Системы безналичных рачетов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:35, доклад

Описание

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Безналичные расчеты составляют основу денежных расчетов между предприятиями и организациями, позволяют осуществить платежи в короткие сроки. Благодаря автоматизированному учету потоков денежных средств их можно легко контролировать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и значения безналичных расчетов………………………….4
1.1 Возникновение и развитие безналичных расчетов в РФ………………….4
1.2 Значение и принципы организации безналичных расчетов в РФ………..8
Глава 2. Виды безналичных расчетов в России……………………………....14
2.1 Расчеты платежными поручениями……………………………………….14
2.2 Расчеты по аккредитивам…………………………………………………..16
2.3 Расчеты чеками……………………………………………………………...19
2.4 Расчеты по инкассо………………………………………………………….21
2.5 Расчеты платежными требованиями……………………………………….23
2.6 Иные виды расчетов, предусмотренные законом…………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ……31

Работа состоит из  1 файл

На печать ( поправить!!!).docx

— 117.59 Кб (Скачать документ)

     На  практике могут встречаться как  досрочные, так и отсроченные  и просроченные платежи.

     Досрочный платеж – это выполнение денежного  обязательства до истечения оговоренного срока.

     Отсроченный платеж характеризует невозможность  погасить денежное обязательство в  намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, то есть продление первоначально  установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств. 
Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

     Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности  платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у  плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

     В зависимости от характера ликвидных  средств, следует различать оперативную  и перспективную обеспеченность платежа. Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика  или его гаранта достаточной  для платежа суммы ликвидных  средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, а также  такую форму их организации, которая  гарантирует своевременное погашение  обязательства).

     Оперативное обеспечение платежей может иметь  разнообразные формы (в том числе  и в виде внесения средств за счет клиента или банка для последующего их перечисления получателю). Перспективная  обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных  связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).

     Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов. Все принципы расчетов тесно  связаны и взаимообусловлены. Нарушение  одного из них приводит к нарушению  других. Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и  иных счетах, открываемых банками  своим клиентам после представления  последними соответствующих документов.

     Каждое  предприятие, организация могут  иметь в банке только один основной счет – расчетный или текущий. Расчетные счета открываются  всем предприятиям независимо от формы  собственности, работающим на принципах  коммерческого расчета и имеющим  статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться  средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным  плательщиком всех причитающихся с  него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения  с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую  и юридическую независимость.

     Текущие счета в настоящее время открываются  организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статуса юридического лица. Традиционно такие счета открываются  общественным организациям, учреждениям  и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном  бюджете.

Самостоятельность владельца текущего счета существенно  ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в  момент открытия счета. Хозорганы, имеющие  в банке расчетные счета, могут  совершать любые операции, связанные  с производственной и инвестиционной деятельностью, без установления какого-либо перечня, лишь бы эти операции не противоречили законодательству. 
 
 

Глава 2. Виды безналичных расчетов в России

Безналичные расчеты в Российской Федерации  регулируются Гражданским кодексом РФ (главы 45, 46), Положением о безналичных  расчетах в РФ (утверждено письмом  ЦБ РФ от 09.07.92 № 14 с постоянными поправками по настоящее время), действующим  в части, не противоречащей ГК РФ, а  также указаниями, письмами и телеграммами Банка России.

2.1 Расчеты платежными  поручениями

Платёжное поручение — это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платёжные поручения могут быть в бумажном и электронном виде (например, в системе клиент-банк).

Расчеты платежными поручениями являются самой  распространенной и используемой формой безналичных расчетов.

Платежное поручение должно содержать следующие  обязательные реквизиты:

— порядковый номер  платежного поручения (для платежных  поручений в течение года применяется  сквозная нумерация — 1, 2, 3, 4 и т.д.), а также дату его составления; 
— сумму денежных средств, перечисляемых по данному платежному поручению; 
— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН – 10 знаков), наименование плательщика и получателя денежных средств, а также их платежные реквизиты:

- номер банковского  счета; 
- наименование банка, в котором открыт данный счет; 
- корреспондентский счет и банковский идентификационный код (БИК) банка; 
— основание для осуществления платежа.

Указанная в платежном поручении дата его  составления имеет очень большое  значение, так как в соответствии с действующим законодательством  платежное поручение действительно  и может быть предъявлено в  банк в течение 10 дней с даты составления платежного поручения. В настоящее время большинство банков используют систему под названием банк-клиент, по данной системе платежные поручения отправляются в одном экземпляре по электронному каналу связи. Для этого банк предоставляет программу и по заявлению клиента изготовляет электронные ключи с правом и без права подписи, один ключ может быть держателями нескольких лиц.

В некоторых  же организациях для осуществления перевода денежных средств с помощью платежного поручения плательщик должен предоставить в обслуживающий его банк заполненные платежные поручения в количестве, необходимом для проведения расчетов.

По сложившейся  в настоящее время практике плательщик предоставляет в обслуживающий  его банк платежные поручения  в следующем количестве:

3 - если плательщик  и получатель денежных средств  обслуживаются в одном банке; 
4 - если плательщик и получатель денежных средств обслуживаются в разных банках; 
5 - при осуществлении междугородных переводов.

