Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:31, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"

Работа состоит из  1 файл

Ответы ГОСы.doc

— 1.43 Мб (Скачать документ)

Предложение и величина предложения

В данном случае важно само провоцирование изменения ситуации на рынке со стороны предложения, вне зависимости от факторов, оказавших воздействие на него. При этом также не следует смешивать предложение с величиной предложения. Первое выражает собой направление, положение кривой, тогда как величины предложения представляют собой геометрическое место точек вдоль кривой предложения. Речь идет о том, чтобы отличить скольжение, перемещение по кривой от ее смещения. Если цена изменяется, а другие факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными, то предложение товара не меняется, тогда как происходит изменение количества предлагаемого товара под воздействием ценового фактора (например, движение по кривой предложения П' от точки А к точке Б). Можно сказать, что предложение выражает функциональную зависимость между ценой и величиной предложения, тогда как величина предложения — это количественная определенность Объем предложения изменяется под влиянием изменения цены на товар; функция предложения изменяется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные.

2.2 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие

 

Рассмотрим взаимодействие спроса и предложения. Проведя анализ спроса и предложения, мы определили понятия  «цена спроса» и «цена предложения» и факторы, которые воздействуют на их формирование. Понимание этих двух важных вопросов позволяет перейти к рассмотрению баланса интересов продавцов и покупателей, который находит свое проявление в равновесной цене. Совместив на графике (рис. 6) кривые спроса и предложения, получим точку рыночного равновесия, что можно записать следующим образом:

 

 

где С — спрос; П — предложение; Цк — цена товара на данный момент; Qк — количество реализуемого товара.

На графике точке К соответствует  цена равновесия — Цк. Пересечение кривых спроса и предложения свидетельствует о том, что диаметрально противоположные ценовые интересы покупателей и продавцов данного товара совпали. По цене Цк покупатели готовы купить количество товара Qк, а продавцы готовы произвести и продать по этой цене данное количество товара.

Таким образом, цена формируется в результате сбалансированности интересов продавцов и покупателей. Однако совершенно очевидно, что сам уровень цен на соответствующее благо в свою очередь предопределяет масштабы спроса и предложения.

Из сказанного можно сделать вывод о действии такой модели ценообразования, которая устанавливает функциональную зависимость между ценой, с одной стороны, и спросом и предложением — с другой. Эта функциональная зависимость спроса или предложения от изменения цены выражается кривой цен спроса (С) и кривой цен предложения (П). Если на оси ординат откладывать цены, а на оси абсцисс количество спрашиваемого и предлагаемого товара, то кривая С выражает зависимость изменения спроса от динамики цен, а кривая П— зависимость изменения предложения от динамики цен. Спрос находится в обратной, а предложение — в прямой зависимости от изменения цен, о чем свидетельствуют кривые С и П.

 

Рис. 7. Кривые спроса и предложения. Равновесная цена

 

Точка равновесия К равновесная  цена (Цк) достигается путем постепенного сближения интересов продавцов и покупателей в результате движения по спирали, изображенной на рис. 8.

В частности, при цене, равной Ц1,2, покупатели готовы купить данное благо в количестве Q1, тогда как производители готовы произнести его в количестве, равном Q2. При цене Ц3,4 положение продавцов и покупателей становится диаметрально противоположным предшествующему состоянию рынка: продавцы готовы произвести товара только в количестве Q4, тогда как покупатели готовы приобрести этого товара в количестве Q3, и так далее по спирали. Но с каждым витком ценовые интересы все больше и больше сближаются, пока не наступит их равновесие в точке К, которой соответствует цена равновесия Цк при объеме спроса и предложения, равном Qк.

Равновесная цена указывает на равенство спроса и предложения. Причем в кривых спроса и предложения независимой переменной выступает цена, тогда как зависимыми переменными являются спрос и предложение. Функциональная зависимость цены от спроса и предложения выражается смещением кривых спроса и предложения на плоскости в рамках осей координат2.

 

Рис. 8. Процесс становления равновесной  цены

 

Если обратиться к уровню цен, выраженному  ценой Ц1,2, то разрыв между точками 1 и 2 будет означать перепроизводство товаров, равное разности (Q2,3 — Q1). При цене, равной Ц3, напротив, возникает недопроизводство, дефицит товара, выраженный разностью (Q2,3-Q4,5). В первом случае речь идет о перенасыщенном, во втором — о дефицитном товарном рынке.

