Социальное страхование и обеспечение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 05:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования данной работы: сформировать общую картину социального страхования и обеспечения в Российской Федерации. Исходя из цели выделяются следующие задачи работы:
1. выявить сущность социального страхования и обеспечения;
2. обосновать принципы и цели социального страхования и обеспечения;
3. изучить исторические аспекты возникновения социального страхования и обеспечения;
4. изучить доходы и расходы Фонда социального страхования в РФ
5. рассмотреть перспективы развития социального страхования и обеспечения в РФ

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Содержание и нормативно-правовые основы политики государства в области социального страхования и обеспечения……………………………..5
1.1. Сущность и виды социального страхования и обеспечения…………..5
1.2. Цели и принципы социального страхования в РФ……………………10
1.3. История развития системы социального страхования и обеспечения в РФ……………………………………………………………………………….12
Глава 2. Анализ существующей системы социального страхования и обеспечения в РФ………………………………………………………………..18
2.1. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования РФ……..18
2.2. Перспективы развития системы социального страхования и обеспечения в РФ………………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы и кредит.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

Обязательное  пенсионное страхование условно  получило свое закрепление в 2001г. с  принятием федерального закона с  аналогичным наименованием и  ФЗ от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

 

1.2. Цели и принципы социального страхования в РФ.

В отечественной  науке права социального обеспечения  выделяют следующие основные принципы: многообразие видов социального  обеспечения; всеобщность; солидарность; охрана уровня жизни, здоровья граждан; справедливость при распределении благ за счет средств, направляемых на социальное обеспечение граждан; финансирование расходов на социальное обеспечение за счет специально образуемых на эти цели финансовых источников – обязательных страховых взносов (единого социального налога), и ассигнований из государственного бюджета; создание максимальных удобств для граждан при реализации ими прав на социальное обеспечение и пр.

Так как  социальное страхование является организационно-правовой формой социального обеспечения, то указанные принципы должны лежать и в основе функционирования  системы социального страхования.

В законе об обязательном социальном страховании (ФЗ от 16.07.1999 года № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”) закреплен лишь перечень принципов осуществления обязательного страхования,  поэтому принципы выводятся из самой сущности обязательного социального страхования. В социальном страховом праве они могут быть следующими[19,с.89]:

- социально-страховой  всеобщности и обязательности;

- социально-страховой солидарности;

- личной  социально-страховой ответственности  застрахованных лиц;

- социально-страховых  выплат при условии уплаты  страховых взносов;

- социально-страховой  трехсторонности;

- социально-страховой  гарантированности определенного  уровня страхового обеспечения;

- социально-страховой  гарантированности обеспечения  прав застрахованных граждан  на страховое обеспечение;

- социально-страхового  самоуправления.

Принцип социально-страховой всеобщности  и обязательности свидетельствует  о возможности его распространения не только на наемных работников, но и лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (например, ИП, занимающихся частной юридической практикой и др.)

Принцип страховой солидарности заключается  во взаимной помощи и взаимной поддержке всех граждан, участвующих в страховании. В реальной жизни это означает, что средства в виде страховых взносов застрахованных лиц сосредотачиваются в формируемом для этих целей фонде обязательного социального страхования и в дальнейшем солидарно распределяется между ними вне зависимости от социально-демографических, региональных, экономических и других факторов.

Принцип личной страховой ответственности  определяется необходимостью непосредственного  участия застрахованного лица в  формировании финансовой базы страховых фондов.

Принцип страховых выплат при условии  уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование говорит  о том, что только при наличии  взносов в страховую систему  со стороны застрахованных лиц либо за них возможно получение гражданином соответствующих видов страхового обеспечения.

Принцип трехсторонности предполагает участие  в обязательном социальном страховании  трех его субъектов: работника, работодателя и государства.

Принцип гарантированности определенного  уровня страхового обеспечения в реальной жизни должен означать соответствие обеспечения застрахованных лиц уровню, отвечающему стандартам материальной обеспеченности. Размер страховых выплат позволяет застрахованным гражданам удовлетворять свои личные потребности не на уровне минимума физиологического выживания, а на уровне реального прожиточного минимума.

Принцип гарантированности обеспечения  прав застрахованных граждан на страховое  обеспечение означает, что какие-либо обстоятельства не должны влиять на размер страховой выплаты или сроки ее выдачи.

Принцип самоуправления означает равное несение  ответственности всеми участниками  обязательного социального страхования  за управление соответствующим страховым  фондом  - фактическое участие  застрахованных лиц и работодателей  в управлении страховыми фондами.

Цели функционирования системы социального страхования  заключаются в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью их триединого набора:

· создания экономических и правовых условий для наемных и самозанятых работников для “зарабатывания” страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком;

· создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;

· создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых прав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля за эффективностью управления финансовыми ресурсами.

Эффективное достижение целей системы социального страхования  возможно лишь при выполнении основных принципов лежащих на ее основе.

 

1.3. История  развития системы социального  страхования и обеспечения в  РФ

   Основы  обязательного социального страхования в России были заложены в 1901 году принятием Временных правил о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность на заводских и рудничных работах, а в 1903 году — Закона «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семей в предприятиях фабрично-заводской, горнозаводской промышленности».

