Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:20, шпаргалка
Даны ответы на вопросы к государственному экзамену по "Финансам"
Существенным риском для исполнения региональных и местных бюджетов является повышение уровня долговой нагрузки субъектов РФ и муниц-х образований при недостатке собств ср-в для финансир-я необходимых расходов. Объем гос долга субъектов РФ за 2010 г возрос на 23%, составив на 1 января 2011 г 1 095,2 млрд. рублей, или 27,9% к налоговым и неналоговым доходам. Объем муниципального долга за тот же период увеличился на 27% и составил 169,3 млрд. рублей.
Мировой эк-кий кризис продемонстрировал зависимость доходной части бюджетов многих субъектов РФ от динамики общеэк-кой конъюнктуры, вызванную ориентацией эк-ки этих регионов на отд отрасли – металлургия, машиностроение и т.п. Таким регионам следует проводить диверсификацию рег-й эк-ки, а также осущ-ть иные меропр-я, напр-ные на сглаживание конъюнктурных колебаний доходной базы рег-х бюджетов.
Приоритетом бюдж пол-ки РФ в сфере взаимодействия с субъектами РФ и муниципальными образ-ми остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эфф-ное и кач-ное предоставление бюдж услуг. С этой целью в 2012 году будет продолжена поддержка реализации субъектами РФ рег-х программ повышения эфф-ти бюдж-х расходов. Стимулирование вышеуказанных преобразований на региональном ур-не способствует повышению фин устойчивости субъектов РФ и входящих в их состав муниципальных образований, а также повышению эфф-ти бюдж расходов.
21.Доходы бюдж, их класс-ция, разграничение по ур-ням бюдж системы. Дох бюдж - это централиз-ный фонд ден ср-в, формир-мый за счет распред-я части нац дохода для выпол-я функц гос-ва и орг-в местного самоуп-я. Дох бюдж выраж эк-кие отн-я по поводу распред-я и перераспред-я той части совок-го общ-ного продукта, к-рая связана с формир-м централиз-ного фонда ден ср-в гос-ва, необх-го для выполн-я его функций. Основным источ-м формир-я дох явл нац дох. Доходы делятся по соц-эк-кому признаку, степени централизации и сфере привлечения. Структура дох по соц-эк-кому признаку: - от хоз-щих субъектов; - от гос-ных имущ-ва и угодий; - от гос-ной внешнеэк-кой и др. деят-ти; - от личн дох граждан. К нал доходам относятся фед налоги и сборы, рег-е нал и сборы, местные нал и сборы, а также пени, предусм-ные в НК РФ.
К ненал-м доходам относятся: 1.Дох от использ-я имущ-ва, находящ-ся в гос или муниц-й собств-ти. 2.Дох от продажи гос (муницип-го) имущ-ва 3.Фин помощь от вышест-го или иного бюдж в форме дотаций, субвенций или субсидий либо иной безвозвр-й и безвозм-й передачи бюдж ср-в 4.Штрафы и иные суммы принудит-го изъятия. 5.Безвозмездные перечисления.
22.Расх бюдж, их класс-ция, распред-е расходных полномочий м/у ур-ми власти. Расх бюдж пред собой затраты, формирующиеся в связи с выполн-ем гос-вом и орг-ми упр-я своих конституц-ных ф-ций. Расх фед бюдж РФ классифицируются: по роли в проц воспроизв-ва - на затраты, связ с финансир-ем матер-го пр-ва и содержанием непр-ной сферы; по функциональному назнач-ю - на расх по финансир-ю нар хоз-ва, соц-культ-х меропр-й, на оборону страны, содержание аппарата упр-я, на правоохр-ную деят-ть и обеспеч безоп-ти, на фундаментальные исслед-я и содействие науч-технич-му прогр-у, на расх по обслуж-ю гос долга; по хар-ру воспр-ва (эк-кому содержанию) - текущ расх и капитальные расх. Текущ расх бюдж вкл закупку тов и услуг, оплату труда гос служащих, начисл на зар плату, платежи по внутренним займам и гос внешнему долгу и др. Капитальные расх бюдж вкл кап влож-я в осн фонды, в уставн кап-л, кап ремонт (бюджет развития). Осн признаки бюдж классиф расх: 1.функц-ный – позволяет четко выделить целев направл гос деят, вытекающ из осн ф-ций гос-ва. 2.Эк-кий – расх свед в един эк категории, отраж разгранич-я ср-в, напр-х на тек или капит расх; для более детального распред расх по предметн признаку (з/пл, начисл, выпл насел) 3.Ведомственный – адресное выделение фин рес-в, окруж распред ср-в по их конкретн распорядит – фед минист-вам и ведомствам, др органам.
