Система управления рисками в кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 14:58, контрольная работа

Описание

Система управления ликвидностью и рисками кредитных организаций, влияние факторов на финансовую устойчивость кредитной организации, проблемы управления финансовой устойчивостью кредитных организаций и их регулирование.

Содержание

Введение 3
1. Система управления ликвидностью и рисками кредитных организаций 4
2 Влияние факторов на финансовую устойчивость кредитной организации 9
3. Финансовая устойчивость как основа формирования эффективной деятельности кредитной организации 14
4. Нормативное регулирование устойчивости кредитных организаций 22
5. Проблемы управления финансовой устойчивостью кредитных организаций 27
Заключение 28
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Система управления ликвидностью и рисками кредитной организации как фактор финансовой устойчивости.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

     Так, методика определения   собственных  средств  (капитала)  кредитных организаций установлена Положением ЦБР от 10 февраля 2003 г. N 215-П, а обязательные  экономические  нормативы  деятельности  банков - Инструкцией ЦБР от 16 января 2004 г. N 110-И

     Возможные действия при  выявлении  фактов (признаков) формирования источников собственных  средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов изложены в Указании ЦБР от 6 февраля 2006 г. N 1656-У. В письме ЦБР от 2 июня 2004 г. № 57-Т отражены особенности применения  ЦБР  мер  к  кредитным  организациям после выявления  фактов формирования собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов. Например, если размер  собственных  средств  (капитала) кредитной организации окажется   меньше размера уставного капитала в соответствии с учредительными документами, то Банк России обязан направить в  такую  кредитную  организацию  требование о приведении в соответствие величины  собственных  средств  (капитала)  и размера уставного капитала.

     А кредитная   организация  обязана  исполнить  требование  Банка  России  в порядке,  сроки и на условиях, которые установлены ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

     Сам порядок  приведения  в  соответствие  размера  уставного  капитала  и величины   собственных  средств  (капитала)  кредитных  организаций  раскрыт в Указании ЦБР от 24 марта 2003 г. N 1260-У

     Для осуществления своих функций  банковского регулирования и  банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их  филиалов),  направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении   выявленных   в   их   деятельности   нарушений  и  применяет предусмотренные  законом  санкции  по отношению к нарушителям (Инструкция ЦБР от 1  декабря 2003 г. N 108-И «Об  организации  инспекционной  деятельности ЦБР»). Проверки   могут   осуществляться   уполномоченными  представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

     В Инструкции ЦБР  от 25 августа 2003 г. N 105-И определен порядок проведения  проверок  кредитных  организаций  (их  филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка РФ, согласно которому Уполномоченные  представители  имеют право получать  и проверять отчетность (пять календарных лет деятельности кредитной   организации или ее  филиала,  предшествующие  году  проведения проверки) и другие документы кредитных организаций (их   филиалов),   при  необходимости  снимать  копии  с  соответствующих документов для приобщения к материалам проверки. Порядок  проведения  проверок кредитных организаций (их филиалов), а также обязанности кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров. Если нарушений нет, то Банк  России  не вправе проводить более одной проверки кредитной организации  (ее  филиала)  по  одним  и тем же вопросам за один и тот же отчетный  период  деятельности  кредитной  организации  (ее  филиала). 

     Проведение  Банком  России  повторной проверки кредитной  организации (ее  филиала) по одним  и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:

     а) если такая  проверка  проводится  в  связи  с  реорганизацией  или ликвидацией кредитной организации;

     б) по мотивированному решению Совета директоров, которое может   приниматься как в  порядке  контроля  за  деятельностью, так и в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной  организации.  Для  этого должны быть указания  на  выявленные признаки  неустойчивого финансового положения кредитной организации, если эти  признаки  создали  реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) кредитной организации. В ходе проверки признаки должны выявляться и оцениваться в  соответствии  с  методиками разработанными Банком России. В ходе повторной проверки обязательно присутствие представителей центрального аппарата Банка России.

     В  случаях нарушения кредитной  организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка  России,  непредставления  информации,  представления  неполной или недостоверной  информации  Банк России имеет право требовать от кредитной организации  устранения  выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 % минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение  кредитной организацией  отдельных операций на срок до шести месяцев.

     Если  в деятельности кредитной организации  выявлены нарушения и в установленный  Банком России срок предписаний нарушения  не устранены,  либо эти  нарушения  или совершаемые кредитной  организацией  банковские  операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), то Банк России вправе:

     1)  взыскать  с   кредитной организации штраф  в размере до 1 % размера   оплаченного   уставного   капитала;

     2) потребовать от  кредитной организации:

     - осуществления  мероприятий  по  финансовому  оздоровлению, в том числе изменения структуры ее активов;

     - замены  руководителей;

     - осуществления реорганизации;

     3)  изменить  на  срок  до шести месяцев установленные  для кредитной организации обязательные  нормативы;

     4)  ввести  запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских   операций,   предусмотренных   выданной   ей   лицензией   на осуществление  банковских  операций,  на  срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

     5)   назначить   временную  администрацию  по  управлению  кредитной организацией  на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной   администрации   устанавливается   федеральными   законами   и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

     6)   ввести   запрет   на   осуществление   реорганизации  кредитной организации,  если  в  результате  ее  проведения  возникнут основания для применения  мер  по  предупреждению  банкротства  кредитной  организации, предусмотренные  ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

     7)   предложить   учредителям  (участникам)  кредитной   организации, которые  самостоятельно  или  в силу существующего между ними соглашения, либо  участия  в  капитале  друг  друга,  либо  иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые   органами   управления  кредитной  организации,  предпринять действия,  направленные  на  увеличение  собственных  средств  (капитала) кредитной   организации   до   размера,   обеспечивающего  соблюдение  ею обязательных нормативов.

