Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:20, шпаргалка
Даны ответы на вопросы к государственному экзамену по "Финансам"
32.Налоговая сис-ма гос-ва. Нал сис-ма — это сов-сть предусм-ных нал-в, принципов, форм и методов их установл-я, изм-я или отмены, уплаты и применения мер по обеспеч-ю их уплаты, осущ-ния нал-го контроля, а также привлеч-я к ответ-сти и мер ответ-сти за наруш нал законод-ва. Общие принципы построения нал систем воплощ-ся при их формир-и ч/з элементы нал-в, к-рые включ: субъект, объект, источник, ед-цу облож-я, нал базу, нал период, ставку, льготы и налоговый оклад.
Субъект налога, или налогопл-щик, — это то лицо (юр или физ), на к-рое по закону возложена обяз-ть платить налог. Объект налогообл-я — это предмет, подлежащий налогообл-ю. В этом кач-ве выступают разл виды доходов (прибыль, добавл ст-ть, ст-ть реализов-х тов-в, работ и услуг), сделки по купле-продаже тов-в, работ и услуг, различные формы накопленного богатства или имущ-ва. Ед-ца облож-я пред собой опред-ю колич-ю меру измер-я объекта облож-я. Поэтому она зависит от объекта облож-я и может выступать в натур-ной или в ден форме (ст-ть, площадь, вес, объем товара и т. д.). Нал базу составляет выраженная в облагаемых ед-цах только та часть объекта нал, к к-рой по закону примен-ся нал ставка. Напр, объектом облож-я нал на прибыль явл-ся приб пр-я, но нал базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так наз налог-мая приб, к-рая м б или больше, или меньше балансовой прибыли. Под нал-м периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным нал-м, по окончании к-рого определ-ся нал база и исчисляется подлеж-я уплате сумма налога. Нал ставка (норма нал облож-я) пред собой величину нал на ед-цу измер-я нал-й базы. Нал льготы — полн или частич-е освоб-е от нал субъекта в соотв-вии с действ-м законод-вом. Одним из видов нал-й льготы явл необл-мый минимум — наименьшая часть объекта налогообл-я, освобожденная от нал. Нал оклад пред собой сумму нал, уплачиваемую налогопл-ком с одного объекта обл-я.
33.Налоги, их эк-кая сущ-ть, ф-ции и класс-ция. Налог - это обязат-й, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный гос-вом платеж, взимаемый с орг-ций и ФЛ в целях фин-го обеспеч-я деят-ти гос-ва и муниц-х образ-ний. Нал доходы служат для образования бюджета страны.
Класс-ция: 1.По назнач-ю: - общие – для формир дох части бюдж; - специальные – для финансир кокретн направл гос расходов. 2.По объекту налогообл: - имуществ (на недвиж); - ресурсные или рентного хар-ра; -взимаемые от дохода; - взимаемые с выручки; - налоги на потребление. 3.В завис-ти от субъекта:-ФЛ; ЮЛ; ФЛ+ЮЛ. 4.По источнику уплаты: - Для ФЛ – индив доход; - Для ЮЛ: выручка, произв затр, прибыль. 5.По методу начисл: - прогрессивные; - пропорциональные; - регрессивные. 6.По принадл к уровню власти: - фед; рег; местн. 7.По порядку введения: - общеобязательные; - факультативные. 8.По полноте налог прав пользов нал поступл: - собственные; - закрепленные. 9.По способу изъятия: - прямые – устанавл-ся непосред-но на дох или имущ-во налогопл-щика (нал на доходы ФЛ, нал на приб, нал на имущ-во); - косвенные - взимаются в проц движ-я доходов или оборота товаров, работ и услуг (НДС, акцизы и тамож пошлины).
Эк-кая сущность налога закл в его ф-циях: 1.Фискальная - явл основной ф-цией налога. Она изнач характерна для любого налога, главное предназнач-е нал — образование гос ден-го фонда путем изъятия части доходов пр-тий и граждан для создания матер-х условий функционир-я гос-ва и выполн-я им собств-х ф-ций обороны страны и защиты правопорядка, решения соц-х, природоохранных и ряда других задач. 2.Распределительная - выражающая его эк-кую сущность как особого централиз-го, фискального инстр-та распред-ных отнош-й. Суть – гос-во перераспр-т фин рес-сы из пр-нной сферы в соц-ю, осущ-ет финансир-е крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегос-ное знач-е. 3.Стимулирующая - ее практич-кая реализ-я осущ ч/з систему нал-х ставок и льгот, нал-х вычетов и нал-х кредитов, фин-х санкций и нал-х преференций. Суть - вводя одни нал и отменяя другие, гос-во стимулирует разв-е опред-ных пр-тв, регионов и отраслей, одновременно сдерживая разв-е других. 4.Контрольная – мех-м этой ф-ции проявляется, с одной стороны, в проверке эфф-ти хозяйств-я и, с друг стороны, в контроле за действенностью проводимой эк-кой пол-ки гос-ва. В условиях острой конкуренции, свойственной рын-й эк-ке, налоги становятся одним из важнейших инструментов независ-го контроля за эффективностью фин-хоз-ной деят-ти. Из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с гос-вом.