23.Бюдж классиф-я. Бюдж клас-я явл группировкой дох, расх и источн финансир-я дефицитов бюдж всех ур-ней бюдж системы, видов гос (муниц-го) долга и гос (муниц-ных) активов, используемой для составл-я и испол-я бюдж всех ур-ней бюдж системы и обеспеч-щей сопост-сть пок-лей бюдж всех ур-ней бюдж системы. Бюдж клас-я включает: - клас-ю дох бюдж-в; - функц-ную клас-ю расх бюдж-в; - эк-кую клас-ю расх бюдж-в; - клас-ю ист-в внутр-го финансир-я дефицитов бюдж-в; - клас-ю ист-в внешн финансир-я дефицита фед бюдж; - клас-ю видов гос-х внутр-х долгов РФ, субъектов РФ, муниц-х образ-й; - клас-ю видов гос внешн долга РФ и гос-х внешних активов РФ; ведомственную клас-ю расх фед бюджета.
24.Сбалансир-сть бюдж, дефицит и профицит бюдж.
Сбалансир-сть бюдж-в опред-ся двумя состояниями. Профицит бюдж: Хар-ся превыш-м дох над расх. Пути использ-я проф-а: сокращ-е привлеч-я дох от продажи гос или муницип-го имущ-ва; направл-е ср-в на погаш-е дополн-х обяз-в; увелич-е расх, в т.ч. за счет передачи части дох бюдж-м друг уровней; сокращ-е нал-х дох путем внесения изм-й в нал законод-во. Первичный проф не учитывает затраты по обслуж-ю гос долга.
Дефицит бюдж: Хар-ся превышм расх над дох с обязат-м указанием в законе о бюдж источ-в покрытия деф-та. Деф-т бюдж субъекта РФ не мож превышать 5% дох бюдж субъекта РФ без учета фин помощи из фед бюдж. Текущие расх бюдж субъекта РФ или местн бюдж не могут превыш дох бюдж субъекта РФ, дох местн бюдж. Деф-т фед бюдж не может превышать объем бюдж инвест-й и расх на обслуж-е госдолга РФ. Источ-ки финансир-я деф-та: внутренние, внешние (кредиты, гос и муницип займы).
25.Гос и муницип-й долг, его клас-я, инстр-ты упр-я.
Гос-й долг пред собой всю сумму выпущ-х и не погаш-х долговых обяз-в гос-ва, включ начисл-е %, к-рые должны быть выплачены по этим обяз-вам. Причем выплаты по госдолгу обеспеч-ся преимущ-но за счет бюдж-х поступлений будущих периодов. Именно ч/з этот мех-м гос заем оказывает свое влияние на эк-ку в целом. Виды госдолга: 1.Капитальный долг - все долговые обяз-ва на нач года. 2.Текущий долг - предстоящие платежи, срок погаш-я к-рых наступает в анализируемом году. 3.Внутренний долг - долговые обяз-ва фед-го правит-ва перед резидентами, юр и физ лицами. 4.Внешний долг.
Внутренние займы явл одним из осн-х источ-в покрытия деф-та фед бюджета. Осн формами госдолга, размещенного на внутреннем фин рынке, явл-ся: - обл-ции фед займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД); - гос бескупонные краткоср-е обл-ции (ГКО); обл-ции гос-го сберегат-го займа (ОГСЗ); - обл-ции фед займа (ОФЗ); - обл-ции внутр-го валют-го займа (ОВВЗ); - обл-ции гос-го Рос-го республик-го внутр-го 5%-го займа 1990 г; - гос-ный внутр-й целевой облигац-ный заем РФ для погаш-я товарных обяз-в; - обл-ции гос-ных нерыночных займов.
