Совершенствование использования лизинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:05, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение основ лизинга и рассмотрение рынка лизинговых услуг в современных условиях. Актуальность темы обусловлена тем, что лизинг:
один из самых молодых экономических институтов, а, следовательно, мало исследованный;
перспективный метод хозяйствования;
вызывает интерес рассмотрение лизинговых отношений в зарубежных странах;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………… 3
Глава 1 . Лизинг: основные понятия………………………………………………….5
История возникновения лизинга………………………………………………....5
Сущность и функции лизинга……………………………………………………5
Виды лизинга………………………………………………………………………..9
Правовые и экономические основы лизинга……………………………………15
Глава 2. Современное состояние рынка лизинга в России………………………..20
2.1. Этапы развития лизинга в России……………………………………………...20
2.2. Рынок лизинга в России в 2008-2009 г.г…………………………………………23
2.3. Источники финансирования лизинговых сделок……………………………...28
Глава 3. Совершенствование использования лизинга в России………………..29
3.1. Секъюритизация лизинговых активов…………………………………………29
3.2. Сценарии развития рынка лизинга до 2020 года………………………………33
3.3. Меры для реализации оптимистичного сценария……………………………35
Заключение……………………………………………………………………………..37
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Kursovik.doc

— 475.50 Кб (Скачать документ)

       │           ▼

 ┌─────┴────────────┐

 │  Субарендатор -  │

 │   пользователь   │

 └──────────────────┘ 

     5. Сублизинг.

     Давая определение сублизинга, необходимо отметить основную его особенность: лизингополучатель по договору лизинга  передает конечному пользователю объект, ранее полученный от лизингодателя.

     Таким образом, сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель  по договору лизинга передает третьим  лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование  за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме.

     В международной сфере сублизинговые  сделки, получившие название «дабл  диппинг» (double dipping ), используют комбинацию налоговых выгод в двух и более странах. Эффективность таких сделок связана с тем, что выгоды от налоговых льгот, например, в Великобритании больше, если лизингодатель имеет право собственности, а в США – если лизингодатель имеет право владения. Учитывая данные особенности, лизинговое соглашение может быть построено по следующей схеме: лизинговая компания в Великобритании покупает оборудование (право собственности) и отдает его в лизинг американской лизинговой компании (право владения), которая в свою очередь передает их в лизинг местным лизингополучателям.

     6. Оперативный лизинг.

     Вид лизинга, при котором объект передается лизингополучателю на срок, значительно  меньший нормативного срока службы объекта. По окончании срока лизингового  договора лизингополучатель может  продлить его, возвратить объект лизинга лизингодателю или же приобрести его у лизингодателя. Таким образом, лизингодатель, приобретая объект по заявке будущего лизингополучателя, несет определенный риск, связанный с дальнейшим использованием объекта в случае его возврата. Лизингодатель не гарантирован в возврате инвестированных средств.

     Для оперативного лизинга характерны следующие  признаки:

  • срок договора лизинга значительно меньше нормативного срока службы имущества, вследствие чего лизингодатель не рассчитывает возместить стоимость имущества за счет поступлений от одного договора; имущество в лизинг сдается многократно; в лизинг сдается не специально приобретаемое по заявке лизингополучателя имущество, а имеющееся в лизинговой компании. Иными словами, лизинговая компания, приобретая имущество, не знает его конкретного пользователя. В связи с этим лизинговые компании, специализирующиеся на оперативном лизинге, должны хорошо знать конъюнктуру рынка лизингового имущества – как нового, так и бывшего в употреблении;
  • обязанности по техническому обслуживанию, ремонту, страхованию лежат на лизинговой компании;
  • лизингополучатель может расторгнуть договор, если имущество в силу непредвиденных обстоятельств окажется в состоянии, непригодном для использования;
  • риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества лежит на лизингодателе;
  • размеры лизинговых платежей при оперативном лизинге выше, чем при финансовом лизинге, поскольку лизингодатель должен учитывать дополнительные риски, связанные, например, с отсутствием клиентов для повторной сдачи имущества, возможной порчей или гибелью имущества;
  • по окончании срока договора имущество, как правило, возвращается лизингодателю.
 

     7. Левередж (кредитный, паевой, раздельный) лизинг или лизинг с дополнительным привлечением средств.

     Наиболее сложный, так как связан с многоканальным финансированием и используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов.

     Отличительной чертой этого вида лизинга является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости имущества.