34.Концепции, принципы и методы налогообложения.
Нал-жение – опред совок эк и организац правов отношений, склад-ся на базе объективного процесса перераспр преимуществ ден формы ст-ти и выраж собой одностороннее, безэквивал, принуд-властное изъятие части дох корпорат и индивид собственников в общегос пользование.
Принципы налогообл: - справедливость – утв всеобщность налогообл и равномерность распред налогов м/у гражданами соразмерно их дох и возможн; - соразмерность – сбалансир-сть интересов налогоплат и гос бюдж; - определенность – налог долж взаматься в такое время и таким способом кот наиб удобно для плательщика; - экономия – сокращ-е издержек взимания налога; - достаточность и эластичность. Концепции (К):
К компенсации выгод - пропорц-я связь размеров налога и выгоды, получ от гос-ва (кто получил больш выгоду, тот платит более выс нал). К равной доли нал давления - пропорц-сть м/у налогом и размером получ дохода. Ресурсная К - ориентирует на связь нал с затратами на потреб ресурсы (потреб-ль большей суммы общих ресурсов долж пропорц-но нести и большее нал давл-е).
Принципы оптимальной системы налогообл-я: -Простота алгоритма расчета отдельных налогов; -Отсутс-е дублир-я; -Простота и эк-сть сис-мы сбора налогов; -Стабильность; -Законод-ное регламентир-е; -Пропорц-сть нал сборов выгоде, к-рую взамен может предоставить гос-во; -Равенство по доходам и правам граждан, облагаемых равным налогом; -Приемлемый размер общего нал давления; -Справедливость по горизонтали (равные по доходам лица должны платить равные налоги); -Справедливость по вертикали (если равные по эк-кому и соц-му полож-ю налогоплат-ки платят равные нал, то и неравные должны платить неравные налоги).
35.Орг-ция нал системы гос-ва и структура нал по ур-ням упр-я: фед-е, рег-е и мес-е налоги. Совок-ть налогов, сборов, пошлин и друг платежей, взимаемых в устан-м порядке, нал органы, нал законод-во образуют нал систему. Нал органы осущ-т нал контроль. Нал полиция обеспеч безопасность гос-ва в сфере налогообл-я.
К фед нал-м и сборам относятся: 1) НДС; 2) акцизы; 3) нал на дох ФЛ; 4) нал на приб орг-ций; 5) нал на добычу полезн иск-мых; 6) водный нал; 7) сборы за польз объектами животного мира и за польз объектами водных био-х рес-сов; 8) гос пошлина.
К рег-м нал-м относятся: 1) нал на имущ-во орг-ций; 2) нал на игорный бизнес; 3) трансп-й нал. К местн налогам относятся: 1) земельный нал; 2) нал на имущ-во ФЛ.
36.Осн-е нал и сборы в РФ. Под нал поним обязат-й, индивидуально безвозм-й платеж, взимаемый с орг-ций и ФЛ в форме отчужд-я принадлежащих им на праве соб-ти, хоз-ного ведения или операт-го упр-я ден ср-в в целях фин-го обеспеч-я деят-ти гос-ва и муниц-ных образ-ний.
Под сбором пон-ся обяз-ный взнос, взимаемый с орг-ций и ФЛ, уплата к-рого явл одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос орг-ми, орг-ми местн самоупр-я, иными уполном-ми орг-ми и должн-ми лицами юр-ки знач-х действий, включ предоставление опред-х прав или выдачу разрешений (лицензий).
К фед нал-м и сборам относятся: 1) НДС; 2) акцизы; 3) нал на дох ФЛ; 4) нал на приб орг-ций; 5) нал на добычу полезн иск-мых; 6) водный нал; 7) сборы за польз объектами животного мира и за польз объектами водных био-х рес-сов; 8) гос пошлина.