Третьей Государственной  Думой в 1912 г. был принят пакет  законопроектов,  в который входили  следующие законы: «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Положение об утверждении Присутствии по делам страхования рабочих», «Положение о Совете по делам страхования рабочих». Страхование рабочих на случай болезни имело целью обеспечить заболевших как врачебной помощью, так и денежными пособиями. В Германии страховые выплаты на случай болезни были возложены на больничные кассы, что послужило примером для организации социальной защиты рабочих и в России. Средства больничных касс состояли из взносов рабочих и работодателей. Основной функцией больничной кассы была выдача пособий в случае болезни, увечья, родов и смерти.

Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства, они не предусматривали всех рисков утраты заработка, охватывали наемных работников только отдельных отраслей, однако учитывали страховые принципы, действовавшие в других европейских странах.

Важно отметить, что на Пражской конференции РСДРП (1912 г.) одним из пунктов повестки дня было обсуждение вопроса о позиции большевиков к думским законодательствам о социальном страховании, и рассмотрение разработанной В.И.Лениным альтернативной страховой программы, которая была названа «ленинской страховой программой».

В указанной  программе отмечалось, что наилучшей  формой страхования рабочих является государственное страхование, предлагалось величину компенсации приравнять к  среднему заработку, а все расходы  на страхование производить за счет средств предпринимателей и государства. При этом управление страховыми организациями должно осуществляться застрахованными «на началах полного самоуправления».[15,c.261]

Однако такие  подходы к организации системы  социального страхования после  Октябрьской революции 1917 года не были реализованы не смотря на то, что одним из первых декретов Советской власти был декрет «О социальном страховании» (ноябрь 1917 года).

Вместе с  тем, политика «военного коммунизма», гражданская война, бурный процесс  национализации предприятий делали невозможным реализацию указанного декрета.

Система социального  обеспечения, финансируемая главным  образом из государственного казначейства, просуществовала до 1921 г., когда с  переходом к новой экономической  политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах советской власти, что отражало тенденции, сложившиеся в европейских странах.[18,c.197]

В ноябре 1921 года Советом народных комиссаров был издан декрет «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». Основные положения тарифной политики в социальном страховании были определены Кодексом законов о труде РСФСР, принятым и вступившим в силу в ноябре 1922 г. Размер страховых взносов зависел от степени вредности и опасности труда на том или ином предприятии, поэтому тариф был дифференцированным.

В 1933 г. средства социального страхования были переданы в ведение Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) и центральным комитетам отраслевых профессиональных союзов. В конституции СССР 1936 года было закреплено право граждан Советского Союза на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.

С 1 мая 1937 г. назначение и выплата пенсий неработающим пенсионерам  из числа рабочих и служащих были переданы в ведение органов социального  обеспечения. Параллельно с этим развивалась общественная взаимопомощь крестьянам. В соответствии с Постановлением Совета Народных комисcаров СССР от 23 марта 1937 года финансирование здравоохранения было возложено на государство, а медицинское обслуживание и лечение стало предоставляться всем гражданам независимо от их правового положения.

В 1938 году бюджет государственного социального страхования, ранее утверждаемый отдельно, был включен в состав единого государственного бюджета СССР. В целом, в рассматриваемый период система социального страхования максимально упростилась, финансовые системы социального страхования всех видов объединились, что означало отход от принципов социального страхования.[16,с.358]

С этого момента  социальное страхование потеряло свой страховой характер и трансформировалось в социальное обеспечение. Такая  система социального обеспечения  просуществовала в  Советском Союзе до конца 80-х годов двадцатого века и характеризовалась высокой степенью централизации.

Финансирование  социального обеспечения осуществлялось через государственный бюджет, бюджет государственного социального страхования, Союзный фонд социального обеспечения колхозников и социальные фонды государственных предприятий и колхозов. Основными видами социального обеспечения в СССР были[18,c.178]:пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет); пособия — по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, многодетным матерям, по случаю рождения ребенка, на детей малообеспеченных семей, на погребение, на оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения, инвалидам с детства, инвалидам I и II групп и пр.; социальные услуги (бесплатное культурно-бытовое обслуживания, профессиональная подготовка и переподготовка, трудоустройство инвалидов).

В 1983 году постановлением Совета Министров СССР были утверждены новые  «Правила возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей».

Размер возмещения вреда, связанного с потерей прежнего заработка, определялся в зависимости  от уровня утраты профессиональной трудоспособности. Однако если в связи с трудовым увечьем потерпевшему назначалась пенсия по инвалидности, то размер возмещения ущерба снижался на величину пенсии.[18,c.200]

В декабре 1992 г. были введены в действие очередные  «Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей». Была отменена норма предыдущих Правил о снижении размера возмещения вреда на сумму назначенной и выплачиваемой пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья, то есть в счет возмещения вреда перестал засчитываться заработок, получаемый потерпевшим после трудового увечья, а также другие доходы.

Указанные нормы  были в последствии закреплены в Федеральном законе № 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Радикальные социально-экономические  преобразования в России, которые  проходили в России в 90-е годы двадцатого века разрушили существовавшую систему государственного социального страхования, при этом была разорвана жесткая связь между бюджетом социального страхования и государственным бюджетом.

Таким образом, из истории развития социального страхования и обеспечения можно понять, что в России социальное страхование рассматривается как часть социального обеспечения и в отличие от системы социального страхования  западных стран является  наиболее централизованным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ существующей системы социального  страхования и социального обеспечения  в России.

2.1. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования РФ

Для социальной защиты людей во всех государствах создаются общественные фонды потребления за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения.

Внебюджетные фонды - это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

Информация о работе Социальное страхование и обеспечение в РФ