Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 05:57, курсовая работа
Цель исследования данной работы: сформировать общую картину социального страхования и обеспечения в Российской Федерации. Исходя из цели выделяются следующие задачи работы:
1. выявить сущность социального страхования и обеспечения;
2. обосновать принципы и цели социального страхования и обеспечения;
3. изучить исторические аспекты возникновения социального страхования и обеспечения;
4. изучить доходы и расходы Фонда социального страхования в РФ
5. рассмотреть перспективы развития социального страхования и обеспечения в РФ
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Содержание и нормативно-правовые основы политики государства в области социального страхования и обеспечения……………………………..5
1.1. Сущность и виды социального страхования и обеспечения…………..5
1.2. Цели и принципы социального страхования в РФ……………………10
1.3. История развития системы социального страхования и обеспечения в РФ……………………………………………………………………………….12
Глава 2. Анализ существующей системы социального страхования и обеспечения в РФ………………………………………………………………..18
2.1. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования РФ……..18
2.2. Перспективы развития системы социального страхования и обеспечения в РФ………………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………..33
Внебюджетные
фонды выполняют
Централизованные
(государственные) внебюджетные фонды
имеют общегосударственное
· Пенсионный фонд РФ;
· Фонд социального страхования РФ;
· Фонд обязательного медицинского страхования.
К централизованным также относятся Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд социальной поддержки населения и др.
Подробнее рассмотрим Фонд социального страхования РФ.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.[13]
Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.
Анализ динамики и структуры доходов и расходов фонда социального страхования
Динамика доходов Фонда социального страхования представлена в таблице 1.1. (приложения 1).
Как видно из таблицы, темп роста доходов по статье обязательное социальное страхование в период 2007-2008гг. значительно вырос по сравнению с периодом 2008-2009гг., это связано с тем, что в доходы по обязательному социальному страхованию включаются средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования в размере 70,7 млрд. рублей.
В 2008 году наблюдается повышение доходов от обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что обусловлено не только фактическим ростом фонда оплаты труда, но также высоким коэффициентом полноты сбора страховых взносов (коэффициент сбора по страховых взносам составил 98,9% при запланированных 98%). В 2009 году доходы от этой статьи сократились. Это связано с использованием более низких тарифов и поступлений от пеней и штрафов.
В период на 2008-2009гг. наблюдается значительное снижение по всем статьям доходов (в т.ч. и доходов по обязательному социальному страхованию, размер которых составил 233,9 млрд. рублей, не включая трансферты из федерального бюджета на покрытие дефицита фонда), это связано со снижением оплаты труда и начавшимся в 2008 году финансовым кризисом.
Как видно из
таблицы, на протяжении всего периода
исследования наибольшую часть доходов
Фонду приносили поступления
от обязательного социального
В складывающейся ситуации согласно расчетам уменьшается эффективная ставка единого социального налога (ЕСН), являющегося основным видом доходов по обязательному социальному страхованию, которая составила в 2007 году 2,4 %, в 2008 году - 2,3 % и в 2008 году - 2,2 % при предельной ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации 2,9%.
Рис.1. Эффективная и предельная ставка единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ за 2007-2009гг.
Доходы бюджета ФСС в 2008 году выросли на 65,1 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию - на 43,7 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 11,7 млрд. рублей. Рост поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется увеличением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. Доходы от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и из Фонда обязательного медицинского страхования по сравнению с 2007 годом увеличились соответственно на 0,1 и 1,6 млрд. рублей.
Доходы бюджета ФСС в 2009 году выросли на 79,5 млрд. рублей по сравнению с 2008 годом. В 2009 году произошло увеличение доходов на обязательное социальное страхование на 71,1 млрд. рублей, за счет средств из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета фонда и снижение доходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на 1,9 млрд. рублей. Также увеличились межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 10,5 млрд. рублей и Фонда обязательного медицинского страхования – на 0,3 млрд. рублей.
Анализ динамики и структуры расходов ФСС РФ
Анализ расходов может быть двух видов: горизонтальный и вертикальный.
Горизонтальный анализ - это деление каждой расходной статьи отчетного года на соответствующую статью расходов базисного года для выявления направлений и закономерностей изменений относительной значимости статей расходов в течение определенного периода.
