Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:00, реферат
Сферы применения государственно-частного партнерства в развитых зарубежных странах очень разнообразны. Сотрудничество между партнерами может проходить в рамках различных законодательных структур, с разнообразным диапазоном задач и компетенций. В настоящем разделе мы проведем аналитический анализ зарубежного опыта государственно-частного партнерства с целью создания детальной картины возможности применения этого опыта в экономике Российской Федерации.
B. Гибкость в проектировании.
В отличие от традиционных проектов государственного сектора потребители государственно-частных услуг могут более легко выразить свое предпочтение, поскольку это тесно связано с уровнем экономического успеха проекта ГЧП.
Г. Экономия времени при реализации проектов.
Выполнение проектов государственно-частного партнерства обычно происходит быстрее в случае привлечения не только частного, но и государственного финансирования. Это связано с тем, что проекты только с частным финансированием могут требовать большего количества времени для подготовки, нежели проекты, финансируемые с участием государственного сектора, ибо одной из характеристик частного финансирования инфраструктурных проектов является наличие большого количества вовлеченных игроков, что может приводить к увеличению сложности и задержкам.
Д. Сокращение давления на государственные бюджеты.
К необходимости уменьшить
Е. ГЧП в контексте модернизации государственного сектора.
Государственно-частное партнерство, конечно, не есть универсальное средство от текущих структурных проблем государственного сектора. Оно может, однако, быть расценено как средство ускорения решения общественных задач. Если политический приоритет отдается формулированию целей и их контролю и регулированию, государственный сектор должен стать намного более эффективным относительно своих внутренних процессов принятия решений. В связи с этим у государственных администраций появляются: желание организовать свою деятельность на основе соглашений с бизнесом, ориентация на предоставление услуг (а не ориентация, как имело место до сих пор, на доступные ресурсы), полная децентрализованная ответственность за реализацию и финансы, а также вступление в конкурентные отношения с национальными и международными партнерами. Таким образом, путем государственно-частного партнерства могут быть расширено место для отвечающего изменяющимся требованиям времени политического действия и созданы возможности для успешной реализации местных и региональных программ развития.
Потенциальные риски и недостатки ГЧП:
а) для государственного сектора:
• асимметричные информационные потоки - частные партнеры обладают лучшим знанием рынка и выгодных инвестиционных возможностей, нежели государственный сектор; кроме того, известна более высокая компетенция частных партнеров относительно выполнения проектов -дефицит всего этого составляет большое неудобство для государственного сектора;
• нечестные намерения частного партнера - нельзя гарантировать, что частные партнеры будут действовать в соответствии с условиями договора, в особенности, когда государственный сектор отдает существенную часть управления партнерством в руки частного партнера, поэтому, если государственный сектор уже связан схемой сотрудничества, он уязвим для любых возможных нечестных намерений со стороны частного партнера, ибо последний может попытаться воспользоваться возможностями государственного сектора;
• опасность передачи рисков государственному сектору - государственно-частное партнерство может привести к краткосрочному сокращению финансового давления на государственные бюджеты, однако опасность, что проектный риск будет передан обратно, остается высокой. Причем это довольно большой риск, поскольку государственный сектор несет определенную ответственность за проект, и, если проект потерпит неудачу, государственный сектор не сможет легко оставить финансовые последствия частным партнерам, если это приведет к завершению проекта со всеми отрицательными политическими последствиями. Государственный сектор практически вынужден действовать, то есть переносить часть бремени финансирования проекта с пользователей инфраструктуры или услуг на налогоплательщиков; в таких случаях не может сформироваться никакого потенциала для инноваций и развития в государственном секторе;
б) для граждан и общества:
• недостаток демократического контроля и участия - существует риск, что после передачи проекта и процесса принятия решения по нему от государственной администрации частным компаниям важные политические решения будут производиться и осуществляться в рамках нетранспарентных структур теневых администраций, имеющих низкий уровень демократической законности, что в конечном счете может закончиться гибридной экономикой, механизмы распределения и функционирования которой остаются в значительной мере "не прослеживаемыми";
