Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретической (сущность, особенности, классификация социального страхования) и практической сторон (ФСС) социального страхования, также выявление его роли в современных условиях. Кроме того, в работе рассматриваются различные формы социального страхования и их взаимосвязи.
Задачи этой работы:
рассмотрение сущности понятия социального страхования, его

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты социального страхования
1.1. Сущность социального страхования
1.2. Особенности социального страхования
1.3. Формы социального страхования

2. Роль социального страхования в реализации государственных гарантий
2.1. Социальные программы как один из инструментов государственной социальной политики.
2.2. Система государственных внебюджетных фондов в РФ
2.3. Государственные гарантии и социальные стандарты в системе социальной защиты населения.
2.4. Минимальный потребительский бюджет как один из инструментов государственной социальной политики.

3. Выводы и рекомендации по совершенствованию системы финансирования фондов социального страхования

Заключение

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

800р Социальное страхование и его роль в реализации социальных гарантий.docx

— 83.32 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, в добровольном личном страховании можно увидеть  отдельную организационно-правовую форму социального страхования. Рассматриваемые организационно-правовые формы социального страхования  имеют не только общие свойства, но и свои особенности. Наиболее существенные отличия от централизованно организованной и осуществляемой государством формы  социального страхования имеют  децентрализованная форма обязательного  страхования жизни и здоровья различных категорий граждан  и добровольное личное страхование.

Во-первых, централизованной обязательного социального страхования  охватывается все население (в частности, по ОМС) или очень большие массы  населения (все работающие граждане при страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний, пенсионеры по ОПС). По видам  децентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию  жизнь и здоровье значительных по численности категорий лиц в  основном опасных профессий (военнослужащих, работников правоохранительных органов, судей и др.), а также пассажиров на междугородных перевозках всеми  видами транспорта. Добровольное же личное страхование обеспечивает социальную защиту значительно меньшему количеству граждан.

Во-вторых, при обязательных видах социального страхования  страхователи, категории подлежащих страхованию граждан, социальные риски (страховые случаи), страховые суммы, условия и сроки социально-страховой  защиты, страховые тарифы и размеры  социально-страхового обеспечения (страховых  выплат) устанавливаются законом. Напротив, добровольное личное социальное страхование  осуществляется в соответствии с  разрабатываемыми и утверждаемыми правилами страхования (не противоречащими законодательству) и заключаемыми со страхователями договорами личного страхования на основе свободного волеизъявления сторон согласования ими существенных условий договора.

Кроме того, при централизованной форме обязательного социального  страхования государством учреждаются  специальные организации-страховщики, которые контролируются им, а денежные социально-страховые фонды находятся  в федеральной собственности. Страховые фонды при добровольных видах личного социального страхования формируются страховщиками за счет уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) и являются их собственностью (при законодательном запрещении нецелевого использования страховой нетто-премии в соответствии с правовыми нормами. Страховые тарифы при этом разрабатываются и утверждаются страховщиками и контролируются Федеральной службой страхового надзора. Страховые выплаты по договорам добровольного личного страхования производятся в соответствии с правилами (договорами) страхования в установленных ими размерах для определенных страховых случаев (и объектов страхования), общая сумма которых ограничивается страховой суммой, устанавливаемой при заключении договора страхования по усмотрению и соглашению сторон.

В-третьих, при централизованной и децентрализованной формах социального  страхования социальное обеспечение (социально-страховые выплаты) при  страховых случаях могут осуществляться постоянно (например, выплаты государственных  трудовых пенсий, ОМС, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  и др.) или в течение длительного  периода (например, пока гражданин занят  на государственной или военной  службе — при обязательном страховании  их жизни и здоровья). При добровольных видах личного страхования (за исключением страхования пенсий, пожизненной ренты и т. д.) периоды страховых выплат не превышают сроков действия договоров страхования.

Представленные выше результаты сравнительного исследования современных  форм обязательного и личного  социального страхования позволяют  охарактеризовать их общие черты  и особенности, рассмотреть дальнейшие пути развития практики социального  страхования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль социального страхования в реализации государственных гарантий.

 

Прошедший век ознаменовался большими преобразованиями в социальной сфере. Развитие экономики, появление новых  технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица). Одновременно с индивидуальными способами  защиты от таких рисков на основе договоров  личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной  деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать  на себя обязанность по гарантии компенсации  последствий этих рисков.

В рамках социальной политики, проводимой государством, можно выделить систему  обязательных гарантий по обеспечению  граждан в старости, в случаях  болезни, инвалидности, потери работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также  правовое регулирование взаимоотношений  работодателей и работников, защита прав последних составляют понятие  социальной защиты. В свою очередь, система мер по непосредственному  материальному обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных граждан в  рамках этой защиты составляет понятие социального обеспечения.

 

Социальное обеспечение  может быть основано на механизме:

1) социального страхования,  предусматривающего создание страховых  фондов и ориентированного на  работающих граждан и членов их семей,

2) социальной помощи, предусматривающей  прямое бюджетное финансирование, направленное на доведение доходов  малоимущих граждан до прожиточного минимума.