     8)   ввести  ограничения  на  величину  процентной  ставки,  которую кредитная   организация   определяет   в  договорах  банковского  вклада, заключаемых  (пролонгируемых)  в  период  действия  ограничения,  в  виде максимального  значения  процентной ставки (но не ниже двух третей ставки рефинансирования  Банка России  по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки  ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения),  на  срок  до  одного  года. В целях настоящего положения в расчет процентной   ставки   наряду   с   процентами  включаются  любые непроцентные   платежи,   которые   кредитная   организация   выплачивает вкладчикам - физическим лицам.

     Банк  России  вправе  отозвать  у  кредитной организации лицензию на осуществление   банковских   операций   по   основаниям,  предусмотренным Федеральным  законом "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии    на    осуществление   банковских   операций   устанавливается нормативными актами Банка России.

     Банк России может  привлечь кредитную  организацию  к ответственности  за нарушения  в течение пяти лет. Может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации   штрафов   или   иных  санкций,  установленных законодательством в течение шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения.

     Таким образом, в целях выявления ситуаций, угрожающих законным  интересам  их  вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации Банк  России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций. При возникновении таких ситуаций Банк России вправе принимать меры,  рассмотренные выше (ст. 74 ФЗ), а также по решению Совета директоров осуществлять  мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций. 
 

 

     

5. Проблемы управления финансовой устойчивостью кредитных организаций 

     Финансовое  состояние кредитной организации  оценивается на основе многочисленных финансовых показателей, рассчитываемых по программам, позволяющим автоматизировать их расчет. Оценить финансовое состояние на основе множества показателей весьма трудно. Качественно оценить рассчитанные показатели могут только опытные финансовые аналитики, которых часто в организации нет, а приглашенные для этих целей специалисты стоят слишком дорого. Следовательно, возникает проблема агрегирования ряда показателей. Методы агрегирования показателей в стандартных программных продуктах по анализу не предусматриваются. Значит, организация должна своими силами разработать методологию свертки показателей, расчета агрегированного финансового показателя на базе показателей более низкого уровня. Получение значения агрегированного показателя оценки финансового состояния возможно на основе стандартных программ. Использование этого показателя предполагает в качестве обязательного условия ведение бухгалтерской отчетности в международном стандарте.

     При оценке могут быть использованы и  субъективные мультипликаторы, которые  имеют преимущества перед стандартными, так как перенастройка программ финансового анализа в целях  получения единого агрегированного показателя для оценки финансового состояния организации не требует значительных затрат времени. Субъективные мультипликаторы позволяют точнее определять удельные веса финансовых показателей, подлежащих агрегированию, в каждой конкретной ситуации, характеризующейся конкретным соотношением величин кредиторской, дебиторской задолженности и т.д.

     Практика  анализа финансового состояния  кредитной организации свидетельствует  о том, что вовсе нет необходимости  в расчете многочисленных финансовых коэффициентов. В процессе анализа можно несколько коэффициентов нижнего уровня интегрировать в такие четыре обобщающих показателя, как платежеспособность, прибыльность, деловая активность и финансовая устойчивость. Далее эти интегрированные показатели с использованием определенных методов, во-первых, можно интегрировать в один конечный и дать на его основе оценку финансового состояния. Во-вторых, оценить финансовую деятельность можно и на основе использования всех четырех показателей. При этом их оценка устанавливается с помощью методов коллективной работы или опроса экспертов организации с целью определения удельных весов этих показателей.

     Продолжением  оперативной аналитической работы является прогнозирование показателей  деятельности кредитной организации. В современных условиях целесообразно осуществлять ближайшее прогнозирование на срок в пределах двух месяцев и составлять перспективный финансовый план на год. Для разработки этих прогнозов используются данные баланса, динамики изменений активов и пассивов банка с учетом отражения новых операций, изменения общей конъюнктуры финансового рынка и законодательной базы.

     Третье  направление работы отдела анализа  составление финансовой и прочей отчетности. Соответственно задачей  анализа является не только составление  отчетности, но и разработка рекомендаций. Только опираясь на нормативные положения, результаты работы кредитной организации, аудита и анализа, можно дать объективную оценку качества управления кредитной организацией.

     Аудиторы осуществляют контроль над рисками, соблюдением всех нормативно-правовых и регулирующих актов, в частности предписаний Государственного комитета по надзору над деятельностью кредитных учреждений, выполнением установок совета директоров, а также противостоят попыткам нецелевого использования средств.

     За рубежом существует целостная теория управления банком. Эту работу у нас надо начинать уже сейчас и рекомендовать банкам создавать такие внутренние структуры, опираясь на результаты деятельности которых можно делать заключения о качестве управления. Кроме того, необходимо разработать теорию управления банком на основе обобщения практики аудиторских проверок по данной проблеме. 

Заключение 

Информация о работе Система управления рисками в кредитной организации