Равновесная цена и эффективность

Подчеркивая важность принципа сбалансированности между спросом и предложением, выраженной в равновесной цене, было бы неправильно ограничить анализ процесса ценообразования только данными рыночными категориями. Очевидно, требуется остановиться на тех моментах, которые позволяют объяснить сам эндогенный процесс формирования спроса и предложения, который, как мы уже знаем, проявляется в формировании цен спроса и цен предложения.

Цена предложения — это минимальная  цена, ниже которой рыночные цены опуститься не могут, так как производство товаров станет нерентабельным, т.е. неэффективным3. Чем ниже цены, тем меньшее количество товаров поступит на рынок, так как у многих товаропроизводителей при низких ценах издержки окажутся выше рыночных цен. Но в этом случае на рынке остаются наиболее эффективные и жизнеспособные предприятия.

Сокращение числа товаропроизводителей в дальнейшем может вызвать постепенное  повышение цен из-за сокращения количества поступающей на рынок продукции  и положить начало формированию несовершенной  конкуренции. А в условиях несовершенной конкуренции, как правило, цена завышенная.

Повышение цен предложения, напротив, вовлекает в производственную деятельность все возрастающее число товаропроизводителей, которые ранее не могли в ней участвовать из-за своих высоких издержек производства. Это вовлечение приведет к повышению общего уровня издержек производства, снижению его эффективности.

Равновесная цена и фактор времени

Для понимания равновесной цены большое значение имеет фактор времени. И для покупателей, и для продавцов важно знать, какой характер носит установившееся равновесие: мгновенный, краткосрочный или долгосрочный. В зависимости от длительности периода либо не будут предприниматься никакие усилия, либо будут задействованы временные факторы производства, либо будут осуществляться крупномасштабные мероприятия по преобразованию производства с целью расширения предложения.

Для мгновенного равновесия характерно фиксированное, неизменяющееся количество предлагаемого товара, так как производство не в состоянии моментально реагировать на изменившуюся рыночную ситуацию.

Краткосрочное равновесие обусловлено  возможностью увеличения производства и предложения на основе использования временно деиствуюнжх факторов, без наращивания количества оборудования, расширения производственных мощностей. К таким временным факторам относятся сверхурочные работы, работа в выходные и праздничные дни, увеличение сменности работы4. Это свидетельствует о задействовании фактора труда.

Долгосрочное равновесие обусловлено  использованием факторов долговременного характера. Как правило, в этом случае речь идет об инвестициях, связанных с обновлением, модернизацией производства, избавлением от изношенного и устаревшего оборудования, созданием новых или дополнительных производственных мощностей. В данном случае речь идет о задействовании такого фактора, как капитал, прежде всего основного капитала, который затрачивается на приобретение средств производства.

I. Излишки потребителя

    • 1.1 Понятие излишек потребителя

     

    Покупатель приобретает нужное ему количество некоторого товара по определенной цене. Многие уверены, что он произвел «эквивалентный обмен», что получив товар и заплатив деньги, он ничего не выиграл и ничего не проиграл.

    Но согласитесь, что если вы направились  в буфет с намерением купить три булочки по 2 рубля за штуку, а буфет оказался закрытым, то вы будете огорчены, несмотря на то, что у вас сохранились 6 рублей. Следовательно, булочки имеют для вас большую привлекательность, чем б рублей, и если бы вы произвели покупку, то получили бы определенный выигрыш.

    Какова природа этого выигрыша?

    Как мы уже знаем, покупатель приобретает  товар определенного вида в таком количестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара. Но предельная полезность каждой предшествующей единицы больше, чем последующей (закон Госсена), а цена у всех единиц одинакова. Таким образом, полезность каждой единицы покупки, за исключением последней, больше той цены, которую покупатель за нее платит, и в целом, произведя покупку, оказывается в выигрыше.

