Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"
Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом примерно в сто лет. Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада. Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада в течение пятидесяти лет. Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада. При этом период доминирования технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии.
Согласно теории длинных волн Кондратьева
научно-техническая революция
Известно пять технологических укладов (волн).
Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.
Вторая волна (1830-1890 гг.) - ускоренное развитие транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство), возникновение механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.
Третья волна (1880-1940 гг.) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили. Появились крупные фирмы, картели, синдикаты, тресты. На рынке господствовали монополии. Началась концентрация банковского и финансового капитала.
Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. Организовано массовое производство на ОСНОЕС конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции в рынки различных стран.
Пятая волна (1985-2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.
К элементам пятого (ныне действующего) технологического уклада относят следующие отрасли: электрошгую промышленность,, вычислительную технику, программное обеспечение, авиационную промышленность, телекоммуникации, информационные услуги, производство и потребление газа. Ядром формирования нового уклада можно назвать биотехнологии, космическую технику, тонкую химию, микроэлектронные компоненты. Основными преимуществами данного технологического уклада по сравнению с предыдущим (четвертым) укладом являются: индивидуализация производства и потребления, преобладание экологических ограничений на энерго- и материалопотребление на основе автоматизации производства, размещение производства и населения в малых городах на основе новых транспортных и телекоммуникационных технологий и др.
Продолжительность
некоторых волн больше пятидесяти лет
связана с совпадением периода
спада уходящей волны с периодом
роста новой волны. В связи
с ускорением НТП в будущем
продолжительность укладов
7 вопрос Финансовые отношения организаций и принципы их организации
Принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово-хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получении прибыли. Самостоятельность в использовании собственных и приравненных к ним средств обеспечивает необходимую маневренность ресурсов, которая в свою очередь позволяет концентрировать финансовые ресурсы на нужных направлениях хозяйственной и других видов деятельности предприятия.
Самофинансирование – обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно – технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о текущих затратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные вложения.
Ответственность возникает по поводу всех тех рисков, которые принимает на себя предприятие в условиях рынка. Принцип ответственности предприятий за результаты своей финансовой деятельности реализуется в случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров, работ, услуг и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприятия. Последнее является естественным и целесообразным в условиях развитой рыночной экономики.
Финансово-хозяйственная
Контроль проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и проводится специальными органами. Государственный контроль осуществляет Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ по отношению к государственным предприятиям. Органы Министерства РФ по налогам и сборам в пределах своей компетенции проводят проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, контролируют своевременность и полноту уплаты налогов.
8 вопрос Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии территорий.
Региональными бюджетами являются бюджеты национально государственных
и административнотерриториальных образований
— республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономных образований
и городов Москвы и: СанктПетербурга. В
Бюджетном кодексе Российской Федерации бюджеты республик, краев, областей
и автономных образований именуются бюджетами субъектов Федерации, а бюджеты муниципальных образований
(муниципальных районов, городских и сельских
поселений) — местными бюджетами.
Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и местный бюджет — это форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения
задач и функций региона и местного самоуправления.
Региональные и местные бюджеты являются составной
частью финансовой системы Российской
Федерации. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе РФ,
56 краев, областей и городов Москвы и СанктПетербурга; бюджеты 9 автономных округов. Местные бюджеты (бюджеты районов, городов и сельские)
включают 29 тыс. бюджетов (без учета новых образований
— городских и сельских поселений).
На рис. 13.1 приводится схема бюджетного устройства в Российской
Федерации.
Рис. 13.1. Схема бюджетного устройства субъектов
Федерации
В последние годы роль региональных и местных бюджетов возрастает, расширяется
сфера их применения в связи с расширением
прав региональных и местных органов власти в соответствии
с Федеральным законом от 6 .октября 2003
г. № 131ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", а также Федеральным законом
от 20 августа 2004 г. № 120ФЗ "О внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".
Роль региональных и местных бюджетов в экономическом
и социальном развитии заключается в следующем.
Вопервых, сосредоточение финансовых
ресурсов в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах позволяет органам
представительной и исполнительной власти регионов имеет финансовую базу для
реализации своих полномочий в соответствии
с Конституцией Российской Федерации.
Создание финансовой базы функционирования региональных органов власти у органов местного самоуправления — главная роль региональных и местных бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды
административнотерриториальных образований;
которые обеспечивают выполнение задач
общего назначения, создают финансовую
базу для осуществления функций органов
власти субъектов Федерации и местного самоуправления.
Вовторых, формирование региональных и местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить
финансовохозяйственную самостоятельность
в расходовании средств на социальноэкономическое развитие региона,
обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений,
медицинских учреждений, учреждений культуры,
муниципального жилищного фонда и коммуникаций местного значения.
Втретьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется
выравнивание уровней экономического
и социального, развития территорий. С этой целью
формируются региональные программы экономического
и социального развития' регионов по благоустройству
сел и городов, развитию сети дорог, содержанию
исторических памятников и учреждений
культуры и др.
Вчетвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать
нормативы финансовых затрат на оказание
государственных и муниципальных услуг
в учреждениях непроизводственной сферы.
Впятых, концентрируя часть финансовых
ресурсов в региональных и местных бюджетах, органы представительной
и исполнительной власти регионов могут централизованно
направлять финансовые ресурсы на решение
стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности,
сельского хозяйства и социальной сферы.
В последнее время органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции
(реальные и финансовые). Такие инвестиции
будут формировать государственную и
муниципальную собственность. Это делается
для укрепления позиций государства как
хозяйствующего субъекта.
Вшестых, региональные и местные бюджеты через финансовые
ресурсы оказывают воздействие на оптимальные
пропорции финансирования капитальных
и текущих затрат и стимулирование эффективного
использования материальных и трудовых
ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов,
что позволяет создавать новые рабочие
места и вносить вклад в решение проблемы
снижения безработицы в регионе.
Характеризуя роль региональных и местных бюджетов, нельзя не учитывать,
что кризисные явления в экономике страны,
инфляция и расстроенность финансовой
системы не позволяют региональным и местным бюджетам выполнять в полной
мере свое предназначение. К таким негативным
факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов
над доходами), субъективные моменты при
определении нормативов отчислений и
распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность
утверждения бюджетов.
Роль региональных и местных бюджетов в социальноэкономическом развитии регионов
может возрастать при наделении органов
власти субъектов Федерации и местного самоуправления соответствующими
полномочиями по формированию и исполнению
их бюджетов.
Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей.
Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка.
Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
Существуют разнообразные
Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими показателями:
· наличием множества фирм, ни одна из которых не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, поскольку каждой принадлежит небольшая доля рынка;
· однородностью и
· отсутствием ценовых
В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли - обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема их производства.
Таким образом, в условиях чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения. Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен. Однако и в данной ситуации известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют стратегию «случайного» снижения цен, суть которой состоит в установлении максимально высоких цен и последующем их медленном снижении до уровня рыночных. За тот небольшой период, когда цены были высокими, фирме удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.