Совершенствование системы государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – выявление направлений совершенствования системы финансового контроля.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

1.Рассмотреть понятие финансового контроля и его сущность.
2.Изучить виды формы и методы проведения финансового контроля.
3.Проанализировать деятельность финансового контроля со стороны правительства, Президента и счетной палаты.
4.Выяснить направления развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2009 – 2011 годах.
5.Выявить проблемы и пути усовершенствования системы государственного финансового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГРИЯ…………………………………………………………….5

1.Понятие финансового контроля его сущность……………………………….5
2.Виды, формы и методы проведения финансового контроля………………..8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………………….16

2.1 Организация деятельности счетной палаты и специализированных органов Российской Федерации при осуществлении финансового контроля……….16

2.2 Осуществление финансового контроля со стороны Президента и Правительства Российской Федерации……………………………………..23

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………………………29

3.1 Направления развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2009-2011 годах…………………………….29

3.2 Проблемы и пути совершенствования действующей системы государственного финансового контроля…………………………………...33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39

Работа состоит из  1 файл

финансовый контроль.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

     Предварительный контроль, осуществляемый Счетной палатой, представляет собой комплекс экспертно-аналитических  и контрольных мероприятий, связанных с оценкой и анализом важнейших макроэкономических и бюджетообразующих показателей, доходных и расходных статей федерального бюджета; обобщающим результатом здесь является заключение Счетной палаты на представляемый Правительством РФ проект федерального бюджета. Палата постоянно отслеживает исполнение основных доходных и расходных статей бюджета в разрезе как функциональной, так и ведомственной структуры. В ходе анализа проекта бюджета его параметры сопоставляются с имеющейся по каждому из направлений деятельности Счетной палаты информацией об экономическом положении страны в целом, отдельных регионов и отраслей. Учитывается фактическое состояние, прежде всего финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета, внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений. Такое сопоставление позволяет подготовить заключение на проект федерального бюджета, дать оценку обоснованности и достоверности его основных параметров. В ходе работы над заключением и в дальнейшем - в ходе обсуждения проекта федерального бюджета в Государственной Думе - Счетная палата вносит предложения по корректировке тех бюджетных показателей, которые явно не соответствуют социально-экономическим реальностям [16, С.50].

     После законодательного утверждения федерального бюджета последний переходит  в режим оперативного контроля за его исполнением со стороны Счетной  палаты. Такой контроль осуществляется путем анализа полученной, обработанной и обобщенной информации о ходе исполнения бюджета, поступающей из различных источников. Информационным фундаментом оперативного контроля за исполнением федерального бюджета служат (таблица 1). 

     Таблица 1.

Элементы  оперативного контроля за исполнением федерального бюджета 

Содержание
1 База данных Счетной палаты, сформированная посредством ввода и обработки первичных платежных документов (явившихся основанием для проведения операций со средствами федерального бюджета), переданных Минфином и Банком России, а также ввода и обработки данных отчетности последних и других участников бюджетного процесса.
2 Иная существующая обязательная финансовая отчетность, предоставляемая рядом министерств и ведомств (Минфином, МНС, Мингосимуществом России, Минэкономразвитием и Госкомстатом России, другими государственными органами), Банком России и кредитными организациями, уполномоченными осуществлять операции со средствами федерального бюджета.
3 Специальные формы обязательной для участников бюджетного процесса финансовой отчетности,
4 Результаты оперативного контроля за исполнением федерального бюджета, осуществляемого по конкретным направлениям деятельности Палаты - в разрезе видов доходов, разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов функциональной классификации бюджетов Российской Федерации, ведомственной структуры расходов федерального бюджета, а также источников финансирования дефицита федерального бюджета.
5 Относящиеся к контролируемому периоду итоги контрольных мероприятий, осуществляемых Счетной палатой по поручениям палат Федерального Собрания и по своей инициативе.
6 Результаты выборочных экспресс- проверок по ограниченному кругу вопросов и объектов с целью уточнения оперативных данных
 

     Обработка массива информации, поступающей  из этих различных источников, позволяет повысить достоверность результатов оперативного контроля Счетной палатой исполнения федерального бюджета.

     Информация  о ходе исполнения федерального бюджета  обрабатывается постоянно, а итоговые данные подводятся ежемесячно. На их основе ежеквартально нарастающим итогом составляется оперативный отчет об исполнении федерального бюджета текущего года за три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и в соответствии со статьей 14 Закона «О Счетной палате Российской Федерации» направляется палатам Федерального Собрания по форме, согласованной с Советом Федерации и утвержденной Государственной Думой [8, С.51].