В общей системе социальной защиты может превалировать социальное страхование (бисмарковская модель) или социальная помощь (бевериджская модель). Бисмарковская модель основана на страховом механизме, при котором основной целью является полная или частичная компенсация потери трудового дохода. Ее название связано с историей возникновения социального страхования в конце XIX в. в Германии при рейхсканцлере Бисмарке. В основе бевериджской модели, названной по имени лорда Бевериджа, который в 1940 г. занимал пост министра труда в Великобритании и предложил комплекс мероприятий по борьбе с бедностью, лежит бюджетный механизм, ориентированный на обеспечение прожиточного минимума.

Преимущества социального страхования (бисмарковской модели) в том, что  преодолевается принцип остаточного  бюджетного финансирования социальных расходов, стимулируется трудовая деятельность (выплаты по социальному страхованию  будут тем выше, чем выше трудовой стаж и заработная плата), есть возможность увеличения социальных выплат за счет инвестирования временно свободных средств в фондах социального страхования. Но эти преимущества бисмарковской модели в полной мере действуют при благоприятном соотношении числа работающих и лиц, получающих выплаты по социальному страхованию. При неблагоприятном изменении такого соотношения (что и происходит в последнее время в большинстве стран мира) должны либо увеличиваться взносы на социальное страхование, либо снижаться уровень социальных выплат. Бевериджская же модель изначально предполагает меньшие по объему государственные гарантии, а значит, и более низкий уровень объема источников финансирования системы.

В отдельных странах, например в  США, термин «социальное страхование» используется с некоторой долей  условности, поскольку администрирование  взносов на социальное страхование  не отличается от налогового администрирования, а выплаты по социальному страхованию  осуществляются практически в том  же порядке, что и выплаты за счет общих налоговых и неналоговых  поступлений в бюджет. Например, системы Medicare (Медицинское обслуживание) и Medaid (Медицинская помощь) предполагают формирование средств за счет обязательных взносов и работодателей, и работников, но выплаты по данным системам производятся только в отношении наиболее уязвимых социальных групп: людей пенсионного возраста и малоимущих граждан.

Классическая форма организации  социального страхования1 предполагает создание на конкурентных началах специальных страховых организаций (больничных касс), которые полностью контролируют движение средств по социальному страхованию с момента уплаты страховых платежей работодателями (последние выступают также агентами по платежам самих работников), капитализацию временно свободных денежных средств и выплаты социальных пособий, а также оплату предоставленных медицинских услуг. Больничные кассы применяют систему скидок или надбавок в зависимости от частоты наступления страховых событий, конкурируют на основе выбора схем инвестирования резервов и временно свободных денежных средств. В конечном счете такая организация социального страхования оказывается менее затратной, чем тогда, когда управление средствами социального страхования осуществляют специально созданные государственные органы (например, во Франции). В некоторых странах, так же, как это было в СССР, средствами социального страхования управляют профсоюзы. Рассматривая разные модели управления этими средствами, нельзя не отметить, что сочетание негосударственной формы управления с функциями по реализации государственных гарантий достигается на основе четко организован-ной системы государственного контроля, а также использования механизма бюджетных субсидий в периоды финансовой неустойчивости системы социального страхования.

Страховой метод социальной защиты предполагает предварительную оценку вероятности наступления события, связанного с утратой заработка. Как правило, законодательством  размер пенсий или пособий по социальному  страхованию, которые призваны полностью  или частично возместить утраченный заработок, определяется в процентном соотношении к средней заработной плате. На основе вероятностной оценки предстоящих выплат должен осуществляться расчет тарифов страховых взносов, которые рассматриваются как «отложенная заработная плата».

 

    1. Социальные программы как один из инструментов государственной социальной политики.

 

Социальная политика призвана гарантировать  населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства  реализуется через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.

Большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в  социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит  из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства  улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы.

Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества. К числу мер общего характера  относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием  ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся  в высших и средних учебных  заведениях и другие виды выплат.

Социальная защищенность населения  в условиях перехода к рынку требует  разграничения социальной поддержки  по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях –  по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения  нуждаются в специальных социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных  средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В течение многих лет социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений. Во многом это обусловлено её ориентацией на технологии социального управления в аспекте реальной социальной политики.

Основные способы осуществления  реальной социальной политики состоят  в использовании нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечения  гражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов, смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфер жизнедеятельности людей, проводимых действующей властью.

 

Не умоляя значения реальной социальной политики, следует признать, что  подобный подход не позволяет выстраивать  государственные институты управления, приоритетно нацеленные на профилактику, упреждение кризисных ситуаций, социальных рисков, свершение которых приводит к необходимости масштабной социальной помощи, поддержки и защиты. В  этой связи для России и отдельных  её регионов должно стать актуальным стратегическое планирование — процесс  выбора целей и решений, необходимых  для их достижения в отдаленном пространственно-временном  измерении. В этом процессе ведущую  роль приобретают социальные программы  долгосрочного действия.

Для стратегического планирования существенное значение имеет четкость трактовок понятий «социальная  программа» и «социальная проблема».

Социальная программа — это  содержание и план деятельности с  изложением основных целей и задач  решения социальных(ой) проблем(ы), характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций.

Социальная проблема — это объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения  средствами социального управления.

 

В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды:

  • доходов и цен;
  • занятости и социально-трудовых отношений;
  • охраны здоровья населения и развития здравоохранения;
  • социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.);
  • образования;
  • семьи, материнства и детства;
  • дети России и др.

Информация о работе Социальное страхование