     Другой  особенностью этого вида лизинга является то, что лизингодатель берет ссуду на определенных условиях, которые не очень характерны для отечественных финансово-кредитных отношений. Кредит берется без права обращения иска на активы лизингодателя. Поэтому, как правило, лизингодатель оформляет в пользу кредиторов залог на имущество до погашения займа и уступает им права на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды. Таким образом, основной риск по сделке несут кредиторы – банки, страховые компании, инвестиционные фонды или другие финансовые учреждения, а обеспечением возврата ссуды служат только лизинговые платежи и сдаваемое в лизинг имущество. На Западе более 85% всех крупных лизинговых сделок построены на основе левередж лизинга.  
 

     8. Мокрый и чистый лизинг.

     По  объему обслуживания передаваемого  имущества лизинг подразделяется на «чистый» и «мокрый».

     Мокрый  лизинг (wet leasing ) предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др. Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и др. лежат на лизингодателе, то говорят о «лизинге, включающем дополнительные обязательства» (wet leasing ). Предметом такого вида лизинга, как правило, бывает сложное специализированное оборудование. Wet leasing обычно используют либо изготовители этого оборудования, либо оптовые организации; финансовые учреждения и банки редко обращаются к этому виду лизинга, поскольку в их распоряжении отсутствует необходимая техническая база.

     В связи с тем, что в России пока еще не сложился рынок лизинговых услуг и практически нет лизинговых компаний, которые могли бы обеспечить качественное техническое обслуживание объектов лизинга, наиболее распространенным видом лизинга является чистый. Чистый лизинг (net leasing ) – это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи. В отношениях «чистого лизинга» участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации, занимающиеся лизинговым бизнесом.  

     1.4 Правовые и экономические основы лизинга в России.

     Одним из решающих условий высокой эффективности  лизинговой деятельности является надежное правовое обеспечение экономических отношений всех взаимодействующих хозяйствующих субъектов, учитывающее интересы каждого участника сделки.

     Россия  относится к группе стран, в которой  существует специальное законодательство, регулирующее лизинговые отношения. Особенность, однако, состоит в том, что правовая база лизинга рассредоточена в нормативных актах государственных органов власти и управления различных уровней и имеющих неодинаковую юридическую силу (рис. 6). 

Рис. 6 Структура нормативно-правовой базы лизинга в России

     

     Средством правового регулирования лизинговых отношений являются правовые нормы  — общеобязательные правила поведения  участников лизинговых сделок. В зависимости  от характера предписания и способа  воздействия на участников лизинговых отношений нормы подразделяются на:

    • материально-правовые;
    • процессуальные.

Материально-правовые нормы в свою очередь делятся  на два вида:

  • регулятивные правоотношения, устанавливающие права и обязанности субъектов лизинговых отношений;
  • правоохранительные, обеспечивающие (гарантирующие) соблюдение регулятивных норм.

     На  современном этапе в России можно  выделить 4 характерных периода в  становлении лизинга как экономической  формы определенной совокупности хозяйственных  операций и формирования его правовой среды.

     На  первом этапе отсутствие специального законодательства о лизинге сочеталось с неразвитостью самой этой формы предпринимательства, а точнее с отсутствием достаточного опыта и установившихся представлений о правовом положении сторон лизинговых сделок.

     На  втором этапе, с начала 90-х гг., лизинговая деятельность в России осуществлялась по аналогии с арендой без специальных нормативных и законодательных документов. Правовая неопределенность увеличивала степень риска партнеров и тем самым сдерживала предпринимательскую инициативу и ограничивала практическую реализацию достижений научно-технического прогресса.

     Третий  этап, с сентября 1994 г., характеризуется активным формированием специальной нормативной базы лизинговых сделок. К концу 1996 г. было принято более десяти нормативных актов (таблица 1).

