Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретической (сущность, особенности, классификация социального страхования) и практической сторон (ФСС) социального страхования, также выявление его роли в современных условиях. Кроме того, в работе рассматриваются различные формы социального страхования и их взаимосвязи.
Задачи этой работы:
рассмотрение сущности понятия социального страхования, его

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты социального страхования
1.1. Сущность социального страхования
1.2. Особенности социального страхования
1.3. Формы социального страхования

2. Роль социального страхования в реализации государственных гарантий
2.1. Социальные программы как один из инструментов государственной социальной политики.
2.2. Система государственных внебюджетных фондов в РФ
2.3. Государственные гарантии и социальные стандарты в системе социальной защиты населения.
2.4. Минимальный потребительский бюджет как один из инструментов государственной социальной политики.

3. Выводы и рекомендации по совершенствованию системы финансирования фондов социального страхования

Заключение

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

800р Социальное страхование и его роль в реализации социальных гарантий.docx

— 83.32 Кб (Скачать документ)

 

Государство гарантирует безработным:

  • выплату пособий по безработице;

 

  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

 

  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

 

  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

 

  • оплату в размере причитывающегося пособия по безработице за счёт средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

 

В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного  обеспечения устанавливаются минимальные  размеры государственных пенсий. Государственное регулирование  сохраняется в важнейших элементах  пенсионной системы, связанных с  обеспечением необходимых государственных  гарантий.

 

Государственные стандарты  в области образования предполагают:

 

  • набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней;

 

  • нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

 

  • нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;

 

  • норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

 

Стандарты определяются федеральными законами или устанавливаются Правительством РФ.

Государственные гарантии в области  социального обслуживания, нормы  и нормативы определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

Специфическим видом государственных  социальных гарантий являются предоставление жилья и дотации населению  на его содержание. Сфера жилищно-коммунального  хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы  предполагает сохранение дотации на содержание жилья. Дотирование остаётся как социальная поддержка незащищённых групп населения.

Все минимальные государственные  гарантии должны определяться государственным  стандартом уровня жизни населения. Понятие «уровень жизни» отражает процесс  удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комплексов потребностей и средств их удовлетворения.

В настоящее время законодательно определяется лишь один аспект этого  понятия – прожиточный минимум. Это показатель объёма и структуры  потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддерживания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

 

Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума как инструменты социальной политики в условиях ограничения  материальных и финансовых возможностей могут быть использованы:

 

  • в качестве базы для адресной социальной поддержки;

 

  • в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоёв населения;

 

  • для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

 

  • для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

 

  • в качестве одного из критериев мало обеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат, а в перспективе – на субсидирование бедности.

 

От величины прожиточного минимума в процентном отношении должен устанавливаться  размер минимальной заработной платы, размер трудовых пенсий, пособий и  стипендий. Его величина является основой  для установления минимальных расходов на содержание граждан в стационарных учреждениях и пр. Итак, минимальные  социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения  в обществе рыночных отношений. Они  устанавливаются государством в  соответствии с законодательством  и возможностями их финансового  обеспечения.

 

 

Социальный риск представляет собой  вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или иного трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами на содержание детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, удовлетворении потребностей в медицинских, социальных и реабилитационных услугах.

Социальная защита - это деятельность государственных и негосударственных  органов и организаций по:

    • осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на
    • предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении
    • определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение
    • приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

 

 

Рис. Система социальной защиты населения

 

Социальный риск



Социальная защита


 


 

Социальная поддержка

Социальное страхование

Социальное обеспечение

Социальная самозащита



Социальная помощь




Социальное обслуживание




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Минимальный потребительский бюджет как один из инструментов государственной социальной политики.

Основным инструментом оценки, прогнозирования  и регулирования величины, структуры  и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.

Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом  специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.

Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия  жизни, поддерживающие работоспособность  и здоровье людей.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для  обеспечения нормальной жизнедеятельности  человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу мало обеспеченности.

Всероссийский центр уровня жизни  выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:

I группа – бедные семьи,  душевой доход в которых ниже  или соответствует стоимостной  оценке бюджета прожиточного минимума;

II группа – малообеспеченные  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между  стоимостной оценкой бюджета  прожиточного минимума и стоимостной  оценкой минимального потребительского бюджета;

III группа – обеспеченные  семьи, душевой доход в которых  выше стоимостной оценки МПБ  и колеблется вокруг уровня  среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.

IV группа – состоятельные  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между  уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального  потребительского бюджета;

V группа – богатые  семьи, уровень дохода в которых  выше рационального бюджета.

 

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать  доходы населения.

Таким образом, социальная политика –  это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении  доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики  и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Выводы и рекомендации  по совершенствованию системы  финансирования фондов социального  страхования

 

Основными задачами по развитию страхового дела являются:

* формирование законодательной базы рынка страховых услуг;

* развитие обязательного  и добровольного видов страхования;

* создание эффективного  механизма государственного регулирования  и надзора за страховой деятельностью;

* стимулирование перевода  сбережений населения в долгосрочные  инвестиции с использованием  механизмов долгосрочного страхования жизни;

* поэтапная интеграция  национальной системы страхования  с международным страховым рынком.

 

Направления развития обязательного и добровольного  видов страхования

 

При существующем уровне платежеспособного  спроса на услуги добровольного страхования  приоритетным является обязательное страхование, которое позволит создать страховую  защиту для потенциально рисковых групп  населения, юридических лиц, а также  значительно снизить затраты  государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Обязательное страхование должно основываться на принципе формирования страховых резервов для компенсации  ущерба и возмещения убытков застрахованным лицам и иным выгодоприобретателям и исключать финансирование мероприятий, направленных на сокрытие фактов бесхозяйственности организаций, за счет средств страхователей. Принятие законодательных актов должно осуществляться на основе предварительной финансово-экономической проработки, подтверждающей возможность решения проблем страховой защиты в обязательной форме и на предлагаемых условиях.

 

Основными направлениями  развития обязательного страхования являются:

* усиление контроля за проведением обязательного государственного страхования, в том числе обязательного страхования;

* введение видов обязательного  страхования объектов, подверженных  значительным рискам и убыткам,  граждан и юридических лиц,  которым причинен существенный ущерб в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф (страхование ответственности владельцев транспортных средств, страхование производственных объектов от аварий техногенного характера, страхование имущества от пожаров и стихийных бедствий, страхование на случай причинения вреда в результате крупных аварий при перемещении опасных грузов).

В целях обеспечения страховых  выплат по обязательному страхованию  могут создаваться централизованные гарантийные фонды (страховые резервы).

Развитие предпринимательства  предполагает осуществление страхования  ответственности при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, в результате которых может быть причинен вред третьим лицам, а также  осуществление страхования профессиональной ответственности врачей, риэлторов, аудиторов, арбитражных управляющих и др.

Введение страхования ответственности  отдельных категорий производителей товаров и исполнителей работ (услуг) позволит осуществлять эффективный  контроль за их деятельностью, обеспечить защиту прав потребителей услуг, особенно в тех сферах народного хозяйства, где отсутствуют четкие и эффективные  механизмы государственного контроля и надзора (например, при ипотечном  жилищном кредитовании, приобретении недвижимости, передаче ее в лизинг и залоге). Развитие страхования благоприятно повлияет на предпринимательскую активность граждан.

В то же время привлечение инвестиционных ресурсов в экономику потребует  дальнейшего развития страхования  финансовых и предпринимательских  рисков, развития страховых технологий в сфере промышленных, транспортных, строительных и сельскохозяйственных рисков. Основой рынка страховых услуг и резервом его развития является добровольное страхование.

Информация о работе Социальное страхование