Ч/з бюдж перераспр-ся около 20% ВВП. Распр-е нац дохода осущ-ся ч/з налог и неналог доходы бюдж. Посредством расходов и налогов ч/з бюдж происходит рег-е и стимул-е эк-ких процессов, рыночных преобразований. В проц планир-я и исполн-я бюдж обеспеч-ся гос федерализм РФ, контроль за фин-хоз-ной деят-тью фед центра, субъектов РФ и субъектов хоз-ния. Бюдж, как осн инструмент первичного распред-я и последующего перераспр-я нац дохода, явл важнейшим рычагом рыночных преобразований.

Недополуч-е ср-в в централиз-ные фонды (бюджеты) гос-ва, субъектов РФ и муниц-тетов снижает возм-ти властных структур проводить полноц-ю соц-эк-кую пол-ку. Поэтому требуется постоянный поиск оптимальных пропорций централизации и децентрализации фин рес-в.

 

18.Бюджетная система страны, ее виды и участники. Бюдж устр-во - это орг-ция бюдж системы, принципы ее построения и функц-ния. Структура бюдж системы РФ: - фед бюдж; - бюдж-ы субъектов фед; - местн бюдж-ы;

Участ-ми бюдж сист с одной стороны м б гос-во, субъекты Фед-и и мест органы самоуправл, а с др стороны – пр-тия и население. М б: -двух уровневая; - трехуровневая.

Структура бюдж сист-ы РФ сост из трех уровней. Бюджеты каждого уровня функц-руют автономно. Вся система бюджетов соответствует делению РФ.

В основе устр-ва бюдж системы РФ лежит административно-территориальное деление РФ и субъектов Фед-ции.

Консолидир-ный бюдж - это свод бюджетов, составляемых, орг-ми гос власти и местного самоупр-я разных уровней. Этот бюджет использ-ся для свода статист-ких данных и анализа пок-лей бюдж системы, а также при установлении нормативов отчислений от фед налогов в бюджеты субъектов РФ. Консолидир-ный бюджет РФ не утверждается законодат-ным органом власти. Прав-ва республик в составе РФ, исполн-ные органы субъектов Фед-и также составляют консолидир-ные бюджеты, пред собой свод бюджетов входящих в них территорий. Представит-ные органы власти рассматр-ют и утвер-ют не консолидир-ные бюджеты, а только бюджеты соответ-щего уровня власти.

 

19.Принципы бюдж системы гос-ва. 1Единство бюдж системы основано на взаимод-вии бюджетов всех ур-ней. Оно обеспеч-ся: единой правовой базой; использ-ем единой бюдж класс-ции РФ; единством форм бюдж док-ции; предоставл-ем статист-кой и бюдж инф-ции с одного ур-ня бюдж системы на др для составления консолидир-ных бюджетов; единством ден сис-мы.

2Полнота бюдж обеспечивается включением в бюджеты поступающих в соотв с законодат-вом всех нал-вых и ненал-вых доходов и отраж-ем всех операц по расходованию ден ср-в. 3Реальность бюдж основывается на достоверности прогноза соц-эк-кого разв-я, других пок-лей, исп-мых при составлении бюдж, и принципах исполн-я бюдж, обесп-щих финансир-е расх исходя из объема реально поступающих дох и ср-в, привлек-мых для покрытия дефиц бюдж. 4Принцип гласности требует публикации утвержд-х бюджетов, а также отчетов об их исполн, сводного отчета консолидир-ного бюджета РФ, консолидир-ных бюдж территорий, а также Бюдж послания Президента РФ; открытости всех процедур принятия бюджетов для общ-ва и ср-в масс инф-ции. 5Общее покрытие расходов заключ в обеспеч полной сбалансир-ти расх и дох бюдж. Сумма дох и ср-в от источн финансир-я дефицита должна равняться общей сумме затрат бюдж. 6Самостоят-ть бюджетов обеспечивается: правом самостоятельно составлять, утверждать, исполнять бюджет и контролировать его исполнение; правом определять ист-ки финансир-я дефицитов бюджетов; недопустимостью компенсации за счет бюджетов друг уровней потерь в дох и доп-ных расх, возникающих в ходе исполн-я бюдж. 7Принцип эффек-ти использ-я бюдж ср-в закл в необх-мой экономии рес-в при достижении заданных рез-тов с использ-ем наименьш объема затрат или достижении наилучш рез-та с использ-ем опред бюджетного объема ср-в. 8Адресность предусм-ет целевой хар-р использ-я бюдж ср-в, к-рый должен обеспеч-ся бюджетополучат-ми.

 

20.Бюджетная пол-ка гос-ва. Фед бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014гг будет первым фед-м бюдж-м, к-рый формируется и будет исполняться в условиях внедрения  новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых фед-ми гос-ными (казенными, бюджетными и автономными) учр-ми. Бюджетная пол-ка в сфере межбюджетных отношений в 2012-2014 годах будет сосредоточена на решении след задач: - корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности; - создание стимулов по наращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов; - совершенствование системы разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы. В условиях закрепления полномочия по организации оказания всех видов мед помощи за субъектами РФ будут осуществлены мероприятия, напр-е на обеспечение сбалансированности рег-х и местных бюджетов. Предполагается внести изм-я в Бюдж кодекс РФ в части установления обязанности органов гос власти субъекто лиц в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 58 Бюдж кодекса РФ, по нормативу 20% (ранее – 10%), одновременно снизив установленный Бюдж кодексом РФ для местных бюджетов норматив отчислений от данного налога. Это будет способствовать более полному учету субъектами РФ при организации межбюджетных отношений многообразия видов муниц образований, различий в специфике их инфраструктуры, эк-ком и налоговом потенциале, что обеспечит снижение расх бюджетов субъектов РФ на предоставление межбюджх трансфертов бюджетам муниципальных образований. 

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"