Значит-ной частью внутр-го долга явл: задолж-сть пр-тий перед бюдж-ми всех ур-ней; бюдж-е ссуды, предоставляемые из фед бюдж на целевые фед-е и регион-е нужды, нижестоящим бюдж-м на покрытие кассовых разрывов; гарантийные обяз-ва прав-ва по привлекаемым субъектами РФ, министерствами и ведомствами кредитам; кредитные рес-сы, предост-мые Прав-вом РФ из бюдж развития.
Внеш долг формир-ся путем получ кредитов у прав-ств иностр-х гос-в, у междунар-х фин орг-ций и у крупнейших банков, размещ-я ценн бумаг РФ на мировых фин рынках, предоставления гарантий и обяз-в РФ по междунар-м фин договорам, программам и сделкам.
26.Гос кредит, его сущ-ть и клас-я. Гос кредит - это совок-ть эк-ких отн-й, возник-х в проц формир-я гос-х фин-х рес-в (за счет временно свободных ден ср-в в гос-ве) для финансир-я бюдж-х расх и общегос-ных программ.
Гос кредит явл формой допол-ной мобилизации гос-вом фин рес-в для финансир-я общегос-ных потребностей и выполн своих ф-ций. Он затрагивает вторичное распр-е ст-сти внутр-го валового продукта общ-ва, касается значит-х объемов фин рес-в, к-рые не распред-ся ч/з бюдж систему. Гос кредит (заем) исполь-ся, как правило, для покрытия дефиц бюдж. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия ден рес-в. Гос заем временно сокращает платежесп-й спрос нас-я и хозяйс-щих субъектов, рег-ет (балансирует) натур-веществ-е и ст-стные пропорции общ-ва. С помощью займа в рамках закона ден обращ-я регулир-ся необх-е кол-во денег в обращении.
Формы гос займов клас-ются по девяти осн признакам: праву эмиссии, типу размещ-я, категории кредиторов, форме юр-го оформления займа, форме выплаты дохода по займу, срокам погаш-я, условиям погаш-я, методам размещ-я и наличию гарантий.
27.Гос ценные бумаги. Осн формы гос займов: - эмиссия и размещ-е ценных бумаг; - получение иностр кредитов.
Облигации - наиболее распространенный вид цен бумаг. При их эмиссии гос-во устанав-ет нарицат-ную ст-ть (номин-ю цену) облигаций, к-рая обозначается на облигации и выраж ден сумму долга гос-ва перед держателем облигации. Именно эта сумма выплач-ся владельцу облигации в момент погаш-я долга и на нее начисл-ся %. Кроме номинальной цены, при выпуске займа гос-во устан-ет по необх-сти эмиссионный курс, т.е. цену, по к-рой облигации передаются различным инвестиционным институтам для их продажи. Положительная разница м/у номинальной и эмиссионной ценами служит вознаграждением для распространителей облигаций. Кроме того, часть этой разницы может служить доходом для кредиторов.
28.Межбюдж отн-я, вертик-е и гориз-е, выравн-е. Составной частью бюжд процесса явл бюдж регул-е, т.е. перераспр фин-х рес-в м/у бюдж-ми разн ур-ня. Регул-е бюджетов (горизонт) с помощью регул налогов. Вертик выравн-е осущ с помощью фин помощи на финансир-е отд целев расходов и представл бюдж ссуд. Методы бюдж регулир-я: - установл-е и распред регул источников дох бюдж; - перераспред отд источников; - безвозмездная помощь оказ нижестоящ бюдж; - ссуды, выдел одним бюдж из ср-в др бюдж.
Методы безвозмезд помощи вышестоящ бюдж нижестоящим: - дотации – сумма ср-в выд из бюдж вышестоящ уровня нижестоящ для выравн налог потенциала, фин расх мин бюдж нижестоящего уровня; - субвенции – сумма ср-в выд бюджетам разных ур-ней для фин целев расходов; - субсидии – сумма ср-в на финансир опред меропр и предст долевое участие нижестоящ бюдж в этом финансир-и; - трансферты – прямая фин помощь при межбюдж отн-ях на нормативной основе.