     После завершения финансового года Счетная  палата начинает подготовку к упомянутой третьей, заключительной, фазе - комплексной документальной ревизии уже исполненного бюджета, которая осуществляется на основании норм и положений статей 2, 9 и 11 Закона о Счетной палате РФ[8, С.56]. Цель ревизии - на строго документальной основе установить фактическое исполнение закона о федеральном бюджете В этой связи определяются объем и структура поступивших доходов и заимствований (по всем источникам), а также осуществленных расходов федерального бюджета (по разделам и подразделам функциональной классификации, по ведомственной структуре расходов, на финансирование программной части федерального бюджета); источники финансирования дефицита федерального бюджета Проверяются законность, целевое назначение и эффективность финансирования и использования средств федерального бюджета и операций с ними в ходе его исполнения; состояние организации, учета и отчетности исполнения федерального бюджета.

     В структуре Счетной палаты функционирует  специальная аудиторская служба, осуществляющая контроль за доходами от управления и распоряжения государственной собственностью, за эффективностью и целесообразностью ее использования.

     Объектами контроля за использованием федеральной  собственности являются прежде всего  государственные предприятия и  учреждения, хозяйственные общества и товарищества с долей участия Российской Федерации, федеральная недвижимость и зарубежная собственность.

     По  закону деятельность Счётной Палаты является гласной: все результаты должны освещаться в средствах массовой информации [8, С.61].

     Помимо  рассмотренных выше органов финансового контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например налогообложение или страхование.

     В связи с повышением роли налогов  в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимым выделение органов налоговой службы в особую систему. Главная задача налоговых органов - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

     Система налоговых органов, подчиняющаяся  Президенту РФ, включает Федеральную  налоговую службу, а также государственные  налоговые инспекции в субъектах  РФ и органах местного самоуправления [7, С.32]. Основное оперативное звено - городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.                                                         Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и  торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операции по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет [7, С.35].

          Для обеспечения экономической  безопасности РФ и укрепления  государственной дисциплины в  области налоговой дисциплины  созданы органы налоговой полиции,  ее территориальные и местные  подразделения.

             Налоговая полиция призвана решать следующие задачи (таблица 2). 

     Таблица 2

Задачи  налоговой полиции 

Задачи Содержание
1 Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений
2 Защита сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств  при исполнении ими служебных обязанностей
3 Предупреждение, выявление и пресечение коррупции  и налоговых органах.
 

     Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственном страховом надзоре РФ» была организована Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР «О страховании» от 27 ноября 1992 г.). В 1996 г. Госстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций [6, С.22].

     Департамент страхового надзора и территориальные  органы, помимо лицензирования страховой  деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности. Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

          Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение - Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками неполной или недостоверной информации, ЦБР в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера - отзыв лицензии и ликвидация банка [15, С.86].

          На Государственный таможенный  комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

     Деятельность  Федеральной службы по валютному  и экспортному контролю, созданной  в 1992 г., тесно связана с ЦБР и ГТК. Основной задачей Службы являются поиск и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве, позволяющих осуществлять беспрепятственный отток валютных активов за рубеж, создание банка данных потенциальных нарушителей валютного законодательства [1, С.56].

     Таким образом, на основании рассмотренных  теоретических положений можно  сделать вывод что служба по валютному и экспортному контролю имеет право проверять все финансовые документы организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поднимать вопрос о приостановлении лицензий на право осуществления такт операций в случаях выявления несоблюдения валютного и экспортного законодательства, непредставления отчетных документов. Кроме того, Службе приданы военизированные подразделения; они используются в разведовательно - карательных целях. Служба имеет право привлекать другие организации Российской Федерации в качестве агентов валютного контроля. 
 

    1. Осуществление финансового контроля со стороны  Президента и Правительства  Российской Федерации
 
 

     Контроль  за финансами со стороны президента РФ осуществляется в соответствии с  Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных  законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, министра Федеральной налоговой службы РФ, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка. В соответствии с Конституцией РФ Президент страны обращается с ежегодным бюджетным посланием к Федеральному Собранию.

     Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, образованное в соответствии с Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц [1, С.36]. Главное контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие - либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствующие контрольные или правоохранительные органы для принятия соответствующих мер. Таким образом, Президент РФ осуществляет финансовый контроль путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, министра Федеральной налоговой службы РФ, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка. Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ -структурное подразделение Администрации Президента, подчиняется непосредственно Президенту РФ [3, С.71]. Его функции: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Информация о работе Совершенствование системы государственного финансового контроля