К рег-м нал-м относятся: 1) нал на имущ-во орг-ций; 2) нал на игорный бизнес; 3) трансп-й нал. К местн налогам относятся: 1) земельный нал; 2) нал на имущ-во ФЛ.
37.Прямые и косвенные налоги. В завис-ти от метода взимания нал делятся на прямые и косвенные. Прямые нал устан-ся непоср-но на доход или имущ-во налогопл-ка. Ден отн-я возникают непоср-но м/у налогопл-ком и гос-вом (нал на дох ФЛ, нал на приб, нал на имущ-во как юр, так и физ лиц и ряд других налогов). В данном случае основанием для обложения служат влад-е и польз-е дох-ми и имущ-вом. Среди прямых нал выделяют реальные и личные. Реальными нал облагаются продажа, покупка или владение имущ-вом, и их взимание не зависит от индивид-х фин-х возм-тей налогопл-ка. К ним относятся земельный нал, нал на имущ-во, нал на недвиж-ть и некоторые другие. В отличие от реальных личные нал учитывают фин полож-е налогопл-ка и его платежесп-сть. Они взимаются с физ и юр лиц или у источника дохода, или по декларации. Примеры личного обложения - нал на приб, нал на дох ФЛ.
Косвенные нал взимаются в процессе движ-я доходов или оборота товаров, работ и услуг. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на раб или усл и оплач-ся потреб-лем. Владелец товара, работы или услуги при их реализ получает с пок-теля одновр-но с ценой и налоговые суммы, к-рые затем перечисляет гос-ву. Поэтому косв нал нередко называют нал-ми на потребление. При косв-м налогообл-и субъектом нал явл-ся продавец товара (работы или услуги), выступающий в кач-ве посредника м/у гос-вом и фактическим плательщиком налога — потребителем этого товара (работы или услуги). Примеры - НДС, акцизы и тамож пошлины. Косв нал являются наиболее простыми для гос-ва с т.з. их взимания, но также достаточно сложными для налогопл-ка с т.з. укрыват-ва от их уплаты. Косв нал, в свою очередь, подразделяются на акцизы, гос-ную фискальную монополию и тамож пошлины. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы устанавливаются как по отдельным видам товаров, так и по группам товаров.
38.Мех-мы налогообложения субъектов предпр-кой деят-ти.
Малое предпр-во оказ-ет существенное влияние на развитие нар хоз-ва, решение соц проблем, увелич-е числ-ти занятых раб-ков. Важную роль в налогообл-и предпр-кой деят-ти играет нал на приб, и поэтому для опред-я осн-х напр-ний совершенств-я мех-ма налогообл-я предпр-кой дея-ти необх-мо изуч-е осн-х путей оптимизации налогообл-я прибыли. Перспективное разв-е нал системы РФ связывается с оптимиз-ей нал на прибыль. Осн задача нал на приб: в новой нал системе он призван стимулир-ть рост деловой активности ч/з сниж-е ставки, что позволяет говорить о нал на приб как об инструменте регул-я эк-ки РФ. Традиционно рычагами нал-го регул-я считаются два осн-х инструмента нал системы: ставки и льготы. Первым рычагом нал регул-я гос-во воспольз-сь в достаточной степени, уменьшив ставку по нал на приб с 24 до 20%. Ставка нал на приб в 20% создала потенциальную возм-сть для расширения пр-ва за счет того, что большая часть приб остается в распоряж пр-я.
Другим рычагом налогового регулирования является льгота.
39.Нал пол-ка и нал-е регулир-е гос-ва. Нал пол-ка — это совок-ть эк-ких, финн-х и правовых мер гос-ва по формир-ю нал- системы страны в целях обеспеч-я финн- потребн-й гос-ва, отд соц групп общ-ва, а также развития эк-ки страны за счет перераспр-я фин рес-в. В этой деят-ти гос-во опирается на ф-ции, присущие налогам, и использует эти ф-ции для проведения активной нал пол-ки. Формир нал пол-ки во многом опред выбором модели рыночной эк-ки: - либеральная (незначит вмешат гос-ва); - соц- ориентир – сильное вмешат гос-ва.Типы нал полит: - пол-ка макс налогов (гос-во устанавливает достаточно высокие нал ставки, сокращает нал льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше фин рес-в, не особенно заботясь о последствиях такой пол-ки); - пол-ка разумных нал-в; - нал пол-ка предусматр достаточно выс ур-нь облож, но при значит соц защите.
Субъекты налоговой политики: федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и т. д.) и муниципалитеты (города, районы и т. д.).
Методы осущ-я нал по-ки зависят от тех целей, к-рые стремится достичь гос-во, проводя указ-ю пол-ку. Цели нал пол-ки формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из к-рых явл эк-кая и соц ситуация в стране, расстановка соц-пол-ких сил в общ-ве. Участие гос-ва в регулир-и эк-ки при проведении нал пол-ки осущ-ся с помощью таких нал инструментов, как нал ставка, нал льгота, нал база и некоторые другие. Гос-во исп-зует при этом как прямые, так и косв методы использ-я нал инстр-в.
Формир-е нал базы также явл серьезным инстр-м нал пол-ки гос-ва, поскольку от этого зависит увелич или уменьш нал обяз-в различных катег-й налогоплат-в. Это создает дополн-ные стимулы или, наоборот, огранич-я для расшир-я пр-ва и инвестиц-х проектов и соответствующего роста (снижения) эк-го развития.
40.Нал-е администрирование: цели и методы. - это деят-ть уполном-х орг-в упр-я, главным образом ФНС РФ и ее территориальных органов, частично МФ РФ, Фед-й тамож-й службой РФ, направленная, прежде всего, на обеспеч-е и реализацию контроля за соблюдением нал законодат-ва всеми участн-ми нал отношений. Цель: обеспеч плановых нал-х поступл в бюдж в условиях оптимального сочетания методов нал регулир и нал контроля вкл: - планирование; - организацию; - руководство; - учет; - контроль; - анализ. Осн методы: 1. Нал планир-е. Цель: эк-ое обоснование объемов безвозмезд изъятия в бюдж сист части ВВП в разрезе осн-х налогов. 2. Нал регулир-е. Цель: обеспеч сбалансир обществ, корпорат и личных эк-х интересов участников нал правоотнош (льготы, штрафы). 3. Нал контроль. Цель: препятствие уходу от нал, обеспеч своевр поступл нал дох в полном объеме.
41.Формы и методы нал-го контроля. Нал кон-ль осущ-ся нал-ми орг-ми в разл-х формах: - нал проверка, включая проверку данных учета и отчет-ти. Два вида: камеральные (могут пров-ся в отношении любого налогопл-ка, будь то юр или физ лицо) и выездные (могут пров-ся только в отнош орг-ций и ИП); - постановка налогоплат-ка на учет в нал органах, к-рая осущ-ся налогоплат-ками юр лицами по месту нахожд орг-ции или по месту нахожд-я ее обособл-х подразд-ний; налогоплат-ками - физ лицами, занимающ-ся предпр-вом без образ юр лица - по месту их жит-ва, а также по месту нахожд принадлеж-го орг-циям и физ лицам недвижимого имущества и трансп ср-в, подлежащих налогообл-ю; - получ-е разл-го рода объяснений налогопл-ков, связ с исчислением и уплатой нал, кроме того, он может осущ-ся в виде осмотра помещ-й и терр-й, используемых для извлечения дохода (прибыли).
42.Налогообл-е в усл-х ОЭЗ в Кал обл-ти. Одним из осн-х элементов режима ОЭЗ в Кал обл-ти явл возможность применения ее резид-ми особых правил уплаты нал-в на прибыль орг-ций и имущ-во орг-ций резидентов ОЭЗ. Основным нормативно-правовым актом, регул-щим деят-ть ОЭЗ, служит ФЗ от 10 янв 2006 г. № 16 ФЗ «Об ОЭЗ в Кал-й обл-ти и о внесении изменений в некоторые законод-ные акты РФ». Налогооблож-ю резидентов ОЭЗ также посвящены две статьи Нал кодекса РФ: ст. 288.1 устанавливает особые правила в отнош уплаты нал на прибыль, а ст. 385.1 – в отнош нал на имущ-во. Иные фед-ные, рег-ные и местн налоги и сборы, а также взносы в гос-ные внебюдж-е фонды уплач-тся в соотв с законод-вом РФ, законод-вом Кал-й обл-ти о налогах и сборах и нормативными правовыми актами орг-в местн самоупр-я о налогах и сборах. Особый порядок уплаты указанных нал выражается прежде всего в применении резид-ми ОЭЗ пониженной нал-й ставки, в т. ч. нулевой ставки в первые шесть лет с момента включения компании в реестр резид-тов ОЭЗ.