29.Бюдж-й федерализм. Межбюдж-е отн-я м/у орг-ми гос власти РФ и орг-ми гос власти субъектов РФ, а также отн-я м/у орг-ми гос власти субъектов РФ и орг-ми местн самоупр-я основываются на принципах бюдж-го федерализма. Бюдж фед-м: - Бюдж-е взаимоотн-я центра и регионов; - Бюдж-е взаимоотн-я регионов и органов местн самоупр-я, включая распред-е расх м/у бюджетами
Бюджетный федерализм предполагает: - распред-е и закрепл-е расх бюджетов за опред-ми ур-ми бюдж системы; - распред-е и закрепл-е дох за опред-ми ур-ми бюдж системы РФ; - самостоят-ть бюдж-в, входящих в бюдж систему РФ; - перераспред-е ср-в м/у бюдж-и в целях сочетания общегос-ных интересов и интересов нас-я, связанных с проживанием на опред территории, направленных на уменьш-е степени регион-х различий в ур-не соц-эк-кого разв-я на терр РФ; - равенство всех субъектов РФ во взаимоотн-ях с фед бюджетом.
30.Бюдж процесс и его осн этапы. Бюдж процесс - регламентируемая законод-вом РФ деят-ть орг-в гос власти, орг-в местн самоупр-я и иных участн-в бюдж процесса по составл-ю и рассм-ю проектов бюдж-в, утвержд-ю и исполн-ю бюдж-в, контролю за их исполн-м, осущ-ю бюдж-го учета, составл-ю, внешней проверке, рассмотр-ю и утвержд-ю бюдж отчетности;
Этапы бюдж процесса: 1. Составл-е проекта бюдж осущ фин-ми орг-ми в соотв с дейст законодат и его согласов-е. 2. Утвержд-е представит орг-ми осущ поэтапно: - в 1-м чтении утвержд основн хар-ки бюдж: дох в разрезе групп, подгрупп, общая сумма расходов; - во 2-м чтении утверж-ся расх бюдж по разделам функц классиф-ции в пределах общего объема расх бюдж, размер фонда фин поддержки нижестоящ бюдж; - в 3-м – расх по подразделам функц классиф, всем уровням ведомтсв классифик, размер внешн заимств, цел программы; - в 4-м – поквартальное распред дох, расх и дефицита бюджета, прин закон в целом и напр в Совет Фед-ции, а затем на подпись През-ту 3. Исполн-е бюджета осущ на основе принципов единства: - все бюдж исп на основе принципа единства кассы; - исполн-е бюдж осущ уполномоч исполнит орг-ми в соотв с бюдж классифик на основе росписи бюдж расходов составл исходя из перечня, объема и сроков фин-я расх, утв в законе о бюдж.
4. Составл-е отчета об исполн-и бюдж и его утвержд.
31.Казначейская система испол-я бюджета. Фед Казн-во призвано проводить такую гос бюдж пол-ку, кот обесп-ет: эффект упр-е дох-ми и расх в процессе исполн-я фед бюджета, повыш-е оперативности в фин-ии гос программ, усиление контроля за поступл-ми, целевым и экономным использ-ем бюдж ср-в. Принципы казн исп бюдж: 1. Единство кассы – все плат осущ с единого счета фед казнач-ва. 2. Оптимиз бюдж фин технологии, что дает возможность достигнуть сбалансиров бюдж. 3. Принципы подведомственности. 4. Последоват ведение казнач системы исполнения бюдж.
Исп-е фед бюдж осущ-ся на основе отраж-я всех операций и ср-в бюджета в системе балансовых счетов Фед каз-ва. Фед каз-во, созданное в 1992г., призвано проводить такую гос-ю бюдж-ю пол-ку, к-рая обеспеч-т: эффективное упр-е дох-ми и расх-ми в проц исполн-я фед бюдж, повышение оперативности в финансир-и гос программ, усиление контроля за поступлением, целевым и экономным использ-м бюдж ср-в. Вся совок-сть каз-го исп-я бюдж м б представлена 4-мя основными фазами:
1.Доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях. 2.Довед увед-й о лимитах бюдж обязат-в, формируемых на один месяц на осн-нии сводной бюдж росписи фед бюдж, бюдж-х ассигнований и прогноза поступл-я дох-в.
3.Принятие обязат-в фед бюдж главными распоряд-ми ср-в.4.Финансир-е расходов фед бюджета.