Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 05:57, курсовая работа
Цель исследования данной работы: сформировать общую картину социального страхования и обеспечения в Российской Федерации. Исходя из цели выделяются следующие задачи работы:
1. выявить сущность социального страхования и обеспечения;
2. обосновать принципы и цели социального страхования и обеспечения;
3. изучить исторические аспекты возникновения социального страхования и обеспечения;
4. изучить доходы и расходы Фонда социального страхования в РФ
5. рассмотреть перспективы развития социального страхования и обеспечения в РФ
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Содержание и нормативно-правовые основы политики государства в области социального страхования и обеспечения……………………………..5
1.1. Сущность и виды социального страхования и обеспечения…………..5
1.2. Цели и принципы социального страхования в РФ……………………10
1.3. История развития системы социального страхования и обеспечения в РФ……………………………………………………………………………….12
Глава 2. Анализ существующей системы социального страхования и обеспечения в РФ………………………………………………………………..18
2.1. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования РФ……..18
2.2. Перспективы развития системы социального страхования и обеспечения в РФ………………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………..33
Начиная с 2010 года, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, включаемыми в страховой стаж до 2010 года, будут засчитываться нестраховые периоды: прохождение военной службы или иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.
Изменения коснулись и порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Важно отметить,
что Федеральный закон № 255-ФЗ
теперь регулирует правоотношения в
системе обязательного
Претерпел изменения и Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривается финансирование медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших работников, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Фонд продолжит осуществлять единовременные и ежемесячные страховые выплаты. На 2010 год установлены максимальный размер ежемесячной выплаты 49520 рублей и единовременная выплата в сумме 64400 рублей. Тарифы страховых взносов не изменились. С 2010 года из перечня расходов ФСС исключены выплаты «нестрахового» характера. Соответственно, за счет получаемых страховых взносов на обязательное социальное страхование с 2010 года Фондом социального страхования будут осуществляться расходы на следующие выплаты застрахованным (работающим) гражданам:
- пособие по
временной нетрудоспособности
- пособие по беременности и родам;
-единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- пособие при рождении ребенка;
- пособие по
уходу за ребенком до
- социальное пособие на погребение.
Хотелось бы отметить, что основной целью системы обязательного социального страхования является формирование средств фонда социального страхования, направляемых на материальную поддержку нуждающихся в определенных случаях.
Важно отметить, что в переходный период 2011- 2014 годов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. (таблица 4.1., приложение 4)
Принятые законы позволят в полной мере начать реализацию основных принципов социального страхования, направленных на установление прямой зависимости между заработком работника и размером пособия, а также на формирование достаточно серьезного источника доходов Фонда социального страхования. В конечном итоге главная задача изменений — улучшение социального обеспечения граждан России.
Подводя итог вышеизложенному,
можно особенно подчеркнуть - система
обязательного социального
Заключение
В статье 39 Конституции РФ говорится, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основными видами социального обеспечения являются: пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные); пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.); содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах); профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; протезно-ортопедическую помощь; врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов; льготы и преимущества инвалидам.
Одной из организационно-правовых форм социального обеспечения является система социального страхования.
Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Анализ истории развития социального страхования в России показал, что его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. В РФ термин «социальное страхование» означает всю систему обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий ухудшения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случае специально предусмотренных законодательством, лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан в случае признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию.
Основными видами и подсистемами социального страхования являются: обязательное пенсионное страхование; обязательное социальное страхование случаев временной нетрудоспособности, материнства и детства; обязательное социальное страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях; обязательное медицинское страхование; страхование безработицы (в России в настоящее время не существует как вид обязательного социального страхования).
Фонд
социального страхования
Из анализа доходов и расходов Фонда социального страхования за 2007-2008 годы можно сделать следующие выводы: наибольшую часть доходов Фонда составляют поступления от обязательного социального страхования, наименьшую – межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС; темпы роста доходов в период 2008-2009гг. значительно выше, чем в период 2007-2008г., это связано с выделением из федерального бюджета средств в размере 71,1 млрд. руб. на покрытие дефицита бюджета Фонда; с 2008 года бюджет Фонда является дефицитным, дефицит ФСС сформировался из-за увеличения расходов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом фонд оплаты труда, напротив, снизился; в структуре расходов наибольший удельный вес имеют расходы на выплату пособий по социальному страхованию, наименьший удельный вес по расходам на общегосударственные вопросы; наибольший темп роста расходов наблюдался в период 2007-2008 гг. на пособия по беременности и родам, он составил 150,5%; наименьший наблюдался в тот же период и составил 35,1% по расходам на общегосударственные вопросы.
В последнее время идет активное реформирование законодательной основы системы социального страхования. Принятые законы позволят в полной мере начать реализацию основных принципов социального страхования, направленных на установление прямой зависимости между заработком работника и размером пособия, а также на формирование достаточно серьезного источника доходов Фонда социального страхования. В конечном итоге главная задача изменений — улучшение социального обеспечения граждан России.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному можно сказать, что система социального страхования и обеспечения в России в целом выполняет свои главные функции по социальной защите граждан.
Список использованной литературы
Информация о работе Социальное страхование и обеспечение в РФ