Вертикальный анализ отчетности подразумевает представление всех статей отчетности в виде относительных показателей. Он позволяет получить наглядное представление о том, какую долю составляют те или иные расходы предприятия в общей сумме расходов, что позволяет судить о степени их влияния на деятельность предприятия.
Горизонтальный
анализ динамики расходов Фонда социального
страхования представлен в
Как видно из таблицы, общая сумма расходов 2007 год составляли 303062236,4 тыс. рублей (145,6 % к уровню 2006 года), из них: на обязательное социальное страхование - 261 639 112,2 тыс. рублей (111,8 %), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 51907735,2 тыс. рублей (108,5 %). В 2007 году наблюдается значительное повышение расходов на пособие по материнству (195% к уровню 2006 года), так как в то время наблюдается самый высокий показатель темпа роста рождаемости начиная с 2003 года.
Рис.2. Темп роста рождаемости 2006-2009гг.
На 2008 год расходы Фонда составляли 389463607,5 тыс. рублей (107% к уровню 2007 года), из них: на обязательное социальное страхование - 288449082,9 тыс. рублей (110,2%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%). С 1 июля 2008 года произошла идексация пособий, выплачиваемых Фондом. Коэффициент индексации составил 1,0185.
В 2009 году расходы Фонда составили 448500817,1 тыс. рублей (118,2% к уровню 2008 года), в том числе: на обязательное социальное страхование - 320 941 310,5 тыс. рублей (111,3%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 52 905 716,3 тыс. рублей (95,6%).
Наибольший темп роста наблюдался в период 2007-2008 гг. на пособия по беременности и родам. Он составил 150,5%. Наименьший наблюдался в тот же период и составил 35,1% по расходам на общегосударственные вопросы.
Рис.3 Структура расходов Фонда социального страхования РФ
Таким образом, расходы на социальную политику на протяжении рассматриваемого периода имели наибольшие темпы роста. За период 2007-2008 гг. были сокращены расходы на общегосударственные вопросы, а с 2008 по 2009 г. наблюдалось их увеличение.
Вертикальный анализ (таблица3.1., приложение3) показал, что основным видом расходов ФСС в 2007-2009 годах остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию.
Наименьший удельный вес имеют расходы на общегосударственные вопросы, с 2008 года их доля в расходах фонда сокращаются и составляют всего 0,001%. В рассматриваемый период идет снижение удельного веса расходов на образование с 5,19% в 2007 году до 4,35% в 2009 году.
2.2. Перспективы развития системы социального страхования и обеспечения в РФ.
Прежде чем
рассмотреть перспективы
1) Сохранение нестраховых принципов: существуют выплаты нестрахового характера; отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Так, например, за счет ФСС осуществляется финансирование таких нестраховых расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение; оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских спортивных школ.
2) Незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования. В частности до настоящего времени не принят федеральный закон «О фонде социального страхования». Сохраняются элементы, которые были характерны для плановой экономики (положения об учете при начислении пособий по временной нетрудоспособности непрерывного трудового стажа).
3) Нет достаточного обоснования уровня социальных выплат. Уровень замещения доходов в результате временной потери нетрудоспособности в РФ может составлять 100%, тогда как в других европейских странах он не превышает 50%.
4) Ряд организаций
и индивидуальных
В целях повышения
эффективности социального
Для сокращения расходов ФСС на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию предлагается освободить выплаты по временной нетрудоспособности от налога на доходы физических лиц и одновременно установить пониженные размеры пособий по временной нетрудоспособности (стаж до 5 лет - 45%; от 5-8 лет - 65%; свыше 8 лет - 85% средней заработной платы).
Реформирование законодательства о социальном страховании и обеспечении РФ.
С 01.01.2010 года вступил в силу новый Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в фонды обязательного страхования.
В соответствии
с указанным Федеральным
Кроме того, Законом № 213-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
Во-первых, изменилось само название закона. В новой редакции закон называется "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".[6]
Во-вторых, в Закон № 255-ФЗ включены нормы, определяющие условия, размеры и порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребёнком лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В-третьих, изменён состав заработка, из которого будут исчисляться пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком застрахованным лицам. Так, введена норма об исчислении пособий из фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование с учётом установленной предельной величины базы для обложения страховыми взносами (415 000 рублей в год).
Информация о работе Социальное страхование и обеспечение в РФ