    Допустим, что при цене булочек  больше 4 рублей за штуку вы вовсе  отказались бы от покупки, а ровно за 4 рубля купили бы одну штуку. Мы можем считать, что 4 рубля — денежное выражение полезности 1-й штуки; эта же величина — цена спроса при объеме в 1 ед. Вообще, цена спроса для некоторого объема совпадает с предельной полезностью последней покупаемой единицы. Числовые данные для рассматриваемого примера рассмотрим таблицу 1.

     

    Таблица 1

    Предельная полезность единиц покупки

    Номер единицы

    Предельная полезность, руб./шт.

    1

    4

    2

    3

    3

    2,2

    4

    1,5

    5

    0,8

    6

    0,3


     

    Выигрыш потребителя при покупке, обусловленный превышением полезности приобретаемых единиц товара над  ценой, получил название излишка потребителя.

    Рассмотренный выше пример иллюстрируется рис. 1, дискретному характеру товара соответствует ступенчатый вид кривой спроса. Излишек потребителя характеризуется площадью фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и линией постоянной цены, по которой совершается покупка (в нашем примере – 2 руб./шт.).

     

    Рисунок 1 – Образование излишка  потребителя

     

    Если товар является бесконечно делимым, то и в этом случае излишек потребителя может быть представлен площадью фигуры между кривой спроса и линией постоянной цены, равной цене покупки. Чтобы убедиться в этом, разобьем объем покупки на мелкие порции величиной так, чтобы изменение предельной полезности в пределах каждой порции можно было бы считать пренеорежимо малым. Пусть PD(q) — цена спроса при объеме q, равная, как уже отмечалось, предельной полезности последней единицы при данном объеме потребления.

    Понятие излишка потребителя связано с рациональностью поведения покупателя на рынке данного товара. На множестве всех товаров потребитель выбирает такой набор благ, который доставляет ему наибольшую полезность в пределах бюджетного ограничения. Но на рынке отдельного товара бюджетное ограничение действует иначе: потребитель не может истратить весь свой бюджет на приобретение данного товара, и должен сам решить, какую часть денег истратить на данный товар, а какую — на все остальные. Если бы он попытался максимизировать полезность от потребления данного товара, то эта попытка осуществлялась бы за счет других товаров, и в конечном счете потребитель действовал бы в ущерб себе. Значит, рациональность потребителя на рынке определенного товара состоит не в максимизации полезности потребления этого товара, а в чем-то ином.

    Излишек потребителя — весьма полезная характеристика потребления. В целом прирост излишка потребителя характеризует изменение его благосостояния. Первым, кто увидел в нем мощное средство экономического анализа, был Ж. Дюпюи, но это мы рассмотрим в третьем вопросе данной главы.

    Однако приведенное определение  величины излишка потребителя не является единственно возможным. Спустя еще полвека после работ А. Маршалла новый подход к его измерению предложил Дж. Хикс.

    Рассмотрим карту безразличия  потребителя в пространстве двух продуктов. Один из них — это данный продукт, и Q обозначает его объем; другой — это все остальные продукты; их объем выражен в денежной форме и обозначен Z. Поскольку цены на эти продукты принимаются неизменными, такое представление вполне уместно.

    Если бы данного продукта не существовало, весь доход тратился бы на другие продукты, и равновесие потребителя соответствовало  бы точке на оси координат, в которой  объем Z равен доходу У (рис. 2). В этой же точке оставался бы потребитель и в случае слишком высокой цены данного продукта. При этом уровень его благосостояния соответствует кривой безразличия.

     

    Рисунок 2 – Компенсированное (Y+-Y) и эквивалентное (Y-Y-) изменение дохода

     

    Пусть теперь на рынке устанавливается цена Р0, равновесие потребителя смещается в точку Е с объемом спроса Q0. Этому положению соответствует более «высокая» кривая безразличия и2. Если теперь потребителя лишить возможности пользоваться интересующим нас товаром, то для сохранения его благосостояния следовало бы увеличить его доход до значения У+. Разность У+ - Y называется компенсированным изменением дохода и служит еще одной мерой излишка потребителя. С другой стороны, уровень безразличия, определяемый кривой u1, может быть достигнут при цене Р0 и доходе У_, меньшем первоначального уровня У. Разность У - У — это часть дохода, которой потребитель готов пожертвовать ради возможности покупать товар при цене Р0; она называется эквивалентным изменением дохода и служит третьей мерой излишка потребителя.

    Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"