Таблица 1

Формирование  нормативно-правовой базы лизинговых отношений в России

Название  нормативно-правового  акта Дата  выпуска
1. Указ  Президента РФ № 1929 «О развитии  финансового лизинга в инвестиционной  деятельности» 17 сентября 1994 г.
2. Постановление  Правительства РФ «О развитии  лизинга в инвестиционной деятельности» № 633 29 июня 1995 г.
3. Постановление  Правительства РФ «О внесении  дополнений в Положение о составе  затрат по производству и реализации  продукции (работ, услуг), включаемых  в себестоимость продукции»  № 1133 20 ноября 1995 г.
4. Типовой  устав лизинговой компании (утвержден Минэкономики и Минфином России) 29 декабря 1995 г.
5. Примерный  договор о финансовом лизинге  движимого имущества с полной  амортизацией (утвержден Минэкономики  и Минфином России) 29 декабря 1995 г.
6. Порядок  обеспечения агропромышленного  комплекса продукцией машиностроения  на лизинговой основе» 5 мая 1995 г.
7. Письмо  ГТК РФ № 01-13/10268 «О таможенном  оформлении товаров, временно  ввозимых в рамках лизинговых  соглашений» 20 июля 1995 г.
8. Положение  о лицензировании лизинговой  деятельности в РФ (Постановление  Правительства РФ № 167) 26 февраля 1996 г.
9. Гражданский кодекс РФ, II часть, глава 34 «Аренда», параграф 6 “Финансовая аренда (лизинг)» 1 марта 1996 г.
10. Методические  рекомендации по расчету лизинговых  платежей (утверждены Минэкономики  и Минфином России) 16 апреля 1996 г.
11. Постановление  Правительства РФ «О государственной  поддержке развития лизинговой  деятельности в РФ» № 752 27 июня 1996 г.
12. Постановление  Правительства РФ № 915 «О мероприятиях  по развитию лизинга в РФ  на 1997—2000 годы» 21 июля 1997 г.
13. Постановление  Правительства РФ «О совершенствовании  лизинговой деятельности в агропромышленном  комплексе РФ» № 1367 29 октября 1997 г.
14. Указания  об отражении в бухгалтерском  учете операций по договору  лизинга (утверждены Приказом Минфина России № 15) 17 февраля 1997 г.
15. Закон  РФ «О лизинге» № 164-ФЗ 29 октября 1998 г.
16. Закон  РФ «О присоединении России  к конвенции УНИДРУА о международном  финансовом лизинге» № 16-ФЗ 8 января 1998 г.
17. Постановление  Правительства РФ «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций»  № 1020 3 сентября 1998 г.
18. Постановление  Правительства РФ «О лизинге  машиностроительной продукции в  агропромышленном комплексе РФ  с использованием средств федерального бюджета» № 228 26 февраля 1999 г.
19. Налоговый  кодекс РФ, часть вторая 5 августа 2000 г.
20. Постановление  Правительства «Об утверждении  Положения о  лицензировании финансовой аренды (лизинга) РФ» № 80 1 февраля 2001 г.
21. Закон  РФ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую «Налогового кодекса РФ (глава 25)» № 110-ФЗ 6 августа 2001 г.
22. Закон  о внесении изменений и дополнений  в закон «О лизинге» 29 января 2002 г.

     Четвертый этап наступил с 29 октября 1998 г., когда вступил в действие специальный закон РФ «О лизинге» (далее — Закон). Указы Президента РФ, постановления Правительства России и другие нормативные акты, регулирующие лизинговые отношения, должны быть приведены в соответствие с законом.

     Лизинговые  отношения закон рассматривает как инвестиционные, действующие в треугольнике «лизингодатель (инвестор) — поставщик (производитель) — лизингополучатель (пользователь, арендатор)». В условиях финансового кризиса ключевым субъектом действительно является инвестор, стоящий в начале деловой цепочки. Но, учитывая, что в конечном счете товаропроизводитель — пользователь предмета лизинга — в результате своей предпринимательской деятельности создает продукцию (услуги), реализация которой возмещает инвестиции с процентами, и все затраты поставщика с прибылью, и комиссионные других посредников, активной фигурой в лизинге можно считать арендатора, обеспечивающего коммерческий успех всех участников сделки.

     Таким образом, правовая база регулирования  лизинговых сделок в России имеет  очень высокий статус, поскольку понятие договора лизинга определено специальным законом и введено в Гражданский кодекс. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности, а значит, и порядка налогообложения при лизинговых операциях осуществляются на основании действовавших и ранее документов, касавшихся арендных сделок, а также специального приказа Министерства финансов.

     Косвенное отношение к деятельности лизинговых компаний имеют многие другие законодательные  и нормативные документы, регламентирующие общие вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортно-импортных операций и т. д.

     В лизинге регулируются трехсторонние  отношения между лизингодателем, пользователем (лизингополучателем, арендатором) и продавцом, а также распределяются между ними права, обязанности и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. В Гражданском кодексе (§ 6 «Финансовая аренда (лизинг)») стороны договора лизинга не вполне обоснованно названы арендодателем и арендатором, что не отражает всей специфики этих отношений.

     Значительно улучшило условия для развития в  России импортного и экспортного  международного лизинга письмо Государственного таможенного комитета РФ от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений». Оно предусматривает частичное освобождение от уплат таможенных пошлин и налогов объектов международного финансового лизинга, временно ввозимых на территорию РФ. С 1 января 1996 г. введены в действие «Указания об отражении в бухгалтерском учете лизинговых операций» (приложение к приказу Минфина РФ от 25 сентября 1995 г. № 105), которые логически завершают начальное формирование нормативной базы лизинга в России.

Информация о работе Совершенствование использования лизинга в России