1. Возникают  обязательства плательщика перед  получателем по оплате определенной  суммы денежных средств (купля-продажа  товаров или других ценностей,  оказание услуг, иные основания).

2. Плательщик  предоставляет в обслуживающий  его банк четыре экземпляра  платежного поручения о переводе  денежных средств получателю.

3. Банк  плательщика списывает с его  банковского счета сумму платежа,  ставит на платежном поручении  отметку об исполнении и передает  четвертый его экземпляр плательщику.

4. Банк  плательщика переводит сумму  платежа в банк получателя  и передает ему второй и  третий экземпляры платежного  поручения. Первый экземпляр с  подписями и печатью плательщика  и с отметкой об исполнении  остается в банке плательщика  и подшивается в документы  дня.

5. Банк  получателя зачисляет полученные  денежные средства на счет  получателя, ставит отметку об  исполнении на полученных экземплярах  платежного поручения и передаёт  один из них получателю, а другой  подшивает в документы дня.

из которых  ставятся подписи и печать плательщика (которые должны совпадать с образцами  подписей и печати на банковской карточке). Если платежное поручение предоставляется  в банк в течение операционного (банковского) дня (который длится, как  правило, с 9.00 до 13.00), то перевод денежных средств по нему осуществляется в  тот же день, в ином случае — на следующий рабочий день. При исполнении платежного поручения клиента на всех его экземплярах ставится отметка  банка об исполнении с указанием  даты, на которую был осуществлен  перевод денежных средств. При этом последний экземпляр передается клиенту для отражения операций по списанию денежных средств в его  бухгалтерском учете. Кроме того, клиенту предоставляется выписка  из его счета о движении денежных средств по счету, в которой указывается следующее:

— наименование клиента и номер его счета; 
— дата, на которую составлена выписка; 
— остаток денежных средств на счете клиента на начало дня; 
— суммы, зачисленные на счет клиента в течение дня, в том числе через кассу; 
— суммы, списанные со счета клиента в течение дня по различным расчетным документам и на иных основаниях; 
— остаток денежных средств на счете клиента на конец дня.

Порядок осуществления расчетов платежными поручениями можно представить  в следующем виде (см. рис. 17.1):  

2.2 Расчеты по аккредитивам 

Аккредитив  — это форма проведения безналичных  расчетов, при которой банк, действуя по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется произвести платежи получателю денежных средств. Банк, выставивший аккредитив, т.е. банк плательщика, именуется банком-эмитентом. Если расчеты по аккредитиву осуществляет банк, обслуживающий получателя денежных средств, то он называется исполняющим  банком. Аккредитив является самой  сложной и дорогой для клиента формой безналичных расчетов. Поэтому расчеты ими в нашей стране производятся крайне редко и используются чаще всего при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с российским законодательством  могут открываться следующие  виды аккредитивов:

— покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); 
— отзывные или безотзывные.

Покрытым (депонированным) аккредитивом считается  аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет сумму  аккредитива (со счета плательщика  или в виде предоставленного ему  кредита) в распоряжение банка —  получателя денежных средств (исполняющего банка), который и должен проводить  расчеты в соответствии с условиями  аккредитива.

Непокрытый (гарантированный) аккредитив представляет собой аккредитив, при котором  исполняющему банку предоставляется  право списать сумму аккредитива  с открытого у него корреспондентского счета банка-эмитента.

Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного уведомления и согласия получателя денежных средств. Если в аккредитиве не указано, к какому виду он относится, то он является отзывным. Исполняющий банк обязан осуществлять платежи и иные операции по отзывному аккредитиву, если к моменту их совершения им не было получено уведомление об изменении условий аккредитива или о его аннулировании.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен  или аннулирован без согласия получателя денежных средств по нему.

Срок  действия и порядок расчетов по аккредитиву  устанавливаются в договоре между  плательщиком и получателем денежных средств, в котором также оговаривается  следующее:

1. Плательщик  и получатель денежных средств  заключают между собой договор  (купли-продажи или оказания услуг), расчеты по которому предусматриваются  в форме аккредитива.

2. Плательщик  предоставляет в обслуживающий  его банк (банк-эмитент) заявление  об открытии аккредитива, на  основании которого банк-эмитент  списывает денежные средства, составляющие  сумму аккредитива, со счета  плательщика.

3. Банк-эмитент  передает исполняющему банку  экземпляр заявления об открытии  аккредитива и переводит ему  сумму аккредитива.

4. Исполняющий  банк извещает получателя денежных  средств об открытии аккредитива  в его пользу.

— наименование банка-эмитента; 
— вид аккредитива и способ его исполнения; 
— способ извещения получателя денежных средств об открытии аккредитива; 
— условия раскрытия аккредитива, т.е. полный перечень и точная характеристика документов, предоставляемых получателем для получения денежных средств по аккредитиву; 
— сроки предоставления вышеуказанных документов.

Информация о работе Системы безналичных рачетов в России