• недостаток социальной справедливости - в зарубежных странах в отношении социального правосудия часто поднимается критика, что государственно-частное партнерство приносит пользу прежде всего социальной элите, то есть гражданам со сверхвысокой покупательской способностью, более бедные слои населения обычно имеют трудности в нахождении доступа к инфраструктуре и услугам, предлагаемым рыночной экономикой;
• чрезмерное финансовое бремя на гражданах - существует особая проблема, когда партнерство было создано не ради производства товаров и услуг, а ради приватизации выгодной общественной задачи, в таких случаях могут существовать сильные экономические стимулы для эксплуатации заинтересованных граждан, особенно если эти граждане не могут обойтись без соответствующих услуг;
• неблагоприятные результаты в экономических терминах - критически настроенные наблюдатели ГЧП привлекают внимание к факту, что государственно-частные партнерства не ведут ни к увеличению конкуренции, ни к снижению стоимости производства до тех пор, пока не выявлены наиболее выгодные для ГЧП отрасли с точки зрения экономики частного сектора;
• риск олигополизации поставляющих отраслей - вследствие введения конкуренции в отрасли поставок (воды, энергии и т.д.) ввиду экономической глобализации, может быть подняв вопрос относительно того, не являются ли ГЧП первым шагом к окончательной приватизации государственных компаний и беспокойству местных властей о сфере поставок и распределения (воды, энергии и т.д.). Быстрое проникновение транснациональных корпораций в эти области предполагает развитие олигополизации;
в) для частных компаний:
• политический и юридический риски - эта категория рисков касается возможных изменении в правительственной политике, неблагоприятных или непостоянных рыночных условий, неспособности или отказа государственного сектора выполнить условия договора; это также может касаться изменений в налоговом законодательстве или принятия мер, имеющих неблагоприятные последствия для частных партнеров;
• технические риски, касающиеся строительства и использования инфраструктуры, -эта категория рисков охватывает различные компоненты: неожиданные технические проблемы на стадии реализации проектов, неопределенно сформулированные условия окружающей среды, ситуации опоздания к крайнему сроку, превышающие прогнозы затраты, прерывание сервисного обслуживания и т.д.;
• экономический и финансовый риски - эта категория рисков относится прежде всего к степени инфляции и к изменению курсов обмена валют (валютные займы и валюта, связанная с доходами пользователей); также необходимо включить в эту категорию факторы, отражающие состояние экономики;
• коммерческий риск - объединяет объем потоков пользователей и уровень пользовательских платежей и тарифов; в случае с автострадами это, с одной стороны, потоки движения и, с другой стороны, уровень платы за проезд. Данные два фактора являются взаимозависимыми, и, как показал венгерский опыт, коммерческий риск должен рассматриваться в общем контексте экономики и общества, ибо покупательская способность потенциальных пользователей и привлекательность для граждан играют ключевую роль в деле получения платы за пользование;
• риск форс-мажора - этой категории рисков нельзя не ожидать, не избежать, он связан и с естественными бедствиями, и социальными беспорядками и войнами, а в нашем веке существенное влияние могут оказать террористические акты, способные препятствовать или мешать совершенствованию проектов развития инфраструктуры, услуг и другой экономической деятельности.
Заключение
Имеющаяся мировая практика применения механизма государственно-частного партнерства свидетельствует, что для успешной реализации крупных инновационных проектов с применением механизмов ГЧП необходимо, прежде всего, наличие специальной законодательной базы. Ее формирование на основе принципов национального и международного права может стать условием для стабильного развития ГЧП в инновационном секторе с привлечением не только отечественного, но и иностранного капитала.
Создание стимулов к инвестиционной деятельности должно выражаться и в создании соответствующей экономической базы – формировании условий и возможностей для достижения максимальной и оправданной рентабельности при реализации инновационных проектов. Для привлечения инвесторов, необходимо широкое использование предоставление не временных, а долгосрочных льгот с соответствующими государственными гарантиями, обеспечение рентабельности проекта (восстребованности продукции или услуг) и возврата вложенного капитала. В обмен на государственные гарантии экономического успеха, исполнительная власть вправе при этом потребовать от частного сектора более широкие полномочия контроля и участия в управлении проектом.
ГЧП представляет собой не простое объединение ресурсов государства и
бизнеса, а новую экономическую форму взаимодействия государства и бизнеса с целью достижения наиболее эффективных для общества результатов. Это взаимодействие может осуществляться в разнообразных институционально-экономических формах и на различных уровнях хозяйства. Западные страны давно изучили эту форму бизнес - планирования и успешно используют её для развития экономики своего государства.
Список используемой литературы: